Методическое сообщение "Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования."
учебно-методическое пособие

Александрова Светлана Валентиновна

Методическое пособие предназначенное для преподавателей ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_aleksandrovoy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Инжавинская детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования.

Цель сообщения:

     рассмотреть особенности и специфику ансамблевой формы творчества в

     классе гитары

Задачи:

    - определить предназначение ансамблевого музицирования

    - выделить основные принципы коллективного творчества

    - выявить специфику и возможности гитарного ансамбля

    - показать преимущества игры в ансамбле

                                       Подготовила: Александрова Светлана Валентиновна

    преподаватель по классу гитары

Тамбовская область

р.п. Инжавино

2018г.

     Для того, чтобы полноценно исполнить музыкальное произведение со сложной фактурой, а также достичь объемного (оркестрового) звучания музыки создаются ансамбли - группы исполнителей из двух, трех, четырех и большего числа гитаристов. Каждый участник ансамбля играет специально написанную для него составную часть музыкального произведения - партию. Партии малых ансамблей (дуэтов, трио) имеют приблизительно одинаковый уровень сложности, поэтому все исполнители должны обладать равными музыкально – техническими возможностями владения музыкальным инструментом. В ансамблях большого состава наиболее сложными являются 1-я и 2-я партия, другие партии относительно просты. Поэтому большие ансамбли дают превосходную возможность гитаристам разного исполнительского уровня играть вместе, а для большего объема звучания партии могут исполняться одновременно несколькими гитаристами. Существуют и смешанные ансамбли, в состав которых входят другие музыкальные инструменты, например: домра, флейта, аккордеон, фортепиано и т.д.

Особенности ансамблевой формы творчества.

Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности, технику.

  Хороший ансамбль предполагает наличие у юных музыкантов некоторых особых качеств:

  -   умение играть с одним или несколькими партнерами, потому что в ансамбле – это совместный, коллективный труд, где произведение реализуется совместными усилиями партнеров.

  -  умение слушать, оно зависит от силы дарования юного исполнителя, яркости восприятия.

  -  умение увлечь и увлечься исполняемым произведением - это зависит от сходства индивидуальностей, их музыкальных кругозоров, богатства воображения.

   - умение общаться с партнером, сопереживать в процессе игры - это зависит от эмоциональной отзывчивости партнеров, гибкости исполнительского таланта.

Специфика ансамблевого музицирования.

    В ансамблевом музицировании существуют такие понятия, как динамика всего ансамбля и каждой партии.  В смешанных ансамблях выделению той или иной партии способствует тембровое различие, в однородном ансамбле на первое место выступают вопросы динамики, её малейшие градации.     Громкость звучания в ансамбле определяется не только изменением силы звука, она также зависит и от других средств выразительности.  Например, фактура изложения: она может быть плотной, а может быть прозрачной; способы звукоизвлечения: тирандо и апояндо (при апояндо звук более плотный, глубокий); большое разнообразие штрихов: расгеадо, тремоло, натуральные и искусственные флажолеты, пиццикато и многие, многие другие. Все это влияет на динамику звучания ансамбля и делает музыкальное произведение более выразительным.  Каждый участник ансамбля должен быть гибким в технике совместного исполнения нюансов, в выразительности исполнения штрихов, осознавая роль и значение своего инструмента в общем звучании.    

     Важным составным элементом ансамблевого музицирования является пауза, она может быть психологической, смысловой или просто ритмической, в зависимости от идеи музыкального произведения.

 Совместная игра требует особой точности исполнения пауз, выдержав паузу важно влиться в ансамбль, особенно трудно исполнение общей паузы.

    Уровень любого ансамбля определяется синхронностью звучания, что подразумевает под собой единую скорость движения и четкую ритмическую согласованность. Малейшие погрешности в ритмике со стороны участников ансамбля незамедлительно ведут к нарушению стройности исполнения, а значит, и к искажению художественного замысла.

Заключение.

    Многовековое развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что исполнительство, будь то инструментальное или вокальное, немыслимо без ансамблевого творчества. Ощущение исполнителя в момент ансамблевого музицирования, конечно же богаче. Разнообразие красок и мощь звучания производит яркое впечатление, тем самым повышает эмоциональное состояние юных музыкантов.

   Многогранность задач, выполняемых в ансамбле, помогает юным исполнителям формированию комплекса исполнительских навыков, стимулирует развитие памяти, чувства ритма, мышления, воображения, расширяет их музыкальный кругозор путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, развивает технику чтения нот с листа, способствует решению коммуникативных задач и приобретению опыта творческой деятельности и публичных выступлений.      

   Таким образом, ансамблевое музицирование развивает эстетический вкус и способствует росту общей исполнительской культуры юных музыкантов.

Список литературы

  1. Н. Кирьянов Искусство игры на шестиструнной гитаре.  III – часть, М., 1991г.
  2. Г. Григорьев «Путь к гитаре» Учебно – методическое пособие для начинающих. М.,1999г.
  3. Н. Иванова – Крамская «Хрестоматия гитариста» (Ансамбли для гитары»)

Учебно – методическое пособие. Ростов- на- Дону, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Коллективное музыкальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы - обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован...

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДЖАЗОВЫЕ СТИЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообрази...

Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования.

Особенности ансамблевой формы творчества. Организация ансамблевой работы в кружке гитары. Специфика ансамблевого музицирования. Нотные примеры....

Открытый Урок по предмету гитара. На тему формирование комплекса исполнительских навыков для ансамблевого музицирования на первоначальном этапе.

Открытый Урок по предмету гитара. На тему формирование комплекса исполнительских навыков для ансамблевого музицирования на первоначальном этапе....

«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»

Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...