Сценарий музейного занятия "Милости просим в нашу хату"
план-конспект
Сценарий музейного занятия "Милости просим в нашу хату"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий музейного занятия "Милости просим в нашу хату" | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Милости просим в нашу хату»
Цель: Формировать и расширять представления о быте русских крестьян 19 века.
Задачи:
- Обогатить и закрепить знания детей о жилище: хата, интерьер;
- Познакомить с названиями старинных предметов быта: рушник, печь, чугунок, чаплейка, заслонка, рогач (ухват) и пр, закрепить знания об их назначении;
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать любовь к родному краю через постижение его истории и культуры.
Ход занятия:
(Возле дверей музея детей встречает хлебом-солью Хозяйка-экскурсовод в национальной одежде ).
Хозяйка:
Низкий поклон вам, люди добрые!
Милости просим в нашу хату!
Рада видеть вас у себя в гостях.
Хлебом-солью вас встречаю,
Хлебом – солью угощаю,
Отведайте хлебушка нашего
Да соли щепотку.
(Хозяйка преподносит хлеб – соль гостям)
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
- Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы?
Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)
- В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня)
А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
- Любит русский народ озорную шутку:
И на всё найдёт ответ в трудную минутку:
И пословицу сказать, и придумать басню,
И загадку разгадать он великий мастер.
Загадки умеете отгадывать?
Тогда слушайте:
- Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь) - Старая бабушка вся белая.
На улице лето -на неё и внимание не обращают.
А зима придёт, так и липнут к ней. (печка)
- Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) - Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло) - Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок) - Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар). - Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят…(лапти). - В небе дыра, в земле дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар)
- Что мокнет, когда сушит? (Полотенце).
Вот вам необычайное
Полотенце чайное.
- Хоть мы сами не едим,
Но другим поесть дадим. (Ложки).
Таких ложек и в помине
Нет сегодня в магазине.
- Фёдор щегалился, да под лавку завалился. (Веник).
- Без рук, без ног.
Во все стороны кланяется. (колыбелька)
- Чёрный конь,
скачет в огонь. (кочерга)
- Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает.
Сам в угол идет. (ухват)
- Чем больше вертится
Тем толще становится.(веретено)
- А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.
(Звучит шуточная песня)
- А вы знаете шутки-прибаутки, небылицы? Спойте, повеселите нас.
(Дети поют парами небылицы)
- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)
- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
- А что вам больше всего запомнилось?
- Сегодня мы с вами сделали великое дело- прикоснулись к русской старине, к истории нашей родины.
(Дети читают стихи о Родине)
- «Родина!» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим перед собой.
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.
- Родина, Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
- Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне на распев,
Где звезда на ставенку присела.
До земли чуть-чуть не долетев.
- Родина! Земля отцов и дедов.
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Хозяйка:
Что ж, наши дорогие гости! Красны девицы и добры молодцы,
судари и сударушки! Славно мы с вами повеселились!
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим вам до свиданья!
Вместе: До счастливых новых встреч!!!
( В записи звучит песня “Будьте здоровы…”)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посвящение пятиклассников в детское объединение "Милости просим"
Каждый год пятиклассников принимают в детское объединение среднего звена обучения. Данная разработка является нетрадиционным увлекательным мероприятием....
"Милости просим, гости дорогие!"
Интегрированное музыкально-речевое занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра....
Сценарий фольклорного праздника Вечеринка в русском стиле Наша хата - потехами богата
tsenariy_folklornogo_prazdnika.docx...
Проект образовательно-туристический "Милости просим, в Каширский край, гости!"
О премииЕжегодная Премия Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» была учреждена 27 марта 2013 года постановлением Губернатора Московской области Андрея Воробьева. В год основания лауреатами ...
"Осень,осень милости просим!"
Сценарий осеннего праздника....
Методическая разработка по экологическому воспитанию "Осень, осень - милости просим!"
Материал рекомендован для проведения в ГПД, на классном часе . Занятие составлено в интересной, увлекательной форме, что будет достурно для детей с ОВЗ...
«Милости прошу к нашему шалашу...»
Ссылка на материал https://dashboard.visme.co/v2/projects/own «Милости прошу к нашему шалашу...» - русская народная поговорка, отражающая русский этикет, форма приглашения в гост...