Особенности работы концертмейстера на занятиях в вокальных детских коллективах.
статья
Пение — активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно, обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом. На занятиях нужно использовать различные упражнения, которые помогают формировать тембр и голос ребёнка.
Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, уметь бегло читать с листа, подбирать по слуху, транспонировать музыкальный текст. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро, осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.
Для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ итальянского языка. Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам. Концертмейстер должен уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть уметь играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре. Необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Концертмейстер вокального класса должен обладать комплексом профессиональных качеств: читать с листа, транспонировать, уметь следить за вокальной строчкой, исполнять ее вместе с фактурой аккомпанемента в процессе разучивания произведения или для показа сочинения вокалисту, обладать знанием основ вокала. В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только непосредственно аккомпанирование солисту на концертах, экзаменах, но и подбор и подготовка нового репертуара. Это, своего рода, педагогическая сторона концертмейстера, требующая от него не только пианистических навыков и аккомпаниаторского опыта, но и ряда специфических умений. Для этого он должен быть знаком с основами вокала - особенностями певческого вокала, правильной артикуляцией, характерной для голосов тесситурой, диапазоном голосов. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальную суть, но и в художественный текст сочинения. Ведь эмоциональный настрой и характер произведения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому ученику, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер.
Опытный концертмейстер всегда сумеет распознать причины ошибок и обратит на них внимание певца.
Одной из серьезных проблем при разучивании текста является ритмическая сторона произведения. Концертмейстеру необходимо отучать от небрежного отношения к ритму и тексту, обратив внимание на художественную сторону этого момента. Если ученик не сразу воспринимает ритмический рисунок, уместно прохлопать, простучать или продирижировать неподдающиеся куски.
Концертмейстер также должен следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того, идет работа над протяженностью гласных. Концертмейстер следит за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены. На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Концертмейстер должен обладать тонким интонационным слухом, голосом, чтобы следить за точностью звук высотной интонации. Для педагога по вокальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2019.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие представлений о голосе, дыхании, дикции на занятиях в вокальных детских коллективах.
Пение — активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно, обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.
У детей специфический голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, но нет тембральной насыщенности. Детские певческие голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а так же различен в характере звучания. Поэтому пение детей всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Руководители детских ансамблей и хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как основополагающий, требующий учета особенностей физиологии голоса, строения гортани, соответствующих детскому возрасту.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию; сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху без поднятия плеч, спокойно-активному, экономному выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, разборчивости, ровности по тембру), обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных. К.С.Станиславский: «Голос, поставленный по законам природы, растёт и крепнет»
На занятиях с учащимися, я пользуюсь фонопедическими программами в не фальцетных и фальцетных режимах - фонопедический метод развития голоса. Автор – Емельянов В.В. Происходит такая организация процесса обучения, когда внимание воспитанника направлено вовнутрь себя на вокально-телесные ощущения. При помощи заданием голосовой аппарат певца ставится в такие условия, когда требуемый режим голосообразования возникает автоматически. Воспитание музыкального слуха требует терпения, вдумчивости, доброжелательности по отношению к учащимся и, конечно, времени.
Задача занятий: поставить, развить и укрепить голос. Дети должны знать основы и особенности дыхания, голоса, дикции, владеть понятием «атака звука». Для этого на уроках по вокалу нужно выполнять комплексы упражнений голосо-речевого тренинга и уметь выполнять их индивидуально и в группе. Также нужно научить владеть навыком правильного диафрагматического дыхания, выполнять дыхательные упражнения путем «от простого – к сложному»; использовать приемы для управления посылом звука. Упражнения должны носить игровой характер, потому что игра помогает не только нам раскрепоститься, но и раскрепостить наши фонационные пути и сформировать свободное звучание голоса. Также рекомендую использовать в работе рече-ручной рефлекс, т.е. движение рук координируются с речью (помогают рождению свободно звучащего голоса). Большое значение для развития артикуляции и дикции имеют СКОРОГОВОРКИ.
Надо добиваться не только чёткости произношения всех звуков, но и сохранить яркость интонирования, «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли, видения, подтекст.
Необходимо сразу научиться говорить медленно (чётко и выразительно) и быстро, сохраняя эту чёткость и выразительность.
Всё это ведёт к главной цели всех занятий – найти свой природный тембр и добиться свободного звучания голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."
Практическое значение методической работы состоит в том, что начинающие концермейстеры найдут в ней много полезной информации и прктических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деят...
Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств
Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...
Статья "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"
В данной работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности ,умения и навыки , необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пи...
Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.
В данной статье затронуты основные аспекты работы пианиста-концертмейстера с хоровым коллективом....
Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.
Статья о деятельности концертмейстера - пианиста, о важной роли его работы, о ряде качеств и умений разного характера, необходимого высокопрофессиональному и грамотному концертмейстеру....
О некоторых особенностях работы концертмейстера с солистами-вокалистами и учебными хоровыми коллективами.
В данной статье освещаются частные аспекты работы концертмейстера. Материал может быть полезен коллегам в качестве ознакомления с изложеннным мнен...