Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии
методическая разработка
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_zanyatiyah_horeografii.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
Барсукова Мария Сергеевна
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.
Я – педагог дополнительного образования, руководитель хореографического коллектива «Aerodance» и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Это направление нашло отражение в авторской общеобразовательной программе «Звёздный ритм», цель которой состоит в воспитании новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
Первый год обучения (3-4 года). Происходит развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, осанки, стопы; музыкально-двигательной памяти. Получит возможность научиться освоить партерную гимнастику с предметом (мяч) и без предмета.
Второй год обучения (5-6 лет). Идёт формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата. Ребёнок в этом возрасте получит возможность научиться понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Третий год обучения (7-9лет). Развивается физическая сила, выносливость, координация, гибкость, ловкость, чувство ритма. В этом возрасте ребёнок получит возможность научиться элементарным представлением о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нрав¬ственного (душевного), социально-психологического (здо¬ровья семьи и школьного коллектива).
Четвёртый год обучения(10-12 лет). Развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти. Учащийся получит возможность научиться, самостоятельно поддерживать собственное здоровье и здоровье окружающих на основе использования навыков личной гигиены;
Пятый год обучения(13-14 лет).Развитие физических качеств, укрепление двигательного аппарата. Учащийся получит возможность научиться основам здорового образа жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Шестой год обучения(15-16 лет). Развитие работоспособности, готовности к труду, волевых качеств личности. В этом возрасте учащийся получит возможность научиться использовать зна¬ния о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Седьмой год обучения(17-18 лет). Совершенствовать технику пластичного танца. Учащийся получит возможность научиться регулировать состояние своего физического здоровья.
Программа, включающие здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.
Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.
Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:
• Формирование культуры здоровья
• Содействие формированию сознательного отношения ребенка к
своему здоровью, как естественной основе умственного,
физического и нравственного развития.
В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
*Подвижные музыкальные игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах. Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка благотворно влияет на детей. Музыка - это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.
*Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить более простыми для удобства запоминания их детьми.
*Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
*Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
*Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Наряду с постановочными и репетиционными занятиями в образовательный процесс по данной программе включён цикл мероприятий по здоровьсбережению «Я хозяин своего тела», спортивное туристское многоборье – «Спортивный уик-энд».
На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.
Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельку. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.
Список использованной литературы.
1. Анисимова Т.Б. Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
3. Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год.
4. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004
5. Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников. – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19
6. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).
7. Кочеткова Т.И. Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьников.// «Практика», №8, 2005, с.41
8. Шмелёва Н.В. Для профилактики нарушений осанки //«Начальная школа», №7, 2007, с.55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....
"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией"
Данный материал адремован педагогам ДО художественного напревления деятельности. (хореография)...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии
В Реферате описание использования здоровьесберегающих технологий из личного опыта работы.К сожалению неккоторые фотоматериалы по объему не поместились....
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией»
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией. На примере работы с детьми не обладающими высоким уровнем природных данных для занятиейхореографией...
ПРОТОКОЛ №3 Родительского собрания «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии» От 20.03.2018г.
ПРОТОКОЛ №3Родительского собрания«Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии»От 20.03.2018г....
План самообразования педагога дополнительного образования. «Аспекты здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии»
План самообразования педагога дополнительного образования....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии: Дыхание в движении
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии: Дыхание в движении...