О девиантном и экстравагантном поведении подростков
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Белых Павел Валерьевич

Экстравага́нтность — стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. Реже — естественная склонность к эксцентричным формам поведения,

связанным с необычным стилем жизни или оригинальным восприятием окружающей реальности.

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности,

отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Среди множества потребностей, необходимых человеку, я бы хотела выделить потребность в признании.

Каждому ребенку хочется быть принятым в собственной референтной группе, хочется поддержки со стороны значимых старших и более мудрых людей,

он желает, чтобы его многие хвалили и узнавали.

 Поэтому многие молодые люди ощущают острую потребность быть замеченными и оцененными окружающими.

И это желание «сделать что-то такое, чтобы было заметно и оценено всеми» является вполне людским и нормальным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstravagantnoe_i_deviantnoe_povedenie.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

                     О девиантном и экстравагантном поведении подростков

Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

«Маленький принц»

Экстравага́нтность — стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. Реже — естественная склонность к эксцентричным формам поведения, связанным с необычным стилем жизни или оригинальным восприятием окружающей реальности. Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

 Экстравагантность, в отличии от девиантного поведения, иногда содержит элемент вызова традиционным обычаям или представлениям общества, и поэтому далеко не всеми приветствуется. То, что раньше казалось экстравагантным и преследовалось (например, стиляги), со временем теряет свою необычность и уже никого не удивляет. Такая судьба постигла рок-н-ролл и мини-юбки.

Экстравагантность может выражаться в одежде (мода), а также в поступках, убеждениях, поведении.

Среди множества потребностей, необходимых человеку, я бы хотела выделить потребность в признании. Каждому ребенку хочется быть принятым в собственной референтной группе, хочется поддержки со стороны значимых старших и более мудрых людей, он желает, чтобы его многие хвалили и узнавали.

 Поэтому многие молодые люди ощущают острую потребность быть замеченными и оцененными окружающими. И это желание «сделать что-то такое, чтобы было заметно и оценено всеми» является вполне людским и нормальным. Вопрос заключается в том, что конкретно каждый подросток подразумевает под этим «что-то» и кому оно будет адресоваться. Причем, признание должно быть скорым, не растянутым о времени. Подростку важно признание не всех людей на планете а значимых для него конкретно, исходя из ценностей референтной для него группы.

Потребность требует удовлетворения и действия, которые осуществляет подросток в поисках самоутверждения и  признания зачастую носят далеко не идиллический характер. Желанная потребность в признании может решаться подростками множеством способов, причем эти способы могут показаться с точки зрения педагогов довольно дикими: демонстративные попытки суицида «от неразделенной любви», пирсинг в виде металлического кольца на языке, стучание по парте ручкой во время уроков, грубые опоздания, нарочитый гнев и возмущение по поводу полученной плохой оценки, нецензурная речь на уроках. Взрослый человек может квалифицировать подобные действия как «дикое, девиантное поведение».

Несомненно, желание быть замеченным, «быть узнаваемым лицом» в кругу друзей и сверстников было присуще и подросткам 60-х, 70-х, 80-х годов. В советское время были впервые созданы школы для детей с отклоняющимся девиантным поведением. Каждое время, каждая эпоха диктует свои особенности и виды молодежной субкультуры. Вспомним девиантное поведение старшеклассников в  фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника»- сжигание классных сочинений, оставленная записка с цитатой Г. Полонского- «Но недаром птица в небе крепла! Дураки остались в дураках…Сломанная клетка — горстка пепла, А журавлик — снова в облаках!», ворона в классе. Эксцентричность и девиация различны по своему характеру, и это всегда надо иметь в виду. Эксцентричность не так сильна и беззлобна по своим результатам, тогда как девиация практически всегда намеренно деструктивна и агрессивна для окружающих, если исключить случаи непреднамеренности.

Педагогам следует понять, что навязчивая демонстрация детей своей принадлежности  к тому или иному виду неформальной группы является всего лишь демонстрацией принадлежности к внешкольной группе (зачастую чуждой, агрессивной). Подростком руководит желание быть «не таким как все», «быть выше всех», «быть фанатиком своей группы». Нередко, волны неформального движения со своей определенной символикой и особенностями доходят до школы.

 Как быть в таком случае педагогам? Считаю, что следует активно противостоять всем видам подростковой девиации. Это связано с тем, что подростки с девиантным поведением отличаются такими психологическими особенностями как плохая ориентация в социуме, отсутствие планирования собственного поведения и его последствий, чаще всего агрессивны и мобильно реагируют на любые замечания.

В связи с этим необходимо активно просвещать педагогов и родителей на предмет  противодействия девиантному поведению. Что касается подростков, то с ними также необходимо вести беседы, дружеские, а не назидающе-громкие. Только разговор на равных поможет им пересмотреть свое поведение и устранить все дальнейшие негативные последствия.

https://ru.wikipedia.org/wiki электронный источник Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Девиантное поведение подростков

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции....

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...