Хасаука
календарно-тематическое планирование (9 класс)

 

 «Вхождение Карачая в состав России.»

 

 

          « Россия и Карачай: вместе сквозь время будут жить века».

            Хасаукинское сражение 1828г. 191 год со дня вхождения Карачая в состав Российской империи».

 

               Депортация карачаевского народа.

 

Цели:

§  Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народа Карачая и Российского государства.

§  Формирование навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения.

§  Развитие и углубление знаний об истории родного края;

§  Воспитание у учащихся чувства национальной гордости, любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

 

1.    Организационный момент.

 

2.    Алим Газаев. Песня «Кавказ таула»

 

 

3.    Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 24.

 

Как плотно окутан Эльбрус облаками!

Туман по-над лесом завис…

Легко облака раздвигая руками,

Глазеет Хыйса сверху вниз.

И долго с небес на аулы взирая,

Промолвил Хыйса неспроста:

«Нет красивей на земле Карачая,

Неповторимые наши места.

Здесь горы. Могилы родных. Это знаю,

Что отчей земли нет милей…

И если враги победить нас мечтают-

Погибнут на нашей земле.»

Сказал и нагрянула сила большая,

Готовься к отпору,народ Карачая!

 

4.Чтец.

 

Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 25.

 

Затих аул. И дремлет лес в молчание,

Не спит в ночи лишь горец-часовой…

«Вставайте все! С гяуром будет бой!»-

Над лесом вдруг взметнулся крик отчаянья.

Дрожал луч солнца над лесной опушкою,

Как побледнел предатель Амантиш,

Когда взорвалась над горами тишь

Винтовками солдатскими и пушками.

А русский генерал сказал с иронией:

Спасибо, мол,что вовремя помог

Дороги Карачая, видит Бог,

Теперь открыты и для постороннего.

Ещё никто не знал на той войне,

Что будет мир зачат в крови,огне.

 

 

5.Чтец. Хапаева Амина

Этногенез.

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. 

В формировании карачаевского этноса, которое закончилось предположительно в XIII—XIV веках, принимали участие, главным образом, аланы и местные горские племена кобанской культуры, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры.

Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на условно обозначенной территории Карачая и Балкарии.После монгольского нашествия предполагаемые предки карачаевцев половцы были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.

На территории нынешней КЧР, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании, именуемая в летописях того времени Маас.

Известную роль в их формировании сыграли ираноязычные племена, этнически близкие скифо – сарматам. Однако следует отметить, что «асы» и «аланы» не одно и тоже. Подтверждение тому, что осетины – предки алан - называют себя «иронами», а своих западных соседей, т.е. балкарцев, «асами» (осами). По сообщению римского историка Аммиана Марцеллина, имя «алан» объемляет много соседних народностей, покоренных ими и «объединенных в одном имени победителей».

Именно те аланы, которые были перемещены в горные районы в результате гуннского нашествия на Северный Кавказ, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Об этом красноречиво свидетельствуют культурные и языковые параллели между осетинами и карачаево – балкарцами. Даже у этих народов множество примеров одинаковых фамилий, не говоря уже о схожести во многом их материальной и духовной культуры. В топонимике Балкарии и Карачая тоже есть отчетливый аланский слой.

Кроме этого, в языке осетин, балкаро – карачаевцев ученые отмечают наличие более 200 лексических параллелей. Много параллелей также в декоративно – прикладном искусстве, строительном деле этих народов. Немало одинаковых персонажей и сюжетов в нартском эпосе осетин и карачаево – балкарцев. Аланское влияние на формирование этих народов еще усилилось после татаро – монгольского нашествия на Северный Кавказ в 20-е гг. ХIII в., в результате чего немалая часть алан пробралась в горы, в итоге чего образовалась осетинская народность. А та часть алан, которая поселилась в среду соседних племен, приняла участие в формировании балкаро – карачаевцев.

Таким образом, на основе лингвистических, антропологических, археологических и этнографических данных можно утверждать, что до Х111в. на территории Балкарии и Карачая проживали аланы, говорившие на языке, близком к дигорскому диалекту осетинского языка. Кроме этого, у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и с остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево – балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего со стороны осетинского языка.

Исходя из всего этого, можно заключить, что в формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V- XIII вв. имели значительное влияние на Северном Кавказе.

 

6. Проектно-исследовательская работа Боташева Марата .

История вхождения Карачая в состав России.

В первой трети XIX в., как уже указывалось выше, противоборство между Османской и Российской империями за контроль над Северным Кавказом разгорелось с новой силой. В 1824 г.,вышедший из Анапы отряд Гасан-паши совершил рейд в Закубанье, которое, согласно Бухарестскому трактату 1812г.,
входило в орбиту влияния Стамбула (граница между двумя империями определялась по Кубани), Карачай, находившийся в самых верховьях Кубани, представлял собой спорную территорию, на которую претендовали обе державы. В начале 1820г. анапский паша, являвшийся наместником султана на Северо-
Западном Кавказе, признал за князем Исламом Крымшамхаловым (Ачахмат улу) титул "вали Карачая", т.е. губернатора.В то же время русское командование также держало Карачай под пристальным вниманием. И это было вполне объяснимо,ибо через его территорию проходили стратегические пути, перевалы, соединяющие Закавказье с Северным Кавказом.

В 1812 г. основные сведения о карачаевцах были внесены в "Военно -топографическое и статистическое описание" горских областей, которое составил полковник А.М. Буцковский. В описании указывались данные о военном потенциале Карачая: "В обитаемых ими горах находится свинцовая и железная руда, из коих выделывают пули и плавят железо, серной золы также много находится, кою и употребляют для делания пороха .... Ныне их считается до 600 дворов, кои около 1000 воинов вооружить могут". И далее говорится: "В больших им принадлежащих лесах находится отличный строевой сосновый лес, который они охотно к Баталпашинскому карантину за умеренные цены доставлять берутся". Из этихописаний следует, что в начале века карачаевцы поддерживали весьма добрососедские отношения с русскими.

Как отмечалось выше, 25 июня 1826 г. командующий войсками Кавказской линии кн. Горчаков подписал с карачаевцами договор о нейтралитете (см. выше). Обе стороны брали взаимные обязательства, "чтобы ни с русской стороны Кара-
чаю, ни со стороны Карачая не было делаемо никогда ничего неприязненного". У.Д. Алиев, в этой связи писал, что"карачаевцам было положено не пропускать через свои владения "недоброжелательных" российскому царизму людей и за
то им великодушно разрешали выход из карачаевской котловины в плоскогорье для пастьбы скота на "русских" якобы пастбищах и приобретать себе продукты первой необходимости...". Несмотря на то, что этим договором российская сторона де-факто признала политическую самостоятельность Карачая, договор со стороны карачаевцев, в известной мере, носил вынужденный характер. Царские войска блокировали выходы из ущелий на северные плоскогорья, т.е. фактически держали Карачай в состоянии экономической блокады. Это обстоятельство вызывало понятное раздражение среди горского населения. Недовольство проявлялось и в среде княжеской верхушки Карачая. Вали Ислам Крымшамхалов держался протурецкой ориентации и видел в Османской империи единственную силу, способную помочь сохранению самостоятельного политического бытия Карачая. На единоверную Турцию ориентировалась и часть мусульманского населения края. С другой стороны- ряд биев справедливо опасалась похода русских войск. У всех на памяти был свежий пример Кабарды, которая подверглась до этого опустошительному походу генерала А.И. Ермолова. Турция
давно переживала упадок, ее позиции с каждой новой войной слабели почти повсеместно - в Египте, на Балканах, на Кавказе. Объективно - Стамбул не имел возможности ничем существенным помочь своим единоверцам на Кубани, по крайней мере, вплоть до середины XIX в.

Новый командующий войсками на Кавказской линии генерал Г.А. Емануель обвинил анапского пашу в нарушении заключенных соглашений, заявил о праве России на Карачай. Генерал потребовал от карачаевцев выдачи аманатов
(заложников), на что те ответили, что "будучи единоверцами турок, они уже присягнули султану и изменить клятве не могут". Естественно, такое положение дел совершенно не устраивало царское командование. Емануел обвинил карачаевцев в том, что они совершают набеги, укрывают у себя беглых рус- 
ских и т.п. "В последнее время не было набега, в котором не участвовали бы карачаевцы, не было партий непокорных, русских, которые бы не находили приюта в их владениях. Пока существовал этот приток закубанских абреков, имевших для них значение стратегической цитадели, до тех пор от наших военных операций нельзя было ожидать сколько-нибудь удовлетворительного результата", - писал генерал.

Военная экспедиция в Карачай была осуществлена осенью 1828 г. Отряд генерала Антропова двинулся вверх по Кубани к Каменному Мосту (близ совр. Карачаевска). Известие об этом заставило карачаевцев направить навстречу наступавшим значительную часть своих сил, которая могла в условиях теснин Аман-Ныхыта не только задержать, но и остановить противника. Однако это был отвлекающий маневр русского командующего. При помощи князя Тенгизбия (Амантиша) Дудова и полковника князя Атажуко Атажукина Емануел пошел
в Карачай окружным путем - к Худесскому ущелью. Здесь соединились две колонны - одна под начальством самого Емануеля, шедшая из Бургустана и другая - генерала Турчанинова,шедшая из Кабарды. 20 октября 1828 г. у горы Хасаука произошло 12-часовое сражение, окончившееся поражением кара- 
чаевского ополчения. В народных песнях "Хасаука" и "Умар"описываются драматические сцены этого сражения, решившего судьбу небольшого (около 700 дворов) народа. Судьбу Карачая решили несколько факторов: малочисленность, военно-техническая отсталость, предательство ....
21 октября войска Емануеля двинулись беспрепятственно к аулу Карт-Джурт. Вышедшая навстречу делегация карачаевских верхов во главе с олием встретила командующего и имела с ним беседу. Здесь же было подписано прошение о принятии карачаевцев в подданство российскому престолу. В нём отме- 
чалось "... обязуемся отныне и впредь ни в чём не провиниться против России, и виновных людей, как-то кабардинцев и прочих, - к себе отнюдь не принимать и к ним не приобщаться,быть всегда Российскому пристолу верноподданным ... ."

Однако процесс действительного присоединения Карачая к России был многолетним и не ограничивался подписанием прошения и принятием присяги. Некоторые представители духовенства вообще считали присягу, данную "неверным" незаконной. Вскоре после ухода царских войск, особенно в начале
1830-х годов, карачаевцы посчитали себя не обязанными выполнять данную под принуждением присягу. Как отмечал командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал барон Г.В. Розен, карачаевцы "продолжали пропускать хищников"(так царский генерал называет закубанских горцев, адыгов, бо- 
ровшихся за свою независимость, - прим. ред.) через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничествах". В ответ на это, аманаты, взятые у карачаевцев Емануелем в качестве гарантии соблюдения присяги (среди них был и сын валия) были отправлены в начале 1833 г. в Дмитровский полубатальон
военных кантонистов. Тем не менее, встревоженное событиями в Карачае, царское командование направило туда для переговоров штабс-капитана Генштаба кн. И.В. Шаховского, перед которым стояла цель добиться возобновления присяги на верно подданство России. Князья, чьи сыновья находились в аманатах,
особо не возражали и в 1834 г. вновь дали присягу. По новому соглашению, царское командование назначало приставом Карачая "одного из преданных нам (России - ред.) кабардинских князей". (Одним из таковых был соратник предателя А. Дулова полковник Атажукин, родственник некоторых карачаевских
биев). В связи с возобновлением присяги русское командование вернуло прежних аманатов на родину, но взамен их карачаевцы должны были "давать по одному аманату от старшин и вольного народа".

Это соглашение привносило принципиально новые элементы в систему управления Карачаем. Если до 1834 г. карачаевцы продолжали управляться своими биями во главе с олием, который в качестве верховного правителя считался высшим административным лицом, то отныне вводился институт пристава. Карачаевский народ, таким образом, отныне образовывал особое приставство, управляемое лицом, назначаемым русским командованием. Как отмечала В.П. Невская, часто во главе приставств назначались российские офицеры, нередко и из горцев,но другой национальности и "только в виде исключения за особые заслуги перед самодержавием, тот или иной феодал назна- 
чался приставом своего народа" (например, в 1850-е годы приставами карачаевского народа назначались осетины – войсковой старшина Тургиев, есаул Мистулов и др.).
В 1848 г. к Карачаевскому приставству были присоединены некоторые абазинские аулы. В 1856-57 гг. существовало на территории Карачая еще одно приставство - Тебердинское, которое позже было присоединено к Карачаевскому приставству.
Наконец, в 1861 г. Карачаевское приставство было объединено с
приставством тохтамышских аулов в одно - Верхне-Кубанское. Таким образом, система приставств ("военно-народных управлений") просуществовала в течение всей Кавказской войны.

Вплоть до середины XIX в. ситуация в Карачае не отличалась стабильностью. Глава местного духовенства - кадий Карачая Магомет Хубиев (Кадох улу) в 1840-50-х гг. поддерживал тесные связи с закубанскими черкесами и владетельным князем Абхазии Михаилом Шервашидзе, отстаивавшим идею самостоятельности своей земли. Один из лидеров адыгского газавата князь Сефер-бей Зан в 1837 г. посылал в Карачай в качестве своего эмиссара Андрея Хоя, по происхождению карачаевца, который мальчиком был взят в аманаты, обучался в России, побывал
в Германии и Англии, владел рядом европейских языков. В 1845 г. второй наиб Шамиля в Черкесии Сулейман-Эфенди двинулся к верховьям Кубани, с целью соединиться с абазинами и карачаевцами, а оттуда двинуться в Кабарду. Однако войска наиба не смогли преодолеть сопротивления сильного русского отряда, за- 
блокировавшего вход в верховья Кубани, т.е. в Карачай, и вынуждены были повернуть обратно. В 1854 г. кадию удалось увлечь за собой часть карачаевцев, изъявивших готовность выступить против царских войск. По просьбе Хубиева к верховьям Кубани на соединение двинулся третий наиб Шамиля - Маго- 
мет-Амин. Однако русским стало известно об этом; к воротам Карачая - Каменному Мосту был направлен из Кисловодской крепости отряд барона Унгерн-Штернберга, Хумаринский отряд был приведен в боевую готовность, а часть царских войск, во главе с генералом Евдокимовым, двинулась к Марухе. Как отмечал У.Д. Алиев, "предвиделись приготовления больших сил, мо- 
гущих отрезать и запереть вождя горцев Магомет-Амина в горном треугольнике в верховьях Зеленчуков. Прибывшие из Карачая разведчики раскрыли Магомет-Амину опасность и большое войско Магомет-Амина принуждено было отступить". Лишивщись надежды на поддержку выступления, кадий Хубиев ушел в Абхазию, где, по некоторым данным, проживал около 10 лет.Позднее он был амнистирован, вернулся на родину на короткое время, вновь занял должность народного кадия.

 

В 1855 г., во время Крымской войны, часть карачаевцев пришла на помощь экспедиции Магомет-Амина в Абхазию, где М. Шервашидзе поднял восстание абхазцев за независимость.Имея целью не допустить разрастания антиколониального движения царская администрация старалась путем поощре- 
ний и различного рода дарований привлечь на свою сторону руководящую элиту горских обществ. Эта же политика применялась и в отношении карачаевских верхов. Представители местной аристократии - князья Бадра Крымшамхалов, Батоко Карамурзин и его брат Кючюк получили воинские звания офицеров русской армии (подпоручиков). Двое последних, еще при графе Евдокимове, были пожалованы 670 десятинами земли,впоследствии земельные наделы в частную собственность получили штабс-ротмистр Х.М. Крымшамхалов (1500 дес.), прапорщик Асланбек Крымшамхалов (600 дес.), упомянутый поручик
Бадра (500 дес.), поручик Абдрузак, Таусолтан Крымшамхаловы,а также поручик кн. Пшемахо и Ачахмат Дудовы (по 200 дес.) и др. Чин поручика и земельный надел в 500 дес. получил уздень Керти Салпагаров, чин юнкера и столько же земли – уздень Ожай Байчоров. Подобными методами царским властям удалось
вскоре стабилизировать обстановку в Карачае, который надолго стал одним из самых спокойных регионов Северного Кавказа,Таким образом, окончательное присоединение Карачая к Российской империи приходится на середину 1850-х годов.

 

7. Проектно-исследовательская работа Байчорова Анзора.

8. Просмотр видео. Подготовил Байчоров Анзор .

Хасаукинское сражение и присоединение Карачая.

20 октября 1828 года произошло кровопролитное 12 часовое Хасаукинское сражение в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Г.А. Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 войнов, численность войск генерала Эмануэля 1500 солдат. Несмотря на техническое и численное превосходство войска Эмануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений учитывая что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы унесшая две трети населения и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи.

В Карачай не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге. Условия этой присяги были не особо тяжелыми. Они во многом повторяли статьи договора от 1826 года. Карачаевцы обязывались не принимать у себя никого из непокорных горцев и не оказывать им помощь, возвратить всех пленных солдат и дезертиров, угнанный скот и другое похищенное в набегах имущество, не пропускать через свои земли отряды закубанских горцев, а если не были в состоянии это сделать, по причине их многочисленности, то давать знать о появлении неприятеля на ближайший российский пост. Было оставлено в неприкосновенности все внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату.

Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции — «Термопилами») “Термопилы Северного Кавказа, – доносил генерал, – взяты нашими войсками, и оплот Карачаева у подошвы Эльбруса, для всех горских народов враждебных против России, помощью Божией и храбростью войск, под личным моим предводительством разрушен.”

9. Чтец.

Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 28.

Довольно отвечать на силу силой,

Мы жизни сохраним, не согрешив,

Ответит дружбой Карачай России,-

Совет старейшин к вечеру решил,-

«Не будем больше продолжать сраженье….»

И в тот же день закончилось оно.

Не потерпели горцы пораженье-

Быть миру на земле их суждено!

С тех пор, сияет солнце ль в небе синем,

Клубятся ль над Эльбрусом облака,

Мы, карачаевцы, верны России

И преданы ей будем на века!

И наша, и другая сторона

Сказали так: «Мир лучше, чем война!»

 

10. Чтец . Проектно-исследовательская работа Борлаковой Айшат

О народе.

Самоназвание - Къарачай; Численность - 300 тысяч человек; Расселение - Россия , КиргизияКазахстанГерманияСШАТурция;

Родственные народы - балкарцыкумыкикрымские татарыногайцы.

Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из тюркоязычных народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Численность в мире — 300 тысяч человек 2013, из них 195 тысяч — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 41,0 % населения, являясь самым многочисленным народом республики.

Антропологически карачаевцы принадлежат к кавкасионскому анропологическому типу.

Говорят на карачаево-балкарском языке кыпчакской группы тюркской семьи.

Карачаевцы, также как и их братский народ — балкарцы, проживают в долинах и на нижних склонах гор Центрального Кавказа, в долинах рек КубаниЗеленчукаМалкиБаксанаЧерека и других.

Традиционные места проживания карачаевцев: УчкуланХурзукКарт ДжуртАрхызДомбайТебердаУчкекенКарачаевскУсть-ДжегутаНовая ДжегутаСтарая ДжегутаКызыл КалаЭльтаркачКисловодскЧеркесск.

Язык и религия

Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится северо-западной ветви тюркских языков.Письменность до революции была на основе латиницы. В данный момент на основе кириллицы. Карачаевцы преимущественно мусульмане-сунниты (99 %).

Характер народа

Изолированный образ жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своем поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.

 

12. Чтец.

Народы- как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

 

Притча. « Ладная семья» .

И стала жить - поживать семья русских и карачаевцев, и занимала она совсем небольшую территорию на Кавказе. Любая работа спорилась у них в руках, а какие песни и танцы слышны были в минуты отдыха. Как видим семья- то была особая - мир и лад царили в ней.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди, что этой семье всё непочём. Решил узнать, как они добились такого лада и пришел к старейшине семьи.

-Скажи, что за секрет у вашей семьи?

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, затем передал лист владыке.  Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И все?- удивился владыка.

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже, вот и весь секрет нашей семьи.

А смысл притчи таков: Кавказ – это наш дом. Мы все против войны, мы должны учиться доброте и взаимопониманию, именно в дружбе наша сила!

 

12.  ЧТО БЫЛО ДО ДЕПОРТАЦИИ? Тебуев Али
Самое главное что было - это чувство национальной гордости, чувство родины, языка, государственности; что мы не сброд, а Народ, и имя наше - Карачай, и земля наша - Карачай. Национальное самосознание и историческая память - вот что проснулось, когда мы обрели свой национальный Дом - Карачаевскую АО. Без (своей!) автономии народ обречен. Тогда это все понимали - и народ, и его руководители.

Однако снова пришел на карачаевскую землю черный день 2 ноября, теперь уже не 1828 года (памятная дата Хасаукинской битвы), а еще более жестокого и беспощадного 1943 года. В третий раз нависла над карачаевским народом смертельная опасность полного уничтожения. Не сбывшуюся до конца мечту царских генералов попытался осуществить советский диктатор – Сталин. Без вины и причины без суда и следствия, без защиты, без права на аппеляцию - все карачаевцы "по национальному признаку" были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан и раскиданы по 558 точкам бескрайних туркестанских пустынь. Они были лишены имени, языка, Родины, истории. Геноцид продолжался 14 лет, и каждый год этой четырнадцатилетней истории оставил в душе народа неизлечимую рану, неизгладимый шрам.

Чтец. Стихотворение о депортации.

Кязим Мечиев «Выдержать!»

Ижаева Лейла


Все рушится. Все падает во тьму
Под черным ураганом выселенья.
О, дай, Аллах, народу моему
В годину эту страшную терпенья...

Я пожил, я немало видел бед,
Но что они в сравненье с той, что ныне?
Изгнанник я. И вот под старость лет
С родным народом маюсь на чужбине.

Уже тускнеет свет в моих глазах,
Но через все страданья и сомненья
Лишь об одном молю тебя, Аллах:
Народу моему пошли терпенья.

Слух пропадет и голос у меня,
Завоет пес мой, чувствуя тревогу,
И люди деревянного коня
Мне снарядят в последнюю дорогу.

Но жив пока, пока могу дышать
Под тяжким гнетом горестных событий,
Я не устану братьям повторять:
- Вы ненависти в сердце не копите!

На скачках проверяют скакуна.
Пройдем же сквозь хулу
и сквозь проклятья.
От горя, как от скверного вина,
Не обезумьте ? к вам взываю, братья!

Народ наш не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги.
Но не свернули с праведной тропы,
И, дай Аллах, нам не свернуть вовеки.

И головы летели наши в прах,
Когда мы с неприятелем сшибались,
И пламя гасло в наших очагах,
Но мы всегда народом оставались.

Знавали мы нашествия чумы,
Знавали наводненья и лавины,
Но горской чести не роняли мы.
Свидетели ? и горы, и долины.

Наш край родимый, как он далеко!
И хлеб изгнанья в нашем горле комом.
Да, выдержать такое нелегко.
Не выдержать ? покрыть себя позором.

Возьми слова Кязима, брат, возьми
И выстой в жизни под безумным гнетом.
Пока нам хватит силы быть людьми,
Мы на земле останемся народом.

 

Не будем пересказывать всю эпопею духовного сопротивления мужества карачаевского народа: они не забыли свой язык, фольклор, богатую литературу, не отреклись от мусульманской веры, помогавшей выжить и найти опору и поддержку в среде единоверцев, не забыли свою Родину и вернулись к ней в 1957 году.

Карачаевцы стали полноправными гражданами России, любящими и ценящими своё новое большое отечество, что они и доказали как на ниве мирного созидательного труда, так и на полях сражений и в страшное время депортации.

Билял Лайпанов


Только за первые два года геноцида (1943 —1944)
погибли 22 тысячи малолетних детей-карачаевцев...

Горящий очаг, закипающий чай,
И ветер молитву доносит...
"Когда мы поедем с тобой в Карачай?" —
Ребенок у матери спросит.

Она почерневший возьмет таганок,
Задумчиво сядет поближе:
"Поедем с тобою, поедем сынок..."
А голову клонит все ниже.

Украдкой лицо отвернет от огня,
Слезой затуманятся очи.
"Вот вырастешь скоро большой у меня,
Тогда и поедем, сыночек.

Тогда я в дорогу с тобой соберусь
Туда, где хорошие люди.
Ты горы увидишь, увидишь Эльбрус,
Они — как большие верблюды!

Там родина наша, сыночек, и там
Покой обретем и надежду.
Оставим мы здесь эту рухлядь и хлам,
Ходить будем в новой одежде!

Мы справимся — лишь бы cкopee ты poc –
И с бедами там, и с нуждою.
И станешь ты сильным, как горный утес,
А мама твоя — молодою.

Там горные реки — как чистый хрусталь,
Там звезды — как спелые сливы!
Ты станешь там смелым и твердым как сталь,
И стану я самой счастливой.

Там мед — загляденье, ешь-не-хочу!
Хлебать будешь прямо из бочек..."
"Я голоден, мама, я хлеба хочу!"
"Не плачь, дорогой, спи, сыночек".

13. Чтец. Вместе со всеми народами они пережили очистительные грозы "перестройки", исторический перелом 1991 года, и внесли в эти процессы ломки тоталитарного режима свой, в соразмерности с численностью нашего народа, совсем немалый, может быть, даже великий вклад.

14 .Чтец. Проектно-исследовательская работа Тебуева Азрета.

Известные личности Карачая.

«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…» А. Якубович «Северная пчела»

Деятели культуры

Политики

  • Алиев, Умар Джашуевич (1895—1937) — учёный-филолог, видный политический деятель советского периода, в октябре 1919 — марте 1920 гг. один из руководителей повстанческого движения в Дагестане, председатель революционного комитета Карачаево-Чекесской АО (1922). В 1921 г. первым в стране составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку.
  • Батдыев, Мустафа Азрет-Алиевич (род. 1950) — президент Карачаево-Черкесской Республики (20032008).
  • Семёнов, Владимир Магомедович (род. 1940) — главнокомандующий Сухопутными войсками России, первый президент Карачаево-Черкесской Республики.
  • Темрезов, Рашид Бориспиевич (род. 1976) — глава Карачаево-Черкесской Республики (с 2011).
  • Хубиев, Владимир Исламович (1932—2004) — глава Карачаево-Черкесской Республики (19951999).
  • Эбзеев, Борис Сафарович (род. 1950)-доктор юридических наук, член конституционного суда РФ, президент Карачаево-Черкесской Республики (20082011), член ЦИК РФ.
  • Боташев, Магомет Абдурзакович (1921—2006) — cоветский партийный, государственный деятель, офицер-артиллерист. В 1965—1979 гг. — председатель Карачаево-Черкесского облисполкома, 1979-89 — заместитель председателя Торгового представительства СССР в ПНР. С 1989 по 1990 — персональный пенсионер союзного значения.

Спортсмены

Другие

 

«Карачаевцы представляют собой один из красивейших кавказских народов...

Характер у карачаевцев вспыльчивый; малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей...

Воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения: сын, который не подчинился воле отца и не исправился, несмотря на неоднократные увещевания, может быть приведен к дверям мечети, где его в присутствии всех жителей деревни начинают самым серьезным образом уговаривать изменить своё поведение. Если это не приводит к желаемому результату, родители изгоняют его.»

И.Ф. Бларамберг
- генерал-лейтнант Российской армии-1830-е гг.

 

Заключение.

 

Песня «Кавказ» .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hasauka.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вхождение Карачая в состав России.»

          « Россия и Карачай: вместе сквозь время будут жить века».

            Хасаукинское сражение 1828г. 191 год со дня вхождения Карачая в состав Российской империи».

               Депортация карачаевского народа.

Цели:

  • Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народа Карачая и Российского государства.
  • Формирование навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения.
  • Развитие и углубление знаний об истории родного края;
  • Воспитание у учащихся чувства национальной гордости, любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

  1. Организационный момент.

  1. Алим Газаев. Песня «Кавказ таула»

  1. Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 24.

Как плотно окутан Эльбрус облаками!

Туман по-над лесом завис…

Легко облака раздвигая руками,

Глазеет Хыйса сверху вниз.

И долго с небес на аулы взирая,

Промолвил Хыйса неспроста:

«Нет красивей на земле Карачая,

Неповторимые наши места.

Здесь горы. Могилы родных. Это знаю,

Что отчей земли нет милей…

И если враги победить нас мечтают-

Погибнут на нашей земле.»

Сказал и нагрянула сила большая,

Готовься к отпору,народ Карачая!

4.Чтец.

Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 25.

Затих аул. И дремлет лес в молчание,

Не спит в ночи лишь горец-часовой…

«Вставайте все! С гяуром будет бой!»-

Над лесом вдруг взметнулся крик отчаянья.

Дрожал луч солнца над лесной опушкою,

Как побледнел предатель Амантиш,

Когда взорвалась над горами тишь

Винтовками солдатскими и пушками.

А русский генерал сказал с иронией:

Спасибо, мол,что вовремя помог

Дороги Карачая, видит Бог,

Теперь открыты и для постороннего.

Ещё никто не знал на той войне,

Что будет мир зачат в крови,огне.

5.Чтец. Хапаева Амина

Этногенез.

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. 

В формировании карачаевского этноса, которое закончилось предположительно в XIII—XIV веках, принимали участие, главным образом, аланы и местные горские племена кобанской культуры, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры.

Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на условно обозначенной территории Карачая и Балкарии.После монгольского нашествия предполагаемые предки карачаевцев половцы были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.

На территории нынешней КЧР, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании, именуемая в летописях того времени Маас.

Известную роль в их формировании сыграли ираноязычные племена, этнически близкие скифо – сарматам. Однако следует отметить, что «асы» и «аланы» не одно и тоже. Подтверждение тому, что осетины – предки алан - называют себя «иронами», а своих западных соседей, т.е. балкарцев, «асами» (осами). По сообщению римского историка Аммиана Марцеллина, имя «алан» объемляет много соседних народностей, покоренных ими и «объединенных в одном имени победителей».

Именно те аланы, которые были перемещены в горные районы в результате гуннского нашествия на Северный Кавказ, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Об этом красноречиво свидетельствуют культурные и языковые параллели между осетинами и карачаево – балкарцами. Даже у этих народов множество примеров одинаковых фамилий, не говоря уже о схожести во многом их материальной и духовной культуры. В топонимике Балкарии и Карачая тоже есть отчетливый аланский слой.

Кроме этого, в языке осетин, балкаро – карачаевцев ученые отмечают наличие более 200 лексических параллелей. Много параллелей также в декоративно – прикладном искусстве, строительном деле этих народов. Немало одинаковых персонажей и сюжетов в нартском эпосе осетин и карачаево – балкарцев. Аланское влияние на формирование этих народов еще усилилось после татаро – монгольского нашествия на Северный Кавказ в 20-е гг. ХIII в., в результате чего немалая часть алан пробралась в горы, в итоге чего образовалась осетинская народность. А та часть алан, которая поселилась в среду соседних племен, приняла участие в формировании балкаро – карачаевцев.

Таким образом, на основе лингвистических, антропологических, археологических и этнографических данных можно утверждать, что до Х111в. на территории Балкарии и Карачая проживали аланы, говорившие на языке, близком к дигорскому диалекту осетинского языка. Кроме этого, у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и с остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево – балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего со стороны осетинского языка.

Исходя из всего этого, можно заключить, что в формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V- XIII вв. имели значительное влияние на Северном Кавказе.

6. Проектно-исследовательская работа Боташева Марата .

История вхождения Карачая в состав России.

В первой трети XIX в., как уже указывалось выше, противоборство между Османской и Российской империями за контроль над Северным Кавказом разгорелось с новой силой. В 1824 г.,вышедший из Анапы отряд Гасан-паши совершил рейд в Закубанье, которое, согласно Бухарестскому трактату 1812г.,
входило в орбиту влияния Стамбула (граница между двумя империями определялась по Кубани), Карачай, находившийся в самых верховьях Кубани, представлял собой спорную территорию, на которую претендовали обе державы. В начале 1820г. анапский паша, являвшийся наместником султана на Северо-
Западном Кавказе, признал за князем Исламом Крымшамхаловым (Ачахмат улу) титул "вали Карачая", т.е. губернатора.В то же время русское командование также держало Карачай под пристальным вниманием. И это было вполне объяснимо,ибо через его территорию проходили стратегические пути, перевалы, соединяющие Закавказье с Северным Кавказом.

В 1812 г. основные сведения о карачаевцах были внесены в "Военно -топографическое и статистическое описание" горских областей, которое составил полковник А.М. Буцковский. В описании указывались данные о военном потенциале Карачая: "В обитаемых ими горах находится свинцовая и железная руда, из коих выделывают пули и плавят железо, серной золы также много находится, кою и употребляют для делания пороха .... Ныне их считается до 600 дворов, кои около 1000 воинов вооружить могут". И далее говорится: "В больших им принадлежащих лесах находится отличный строевой сосновый лес, который они охотно к Баталпашинскому карантину за умеренные цены доставлять берутся". Из этихописаний следует, что в начале века карачаевцы поддерживали весьма добрососедские отношения с русскими.

Как отмечалось выше, 25 июня 1826 г. командующий войсками Кавказской линии кн. Горчаков подписал с карачаевцами договор о нейтралитете (см. выше). Обе стороны брали взаимные обязательства, "чтобы ни с русской стороны Кара-
чаю, ни со стороны Карачая не было делаемо никогда ничего неприязненного". У.Д. Алиев, в этой связи писал, что"карачаевцам было положено не пропускать через свои владения "недоброжелательных" российскому царизму людей и за
то им великодушно разрешали выход из карачаевской котловины в плоскогорье для пастьбы скота на "русских" якобы пастбищах и приобретать себе продукты первой необходимости...". Несмотря на то, что этим договором российская сторона де-факто признала политическую самостоятельность Карачая, договор со стороны карачаевцев, в известной мере, носил вынужденный характер. Царские войска блокировали выходы из ущелий на северные плоскогорья, т.е. фактически держали Карачай в состоянии экономической блокады. Это обстоятельство вызывало понятное раздражение среди горского населения. Недовольство проявлялось и в среде княжеской верхушки Карачая. Вали Ислам Крымшамхалов держался протурецкой ориентации и видел в Османской империи единственную силу, способную помочь сохранению самостоятельного политического бытия Карачая. На единоверную Турцию ориентировалась и часть мусульманского населения края. С другой стороны- ряд биев справедливо опасалась похода русских войск. У всех на памяти был свежий пример Кабарды, которая подверглась до этого опустошительному походу генерала А.И. Ермолова. Турция
давно переживала упадок, ее позиции с каждой новой войной слабели почти повсеместно - в Египте, на Балканах, на Кавказе. Объективно - Стамбул не имел возможности ничем существенным помочь своим единоверцам на Кубани, по крайней мере, вплоть до середины XIX в.

Новый командующий войсками на Кавказской линии генерал Г.А. Емануель обвинил анапского пашу в нарушении заключенных соглашений, заявил о праве России на Карачай. Генерал потребовал от карачаевцев выдачи аманатов
(заложников), на что те ответили, что "будучи единоверцами турок, они уже присягнули султану и изменить клятве не могут". Естественно, такое положение дел совершенно не устраивало царское командование. Емануел обвинил карачаевцев в том, что они совершают набеги, укрывают у себя беглых рус- 
ских и т.п. "В последнее время не было набега, в котором не участвовали бы карачаевцы, не было партий непокорных, русских, которые бы не находили приюта в их владениях. Пока существовал этот приток закубанских абреков, имевших для них значение стратегической цитадели, до тех пор от наших военных операций нельзя было ожидать сколько-нибудь удовлетворительного результата", - писал генерал.

Военная экспедиция в Карачай была осуществлена осенью 1828 г. Отряд генерала Антропова двинулся вверх по Кубани к Каменному Мосту (близ совр. Карачаевска). Известие об этом заставило карачаевцев направить навстречу наступавшим значительную часть своих сил, которая могла в условиях теснин Аман-Ныхыта не только задержать, но и остановить противника. Однако это был отвлекающий маневр русского командующего. При помощи князя Тенгизбия (Амантиша) Дудова и полковника князя Атажуко Атажукина Емануел пошел
в Карачай окружным путем - к Худесскому ущелью. Здесь соединились две колонны - одна под начальством самого Емануеля, шедшая из Бургустана и другая - генерала Турчанинова,шедшая из Кабарды. 20 октября 1828 г. у горы Хасаука произошло 12-часовое сражение, окончившееся поражением кара- 
чаевского ополчения. В народных песнях "Хасаука" и "Умар"описываются драматические сцены этого сражения, решившего судьбу небольшого (около 700 дворов) народа. Судьбу Карачая решили несколько факторов: малочисленность, военно-техническая отсталость, предательство ....
21 октября войска Емануеля двинулись беспрепятственно к аулу Карт-Джурт. Вышедшая навстречу делегация карачаевских верхов во главе с олием встретила командующего и имела с ним беседу. Здесь же было подписано прошение о принятии карачаевцев в подданство российскому престолу. В нём отме- 
чалось "... обязуемся отныне и впредь ни в чём не провиниться против России, и виновных людей, как-то кабардинцев и прочих, - к себе отнюдь не принимать и к ним не приобщаться,быть всегда Российскому пристолу верноподданным ... ."

Однако процесс действительного присоединения Карачая к России был многолетним и не ограничивался подписанием прошения и принятием присяги. Некоторые представители духовенства вообще считали присягу, данную "неверным" незаконной. Вскоре после ухода царских войск, особенно в начале
1830-х годов, карачаевцы посчитали себя не обязанными выполнять данную под принуждением присягу. Как отмечал командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал барон Г.В. Розен, карачаевцы "продолжали пропускать хищников"(так царский генерал называет закубанских горцев, адыгов, бо- 
ровшихся за свою независимость, - прим. ред.) через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничествах". В ответ на это, аманаты, взятые у карачаевцев Емануелем в качестве гарантии соблюдения присяги (среди них был и сын валия) были отправлены в начале 1833 г. в Дмитровский полубатальон
военных кантонистов. Тем не менее, встревоженное событиями в Карачае, царское командование направило туда для переговоров штабс-капитана Генштаба кн. И.В. Шаховского, перед которым стояла цель добиться возобновления присяги на верно подданство России. Князья, чьи сыновья находились в аманатах,
особо не возражали и в 1834 г. вновь дали присягу. По новому соглашению, царское командование назначало приставом Карачая "одного из преданных нам (России - ред.) кабардинских князей". (Одним из таковых был соратник предателя А. Дулова полковник Атажукин, родственник некоторых карачаевских
биев). В связи с возобновлением присяги русское командование вернуло прежних аманатов на родину, но взамен их карачаевцы должны были "давать по одному аманату от старшин и вольного народа".

Это соглашение привносило принципиально новые элементы в систему управления Карачаем. Если до 1834 г. карачаевцы продолжали управляться своими биями во главе с олием, который в качестве верховного правителя считался высшим административным лицом, то отныне вводился институт пристава. Карачаевский народ, таким образом, отныне образовывал особое приставство, управляемое лицом, назначаемым русским командованием. Как отмечала В.П. Невская, часто во главе приставств назначались российские офицеры, нередко и из горцев,но другой национальности и "только в виде исключения за особые заслуги перед самодержавием, тот или иной феодал назна- 
чался приставом своего народа" (например, в 1850-е годы приставами карачаевского народа назначались осетины – войсковой старшина Тургиев, есаул Мистулов и др.).
В 1848 г. к Карачаевскому приставству были присоединены некоторые абазинские аулы. В 1856-57 гг. существовало на территории Карачая еще одно приставство - Тебердинское, которое позже было присоединено к Карачаевскому приставству.
Наконец, в 1861 г. Карачаевское приставство было объединено с
приставством тохтамышских аулов в одно - Верхне-Кубанское. Таким образом, система приставств ("военно-народных управлений") просуществовала в течение всей Кавказской войны.

Вплоть до середины XIX в. ситуация в Карачае не отличалась стабильностью. Глава местного духовенства - кадий Карачая Магомет Хубиев (Кадох улу) в 1840-50-х гг. поддерживал тесные связи с закубанскими черкесами и владетельным князем Абхазии Михаилом Шервашидзе, отстаивавшим идею самостоятельности своей земли. Один из лидеров адыгского газавата князь Сефер-бей Зан в 1837 г. посылал в Карачай в качестве своего эмиссара Андрея Хоя, по происхождению карачаевца, который мальчиком был взят в аманаты, обучался в России, побывал
в Германии и Англии, владел рядом европейских языков. В 1845 г. второй наиб Шамиля в Черкесии Сулейман-Эфенди двинулся к верховьям Кубани, с целью соединиться с абазинами и карачаевцами, а оттуда двинуться в Кабарду. Однако войска наиба не смогли преодолеть сопротивления сильного русского отряда, за- 
блокировавшего вход в верховья Кубани, т.е. в Карачай, и вынуждены были повернуть обратно. В 1854 г. кадию удалось увлечь за собой часть карачаевцев, изъявивших готовность выступить против царских войск. По просьбе Хубиева к верховьям Кубани на соединение двинулся третий наиб Шамиля - Маго- 
мет-Амин. Однако русским стало известно об этом; к воротам Карачая - Каменному Мосту был направлен из Кисловодской крепости отряд барона Унгерн-Штернберга, Хумаринский отряд был приведен в боевую готовность, а часть царских войск, во главе с генералом Евдокимовым, двинулась к Марухе. Как отмечал У.Д. Алиев, "предвиделись приготовления больших сил, мо- 
гущих отрезать и запереть вождя горцев Магомет-Амина в горном треугольнике в верховьях Зеленчуков. Прибывшие из Карачая разведчики раскрыли Магомет-Амину опасность и большое войско Магомет-Амина принуждено было отступить". Лишивщись надежды на поддержку выступления, кадий Хубиев ушел в Абхазию, где, по некоторым данным, проживал около 10 лет.Позднее он был амнистирован, вернулся на родину на короткое время, вновь занял должность народного кадия.

В 1855 г., во время Крымской войны, часть карачаевцев пришла на помощь экспедиции Магомет-Амина в Абхазию, где М. Шервашидзе поднял восстание абхазцев за независимость.Имея целью не допустить разрастания антиколониального движения царская администрация старалась путем поощре- 
ний и различного рода дарований привлечь на свою сторону руководящую элиту горских обществ. Эта же политика применялась и в отношении карачаевских верхов. Представители местной аристократии - князья Бадра Крымшамхалов, Батоко Карамурзин и его брат Кючюк получили воинские звания офицеров русской армии (подпоручиков). Двое последних, еще при графе Евдокимове, были пожалованы 670 десятинами земли,впоследствии земельные наделы в частную собственность получили штабс-ротмистр Х.М. Крымшамхалов (1500 дес.), прапорщик Асланбек Крымшамхалов (600 дес.), упомянутый поручик
Бадра (500 дес.), поручик Абдрузак, Таусолтан Крымшамхаловы,а также поручик кн. Пшемахо и Ачахмат Дудовы (по 200 дес.) и др. Чин поручика и земельный надел в 500 дес. получил уздень Керти Салпагаров, чин юнкера и столько же земли – уздень Ожай Байчоров. Подобными методами царским властям удалось
вскоре стабилизировать обстановку в Карачае, который надолго стал одним из самых спокойных регионов Северного Кавказа,Таким образом, окончательное присоединение Карачая к Российской империи приходится на середину 1850-х годов.

7. Проектно-исследовательская работа Байчорова Анзора.

8. Просмотр видео. Подготовил Байчоров Анзор .

Хасаукинское сражение и присоединение Карачая.

20 октября 1828 года произошло кровопролитное 12 часовое Хасаукинское сражение в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Г.А. Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 войнов, численность войск генерала Эмануэля 1500 солдат. Несмотря на техническое и численное превосходство войска Эмануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений учитывая что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы унесшая две трети населения и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи.

В Карачай не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге. Условия этой присяги были не особо тяжелыми. Они во многом повторяли статьи договора от 1826 года. Карачаевцы обязывались не принимать у себя никого из непокорных горцев и не оказывать им помощь, возвратить всех пленных солдат и дезертиров, угнанный скот и другое похищенное в набегах имущество, не пропускать через свои земли отряды закубанских горцев, а если не были в состоянии это сделать, по причине их многочисленности, то давать знать о появлении неприятеля на ближайший российский пост. Было оставлено в неприкосновенности все внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату.

Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции — «Термопилами») “Термопилы Северного Кавказа, – доносил генерал, – взяты нашими войсками, и оплот Карачаева у подошвы Эльбруса, для всех горских народов враждебных против России, помощью Божией и храбростью войск, под личным моим предводительством разрушен.”

9. Чтец.

Дина Мамчуева. Поэма «Карачай», сонет № 28.

Довольно отвечать на силу силой,

Мы жизни сохраним, не согрешив,

Ответит дружбой Карачай России,-

Совет старейшин к вечеру решил,-

«Не будем больше продолжать сраженье….»

И в тот же день закончилось оно.

Не потерпели горцы пораженье-

Быть миру на земле их суждено!

С тех пор, сияет солнце ль в небе синем,

Клубятся ль над Эльбрусом облака,

Мы, карачаевцы, верны России

И преданы ей будем на века!

И наша, и другая сторона

Сказали так: «Мир лучше, чем война!»

10. Чтец . Проектно-исследовательская работа Борлаковой Айшат

О народе.

Самоназвание - Къарачай; Численность - 300 тысяч человек; Расселение - Россия , КиргизияКазахстанГерманияСШАТурция;

Родственные народы - балкарцыкумыкикрымские татарыногайцы.

Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из тюркоязычных народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Численность в мире — 300 тысяч человек 2013, из них 195 тысяч — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 41,0 % населения, являясь самым многочисленным народом республики.

Антропологически карачаевцы принадлежат к кавкасионскому анропологическому типу.

Говорят на карачаево-балкарском языке кыпчакской группы тюркской семьи.

Карачаевцы, также как и их братский народ — балкарцы, проживают в долинах и на нижних склонах гор Центрального Кавказа, в долинах рек КубаниЗеленчукаМалкиБаксанаЧерека и других.

Традиционные места проживания карачаевцев: УчкуланХурзукКарт ДжуртАрхызДомбайТебердаУчкекенКарачаевскУсть-ДжегутаНовая ДжегутаСтарая ДжегутаКызыл КалаЭльтаркачКисловодскЧеркесск.

Язык и религия

Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится северо-западной ветви тюркских языков.Письменность до революции была на основе латиницы. В данный момент на основе кириллицы. Карачаевцы преимущественно мусульмане-сунниты (99 %).

Характер народа

Изолированный образ жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своем поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.

12. Чтец. 

Народы- как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Притча. « Ладная семья» .

И стала жить - поживать семья русских и карачаевцев, и занимала она совсем небольшую территорию на Кавказе. Любая работа спорилась у них в руках, а какие песни и танцы слышны были в минуты отдыха. Как видим семья- то была особая - мир и лад царили в ней.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди, что этой семье всё непочём. Решил узнать, как они добились такого лада и пришел к старейшине семьи.

-Скажи, что за секрет у вашей семьи?

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, затем передал лист владыке.  Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И все?- удивился владыка.

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже, вот и весь секрет нашей семьи.

А смысл притчи таков: Кавказ – это наш дом. Мы все против войны, мы должны учиться доброте и взаимопониманию, именно в дружбе наша сила!

12.  ЧТО БЫЛО ДО ДЕПОРТАЦИИ? Тебуев Али
Самое главное что было - это чувство национальной гордости, чувство родины, языка, государственности; что мы не сброд, а Народ, и имя наше - Карачай, и земля наша - Карачай. Национальное самосознание и историческая память - вот что проснулось, когда мы обрели свой национальный Дом - Карачаевскую АО. Без (своей!) автономии народ обречен. Тогда это все понимали - и народ, и его руководители.

Однако снова пришел на карачаевскую землю черный день 2 ноября, теперь уже не 1828 года (памятная дата Хасаукинской битвы), а еще более жестокого и беспощадного 1943 года. В третий раз нависла над карачаевским народом смертельная опасность полного уничтожения. Не сбывшуюся до конца мечту царских генералов попытался осуществить советский диктатор – Сталин. Без вины и причины без суда и следствия, без защиты, без права на аппеляцию - все карачаевцы "по национальному признаку" были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан и раскиданы по 558 точкам бескрайних туркестанских пустынь. Они были лишены имени, языка, Родины, истории. Геноцид продолжался 14 лет, и каждый год этой четырнадцатилетней истории оставил в душе народа неизлечимую рану, неизгладимый шрам.

Чтец. Стихотворение о депортации.

Кязим Мечиев «Выдержать!»

Ижаева Лейла


Все рушится. Все падает во тьму
Под черным ураганом выселенья.
О, дай, Аллах, народу моему
В годину эту страшную терпенья...

Я пожил, я немало видел бед,
Но что они в сравненье с той, что ныне?
Изгнанник я. И вот под старость лет
С родным народом маюсь на чужбине.

Уже тускнеет свет в моих глазах,
Но через все страданья и сомненья
Лишь об одном молю тебя, Аллах:
Народу моему пошли терпенья.

Слух пропадет и голос у меня,
Завоет пес мой, чувствуя тревогу,
И люди деревянного коня
Мне снарядят в последнюю дорогу.

Но жив пока, пока могу дышать
Под тяжким гнетом горестных событий,
Я не устану братьям повторять:
- Вы ненависти в сердце не копите!

На скачках проверяют скакуна.
Пройдем же сквозь хулу
и сквозь проклятья.
От горя, как от скверного вина,
Не обезумьте ? к вам взываю, братья!

Народ наш не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги.
Но не свернули с праведной тропы,
И, дай Аллах, нам не свернуть вовеки.

И головы летели наши в прах,
Когда мы с неприятелем сшибались,
И пламя гасло в наших очагах,
Но мы всегда народом оставались.

Знавали мы нашествия чумы,
Знавали наводненья и лавины,
Но горской чести не роняли мы.
Свидетели ? и горы, и долины.

Наш край родимый, как он далеко!
И хлеб изгнанья в нашем горле комом.
Да, выдержать такое нелегко.
Не выдержать ? покрыть себя позором.

Возьми слова Кязима, брат, возьми
И выстой в жизни под безумным гнетом.
Пока нам хватит силы быть людьми,
Мы на земле останемся народом.

Не будем пересказывать всю эпопею духовного сопротивления мужества карачаевского народа: они не забыли свой язык, фольклор, богатую литературу, не отреклись от мусульманской веры, помогавшей выжить и найти опору и поддержку в среде единоверцев, не забыли свою Родину и вернулись к ней в 1957 году.

Карачаевцы стали полноправными гражданами России, любящими и ценящими своё новое большое отечество, что они и доказали как на ниве мирного созидательного труда, так и на полях сражений и в страшное время депортации.

Билял Лайпанов


Только за первые два года геноцида (1943 —1944)
погибли 22 тысячи малолетних детей-карачаевцев...

Горящий очаг, закипающий чай,
И ветер молитву доносит...
"Когда мы поедем с тобой в Карачай?" —
Ребенок у матери спросит.

Она почерневший возьмет таганок,
Задумчиво сядет поближе:
"Поедем с тобою, поедем сынок..."
А голову клонит все ниже.

Украдкой лицо отвернет от огня,
Слезой затуманятся очи.
"Вот вырастешь скоро большой у меня,
Тогда и поедем, сыночек.

Тогда я в дорогу с тобой соберусь
Туда, где хорошие люди.
Ты горы увидишь, увидишь Эльбрус,
Они — как большие верблюды!

Там родина наша, сыночек, и там
Покой обретем и надежду.
Оставим мы здесь эту рухлядь и хлам,
Ходить будем в новой одежде!

Мы справимся — лишь бы cкopee ты poc –
И с бедами там, и с нуждою.
И станешь ты сильным, как горный утес,
А мама твоя — молодою.

Там горные реки — как чистый хрусталь,
Там звезды — как спелые сливы!
Ты станешь там смелым и твердым как сталь,
И стану я самой счастливой.

Там мед — загляденье, ешь-не-хочу!
Хлебать будешь прямо из бочек..."
"Я голоден, мама, я хлеба хочу!"
"Не плачь, дорогой, спи, сыночек".

13. Чтец. Вместе со всеми народами они пережили очистительные грозы "перестройки", исторический перелом 1991 года, и внесли в эти процессы ломки тоталитарного режима свой, в соразмерности с численностью нашего народа, совсем немалый, может быть, даже великий вклад.

14 .Чтец. Проектно-исследовательская работа Тебуева Азрета.

Известные личности Карачая.

«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…» А. Якубович «Северная пчела»

Деятели культуры

Политики

  • Алиев, Умар Джашуевич (1895—1937) — учёный-филолог, видный политический деятель советского периода, в октябре 1919 — марте 1920 гг. один из руководителей повстанческого движения в Дагестане, председатель революционного комитета Карачаево-Чекесской АО (1922). В 1921 г. первым в стране составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку.
  • Батдыев, Мустафа Азрет-Алиевич (род. 1950) — президент Карачаево-Черкесской Республики (20032008).
  • Семёнов, Владимир Магомедович (род. 1940) — главнокомандующий Сухопутными войсками России, первый президент Карачаево-Черкесской Республики.
  • Темрезов, Рашид Бориспиевич (род. 1976) — глава Карачаево-Черкесской Республики (с 2011).
  • Хубиев, Владимир Исламович (1932—2004) — глава Карачаево-Черкесской Республики (19951999).
  • Эбзеев, Борис Сафарович (род. 1950)-доктор юридических наук, член конституционного суда РФ, президент Карачаево-Черкесской Республики (20082011), член ЦИК РФ.
  • Боташев, Магомет Абдурзакович (1921—2006) — cоветский партийный, государственный деятель, офицер-артиллерист. В 1965—1979 гг. — председатель Карачаево-Черкесского облисполкома, 1979-89 — заместитель председателя Торгового представительства СССР в ПНР. С 1989 по 1990 — персональный пенсионер союзного значения.

Спортсмены

Другие

«Карачаевцы представляют собой один из красивейших кавказских народов...

Характер у карачаевцев вспыльчивый; малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей...

Воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения: сын, который не подчинился воле отца и не исправился, несмотря на неоднократные увещевания, может быть приведен к дверям мечети, где его в присутствии всех жителей деревни начинают самым серьезным образом уговаривать изменить своё поведение. Если это не приводит к желаемому результату, родители изгоняют его.»

И.Ф. Бларамберг
- генерал-лейтнант Российской армии-1830-е гг.

Заключение.

Песня «Кавказ» .