Мастер-класс "Короткие игры на развитие концентрации"
статья

Тарый Саяна Чамзыевна

Мастер-класс для педагогов «Короткие игры на развитие концентрации»

Цель и задачи:

1.           Показать важность короткой игры на развитие концентрации.

2.           Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

3.           Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию концентрации.

Участники:  педагоги

Форма проведения: мастер-класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sayana_chamzyevna_1.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Короткие игры на развитие концентрации»

Цель и задачи:

  1. Показать важность короткой игры на развитие концентрации.
  2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
  3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию концентрации.

Участники:  педагоги

Форма проведения: мастер-класс

Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.  Я рада вас видеть сегодня друзья. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути, но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,  детей вы любите? Да ли нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать, вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать, приветствие кончилось   - можно начать.

Как вы думаете, для чего человеку нужно внимание? (ответы).

Кроме того, устойчивое внимание – залог успешного обучения ребенка в школе. Что же такое внимание? Да, без внимания было бы невозможно сосредоточиться на чем-либо, выделить из окружающего какой-либо предмет. Итак….

Внимание – способность человека сконцентрироваться на чем-либо, его сосредоточенность на определённом объекте. Благодаря вниманию из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, мы способны выбирать ту, которая значима или интересна для нас.

Для начала давайте проверим, все ли Вы внимательны.

Вспомните, какого цвета платок был на моей шее, когда я зашла в зал? (ответы ). Почему не все из вас обратили внимание на цвет моего платка? (ответы ) 

Вы правы, во-первых, ваше внимание было сосредоточено на том, как меня зовут и на теме нашей встрече, т. е. на другом объекте.

А во-вторых, не всем было ИНТЕРЕСЕН цвет моего платка, поскольку всегда привлекает что–то яркое. Следовательно, для того, чтобы что-либо привлекло наше внимание, необходимо, чтобы объект был нам интересен, и чтобы в этот момент не было какого-либо другого отвлекающего фактора.

Скажите, а если бы я вас заранее попросила запомнить цвет платка, количество правильных ответов увеличилось бы? (ответы ).

Вот и третье необходимое условие для проявления внимания – знание того, на какой предмет и какие его свойства нужно обратить внимание.

Попробуйте ответить, чем отличается внимание взрослого и ребёнка? Ответ ждать!

Верно, школьники не всегда могут целенаправленно («специально») сосредотачивать на чем-либо свое внимание.

Но детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей. Поэтому с ребенком нужно проводить упражнения для концентрации внимания.

Прежде всего, каждый педагог должен уяснить себе, что развитие внимательности у ребенка это очень трудоемкий и тяжелый процесс. Для того чтобы все получилось, нам - педагогам нужно соблюдать ряд определенных правил, которые помогут в этом нелегком деле. Чтобы достичь желанного эффекта, тренировать ребенка нужно регулярно до тех пор, пока не будут видны результаты. Во время тренировки внимания надо придерживаться определенных правил:

Первые тренировки по времени не должны превышать пяти или десяти минут. Абсолютно все упражнения нужно преподносить как развлекательную игру, которая будет нравиться ребенку. 

Давайте с вами немного поиграем и попробуем на себе эффект полезных игр. И в последующем будем использовать их в воспитании своих учащихся.

В 4 классе изучая отрывок «Черликпен» из романа С.Тока «Араттын созу» «Слово Арата», также стихотворении «Шиижекчигеш» можно попробовать играть следующих ряд  игр.

 Игра “Эстафета”.

Когда вы читаете произведение, задавайте ребенку вопросы после каждой прочитанной главы о том, что происходило с героями, где они находились, что они говорили. Прежде чем перейти к чтению следующей главы, пофантазируйте вместе о том, что произойдет с героями дальше. Этим вы создадите у ребенка дополнительный мотив следить за сюжетом более внимательно, чтобы позднее сравнить вашу совместную версию с авторской.

Прежде чем ответить на вопрос какой он? (Черликпен?)

Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок находят слова как именно написано в произведении.

Слова для справок: туруштуг, ээрер, коданчы, куштуг, бодуун, бодунун кужунге бузурелдиг, таагыланчак аар кудуруктуг, ээзин кадарып карактаар, дидим, коргуш чок.

Игра «Письмо литературному персонажу»

Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором  поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.

Например: при изучении отрывка «Черликпен» из романа  С.Тока  «Араттын созу» учащиеся пишут письма в поддержку Черликпену,

Майгын-оол Али: «Здравствуй, храбрый Черликпен! Ты вел себя хорошо, держался с большим достоинством в неравном бою. Ты еще раз доказал, о том, что Собака – лучший друг человека»

Доруж Аян: «Дорогой, Черликпен! Как же ты не побоялся воевать с волками. Когда я читала книгу, было очень страшно. Когда дочитала до конца, мне даже стало жалко тебя. Но ты все равно молодец!»  

Например, Письмо Анай-оол Ай-чырыы: «Здравствуй, Черликпен! Я знаю, ты очень умная  собака. Ты  верный друг семьи. Ты защитил своих хозяев от волков. В страшной схватке с волками, ты все таки победил. Жаль,  что ты умер! Я хочу, чтобы ты жил и помогал бедным!»

Игра «Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы. Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать синонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например: Черликпен какой? куштуг – шыырак, таагыланчак аар кудуруктуг – чудангы аар кудуруктуг, дидим – коргуш чок, бузурелдиг – идегелдиг, чолдак кара кулактарлыг – улуг эвес кара кулактарлыг, кырган ыт – улгады берген ыт.

Игра ассоциации. Педагог   называет слово, а ребенок говорит связанные с ним слова. Например:

Педагог: Черликпен

Ученик: верный

Педагог: собака

Ученик: друг

Педагог: голод

Ученик: страшный

Игра «Последовательность» Ребенок должен повторить предложение и добавить новое слово. Например, «Нам жалко героев из отрывка «Черликпен», ребенок продолжает потому что…. (они бедные и часто голодают)»

Игра «Перепутанные линии».

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию у детей сосредоточенности и концентрации внимания. С детьми можно составить план и специально его перепутать.

Например:

  1. Появление Черликпена в семье.
  2. Любовь к Черликпену.
  3. Страшная схватка с волками
  4. Гибель друга.

(Это верный план)

  1.  Появление Черликпена в семье.
  2. Любовь к Черликпену.
  3. Гибель друга.
  4. Страшная схватка с волками.

Педагог: - Мне, кажется, что здесь что-то не так… Как вы думаете? Что же не так?

Игра «Заметь все».

Раскладывают в ряд несколько предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на несколько секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, опять на несколько секунд, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Игра «Помоги героям»

Учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий.

Например, при изучении сказки в 4-м классе «Уш чуул эртемниг оол» учитель задает учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь мальчике избежать ошибок».

Также, на уроках особое место уделяю работе с загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».

Угадайте о ком идет речь?
(Воробей)

Эту загадку можно использовать при изучении сказки «Шиижекчигеш».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование коротких игр на развитие концентрации в учебном процессе способствует более успешному изучению материала, углублению знаний школьников; создает условия для творческого применения полученной на уроках информации в свободной форме. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого учащегося личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает им глубже понять, лучше почувствовать изучаемую ситуацию. Это в свою очередь требует от школьника мобилизации всех умений, побуждает осваивать все новые и новые знания, расширяет его кругозор. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»

«Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»(коррекционно-развивающее занятие педагога-психологапо коррекции познавательной сферы учащегося начальны...

Оптимизация физической деятельности по средствам развития концентрации внимания.

Взаимосвязь физического и психологического в человеке. Установление корреляционной связи между уровнем концентрации внимания и физической активности у детей 8-9 лет....