Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения
план-конспект
Итоговое занятие II года обучения, в процессе которого легко выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на занятиях в течение учебного года по туризму, экологии и краеведению в игровой форме, с использованием ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское объединение: «Юные туристы-экологи»
Тема итогового занятия:
«Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения».
Место в учебном курсе: Итоговое занятие II года обучения
Общие сведения
Тип занятия - занятие применения знаний, умений и навыков;
Форма проведения - игра-путешествие «Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения»
Цель занятия:
Выявление качества и уровня овладения знаниями, полученными на занятиях в течение учебного года по туризму, экологии и краеведению в игровой форме, с использованием ИКТ, коррекция знаний.
Задачи:
- применять усвоенные навыки ориентирования на местности;
- закреплять знания о туристском снаряжении и его видах;
- закреплять знания по истории Курского края;
- закреплять умения вязки узлов, складывания костра и шалаша, натягиванию палатки;
- свободно оперировать понятиями: туристское снаряжение, топографическая карта, топографические знаки, краеведение, экология;
- узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы;
- закреплять правила поведения в лесу;
- воспитывать гражданские качества личности: стремление помогать, активную жизненную позицию, оптимизм;
- формировать положительную «Я концепцию»: умение аргументировать свою позицию, самокритичность, самокритичность, умение сопереживать;
- формировать потребность в здоровом образе жизни;
- вырабатывать стремление ребенка к размышлению и поиску, требующих не традиционного подхода к решению ситуации;
- развивать логическое мышление, память, внимание, познавательную активность;
- развивать навыки коллективизма и взаимопомощи.
Приоритетные образовательные области:
Экология, краеведение, туризм
Интеграция образовательных областей:
Окружающий мир, краеведение, история Отечества
Виды деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, туристское снаряжение, палатка, дидактические карточки с вопросами и ответами, карточки с изображением туристского снаряжения, пазлы «Карта Курской области и «курская антоновка», дрова, природные материалы (веточки деревьев, листочки, плоды)
Методы обучения:
- словесные: диалог, беседа;
- методы практической работы;
- метод игры: игра-путешествие;
- наглядный метод обучения: демонстрационные материалы
Структура учебного занятия:
№ п/п | Этап занятия | Время |
1 | Вводная часть | 5 минут |
2 | Основная часть | 35 минут |
3 | Подведение итогов | 5 минут |
Ход занятия:
I. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня 28 мая, уже заканчивается учебный год, и впереди у вас долгожданные летние каникулы. Многие из вас вместе с родителями будут отдыхать на природе. И отправляясь в поход, каждый из вас уже сможет поделиться с родителями тем багажом знаний по туризму, экологии и краеведению, которые вы приобрели на занятиях нашего объединения «Юные туристы-экологи».
- А прежде, я бы хотела проверить, чему же вы научились за этот учебный год. И у нас сегодня будет не обычное, а итоговое занятие.
- Для этого я вас приглашаю отправиться в «Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения» по просторам нашей Курской области.
Наш поход будет проходить по основным станциям:
- «Туристское снаряжение»;
- «Ориентирование»;
- «Краеведение»;
- «Экология»;
- «Переправная»;
- «Привал», а это и есть основные темы нашей программы.
II. Основная часть.
- Давай все закроем глаза и послушаем природу нашего края. (Звучат звуки природы)
И первая наша станция «Туристское снаряжение»
- Прежде, чем отправиться в поход, мы должны собрать, всё, что нам понадобится в путешествии. И как одним словом всё это называется? (Туристское снаряжение)
- А теперь давайте решим, что же нам понадобится в походе.
Что в поход с собой возьмем,
Если мы туда пойдем?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» — в ладоши хлопни,
Если «нет» — ногою топни,
Только пол не проломи.
Все понятно?
Раз, два, три!
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, палатка, соска,
Кружка, ложка и духи,
Две засушенных блохи,
Куртку, кошку, карту, чай,
Всех скорее выручай!
Носовой платок, подушку,
Ласты, компас, мяч и клюшку,
Спальный мешок, веревку, нож.
Ну, а соль с собой возьмешь?
Спички, фотоаппарат —
Вот и собран наш отряд!
Какие виды туристского снаряжения вы знаете? (Личное, групповое и специальное снаряжение)
Задание. Перед вами карточки с изображением того, что вам понадобится в походе, ваша задача разделить это снаряжение на личное, групповое и специальное.
- Рюкзак собран, пора двигаться дальше.
Но прежде поговорим о том, что мы должны помнить, отправляясь в поход. Ответы детей:
- одежда должна всегда соответствовать погоде и сезону;
- обязателен головной убор;
- обувь лучше выбирать закрытую с жесткой подошвой;
- у туриста обязательно должна быть аптечка;
- безопаснее всего передвигаться организованной колонной, не вступая в споры с местным населением;
- передвигаться надо по тропинкам;
- при движении по лесу нужно смотреть под ноги, чтобы не запнуться о корни деревьев;
- проходя через кустарники, важно передавать ветки из рук в руки;
- если увидите крупных диких животных (волка, лису, медведя, косулю и т.д.), то не подходите к ним. В походе могут быть опасными и насекомые и звери.
Наш край - благодатное место для многих видов туризма: бескрайние поля, дремучие леса, прозрачные реки, холмы и равнины. И чтобы не заблудиться на просторах нашей области вы что должны уметь делать?... (Ориентироваться)
Итак, мы продолжаем наше путешествие, к станции «Ориентирование»
- Что значит уметь ориентироваться? (Уметь ориентироваться - значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта)
- А не сбиться с пути нам помогут неизменные помощники туриста. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете сами догадаться, что это за помощники.
На ладонь он ляжет весь.
Не часы — а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(компас)
Дорога есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, морях - воды нет.
(карта)
- Правильно, ребята, чтобы не заблудиться, туристу в походе обязательно нужны и компас и карта.
- А как можно сориентироваться в лесу не имея компаса?
- По местным и природным признакам: муравейникам, коре, смоле и кроне деревьев, по мху, по проталинам на снегу
- По куполу церкви: верхний конец наклонной перекладины православного креста направлен на север )
- По солнцу в дневное время (Утром в 7 часов солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером в 19 часов – на западе; если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток)
- По звездам ночью. (Полярная звезда, указывает направление на север)
Задание. У нас есть с собой компас. Укажите стороны горизонта по компасу.
Мы приближаемся к станции «Краеведение»
Физкультминутка
- А чтобы дорога не казалась нам скучной и долгой, в пути всегда поможет речевка: (дети встают и шагают)
- кто шагает с рюкзаком?
- мы, туристы!
- кто со скукой не знаком?
- мы, туристы!
- кто в дороге целый день?
- мы, туристы!
- кто не знает слова лень?
- мы, туристы!
- Вы уже знаете, что у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где проходит наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Малая родина у каждого своя!
Станция «Краеведение»
-Давайте вспомним, чем мы занимались на занятиях по краеведению. (Изучением родного края).
- Курская область – это наш родной край. Существует несколько версий происхождения названия города Курск. Первая, из-за того что он расположился на реке Кур. Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.
- Ребята, у каждого из вас есть пазл. Давайте соберем все пазлы. (Дети собирают пазлы «Карта Курской области и «курская антоновка»)
- Что изображено на картинках, которые вы собрали?
- Карта Курской области.
- В каком году образовалась Курская область? (Ку́рская о́бласть образована 13 июня 1934 года)
- Сколько районов входит в состав Курской области? (28 районов)
- Рассмотрите карту Курской области. Назовите столицу Курской области, с какими областями граничит Курская область? (Липецкой, Воронежской, Орловской, Брянской, Белгородской, Сумской)
- Назовите самый северный, южный, восточный и западный районы области. (Столица – Курск. Северный - Железногорский район, южный - Беловский район, восточный- Касторенский район и западный – Рыльский район. )
- Назовите крупнейшие реки области. (Сейм, Тускарь, Свапа, Псёл)
- Назовите самую высокую точку области. (Самая высокая точка Курской области (274 м) находится на границе Поныровского и Фатежского районов - Тепловские высоты – где находится памятник советским воинам за победу «Тепловские высоты».Это северный фас Курской дуги
- А теперь вспомним символы Курского края.
Яблоко антоновка –
является одним из символов нашего Курского края. Золотистое и ароматное яблоко антоновка издавна считается символом плодородия Курской земли.
- Когда установлен памятник «Курская антоновка» и кто его автор? (В 2004 году уроженец Курской области знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил проект памятника «Курская антоновка», посвящённый символу родной области)
- А какие ещё символы нашего края вы знаете? (Знаменский собор, Триумфальная арка, Коренная пустынь, Курская магнитная аномалия, Курский соловей).
- А кто знает, где установлена скульптура "Курский соловей? (на площадке перед мегакомплексом "Гринн" в Курске, а автор "соловья" – курский скульптор Юрий Киреев.)
Вот так мы незаметно подошли к следующей станции –
Станция «Экология»
- Настоящий турист-эколог путешествует, чтобы узнать, что-то новое, проводит наблюдения, он должен помнить, что нас окружает большой живой организм – природа, которую нужно беречь и охранять.
- Давайте вспомним, что же означает слово «экология»? (Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме, это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.)
Природа – это дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
- Мы не одни живем на нашей планете, нас окружает много живых организмов, кто еще, кроме нас, живет в этом доме? (это растения, грибы, бактерии и животные).
Для них планета Земля – дом, такой же, как и для нас.
- Приглашаю вас, ребята, прогуляться по лесу. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте подумаем, как надо вести себя в лесу? (На слайде правила поведения в лесу) (Ребята объясняют, как нужно вести себя в лесу.)
Вот мы и в лесу.
- Какие бывают леса? (Хвойные и лиственные)
- Как называют леса, где растут сосны, ели? (Бор)
- Как называются леса, в которых растут только дубы? (Дубравы)
- А где растут берёзы? (Рощи)
- Ребята, а знаете ли вы какое дерево распространено в Курской области? (В Курской области распространено дерево дуб)
Задание 1.
Перед вами веточки деревьев, листочки, плоды. Рассортируйте их. С каких деревьев эти веточки?
– Рассмотрите внимательно эти веточки и скажите: как можно различить ель и сосну, берёзу, рябину и дуб.
– По каким признакам мы научились различить деревья? ( По хвое, по листочкам, по плодам и шишкам, по коре)
Задание 2. Посмотрите на экран.
Перед вами животные и птицы, которые водятся в лесах и водоемах Курской области. И оставленные ими следы. Определите, кому какие следы принадлежат. (Ответы детей)
-Продолжая наше путешествие давайте вспомним
- Какой заповедник находится на территории Курской области? (Центрально-Черноземный государственный заповедник им. профессора В.В. Алехина)
Задание 3.
- Вспомните, какие птицы обитают на территории Центрально-Черноземного государственного заповедника им. профессора В.В. Алехина.
- Посмотрите на экран и выполните задания. (Выполняются задания на экране: по звуку дети узнают птицу)
Новые задания нас ждут на станции «Переправная»
- Кто уже был в походе, знает, что в походах встречаются различные препятствия, реки, горы, болота.
- Ребята, для того, чтобы преодолевать различные препятствия необходимо не только специальное снаряжение, но и знания по вязке различных узлов и их предназначение.
- Давайте проверим, какие узлы вы научились вязать. (Вязка узлов)
- Где применяются эти узлы? (Ответы)
А сейчас перед нами болото, как мы будем его преодолевать? (По кочкам)
- Но прежде, чем мы начнем переправляться, мы должны помнить, что безопасность такой переправы зависит от дисциплинированности переправляющихся.
Какие правила безопасности мы должны помнить?
Перемещаясь по болоту, необходимо иметь с собой палку альпеншток длиной 2 – 2,5 метра для проверки безопасности пути.
(переправа по кочкам)(между кочками расположены картинки с обитателями водоёмов)
- Ребята, а кого вы встретили переправляясь через болото? (Лягушку, стрекозу)
- Какие растения увидели? (Камыш, кувшинку)
Вот мы и дошли до конечной станции.
За спиной пройденные километры.
Нас одолевает усталость.
По маршруту станция «Привал»
- Как хорошо на этой поляне: место ровное, как раз для установки палатки. Один из основных навыков туриста – правильная сборка и установка палатки. Вы научились правильно устанавливать палатку на наших занятиях.
- Что важно для туриста в походе? (чтобы он был сыт).
- Почему? (Еда нужна силе, а сила – дороге.)
- Случаются экстремальные ситуации, когда заканчивается запас продуктов. А на нашей поляне растут ягоды, грибы, недалеко остался лес и водоём. Сумеете ли, вы, ребята найти еду в лесу и на поляне и у водоёма? (камыш, ягоды, грибы, кустарники)
- Знаете ли вы, что из этого всего можно употреблять в пищу?
Интерактивная игра «съедобное-несъедобное»)
Детям необходимо по изображениям определить, какие ягоды (грибы) можно положить в «лукошко». Учащиеся пытаются правильно положить ягоды (грибы) в корзину, а ведущий может проверить верность ответа, щелкнув мышкой по изображению ягоды (гриба). При щелчке мышью ядовитые ягоды(грибы) исчезают, а изображение съедобной ягоды(гриба) увеличивается в размере.
- А вот без чего трудно представить себе любой поход? (Загадка)
На привале нам помог
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош
Да с собою не возьмешь.
(костер)
- Для чего туристу нужен костёр? (Для обогрева, для сушки вещей, для приготовления пищи).
- Какие группы костров вы знаете? (пламенные, жаровые, дымовые).
Задание: Сложить костёр колодец и шалаш. (Делим группу на две команды для выполнения задания.)
Как и где нужно разводить костёр?
- Место под костер необходимо расчистить от сухих листьев.
- По периметру место под костер обкопать.
- Костер разжигать на расстоянии 3-5 метров от палатки, иначе летящие искры.., а иногда — и привести к пожару.
- Нельзя жечь костер под деревьями или ближе 10 м от них.
- Нельзя разводить костер вблизи зарослей сухой травы и кустарника.
- Нельзя разводить костер в зарослях соснового молодняка.
- Уходя обязательно, костер засыпать землей.
III. Рефлексия. (Подведение итогов)
-Наше путешествие завершается, а вместе с ним и наше итоговое занятие. Сегодня, ребята, вы опять немного окунулись в интересный, полный впечатлений мир туризма, краеведения и экологии. Надеюсь, что знания, которые вы получили в прошедшем учебном году не раз пригодятся вам летом.
Рефлексия содержания учебного материала.
- Ребята, ответьте мне, какую полезную информацию вы вспомнили на сегодняшнем занятии?
- Что мы изучаем на занятиях по краеведению?
- О каких символах Курского края мы сегодня говорили?
- С помощью чего турист, может ориентироваться в лесу?
- Какими качествами должен обладать настоящий турист?
- По каким признакам мы можем отличать деревья?
- Чем мы можем помочь природе?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать в походе?
- Как можно прокормить себя в лесу, если закончились продукты?
Рефлексия деятельности.
Что на занятии понравилось больше всего и почему?
- Сейчас я предлагаю вам «помочь» поляне стать более красивой. Возьмите вот этих бабочек и усадите их на ромашки. (Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся этапу урока. Каждый ребёнок берет бабочку, и, озвучивая своё мнение: я хочу получить больше знаний по туризму для того, чтобы…и украшает цветок.)
Рефлексия чувств, эмоций, настроения
- В конце нашего интересного общения, я хотела бы узнать с каким настроением вы уходите домой. (Дети показывают смайлики – солнышко, тучка, тучка за солнышком).
– Вот и подошло к концу наше путешествие. На память о нашем виртуальном походе я вручаю каждому из вас значок «Первый поход», этот значок получает каждый, кто совершает первый поход.
- Помните, дети, чтобы ваши каникулы прошли без неприятностей, обязательно соблюдайте правила безопасного нахождения не только в походе, но и на улицах города.
- А чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться всему, что нас окружает.
Наше занятие закончилось, спасибо вам за участие, я буду рада увидеть вас на наших занятиях в следующем учебном году! До новых встреч!
Список источников и литературы:
- Брем А.Э. Жизнь животных: в т.3.М:Терра-Terra, 1992
- Букин А.П. в дружбе с природой. М.,1991
- География Курской области / Под общей редакцией проф. В.И. Галицкого. - Ц-Ч книжное изд-во,1974.
- Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.
- Илларионова Ю.Г. Учить детей отгадывать загадки. М., 1988.
- Красная книга Курской области. Под ред. А.А.Власова. Тула 2002.
- Кучер Т.В. Игра в экологическом воспитании школьников.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: Асар, 1996
- Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Самара, 1996.
- Природа Курской области : курс лекций / Курск. гос. ун-т; авт.-сост. Г. В. Козлова. — Курск: Изд-во ИП Бабкина Г. П., 2014. — 225 c.: ил. — ISBN 978-5- 905354-11-3.
- Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.
- Сезоны года. Общеобразовательный журнал.
- Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/ М. Аксенова, С. Исмаилов, -М.: Аванта+, 1995.
- Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.
- Флора и растительность Центрального Черноземья — 2015: материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 80- летнему юбилею Центр.-Чернозем. заповедника / Центр.-Чернозем. гос. природ. биосфер. заповедник им. В. В. Алехина; Курск. гос. ун-т; [отв. ред. О. В. Рыжков]. — Курск: [Мечта], 2015. — 225 с. — ISBN 978-5-98916-102-7.
Интернет-ресурсы:
- http://www.hist.msu.ru/
- http://knowhistory.ru/
- http://www.istmira.com/
- http://adm.rkursk.ru
- http://zapoved-kursk.ru/rasteniya/redkie-vidy-rastenij.html
- Фотографии и картинки взяты из ресурсов интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"
Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....
Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».
План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...
Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"
Материал «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения» представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...
Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)
Научно-исследовательская работа учащейся 8 класса «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Технологическая карта занятия по краеведению "Работа с виртуальной доской в процессе совместного создания сетевого проекта «Экологическая тропа Новоусманского района»
Технологическая карта внеурочного занятия...
Презентация по краеведению: виртуальная экскурсия-викторина "О чем рассказывает памятник"
Презентация выполнена в форме виртуальной экскурсии, в которой раскрываются следующие вопросы по истории г. Ногинска:1. - Основные этапы истории города Ногинска;2 - Их имена в истории Ногинска (знамен...