Наш беспокойный подросток: особенности пубертатного периода
статья

Егорова Мария Викторовна

Статья о том, что беспокоит наших подростков, каковы особенности их развития в тяжелый «переходный» период.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pubertatnyy_period.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского и юношеского творчества

Красносельского района Санкт-Петербурга

Спортивно-туристский отдел

НАШ  БЕСПОКОЙНЫЙ  ПОДРОСТОК

Особенности пубертатного периода

Автор: Егорова М. В.,

методист спортивно-туристского отдела

Санкт-Петербург

2018 г.


В помощь педагогу

Напомнить педагогам об особенностях подросткового периода… Да и детям будет интересно узнать, что с ними происходит….


Особенности пубертатного периода.

Заниматься туризмом в наш Дом творчества приходят дети 5-8 классов. К сожалению, наши руководители, недавно вышедшие из подросткового возраста, сразу же забывают те проблемы, с которыми они сталкивались еще совсем недавно. Поэтому я взяла на себя смелость напомнить им, что беспокоит наших подростков, каковы особенности их развития в тяжелый «переходный» период.

В физиологическом плане границы подросткового возраста охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях ("переходный", "трудный", "критический"), в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального становления.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности - и крайняя самонадеянность, безаппеляционные суждения в отношении окружающих; внимательность - и поразительная черствость; болезненная застенчивость - и развязность; желание быть признанным и оцененным другими - и показная независимость; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование – и сухое мудрствование. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию; подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее сильные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики, которая выражается в следующем:

- целеустремленность, настойчивость и импульсивность;

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении и желание уединиться;

- развязность в поведении и застенчивость;

- романтизм и цинизм, расчетливость;

- нежность, ласковость и жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к завышению, либо значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различно в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная; общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности - главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация, или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста (школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства). Социальный статус подростка незначительно отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерны диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" – это новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых (обычно весьма не лицеприятное), которое приводит к типичным возрастным конфликтам. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора (получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение или совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях). Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, редко настаивают на ответственности за совершаемые детьми поступки и принимаемые ими решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служит подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений, формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения, можно не удивляться, что повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей, и учителей, и нас, педагогов дополнительного образования. Но это уже совсем другая история…


Литература

  1. Анзорг Линда

Дети и семейный конфликт - М.: Просвещение, 1987 г.

  1. Байярд Р. Т., Байярд Д.

Ваш беспокойный подросток - М.: Просвещение, 1991 г.

  1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.

Словарь-справочник по психологической диагностике - Киев: Наукова думка, 1989г.

  1. Волкова Е. М.

Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 1992 г.

  1. Ковалев С. В.

Психология современной семьи - М.: Просвещение, 1988 г.

  1. Лесгафт П. Ф.

Семейное воспитание ребенка и его значение - М.: Педагогика, 1991 г.

  1. Макаренко А. С.

Книга для родителей - Л.: Лениздат, 1981 г.

  1. Психология современного подростка

под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: Педагогика, 1987 г.

  1. Ремшмидт Х.

Подростковый и юношеский возраст - Мир 1994 г.

  1. Спиваковская А. С.

Как быть родителями: (о психологии родительской любви) - М.: Педагогика, 1986 г.

  1. Спок Б.

Разговор с матерью - СПб: Лениздат, 1992 г.

  1. Учителям и родителям о психологии подростка

Под ред. Г.Г.Аракелова - М.: Высшая школа, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Ваш беспокойный подросток"

Что случилось с ребёнком? Особенности подросткового возраста, родителям о детях....

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Роберт Т Байярд. Ваш беспокойный подросток

Если у вас есть подросток 13-15 лет и вы не можете "достучаться " до него, то рекомендую книгу "Ваш беспокойный подросток" Р. Т. Байярда....

Пубертатный период в жизни вашего ребенка. Советы родителям

Пубертат - самый тяжелый период в жизни вашего ребенка. Начинается он примерно с 12-14 лет и длится до 15-16 лет. Это время сложных психических и физических изменений, отсюда гормональный дисбаланс, п...

Родительское собрание "Беспокойный подросток" презентация

Родительское собрание "Беспокойный подросток" презентация...

Беспокойный подросток

Тема консультации для родителей (законных представителей) "Беспокойный подросток" Проблема- беспокойство у подростка может быть связана со стрессом, проблемами в школе, с конфлик...