Программа внеурочной деятельности "Спортивный туризм"
материал
Спортивный туризм является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 5-8 классах . Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние ; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Учитывая популярность туризма в Шурышкарском районе у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную деятельность учащихся .
Кроме этого , туризм включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники , школьные спортивные и районные соревнования: Фестиваль туристов и путешественников "Золотая осень" и соревнования на лыжных дистанциях "Экстрим-Ямальцы".
В содержание учебно-тренировочного процесса включает в себя:
1-й модуль – «начало спортивного туризма и краеведения» (объём 70 часов). Рассчитан на 2 года, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5-6 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие школьников 5-6 классов и воспитание у них самостоятельности.
2- й модуль – «основы спортивного туризма» (объём 70 часов). Рассчитан на 2 года, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 7-8 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sportivnyy_turizm_mihaylova_aa.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору дальнейшего профиля обучения.
Этот курс предлагается для учащихся 5-8-х классов.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические занятия по устройству туристического оборудования, правила проведения туристических походов и туристических соревнований.
2. Практические занятия, направленные на обучение навыков и умений использования туристического оборудования, туристические походы, соревнования.
Программа курса ставит следующую цель:
Обучить основным туристическим навыкам и умениям.
Задачи курса:
- Обучить обращаться с туристическим оборудованием и туристическим инвентарём
- Обучить подготовке и правилам туристических походов
- Подготовить команду к туристическим соревнованиям
- Пропаганда туризма, как здорового образа жизни
Формы, методы организации: групповая форма, индивидуальная форма.
Технология обучения: личностно-ориентированный подход в обучении, интегрированное обучение.
Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.
Формы контроля: мониторинг, соревнования
Прогнозируемый результат:
1. Научить обращаться с туристическим оборудованием и инвентарём на уровне туриста любителя
2. Повышение интереса к туризму, как одному из видов досуга.
Общая характеристика курса
Спортивный туризм является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 5-8 классах . Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние ; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Учитывая популярность туризма в Шурышкарском районе у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную деятельность учащихся .
Кроме этого , туризм включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники , школьные спортивные и районные соревнования: Фестиваль туристов и путешественников "Золотая осень" и соревнования на лыжных дистанциях "Экстрим-Ямальцы".
В содержание учебно-тренировочного процесса включает в себя:
1-й модуль – «начало спортивного туризма и краеведения» (объём 70 часов). Рассчитан на 2 года, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5-6 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие школьников 5-6 классов и воспитание у них самостоятельности.
2- й модуль – «основы спортивного туризма» (объём 70 часов). Рассчитан на 2 года, исходя из 1 часа в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 7-8 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса «спортивный туризм», общего Федерального государственного образовательного стандарта для 5-8 классов направлена на достижение учащимися личностных метапредметных и предметных результатов .
Личностные результаты :
- Воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма , любви и уважения к Отечеству , чувства гордости за свою Родину ;
- Знание истории физической культуры своего народа , своего края как части наследия народов России и человечества ;
- Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;
- Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных , социальных и экономических особенностей ;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни : усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях , угрожающих жизни и здоровью людей , правил поведения на транспорте и на дорогах ;
- Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
- Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;
Метапредметные результаты :
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
- Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
- Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
- Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
- Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям;
Предметные результаты:
- Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств , в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека , освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки ;
- Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности ;
- Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности ;
- Способность отбирать физические упражнения , естественные силы природы гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью;
- Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.
Содержание курса включает
Разделы учебной программы:
- Краеведение;
- Топография;
- Спортивный туризм;
- Спортивное ориентирование;
1.Краеведение- в этом разделе будет изучаться рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края.
2.Топография- топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.
3.Спортивный туризм- спортивное туристское снаряжение, страховки, самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком, вязка узлов. Переправа по верёвке с перилами. Подъём и спуск по склону по перилам, спортивным способом. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.
4.Спортивное ориентирование- правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.
Практические занятия выделены на внеаудиторные активные часы занятий. Занятия проводятся на территории школы.
Тематическое планирование
1-й модуль – «начало туризма и краеведения» (для учащихся 5-6 классов)
№ п/п | Название модуля | Общее кол-во часов | Часы ауди- торных занятий | Часы вне- аудиторных активных занятий |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Поход – знакомство | 8 | 2 | 6 |
3 | Безопасность юного туриста | 7 | 3 | 4 |
4 | Быт юного туриста | 7 | 2 | 5 |
5 | Кухня юного туриста | 8 | 3 | 5 |
6 | Ориентирование на местности | 8 | 3 | 5 |
7 | Топография | 9 | 3 | 6 |
8 | Туристские узлы и их назначения | 9 | 4 | 5 |
9 | Преодоление препятствий | 4 | - | 4 |
10 | Походы выходного дня | 6 | - | 6 |
Всего: | 68 | 22 | 46 |
2-й модуль – «основы туризма и краеведения» (для учащихся 7-8 классов)
№ п/п | Название модуля | Общее кол-во часов | часы ауди- торных занятий | Часы вне- аудиторных активных занятий |
7-8кл. | 7-8кл. | 7-8кл. | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Краеведение | 11 | 10 | 1 |
3 | Топография | 10 | 3 | 7 |
4 | Туристские узлы | 11 | 3 | 8 |
5 | Спортивное ориентирование | 15 | 5 | 10 |
6 | Походы выходного дня | 19 | - | 19 |
Всего: | 68 | 23 | 47 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Спортивный инвентарь, необходимый для реализации курса:
- Личное снаряжение: рюкзак, спальный мешок, туристский коврик;
- Групповое снаряжение: палатка, тент, костровые принадлежности, котелки, топор, ремонтный набор, компас;
- Специальное снаряжение: веревка (10 мм.), веревка (6 мм.), страховочная система, карабины, спусковые устройства, жумары.
Планируемые результаты курса.
Результаты внеурочной деятельности «спортивный туризм» распределяются по двум уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмах, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах обращения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником самостоятельного действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской деятельности. Развитие ценностного развития школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Календарно- тематическое планирование
№ уро ка | Раздел, тема | Кол-во часов | Даты проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Вводное занятие. ТБ на занятиях по туризму | 1 | ||||
2 | Виды туристской деятельности | 1 | ||||
3 | Понятие о личном и групповом снаряжении | 1 | ||||
4 | Групповое и личное снаряжение, требования к нему | 1 | ||||
5 | Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения | 1 | ||||
6 | Разновидности туристских узлов, их классификация | 1 | ||||
7 | Применение туристских узлов в туристской технике | 1 | ||||
8 | Вязка узлов на время и с закрытыми глазами | 1 | ||||
9 | Определение цели и района похода | 1 | ||||
10 | Распределение обязанностей в группе. ОФП | 1 | ||||
11 | Закупка, фасовка, упаковка и приготовление пищи в полевых условиях. | 1 | ||||
12 | Составление меню на 1 день в полевых условиях. ОФП | 1 | ||||
13 | Питьевой режим в походе. ОФП | 1 | ||||
14 | Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря | 1 | ||||
15 | Разжигание костра, основные меры предосторожности | 1 | ||||
16 | Типы компасов, строение компасов | 1 | ||||
17 | Работа с компасам, определение азимута | 1 | ||||
18 | Ориентирование на местности | 1 | ||||
19 | Движение по азимуту | 1 | ||||
20 | Определение место положения | 1 | ||||
21 | Изучение топографических знаков | 1 | ||||
22 | Топографические карты и их разновидности | 1 | ||||
23 | Прокладывание маршрута | 1 | ||||
24 | Определение крутизны склона | 1 | ||||
25 | Основные направления на стороны горизонта | 1 | ||||
26 | Определение азимута, его отличие от простого угла | 1 | ||||
27 | Туризм и экскурсии как спорт и отдых | 1 | ||||
28 | Географическое положение села Овгорт | 1 | ||||
29 | Рельеф территории | 1 | ||||
30 | Климат и микроклимат, прибрежные и горные районы | 1 | ||||
31 | Виды препятствий в туризме | 1 | ||||
32 | Способы преодоления, различных препятствий | 1 | ||||
33 | Растительный покров. Высотная зональность | 1 | ||||
34 | Соревнования по спортивному туризму - 2 раза в год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...
Программа внеурочной деятельности "Туризм и краеведение"
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.Создание...
Программа внеурочной деятельности "Образовательный туризм"
Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности. Потенциал образовательного туризма обусл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туризм"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туризм" для учащихся 5-8 классов. В программе имеется почасовое планирование занятий. В программу включены туристические походы, отработка этапов с...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по пешеходному туризму
Развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям....
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по пешеходному туризму 7 класс
Приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения...
Программа внеурочной деятельности “Школа туризма” туристско-краеведческой направленности
1. Пояснительная записка Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Школа туризма” имеет туристско-краеведческую направленнос...