Занятие педагога дополнительного образования Котовой Елены Михайловны Игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма»
план-конспект

Котова Елена Михайловна
Введение в дополнительную общеобразовательную программу «Юные туристы-экологи» игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма» в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Туристско-краеведческая». 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

        Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Михайловна.

Дети отвечают:…

Я - участница Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», приехала к вам из города Курска, работаю педагогом дополнительного образования в Курском областном центре туризма, руковожу детским объединением «Юные туристы-экологи».

Моя цель: познакомить вас с основными направлениями программы «Юные туристы-экологи».

На занятиях мы с ребятами, вашими ровесниками, знакомимся с основами туризма, краеведения и экологии, в течение учебного года работаем с компасом и картой, учимся преодолевать препятствия, изучаем природу, историю и культуру нашей малой родины, на каникулах – мы много путешествуем по родному краю.

Кто из вас знает, каким другим словом можно заменить слово «путешествие»?

Ответы детей: …

А как называют  людей, которые ходят в походы?

Ответы детей: …

Туристы – это самые дружные и общительные люди. Они легко знакомятся и принимают в свой круг новичков.  А поскольку, вы, ребята, новички, давайте познакомимся, и попробуем создать команду настоящих единомышленников!        

Я прошу подойти ко мне двух мальчиков (называю их по именам, т.к. у детей есть бейджи с именами), а они в свою очередь,  называя своё имя, выберут по одной девочке, называя её по имени, в свою команду, со словами: «Меня зовут…Я выбираю …(имя)», а девочки, в свою очередь, выбирают по мальчику, называя их имена,  и так далее.

Дети выполняют задание.

        Перед самым отъездом в Оренбург я получила письмо, которое ещё не успела прочитать. И так как мы с вами теперь друзья и вы моя команда, то я вам доверяю, и вместе с вами хочу прочитать его. Давайте посмотрим, что там написано?

Педагог читает письмо: ….

         Ребята, а вы знаете, что такое экспедиция?    

Ответы детей:…

Экспедиция - это путешествие отряда, с исследовательской целью.

Я уверена, что мои ребята с радостью согласятся отправиться в такое путешествие.  А вы хотите участвовать в экспедиции?

Ответы детей:

Время не ждет, мы прямо сейчас начнем готовиться!

Но прежде, чем отправиться в поход, турист должен изучить местность, по которой предстоит путешествовать, разработать маршрут, подготовить снаряжение, научиться оказывать первую помощь и преодолевать препятствия, знать правила поведения в походе и, конечно, помнить о технике безопасности.

Настоящий турист знает: в любом походе, путешествии или экспедиции настроение в группе будет хорошим, а любые расстояния будут преодолеваться легко, если каждый участник будет четко знать и выполнять свои обязанности и помогать другим. 

Нам нужно  распределить должности в нашей группе и для этого мы отправляемся с вами в виртуальное путешествие в мир туризма.

И первая точка нашего маршрута: «Головоломка».

Вот вам первое задание…

Задание 1.

Перед вами на экране картинка, рассмотрите её очень внимательно и постарайтесь ответить все вопросы. Тут есть подсказки-стрелочки.

  1. Сколько туристов живет в этом лагере? 
  2.  Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? 
  3.  На чем они сюда приехали? 

(По итогам задания педагог назначает командира и помощника командира.)

По маршруту точка «Краеведение». 

Ребята, а вы знаете кто такой «краевед»?   Чем он занимается?

Ответы детей…

Краевед изучает свой край, его историю, природу, культуру. Краеведы Курска изучают прошлое и настоящее своего города, а ваши земляки-краеведы стремятся больше узнать о городе Оренбурге, его жителях, о его истории.

        Кстати, судьба этих двух городов имеет общие черты – несколько веков назад и Курск, и Оренбург были городами-крепостями. Но Курск почти на 700 лет старше Оренбурга.

А вам я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание 2.  

Каждой команде я даю набор карточек, на которых изображены символы и достопримечательности двух регионов (областей).

Необходимо отобрать изображения, которые связаны с Оренбуржьем.

Ответы детей (поочередно из обеих команд):

- культурный комплекс «Национальная деревня»;

- памятники поэту и писателю А. С. Пушкину;

- оренбургский пуховый платок;

- пешеходный мост Европа-Азия - мост в Оренбурге через реку Урал (является символом города, делит его на 2 части построен в 1982 году).

А на оставшихся карточках изображены символы и достопримечательности Курского края:

- Курская магнитная аномалия;                         

- Курская Коренная пустынь;

- яблоко курская антоновка;

- и курский соловей.

 (По итогам задания, отвечавших ребят назначаем краеведами).

Новые задания нас ждут на следующих точках нашего маршрута «Переправная» и  «Туристское снаряжение».

        Ребята, все вещи, которые необходимы туристу в походе, называют снаряжением.

Задание 3.

         Перед вами стол, на котором находятся картинки с изображением туристского снаряжения, и не только! Вы  берёте  со стола только одну картинку с изображением предмета, который может пригодиться в походе, и относите её в рюкзак. На столе есть картинки с  предметами, которые могут и не понадобятся вам в походе, проявите внимательность и смекалку.  

        И будьте осторожны! Впереди болото! Как мы будем его преодолевать?

Ответы детей:  …

Преодолевая препятствие нужно всегда быть осторожными, помнить и соблюдать технику    безопасности!

(Переправа по кочкам. Звучит песня «Вместе весело шагать…»)

(По итогам задания  назначаем: завхоза по снаряжению - он отвечает за снаряжение группы,  заведующего питанием – он следит за наличием и расходом  продуктов,  физорга, который отвечает за физ.подготовку туристов, а того кто принёс аптечку назначим санитаром, который всегда сможет оказать первую помощь.)

Итак, мы продолжаем наше путешествие,

к следующей точке нашего маршрута «Ориентирование».  

Задание 4.

        Ребята, на столах расположены пазлы. Соберите их, и вы узнаете, что в походе помогает  туристу  не сбиться с пути.

Дети собирают картинки, на которых изображены карта Оренбургской области и компас

(По итогам этого конкурса мы назначаем старшего проводника, он работает с компасом и картой, выбирает маршрут движения и следит за ним).

Вот так мы незаметно подошли к  следующей точке нашего маршрута «Экология».

Настоящий турист-эколог путешествует, чтобы узнать что-то новое, проводит наблюдения; он всегда должен помнить, что природу нужно беречь и охранять. 

А если вдруг случаются непредвиденные экстремальные ситуации, природа всегда готова прийти нам на помощь.

Давайте представим, что группа туристов на время осталась без продуктов. Чем можно прокормиться в лесу?

Ответы детей:...

Задание 5.

        На нашей поляне растут   ягоды и грибы. Вы сможете отличить съедобные ягоды и грибы от не съедобных? Давайте наполним наше лукошко только съедобными грибами и ягодами.

 (По итогам задания назначаем эколога, который много знает об окружающем мире и заботится о         его         сохранении).

Ребята! Наша команда готова и основные должности распределены. Теперь вы можете с уверенностью сказать – Мы – одна команда!

Но для того, чтобы участвовать в походах и экспедициях, необходимо еще многое узнать, многому научиться. В Оренбурге есть детские объединения, где под руководством опытных педагогов можно заниматься туризмом, краеведением, экологией. И я верю, что через несколько лет вы станете настоящими исследователями родного края.

Вот мы и дошли до конечной точки нашего маршрута «Привал».  

А теперь отгадайте загадку:

На привале нам помог -

Суп сварил, картошку спек.

Для похода он хорош,

Да с собою не возьмешь.

 (Костер)

Для чего нужен костёр туристу?

Ответы детей:…

А еще вечером туристы любят собраться у костра и обсудить итоги прошедшего дня, спеть вместе самые любимые песни.

И так как наше занятие подходит к завершению, давайте вместе подведём его итоги у нашего импровизированного костра.

Рефлексия.

                Сегодня, ребята, вы немного окунулись в интересный, полный впечатлений мир туризма.

                Ребята, мне, хотелось бы услышать от вас, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

  1. Продолжите мое предложение: «Турист должен уметь ….».
  2. О каких должностях и обязанностях в отряде туристов вы узнали?
  3. В каких профессиях могут понадобиться навыки туриста?
  4. А какой вопрос вы хотите задать мне?

На память о нашем путешествии,   я дарю вам магнитики с изображением достопримечательностей Курского края, а дома в сети интернет, вместе с родителями, вы можете найти информацию о любой из этих достопримечательностей.

И теперь нам понадобится фотограф, который  нас сфотографирует на долгую память, а фотографии вы сможете увидеть на сайте Центра туризма, в котором я работаю, или на моём личном сайте педагога, они указаны на обратной стороне ваших значков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ посещения занятия - необходимое условие для улучшения качества дополнительного образования детей. Данная разработка методистам и педагогам дополнительного образования детей....

Публичное выступление педагога дополнительного образования Лопатиной Елены Михайловны

Публичное выступление отражает опыт работы педагога, его педагогическое кредо....

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Зайцевой Елены Эдуардовны

Портфолио содержит анализ  педагогической деятельности за 2011-2015гг. Перечислены результаты и достижения педагога-руководителя хореографического объединения "Фантазия" и театрального объединени...