Мотивация - необходимое условие эффективности обучения
статья
В статье освещаются вопросы мотивации обучения в дополнительном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мотивация обучения в дополнительном образовании | 130.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация – необходимое условие эффективности обучения
Богач Оксана Васильевна-педагог дополнительного образования,
заведующая музыкально-хоровым отделом ЦТР и ГО «На Васильевском»
Всё усиливающееся внимание к проблемам мотивации обучения не является случайным. Понимание механизмов формирования личности ученика способствует повышению качества обучения и воспитательной работы.
За любым поступком человека всегда кроются определенные цели. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремиться. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность, что вызывает определенные действия человека.
Мотивация – процесс формирования мотивов, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Исследование мотивационной сферы является актуальным, так как мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.
Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся-инструменталисты музыкально-хорового отдела ЦТР и ГО «На Васильевском» в возрасте 12-16 лет (31 человек), родители данных учащихся (26 человек), а также их педагоги (17 человек). Анкеты для детей и для родителей были составлены зеркально. Таким образом, чтобы была возможность соотнести ответы, сравнить мотивы детей и их родителей. В анкете для педагогов часть вопросов также совпадала.
Результаты исследования представлены в диаграммах, позволяющих проанализировать мотивационную сферу детей, родителей и педагогов, определить доминирующие мотивы к обучению музыке.
В основном мы ориентировались на три уровня мотивации: высокий, средний, низкий.
- Связываете ли вы свою будущую жизнь (жизнь своих детей) с музыкой?
Варианты ответов | Дети | Родители |
Да | 24% | 28% |
Еще не определился (не задумывался) | 41% | 40% |
Нет | 35% | 32% |
ДРУГОЕ
Дети:
- Буду ходить в филармонию, отдам своих детей в музыкальную школу
Родители:
- Хотелось бы, чтобы музыка оставалась важной и любимой частью жизни моего ребенка
- Да, но музыка, думаю, не будет её профессией
Основная часть детей и родителей еще не определились с тем, будет ли музыка связана с их профессией. Мнения родителей и детей по этому вопросу совпали. Процесс обучения построен так, что при желании и должном упорстве возможно дальнейшее профессиональное обучение. Несомненно, часть обучающихся, и очень небольшая, станет профессионалами. Другая часть станет просвещёнными любителями, хорошо разбирающимися в музыке слушателями.
- Как вы оцениваете свои (детей, учеников) достижения в занятиях музыкой?
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
Один из лучших | 20% | 28% | 13% |
Гораздо лучше других | 26% | 40% | 70% |
Учусь средне | 54% | 32% | 17% |
Самой высокой оценкой достижений в занятиях музыкой оказалась оценка педагогов. 70% педагогов считают, что их ученики гораздо лучше других, что говорит об удовлетворенности педагогов результатами своей педагогической деятельности. Оценки родителей почти равномерно распределились между вариантами ответов. 54% учащихся считают, что они учатся средне. Это может свидетельствовать об их заниженной самооценке.
3. Почему вы (ваши дети, ваши ученики) занимаетесь музыкой?
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
Чтобы продолжить музыкальное образование | 6% | 2% | 3% |
Нравится учиться музыке | 38% | 37% | 40% |
Хочет получить свидетельство | 4% | 6% | 3% |
Нравится выступать на сцене | 16% | 20% | 20% |
Оправдать ожидание родителей | 16% | 18% | 17% |
Оправдать ожидание педагога | 9% | 12% | |
Занятия позволяют пообщаться с друзьями | 4% | 4% | 6% |
ДРУГОЕ
Дети:
- Нравится процесс
- Для себя
- Для общего развития
- Я обязательно свяжу свою жизнь с музыкой
- Для сочинительства
Родители:
- Для занятия досуга
- Нравится педагог
Педагоги:
- По разным причинам
- Нравится педагог
В этом вопросе мнения учащихся, родителей и педагогов совпали. Абсолютное большинство отметили, что им нравится сам процесс обучения музыке. А также большинство отметили еще два мотива: «нравиться выступать на сцене» и «оправдать желание родителей». Таким образом, внутренняя мотивация всех участников процесса оказалась наиболее высокой, чем внешняя.
4. Удовлетворены ли вы своими музыкальными успехами (успехами ваших детей)?
Варианты ответов | Дети | Родители |
Да | 26% | 46% |
Иногда да, иногда нет | 74% | 54% |
Нет |
Несмотря на то, что дети оценивают свои музыкальные успехи как средние (см. пункт 2), в большей или меньшей степени они удовлетворены своими показателями. Удовлетворенность родителей успехами детей гораздо больше, чем у самих детей. Неудовлетворенных успехами нет.
5. Любите ли вы (ваши дети, ваши ученики) выступать на концертах?
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
Чаще да | 38% | 46% | 70% |
Бывает по-разному | 48% | 50% | 30% |
Скорее нет | 14% | 4% |
70% педагогов считает, что их учащиеся любят выступать на концертах. И считают, что среди их учеников нет тех, кто не любит выступать. Однако 14 % детей отметили, что они выступать не любят. Показатели родителей и детей находятся на средней отметке (50% считает, что «бывает по-разному»).
То, что исполнение на уроке и на эстраде, перед слушателями не одно и то же, известно каждому музыканту. Не подлежит сомнению, что во втором случае имеет место новый фактор – присутствие аудитории, воздействующей на нервную систему исполнителя. Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. У учащихся, которые выступать не любят, обычно недостаточно хорошо выучены произведения, отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение, не сформирована потребность в выступлении перед слушателями. Их внутренняя установка направлена не столько на исполнение произведения в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности.
6. Участвуете ли вы (ваши дети, ваши ученики) в фестивалях и конкурсах?
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
Да | 57% | 62% | 72% |
По просьбе педагога | 29% | 25% | 16% |
По просьбе родителей | 6% | 2% | |
Нет | 8% | 13% |
В настоящее время педагог поставлен в такие условия, когда он обязан выставлять своих учеников на фестивали и конкурсы (аттестация и т.д.) С другой стороны участие в конкурсах дает педагогу возможность оценить свой профессиональный уровень. Этим в первую очередь и обусловлено стремление представлять работу своих учеников на конкурсах и фестивалях. Очевидно, что потребность показать свои умения в конкурентной борьбе важна и для детей, и для их родителей. Хотя мнение педагога по этому вопросу зачастую является определяющим.
7. Выступая перед публикой
Варианты ответов | Дети | Родители |
Старается лучше передать образ музыкального произведения | 48% | 57% |
Старается произвести впечатление на слушателей | 27% | 25% |
Волнуется и выступление не приносит ему удовольствия | 15% | 14% |
Избегает публичных выступлений | 10% | 4% |
ДРУГОЕ
Дети:
- не делаю скучное лицо и играю;
- думаю вперед;
- стараюсь ни о чем не думать;
Родители:
- очень волнуется и старается как можно лучше сыграть;
- думаю, что занимается музыкой не только для того, чтобы выучить произведение и сдать;
- зависит от исполняемого репертуара.
«Вживание» в содержание художественного произведения является высшим уровнем художественно-эстетического сознания, позволяющего учащемуся пережить непосредственную эмоцию и получить эстетическое наслаждение от музыкального произведения. Несмотря на то, что стремление создать в аудитории определённое настроение, вызвать определённые образы и эмоции, держать в своих руках внимание слушателей связано с большей тратой сил и нервной энергии – это является ведущим мотивом публичных выступлений. Публичное выступление связано с формированием новых общественно ценных мотивов обучения, с формированием потребности «быть услышанным и понятым другими».п.7?
Стремление передать образ музыкального произведения связано как с внутренним мотивом, который выражает увлеченность процессом исполнения, так и с внешними мотивами (избегания неудач, достижение успеха…)
Варианты ответов | Педагоги |
Нравится выступать | 82% |
Выступают без удовольствия | |
Приходится настаивать, чтобы выступали | 18% |
Другое:
- очень по-разному;
- в зависимости от ученика и степени его подготовленности;
- желание родителей чаще видеть своих детей на сцене
Каждый педагог знает, что ничто так не мотивирует, как замаячившее на горизонте выступление. Причём, это относится как к учащимся, так и к родителям и самому педагогу. Для того чтобы выступить удачно, ученику необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Слагаемыми такого состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм учащегося адаптируется к сложной ситуации, и ученик привыкает справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптации не происходит. Поэтому учебная программа рассчитана так, чтобы на протяжении учебного года у каждого обучающегося было бы как минимум 6 публичных выступлений. Если же ученик играет на публику ещё чаще, адаптация к концертным выступлениям происходит успешнее.
8.На занятии по специальности вы (ваши дети, ваши ученики)…
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
С удовольствием погружаюсь в процесс работы | 34% | 53% | 23% |
Стараюсь точно выполнять требования педагога | 59% | 39% | 57% |
Обычно тут же забываю о замечаниях педагога | 7% | 8% | 20% |
ДРУГОЕ
Дети:
- с шуткой к нему отношусь;
- обычно прихожу уставшая, но материал запоминаю;
- средне между 2 и 3
Родители:
- работает по минимальной нагрузке;
- продуктивнее и эффективнее, чем дома
Педагоги:
- все по-разному, очень индивидуально;
- зависит от выбранного произведения;
- иногда процесс работы зависит от эмоционального настроения ребенка
Основной базой и первой предпосылкой развития исполнительского творчества является рациональная техническая школа, усваиваемая под руководством педагога. В широком обобщении методы педагогического воздействия сводятся, с одной стороны, к словесным объяснениям и критике исполнения ученика, с другой – к личному показу педагога. Третий вид воздействия – содействие высвобождению творческой функции исполнителя. Однако педагог может только приблизить исполнителя к той точке, на которой начинается настоящее художественное воплощение. Исполняя досконально требования педагога, и не пытаясь выйти за рамки этих требований, учащиеся рискуют не полностью раскрыть свой творческий потенциал.
Обращает на себя внимание и то, что педагоги и ученики на занятии основное внимание уделяют качеству работы, а родители ориентированы на то, чтобы ребёнок погружался в процесс работы с удовольствием.
9. Работая над программой
Варианты ответов | Дети |
Прослушиваю произведения данного композитора | 15% |
Слушаю разные интерпретации | 28% |
Много работаю самостоятельно, стремлюсь к определенной цели | 17% |
Предпочитаю трактовку педагога | 25% |
Думаю: «Быстрее бы сдать программу» | 15% |
ДРУГОЕ
- предпочитаю трактовку педагога, внося свои коррективы;
- стараюсь привнести в неё что-то своё
Проблема самостоятельного творческого мышления при обучении музыкальному исполнительству имеет два основных аспекта. Один из них связан с конкретным результатом деятельности, другой – со способами её осуществления. Результат напрямую зависит от того, как работал учащийся, добиваясь намеченных художественно-исполнительских целей, в какой мере его усилия носили творчески-поисковый характер. Проблема формирования самостоятельности у учащегося музыкально-исполнительского класса включает в себя в качестве основного компонента и то, что связано с умением инициативно, творчески созидательно заниматься на инструменте дома.
Большинство учащихся идет по пути наименьшего сопротивления, используя трактовку педагога или другого исполнителя, в ущерб поиску самостоятельных решений.
Помогаете ли вы ребенку работать над программой дома?
Варианты ответов | Родители |
Чаще да | 9% |
Иногда вместе слушаем произведения, обсуждаем их | 30% |
Контролирую качество занятий | 11% |
Контролирую продолжительность занятий | 18% |
Нет | 32% |
ДРУГОЕ
- слушаю, как играет и говорю, что не так;
- по просьбе ребенка, если возникает необходимость;
- иногда вместе обсуждаем, как получается;
Если учесть, что в опросе принимали участие родители детей от 12 до 16 лет, то мы увидим, что к этому возрастному рубежу значительная часть учащихся работает дома самостоятельно. Основное участие родителей в этом возрасте сводится к прослушиванию и обсуждению музыкальных произведений.
Выбирая программу ученикам
Варианты ответов | Педагоги |
Обращаюсь в библиотеку, ищу материал, слушаю музыку | 75% |
Выбираю уже знакомый материал | 25% |
Не особо задумываюсь об этом |
ДРУГОЕ
- сама ищу репертуар;
- использую материалы посещаемых конкурсов;
- по-разному;
- выбираю репертуар с учащимися, чтобы им нравилась музыка
Личная профессиональная позиция педагога музыки сказывается в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и реализации тех или иных музыкально-педагогических принципов. Выбор программы особенно важен, так как произведение, выбранное для работы должно быть основой для эстетической коммуникации с учащимся. Ведущей художественно-коммуникативной задачей является «заражение» ученика эстетическими эмоциями, подведение его к постижению личностного смысла музыкального произведения.
10. В каком режиме вы (ваш ребенок, ваш ученик) готовите домашнее задание по специальности?
Варианты ответов | Дети | Родители | Педагоги |
Ежедневно | 42% | 58% | 25% |
Накануне занятия | 50% | 26% | 33% |
По принуждению родителей | 4% | 8% | 9% |
Только на уроке с педагогом | 4% | 8% | 33% |
ДРУГОЕ
Дети:
- когда есть возможность и настроение;
- несколько раз в неделю;
- все свободное время пытаюсь проводить за фортепиано;
- по мере успеваемости;
- когда есть свободное время
Родители:
- в свободное время (3 раза в неделю);
- когда есть свободное время;
- если есть желание поработать;
- 30-40 минут обычно самостоятельно, с педагогом перед конкурсом больше;
- не ежедневно, по возможности;
- старается заниматься ежедневно, иногда уезжаем на выходные, пропуская 2 дня
Педагоги:
- все по-разному
Без достаточно высокой заинтересованности учащегося в конечном результате учебной деятельности, без понимания значения, смысла, ценности того, что он делает, без каждодневного и упорного труда трудно добиться значимого результата. С самого начала надо приучать ребёнка к осознанию того, что занятия музыкой – это не забава, а трудная, но благодарная работа.
Основная часть родителей считает, что их дети занимаются ежедневно. Опрос детей показал, что большая их часть занимается накануне занятия, а чуть меньшая часть ежедневно. Педагоги же уверены, что основная часть учащихся занимается либо накануне занятия, либо на уроке с педагогом.
11. Выполняя домашнее задание по специальности вы (ваш ребенок)…
Варианты ответов | Дети | Родители |
Занимаюсь с интересом | 20% | 21% |
Стараюсь выполнить все, над чем работал на занятии с педагогом | 63% | 46% |
Проигрываю произведения целиком, не прорабатывая детали | 14% | 28% |
Предпочитаю играть не то, что задано | 3% | 5% |
Игнорирую домашние занятия |
ДРУГОЕ
Дети:
- если место очень плохо получается, повторяю его
Родители:
- прорабатывает куски, когда обращаю внимание;
- бывает и 1-е, и 2-е, и 3-е и 4-е
И дети, и их родители считают, что при выполнении домашнего задания по специальности главное выполнить всё, над чем работали на уроке с педагогом. Вопрос о том, как работать над музыкальным произведением дома – тема особая и всегда актуальная. Педагог должен информировать учащегося: как целесообразно организовать и проводить домашние занятия, в какой последовательности располагать материал, как выявлять трудности, намечать цели и задачи, находить верные пути их решения, использовать продуктивные приёмы и способы работы.
12. Занятия музыкой помогают вам (вашим детям)
Варианты ответов | Дети | Родители |
Лучше учиться в школе | 12% | 14% |
Выделиться среди сверстников | 10% | 10% |
Сформировать волю и характер | 12% | 28% |
Выразить свои эмоции | 39% | 34% |
Интересно и полезно провести свободное время | 27% | 14% |
ДРУГОЕ
Дети:
- развиваться в разных областях;
- найти умиротворение от внешней суеты
Родители:
- самореализоваться и выразить себя;
- развить образное мышление, артистизм, углубить внутренний мир;
- стать гармонично развитой личностью, расширить круг интересов, быть разборчивым и подготовленным зрителем (в театре), и достойным петербуржцем.
Наличие развитой эмоциональной сферы имеет большое значение для формирования личности человека. Музыкальное воспитание знакомит учащихся с различными эмоциональными состояниями, расширяет и углубляет внешние впечатления. В большинстве случаев музыкальное произведение несет в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков. Исполнение произведения вызывает массу образов и эмоций. Испытывая эмоциональные переживания в процессе занятий музыкой, ребенок формируется как личность.
Личностный рост всегда связан с волевой деятельностью. Волевой человек может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, в то время, как безвольный в этих обстоятельствах отступает. Пианист Лев Оборин считал, что добиться точного воплощения пусть даже несложного звукового нюанса требуют определённого волевого усилия. Таким образом, самостоятельная работа дома представляет собой сложное волевое действие – процесс, состоящий из разнохарактерных волевых усилий, имеющих ориентацию на определённую цель. Занятия музыкой требуют волевых усилий, поэтому способствуют формированию воли и характера.
Удовлетворены ли Вы своими педагогическими успехами
Варианты ответов | Педагоги |
В целом да | 52% |
Чаще да | 48% |
Скорее нет |
Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. В звене «учитель-ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в первую очередь способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент, умение ясно и четко выражать содержание предмета, так и собственные чувства и настроения. Результаты анкетирования показали, что у педагогов нашего Центра высокая самооценка и удовлетворенность своими педагогическими успехами.
Ваше отношение к педагогической деятельности
Варианты ответов | Педагоги |
Испытываю яркие эмоции и стараюсь разделить их с учениками | 52% |
Мне не всегда удается эмоционально воодушевить своих учеников | |
Качественно выполняю свою работу | 48% |
ДРУГОЕ
- стараюсь к каждому ученику подобрать «ключик»;
- пункты 1 и 3 – неразделимы;
- если бы я не качественно выполняла свою работу, у меня не было бы столько лауреатов и желающих заниматься музыкой;
«Логика организации музыкальной мысли, писала Холопова - это, прежде всего логика высочайшего совершенства, вызывающая ярко позитивную, возвышенную эмоцию – эмоцию художественную».
Большинство педагогов в процессе работы испытывают яркие эмоции и стараются разделить их с учащимися. По результатам анкетирования (п.12) мы видим, что и для учащихся на занятиях музыкой эмоциональная сторона является превалирующей.
«Я не обращаю внимания на похвалу или критику, я просто следую за своими чувствами» (В.А.Моцарт)
Обобщая представленный материал, выделим в нем основное. В занятиях музыкой и учащиеся, и их родители ориентируются на различные мотивы, связанные с: процессом занятий и достигаемыми результатами; эмоционально окрашенными впечатлениями от выступлений; качественным исполнением программных произведений; доставленным публике удовольствием; перспективами профессиональной деятельности.
Важно подчеркнуть:
- Мотивация к занятиям музыкой связывается преимущественно с процессом занятий – и это несомненная позитивная оценка деятельности педагогов со стороны детей и их родителей.
- Педагог является для многих учащихся не только организатором занятий, но и мотиватором к достижению определенной цели – качественного исполнения произведения.
- Очень важными оказываются данные о самомотивации учащихся – дети стремятся не только к более качественному исполнению программы, прислушиваясь к рекомендациям педагога, но и изучают варианты интерпретации произведений.
- Часть учащихся нуждается в большем внимании со стороны педагога, разнообразной мотивации при подготовке к публичным выступлениям, получении от процесса участия в них позитивных эмоций и впечатлений
- В ходе анкетирования выяснено, что занятия для почти четверти учащихся поддерживаются так называемой длительной мотивацией. Это учащиеся, которые предполагают связать свою жизнь с музыкой.
Современный образовательный процесс характеризуется сложностью, многообразием, гибкостью, неожиданностью возникающих ситуаций и проблем на фоне необходимости мотивировать учащихся к новым достижениям. Некоторые из действенных для учащихся мотивов выявлены и проанализированы в проведенном исследовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг как необходимое условие эффективного использования активных форм работы
В статье представлен один из подходов к изучению эффективности применения новых педагогических технолоогий и активных форм работы....
Проектная работа на тему "Кабинет истории как необходимое условие эффективного использования средств обучения в процессе обучения".
В проектной работе рассматривается проблема оформления кабинета истории....
Сформированность метапредметных (и предметных) результатов – необходимое условие эффективного управления реализацией основной образовательной программы
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на уровне образовательного учреждения обязательным является обеспечение функционирования внутр...
"Мотивация - необходимое условие в процессе обучения иностранному языку"
В данном сообщении даются понятия мотивации. ее классификация, согласно убеждениям известных психологов и ведущих преподавателей , методистов. В ней автор пытается ответи...
Педагогический совет "Учебная мотивация как необходимое условие успешности обучения"
Материал содержит сценарий педагогического совета, презентацию, советы молодым педагогам, раздаточный материал и варианты похвалы ученика...
РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы практического применения разнообразных образовательных технологий на уроках английского языка на младшей ступени обучения....
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...