Рабочая программа творческого объединения "Люди и куклы"
рабочая программа

ддт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lyudi_i_kukly.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Нельзя вдохнуть талант,

Но способности можно развить.

З. С. Гиппиус.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Сценическое искусство, его многовековая и разноязычная история, его законы, специфика – это громадная область театральной культуры. Начать его изучать – значит приблизиться к театру, сделать первые шаги в обширной стране актёрского мастерства, самой яркой, эмоционально насыщенной форме освоения деятельности.

                Сценическое творчество с его мудрыми уроками, увлекательными эмоциональными открытиями, с богатством фантастических находок, с полётом воображения является для детей выражением реальности истинной жизни. Здесь можно обучится мастерству художественного чтения, «эмоциональной заразительности», «умение превращать всякую производственную необходимость в затею творческую», став сотворцом в сложнейшем процессе сценической деятельности.

                Чему в развитии ребёнка могут помочь занятия по актёрскому мастерству? Они способствуют формированию личности, вырабатывают определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки, умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от него хотят другие.

                Занятия стимулируют развитие и основных психологических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; сопутствуют рассвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Ребёнок присваивает чужой опыт и приобретает основные знания и убеждения через подражание, игру, диалог.

                Спектакль, даже самый маленький, - результат творческих усилий каждого участника. Можно сказать, словами К.С. Станиславского, что театр начинается с коллектива, создание которого – первая воспитательная задача, стоящая перед любым руководителем.

                Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна нести не только элементы занимательности, игрового досуга, но и осознание того, что это труд, труд человеческий, который требует настойчивости, терпения, внимательности, наблюдательности, способности чувствовать красоту, необходимость в постоянном совершенствовании.

                Актёрское развитие ребёнка подразумевает постоянное присутствие оценки со стороны не только коллег, но и зрителя, подготавливая моделированию ситуаций контакта со зрительным залом. Именно от этого зависят его творческие поиски, убеждения, планы, надежды.

                «Воспитание зрителей» как среди юных лицедеев, так и среди пришедших на выступление детей – это тоже приобщение к искусству, к основам сценического образования, что также является одной из основных задач руководителя.

                Основу обучения составляют общепрофессиональные сценические знания и умения. Построения занятий создают условия для наиболее полного и свободного раскрытия способностей каждого воспитанника, исходя из его творческой природы; широкого использования метода импровизации, позволяющего сохранить непосредственность и искренность юных исполнителей.

                Результативность занятий создается путём постепенного погружения в речевую дыхательную разминку обучающихся, творческую игру, актёрские тренинги, предлагаемые обстоятельства использования взаимооценок, возможности сравнений, анализирования ролевого действия.

                Одной из результативных ярких форм выражения личности обучающегося, обогащения форм адаптации в окружающем мире, эмоционального воздействия на юного зрителя является включение кукольного образа в тренинги, этюды, постановки.    

                Кукла — это не просто яркий элемент сценического оборудования конкретного сюжета, это образ ожившей сказки, окружающей жизни, поэтому исполнитель наполняет содержание игры своим отношением, чувствами и, одновременно, учится понимать содержание образа по-новому, корректирует сценическую обстановку, изобразительные возможности куклы, учится импровизировать. К тому же введение куклы в постановку – это воспитательный приём раскрепощения творческой личности ребёнка, режиссёрская «хитрость» воздействия на зрителя при недостаточном развитии актёрских способностей или правдивости игры исполнителя.

                Организационные формы работы в творческом объединении разнообразны – это различные тренировочные занятия;

            знакомство с элементами сценической речи;

   работа над техникой речи;

   репетиционные занятия.

Работа может вестись поэтапно: чтение сценария пьесы,

      распределение ролей,

      изготовление декораций и т.д.;

                                     избирательно: репетиция отдельных сцен,

    работа над образами 1-2 героев;

                                     параллельно: вместе с репетициями идет работа

                      подготовки декораций, реквизита, костюмами;

                                     группами: при обрабатывании отдельных сцен, ролей,                    

                                                        работая над художественным образом.         

                Каждая форма работы на занятии – работа над текстом пьесы, репетиции, тренировочные развивающие занятия – также разбиваются на определённые этапы, которые становятся направлением работы на нескольких занятиях, что позволяет создавать условия для отработки полученных умений и навыков как во всей творческой группе, так и в индивидуальной.

        Работа в творческом объединении включает в себя коллективную и индивидуальную работу. Для его деятельности необходимы декорации, реквизиты, ширма, шкафы для хранения костюмов, кукол.

                Предлагаются интегральные виды работ с педагогами изобразительного искусства, музыки, хореографии, шитья для общекультурного и углубленного уровня усвоения материала и удовлетворения познавательных интересов обучающихся, расширения информированности в художественно-эстстической образовательной области, обогащения умений и навыков.

                Особенность программы и в том, что обучающиеся имеют возможность заниматься в смешанном театре, примеривая на себя заданный образ или обыгрывая куклой. Не всегда начинающий заниматься театральной игрой ребёнок умеет отождествлять себя с заданным образом. И тут на помощь приходит кукла. Игра с куклами и игрушками - одно из любимых занятий детей, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамичностью. Ожившая игрушка живёт для ребёнка, не условно, а реально, как ожившая сказка, помогая справиться с различными комплексами, укрепляя уверенность в своих силах.

                Актуальность программы связана с психолого – психологическими особенностями ребёнка младшего возраста. Для более тонкого и доверительного контакта с воспитанниками необходима тесная связь с родителями. Это также способствует более полному взаимопониманию и взаимопомощи детей и родителей. Родители – активные участники подготовки и проведения спектакля.  

                Ведущими деятельностями для детей данного возраста является ролевая игра и обучение её правилам. Главное же значение игры состоит в том, что ребёнок моделирует в ней отношения между людьми и на этой основе у обучающегося формируется стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, а обучение формируются интеллектуальные и познавательные силы ребёнка. В процессе работы на занятии участники оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате получают жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

                Особенности организации образовательного процесса – учебный материал занятия преподносится традиционно, на разбивается на разные отдельные логически связанные между собой этапы, объединенные одной дидактической целью, в которых развивается воображение, находчивость, координация движения, музыкальность, самостоятельность мышления, развитие речи.

 Этапы занятий можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

 Адаптация содержания занятия гибко перестраивается к индивидуальным запросам обучающихся.

• Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится  на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Проводятся индивидуальные и групповые консультации и инструкции для каждого обучающегося.

                 Программа творческого объединения составлена на основе следующих типовых программ:

        - Рубина Ю.И., Перельман В.П., Яковлева Т.Ф. Театральный кружок: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки,- М.Просвещение, 1981 г;

        - Театр 1-11 классы: Программы в общеобразовательных учреждений, -М.. 1995.

А также:

        - Министерство образования и науки России. Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ.М.2015г.  

        Анализ типовых программ показал, что в этих документах даны общие рекомендации по организации театрального коллектива, примерный план работы над сценическим образом. Однако не учтена настрой и подготовка обучающегося к театрализации, к решению поставленной задачи для работы на сцене, нет тематического планирования по разделам и темам с разбивкой на теоретическую и практическую деятельность.

         Разнообразие театральных сфер деятельности обусловили расширение содержания образовательного процесса. Содержание программы и основная деятельность обучающихся направлены на воплощение художественного образа на сцене и подчинена главной идее – освоение коллективного сценического выступления.

                 Общий состав группы в   постоянный до 15 человек, что осложняет работу на начальном периоде, поэтому включается групповая и индивидуальная работа. Возрастной состав группы смешанный: от дошкольного (6 лет) до начального (11 лет)

                Программа творческого объединения «ЛЮДИ И КУКЛЫ» рассчитана на один год обучения: 1-й год 144 ак. ч.: 2 занятия в неделю по 2ак. ч.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

                Особенности организации образовательного процесса – учебный материал занятия преподносится традиционно,  разбивается на разные отдельные логически связанные между собой этапы,  объединенные одной дидактической целью, в которых развивается воображение, находчивость, координация движения, музыкальность, самостоятельность мышления, развитие речи.

 Этапы занятий можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

 Адаптация содержания занятия гибко перестраивается к индивидуальным запросам обучающихся.

• Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Проводятся индивидуальные и групповые  консультации и инструкции для каждого обучающегося.

  1. Игровые тренинги, направленные на раскрепощение личности, коллективизма, внимания, наблюдательности.
  2. Упражнения, развивающие технику речи.
  3. Задания на развитие пластики движения.
  4. Основная работа над сценическими этюдами и сценами или репетиционная работа.

       Важным условием в структуре занятий является сохранение игрового начала:

короткое объяснение – пробный показ – краткий анализ показа;

поточный показ – коллективный разбор – поощрение успеха.

                В занятия также могут включаться такие формы работы, как коллективное чтение и разбор образов, видеопросмотр сказок и теоретическое воплощение сюжета, этюдные пробы.

Конечно, структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста и развития обучающегося коллектива, степени усвоения материала. Но почти каждое занятие должно нести в себе какой-то новый или закрепляющий элемент, упражнение, задание, игру. Например, работа с воображаемым предметом, которая меняется в зависимости от задач. Но основная тема этого занятия – деятельность на сцене.

Даже репетиционные занятия начинаются с элементов речевой и дыхательной разминки, которые не только подготавливают, настраивают на работу, но и вносят элементы разнообразия игры в данную работу.

Заканчивается занятие либо постановкой предыдущей задачи, либо эмоциональным, занимательным элементом, игрой, чтобы дети ушли с занятия с хорошим настроением.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

                Наполняемость группы 12-15 человек. Форма одежды - желательно, спортивная, служащая основой для максимального количества визуальных  и физических трансформаций.  

                Идеальное помещение - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве декораций, а также по прямому назначению - в качестве рабочих поверхностей.

                Программа рассчитана на комплексное изучение материала по данной системе – от простого к сложному, состоит из нескольких дисциплин, тесно связанных с общеобразовательными предметами гуманитарного цикла. Учебный материал тем предлагает практическое освоение его в ходе комплексной работы над умениями и навыками.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

                Цель программы – самореализация личности учащегося посредством интегративной деятельности в театральном коллективе, в атмосфере радости детского творчества и сотрудничества;

  • обеспечение необходимых условий для развития творческого потенциала ребенка с чувством ответственности за общее дело;
  • практическое освоение основ творческой деятельности;
  • привитие основ эстетической и нравственной культуры;
  • привитие опыта эмоционально- ценностного отношения к миру;
  • активизация мысленного процесса и познавательного интереса.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

  • обучение основам сценического выступлений как индивидуальных, так и коллективных;
  • обучение профессиональной лексике театральной направленности;
  • обучение выразительному вдумчивому чтению, чтению по ролям, наизусть;
  • обучение правильному артикуляционному произношению;
  • обучение элементам и формам общения как со зрителем, так и друг с другом.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

-    развивать навыки сценического перевоплощения в работе с игрушкой;

  • развивать выразительность речи и ее смысловые оттенки;
  • развивать навыки артистической находчивости;
  • развивать умения и навыки работы с подручным материалом (ткань, игла, старые вещи, картон, бумага, клей, нитки);
  • развивать импровизационные навыки работы над ролью, текстом, с предметами, с куклами.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

-    развивать чувство коллективизма, ответственности;

  • развивать воображение, находчивость, реакцию;
  • развивать навыки личностного самовыражения;
  • развивать воображение, фантазию, эмоциональную память;
  • прививать чувство заинтересованности в выполняемой деятельности;
  • воспитывать самоуважение и бережное отношение к результатам своего и коллективного труда.

        

                Для достижения поставленных целей и задач программы используются определенные принципы, методы и формы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ.

  • Природосообразительности: образовательный процесс строится, следуя природе развития ребёнка;
  • Индивидуализации: создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности обучающегося;
  • Демократичности: основанный на реальном творческом сотрудничестве с ребенком;
  • Индивидуального похода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для его индивидуальности;
  • Ролевой принцип: в предложенных обучающемуся ребёнку обстоятельствах осознаётся ролевая позиция;
  • Игровой принцип: развивающиеся упражнения, подобранные в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ, используемые на занятиях.

  • Словесные: беседы, объяснения, читки.
  • Наглядные: иллюстрация пособий, демонстрация наглядных примеров.
  • Репродуктивно-поисковый метод: формирование новых знаний и поиск новых возможностей, умений навыков.
  • Практический: применение наглядных теоретических и словесных методов на практике.
  • Методы самостоятельной работы: принятие решений, выполнение упражнений, работа над ролью, декорациями, костюмами.
  • Дедуктивные: умение анализировать явления от общего к частному.
  • Индуктивные: умения анализировать от частного к общему.

                Небольшие концертные номера, технически простые пьесы преследуют своей целью приобретение исполнительных навыков, опыта. Отсюда больше индивидуальной и избирательной работы, с которой зачастую начинаются и заканчиваются занятия.

                Групповые и индивидуальные занятия несут в себе не только решение конкретной исполнительской задачи, но и наблюдение за работой других, возможность обсуждения, приобретение контакта со зрительным залом. Роль самоуправления возрастает, творческое создание образа расширяется.

                Предлагаемая программа предусматривает примерное усложнение работы с учетом возраста обучающегося и времени посещения творческого объединения, совершенствования знаний и способностей как в области постановочной работы, так в искусстве сценического воспитания детей.

                Нередко группы объединяются или смешиваются, образуя разновозрастной коллектив. Тогда в процессе работы воспитанники дифференцируются на основной состав (косяк) и вновь пришедших, которые определенное время играют вспомогательную роль в выступлениях – с одной стороны, с ними приходится работать дополнительно. Но, с другой стороны, занятия проходят продуктивнее, образовательный процесс протекает более ускоренно, так как обучение становится коллективным, «косяк» помогает, подтягивая другую часть наглядной демонстрацией полученных примеров и навыков.                                                                                                      

                Одной из форм показа результативности обучения является репертуар, который, конечно, не бывает постоянным для всех групп – и это зависит от многих причин, одна из которых – это особенности зрительской аудитории, перед которой выступают ребята. Как правило, это малыши детского сада или младшего школьного возраста.

                В группе первого года занятия проводятся в форме игр (нередко подвижных). По мере усложнения материала используются импровизационные упражнения, этюды, стихи, а затем инсценировки по известным сказкам: «Теремок», «Доктор Айболит», «Телефон» , звучат стихи о Родине, маме, учителе, инсценируются небольшие кукольные сказки: русские на новый лад («Репка», «Рассказы Данилки», «Сказка о глупом мышонке»).

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По индивидуальному плану осуществляется работа педагога и ребенка над репертуаром, , над постановкой художественных номеров по заданному эстрадному репертуару.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Успехи, достигнутые обучающимися , демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются коллективом, педагогом-руководителем и родителями. Для этого используются такие формы:

• концерты;

•творческие показы;

•праздничные вечера, которые организуются внутри учебной группы, для показа другим группам и педагогам студии, для показа родителям и широкой аудитории.

             Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.

Промежуточная аттестация в творческом объединении «Люди и  куклы» проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной образовательной программы и повышения качества образовательного процесса. Её варианты могут меняться в зависимости от уровня подготовленности обучающихся (Приложение 1).

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения  за 1 и 2 полугодия

Промежуточная аттестация в объединении включает в себя проверку практических умений и навыков.

Итоговая аттестация проводится в следующих формах: театрализованный показ; творческое  концертное выступление, праздничные  мероприятия , которые организуются внутри учебной группы, для показа другим группам и педагогам студии, для показа родителям и широкой аудитории  

Способы определения уровня и качества достигнутого результата при освоении программы можно наблюдать на протяжении всего 1 года:

  • во время выступлений на концертах;
  • перед приглашенными зрителями;
  • при итоговом зачетном открытом занятии, где

 за успехи вручается СВИДЕТЕЛЬСТВО «Посвящения в кружковцы» Вяземского дома детского творчества.  

               

Критерии оценки освоения программы

(варианты: Приложение 1)

Уровень

Теоретические знания

Практические знания и умения

Оптимальный

(ОУ)

Отлично владеет учебным материалом.

Умеет объяснять его своими словами.

Уверенно отвечает на заданные вопросы.

Знает правила поведения, общения.

Умеет пересказывать художественный текст в лицах. Выдерживает характер образа на протяжении всего выступления.

Безукоризненно знает текст. Может импровизировать.

Его выступление яркое, эмоциональное. Выразительное.

Легко использует теоретический материал на практике.

Допустимый

(ДУ)

В основном усвоил учебный материал,. Но допускает незначительные ошибки при пояснении, справляется с заданиями с помощью товарищей и педагога (взрослых)

Не сразу может ответить на поставленный вопрос.

Сбивается в пересказе художественного текста, не выдерживает необходимых интонаций.

Старается выдержать характер персонажа на протяжении всего выступления. Хорошо знает текст. Выступает ровно, достойно. Использует на практике теоретический материал программы.

Критический

(КУ)

Недостаточно освоил основную часть учебного материала. Затрудняется при ответах на поставленные вопросы или повторяет за другими. Допускает значительные ошибки при ответах, но отвечает на дополнительные вопросы.

Пересказывает текст с посторонней помощью.

С трудом выдерживает характер персонажа на протяжении всего выступления. С ошибками воспроизводит текст(роль), выступает ровно, но недостаточно ярко, эмоционально. Речь нечёткая.

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы творческого объединения проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

К концу обучения дети должны уметь:

•выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека

•построить на основании заданного набора из 12-18 слов простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;

• уметь эмоционально пересказывать заданный текст;

•придумать простейший бытовой сюжет, ис­пользуя опорные слова, обозначающие действия;

•показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;

•описывать картины, возникающие перед внутренним взором;

•передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела;

•построить пластическую статичную композицию с участием 3-7 человек, отражающую пластику мира природы, мира предметов

•двигаться по кругу и хаотично в ритме, заданном педагогом, во время движения уметь выполнять пластически поставленные задачи;

•переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения;

•выполнять простейшие этюды в ритме, заранее заданном педагогом;

•коллективно прохлопать заданный ритм;

•обозначать ритм разными простыми физическими действиями;

•дать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера каждого члена группы;

•узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу;

•выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом;

•поддерживать диалог с партнером (произвольный или на заданную тему) в течение 2-3 ми­нут;

•описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного произведения и уметь дать приблизительное истолкование этим эмоциям;

•описать собственные эмоции, испытываемые от соприкосновения с произведениями искусства, явлениями природы;

• интерпретировать эмоциональное  состояние животного и человека по его пластике, интонированию и поступкам;

•удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 10) и не связанных (до 8);

• читать в течение 3-4 минут текст, написанный крупным шрифтом, не реагируя на шум и другие помехи, и затем рассказать содержание;

• смотреть этюд товарищей в течение 5-15 минут, не создавая помех другим зрителям;

• выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы, поступающие со стороны зрителей;

• проводить театральные игры с аудиторией ровесников;

• распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;

• распределиться по площадке таким образом, чтобы был выделен главный персонаж;

• воспроизвести свои действия в заданной ситуации;

• выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-4 минут;

• выполнять упражнения по памяти заданных педагогом физических действий предмета;

• уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок

• знать наизусть отрывки из 3-5 стихотворений  русских авторов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

                  Почувствовав на деле степень своего интереса к профессиональной работе актера, развить и сохранить любопытство к жизни людей и умение общаться, все увиденное сохранять и выражать на языке действий, а также иметь настойчивость в преодолении трудностей в исполнительской деятельности.

              Конкретные результаты по программе проявляются в конкретной деятельности: концертах, смотрах, конкурсах, спектаклях, неделях искусства, фестивалях.

Условия реализации программы.

  1. Материально-техническая база:

- Зрительный зал от 30 до 50 посадочных мест.

- Сцена

-  Репетиционный зал.

- Стационарная ширма.

- Декорации.

- Костюмы.

- Грим.

- Парики.

- Гримерная комната (оборудованная гримерными столиками с зеркалами, удобной вешалкой для костюмов).

- Музыкальное оборудование (колонки, центр).

- Видеоаппаратура (нетбук).

- Костюмерная.

- Шкафы для хранения реквизита.

- Зеркала для занятий.

- Сухое помещение для хранения костюмов, декораций, реквизита, световой и звуковой аппаратуры.

2.Информационно-методическое обеспечение:

- Библиотечка пьес и сценариев для выступлений.

- Дидактический материал для занятий.

- Беседы о театре

- Копилка тренингов: по актёрскому мастерству, упражнения по развитию речи; коммуникативно-лингвистические игры, упражнения по развитию сценодвижения (пластики, координации движения); театральные игры на развитие фантазии, воображения, памяти, внимания, наблюдательности

- Детская периодическая литература.

- Методические разработки.

- Музыкальные записи детских песен для занятий.

- Музыкальные записи для выступлений.

- Видеозаписи сказок для занятий.

- Видеозаписи выступлений.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

                                                        Если будешь воспринимать только

                                                        смысл слова, - не узнаешь человека, если

                                                        будешь воспринимать звук, узнаешь его.

                                                                                К.С. Станиславский.

        В разделе «Живое слово» первого года обучения  основная работа направлена на

  • технику и развитие речи;
  • театрализованные этюды и игры;
  • использование и инсценировка детских стихов;
  • пассивное и пантомимическое участие в отдельных сценах
  • смешанных игровых постановок со старшими;
  • исполнение шуточных детских монологов и диалогов.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс по тематике делится на два блока, которые условно можно назвать:

1) знакомство и воплощение образов реального мира,

2) знакомство и воплощение сказочного  мира.

        Маленький человек, как правило, плохо знает себя. Городской ребенок в большей степени, чем сельский, лишен возможности полноценного восприятия мира природы. Следовательно, знакомство с этим миром тоже входит в содержание нашего образования.

        За год обучения по программе, ребята должны знать и учиться сценически воплощать:

- времена года и их особенности;

- животный и растительный мир;

- сказки и их виды.

- правила вежливости;

- правила поведения в общественных местах и на занятиях;

  • знать и уметь на практике применять основные правила исполнителя;
  • овладеть основными речевыми навыками: громким голосом, наиболее четкой дикцией (зависит от индивидуальных особенностей речи);
  • быть раскованнее и общительнее;
  • владеть основными правилами поведения зрителя;
  • различать жанры стихов, сказок, басен, сценических пьес, а также отличать монолог от диалога;
  • ориентироваться в пространстве, на сцене, за кулисами;
  • владеть чувством коллективизма, ответственности.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 год обучения.

Номер темы

Название темы

Количество занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие

2

4: 2 + 2

2.

Азбука выступления

2

4: 2 + 2

3.

Основы художественного чтения

4

8: 4 + 4

4.

Зритель и актер

4

8: 4 + 4

5.

Анализ литературного выступления

14

28: в теч. года

6.

Воплощение произведения в звучащем слове

6

12: в теч. года

7.

Техника сценической речи

30

60: в теч. Года

8.

Театрализованные игры

10

20: 10 + 10

ИТОГО:

Теории:

Практики:

72

1/8:

144

18

126

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1.        Вводное занятие.    Беседа о режиме работы учреждения, кабинета;

  • беседа о правилах поведения, безопасности жизни;
  • анкетирование, беседа о сценическом искусстве;
  • игры на знакомство, на сплочение.

2.   Азбука выступления. Сценическая культура исполнителя;

  • основные правила выступления;
  • своевременность выхода исполнителя;
  • живое слово и его значение;
  • упражнения на умения общаться.
  1. Основы художественного чтения.
  • Голос, дикция;
  • Произношение;
  • Понимание задачи и сверхзадачи исполнителя;
  • Действующие лица и исполнители;
  • Упражнения на развитие звука голоса и «цвета» голоса.
  1. Зритель и актер.
  • пространство зрительского зала;
  • мир кулис;
  • зрительская культура;
  • правила общения со зрителем;
  • сценические этюды: «Здравствую театр».
  1. Анализ литературного произведения.
  • виды литературных произведений;
  • жанры: стихи и поэзия, сказки, песни;
  • юмористическое и драматическое произведение;
  • чтение, его виды;
  • темы произведения, сюжет;
  • «видение» текста: место, время, образ героя;
  • характеристика героев.
  1. Воплощение произведения в живом слове.
  • учимся говорить красиво;
  • работа над исполнением задания с целью воздействия  на слушателя;
  • передача основных мыслей;
  • воссоздание места действий;
  • соблюдение правил логического чтения.
  1. Техника сценической речи.
  • постановка речевого дыхания;
  • артикуляционная гимнастика;
  • орфоэпические правила произношения слов, звукосочетаний;
  • логические паузы;
  • техническая работа со словом;
  • игры и упражнения на опору дыхания;
  • расширение диапазона голоса.
  1. Театральные игры.
  • обще развивающие игры на развитее воображения, фантазии, наблюдательности, внимания;
  • специальные театральные игры;
  • упражнения и этюды на развитие пластики, сценических навыков;
  • игры на копирование;
  • игры на превращение;
  • игры на действие с воображаемым предметом;
  • театр- экспромт.

СЛОВАРЬ УЧЕБНЫХ ТЕРМИНОВ и ПОНЯТИЙ.

СЦЕНА, ТЕАТР, ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ,

АПЛОДИСМЕНТЫ,

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ЭТЮДЫ,

СТИХ, ПОЭЗИЯ, СКАЗКА, БАСНЯ,

ПЬЕСА, МОНОЛОГ, ДИАЛОГ,

АКТЁРСКАЯ КУЛЬТУРА.

ЗАДАЧА и СВЕРХЗАДАЧА,

ЗРИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА,

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ И ЗАЛА,

СЦЕНА И ВИДЫ ШИРМ,

ЗАКУЛИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО,

ВИДЫ КУКОЛ: ПАЛЬЧИКОВЫЕ, НАСТОЛЬНЫЕ, ГАПИТНЫЕ КУКЛЫ,

ТРОСТЕВЫЕ, МАРИОНЕТКА, КУКЛЫ-ШИРМЫ.

ТРЕНИНГ, ДЕКОРАЦИЯ, РЕКВИЗИТ, ГРИМ,

СЮЖЕТ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ.

ДЕЙСТВИЕ, ИМПРОВИЗАЦИЯ, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА,

ПАРТНЁР, РЕАЛЬНОСТЬ, ТАКТ, ИНТУИЦИЯ,

ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (история, предыстория),

ИСКУССТВО, ПАНТОМИМА,

БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ,

СОБЫТИЕ, ЦЕЛЬ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

КЛЮЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Игра "Жребий"

Две-четыре команды по жребию вытягивают то или иное время года. Используя цепочку предлагаемых обстоятельств, одна команда в этих обстоятельствах существует, другая угадывает время го­да.

Упражнение 2. Игра на выбывание

Одна группа действует в предлагаемых обстоятельствах, другая "за четвертой стеной". Кто из первой группы взглянул на зрителей и разрушил "четвертую стену" - выбывает. Кто остался в конце - победитель.

Упражнение 3. Тренировка памяти и наблюдательности

"Вспомни и подробно опиши свою сегодняшнюю дорогу в школу." Ежедневное использование этого упражнения на занятиях вынуждает ребенка, день за днем совершая свое путешествие в школу, становиться более внимательным, отмечать детали и подробности, таким образом тренировать память.

Упражнение 4. Развитие памяти, фантазии и воображения

Дети сидят в полукруге. Педагог называет первое слово, которое является одновременно и темой будущей фантазии и завязкой сюжетной истории. Каждый последующий ученик, повторяя все предыдущие слова, сказанные до него, называет свое, которое продолжает сюжет, развивая заданную тему. Упражнение заканчивает заранее названный педагогом студиец. При этом каждый дол­жен организовать поток своих фантазий так, чтобы к финалу сюжет мог подойти в законченном виде, а каждый студиец сумел максимально реализовать свой творческий замысел.

В другом варианте игры педагог не называет того, кто должен закончить рассказ. В этом случае от учеников требуется продолжать развивать фантазию как можно дольше, удерживаясь в русле заданной темы.

Упражнение 5. "Борьба стихий"

Упражнение на чувство ритма, фантазию и умение распределяться в пространстве.

Группа делится на четыре части, каждая из которых получает роль одной из стихий. По хлопку педагога начинается хаотичное движение в задан­ном педагогом ритме, в ходе которого каждая группа имитирует пластикой характер движения заданной стихии. Попеременно, то одна, то другая стихия по команде педагога занимает доминирующую позицию, а остальные продолжают движение в нижнем уровне, как бы подавляемые главенст­вующей стихией. Верхний уровень - движение в полный рост, нижний уровень - движение пригнувшись.

Упражнение 6. "Цветение и увядание" Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства и чувство ритма.

Группа делится на актеров и зрителей. Для актеров упражнение начинается с положения в "точке" - дети сидят на корточках на полной ступне, при этом руки, корпус и шея максимально расслаблены. Педагог предлагает придумать каждому, зернышком какого растения он является. На счет 15-20, в заданном педагогом ритме растения вырастают. Группа зрителей пытается догадаться, что за растение перед ними, и помогает исполнителям уточнить рисунок роли. Затем на счет 15-20 "растения увядают" и снова уходят в "точку" - "зернышко". В середине и в конце упражнения может задавать детям вопросы, связанные с предлагаемыми обстоятельствами жизни каждого растения.

Упражнение 7. "Аквариум"

Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства и темпоритм.

Упражнение проводится после предварительных наблюдений за обитателями аквариумов дома и в зоопарке.

                Дети делятся на две группы : обитатели аквариума и дети, пришедшие наблюдать за ними. Обитатели аквариума распределяют между собой роли и договариваются об устройстве своего дома, об условиях жизни и порядках в нем. Во время упражнения дети наблюдают за аквариумной жизнью, а рыбы, улитки, водоросли и т.п. могут наблюдать за детьми. В связи с различной средой обитания, темпоритм существования обоих групп различный.

 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ.

Р.И. Аванесов. Выразительное чтение. Пособие для студентов педагогических вузов, М., 1972 г.

Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение, М., 1968 г.

Н.И. Алексеевская. Домашний театр, м., 2000 г.

С.Г. Андрачников. Пластические тренинги, М., 2000 г.

Л. Баряева, И. Вечканова и др. Театрализованные игры – занятия, С.-П., 2002 г.

Н.А. Булгина. Программы школы раннего творческого развития,

Смоленский областной центр развития творчества детей и юношества, 2003 г.

А.Б. Вескер. Тренинг актёрского мастерства учителя, М., 2002 г.

В.В. Волина. Весёлая грамматика, М., 1995 г.

И.А. Генералова. Мастерская чувств, М., 2000 г.

С. Гин. Мир фантазии, М., 2001 г.

Т.Ф, Заводская. Искусство чтения в художественном развитии подростков, М., 1989 г.

Б. Докутович. Актёр и роль, М., «Искусство». 1998 г.

А. Ершова, В. Букатов. Актёрская грамота подросткам, Ивантеевка, 1994 г.

А.П. Ершова, Е.А. Захарова и др. Искусство в жизни детей, М., 1991 г.

В.А. Ильев. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока, М., 1993 г.

З. Кнебель М.О. . Слово в творчестве актёра, М., 1964 г.

 Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. Театрализованные игры в школе, М., 2000 г.

Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук

 СССР. Уроки театра на уроках в школе (программы, педагогические рекомендации), М., 1992 г.

Е. Раугул, М. Козырева. Театр в чемодане, Санкт-Петербург, 1998 г.

А.М. Нахимовский. Театральное действие от А до Я, М., «Аркти», 2002 г.

Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. Театрализованные игры в детском саду, М.,

«Школьная пресса», 2000 г.

Я.М. Смоленская. Читатель. Чтец. Актерам, М., 1964 г.

Типовые программы кукольного кружка, художественного слова, драматического кружка, Министерство просвещения СССР, 1988 г.

Г. Чеботарёвская. Путешествие по театральной программке

 для учащихся старших классов, М., 1975 г.

Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М., 2001 г.

Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о те­атре. / Для ср. шк. возр.- Л.: Дет. лит. Ленингр. отд., 1986

Барро Ж-Л. Воспоминания для будущего. - М.: Искусство, 1979

Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1976

Виллап Ж. О театральной традиции. - М.: Изд. ин. лит., 1956

Стрелер Дж. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные, осуществленные./ Сб-к./ - М.: Радуга, 1984.

Теория и практика мастерства актера. - М.: ГИТИС, 1990.

Театр-студия «Дали»./ Программы, репертуар, уроки. - М.: «Я вхожу в мир искусств», № 5-6. - 1997.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

                                                        Знаете ли вы, что единственная радость

                                                        в нашей работе – это познание органической

                                                        природы тайн творчества.

                                                                                К.С. Станиславский.

О. Безымянная. Школьный театр. Айрис-пресс, Рольф, М., 2001 г.

Л.Н. Лосич. Сувениры-самоделки, Минск, «Элайда», 1998 г.

О.В. Парулина. Мир игрушек и поделок, Смоленск, «Русич», 2000 г.

О.В., Н.Н. Светловская. Учимся любить книгу, М., «Просвещение», 1982 г.

Самодеятельный театр, репертуарные сборники, М., «Искусство».

Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр, М., «Аркти», 2001 г.

Л.П. Стрелкова. Уроки сказки, М., «Педагогика», 1990 г.

М.А. Палкин. Вопросы теории театра. Пособие для старшеклассников.

Минск, «Высшая школа», 1979 г.

О.А. Толченов. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста НЕСКУЧАЛИЯ, М., «Владос», 2001 г.

Н. Трифонова. Кукольный театр своими руками, М., «Айрис-пресс», 2001 г.

Детство русской литературы - русский народный фольклор (сказки, потешки и т.п.).

Сказки английских, ирландских, шотландских писателей в том числе народные: сказки "Биг Бэна", а также авторские произведения Лира, Кэролла, Стивенсона, Несбита, Беллока,  Фарджона, Рью, Миллигана.

Итальянские, польские, французские, немецкие народные сказки.

Классическая поэзия: А. Пушкин, Е. Баратынский, ф. Тютчев, И. Кольцов, М. Лермонтов, А. Толстой, И. Тургенев, А.Фет, М. Аксаков, В. Соловьев, И. Анненский, ф. Сологуб, Б. Мережковский, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, М. Волошин, А. Белый, А. Блок, С. Черный, Н. Гумилев, А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева и др.

        

Приложение 1

  1. Педагогическая диагностика результатов освоения Программы.

        Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности

основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение

позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы,

скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и

проведение индивидуальных занятий.

        Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального

кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает

как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной

деятельности.

        Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной

деятельности:

- знание основ театральной культуры;

- речевая культура;

- навыки работы с куклой или кукловождения;

- эмоционально-образное развитие;

- основы коллективной творческой деятельности;

        Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной

деятельности:

- поведенческая активность;

- коммуникативно- речевые навыки;

- отношения с взрослыми;

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

- желание стать лидером в группе;

- конфликтность, агрессивность;

        

        Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается

не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на

организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;

знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия,

может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои

знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется

назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения,

поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев;

творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает

словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может

охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных

героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью

педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о

различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные

средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и

может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные

средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки работы с куклой.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над

спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками работы с игрушкой, предметом. кукловождением.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с

партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с

партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над

Спектаклем.

II. Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной

деятельности:

Работа по карточкам с заданиями.

Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.

0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу.
Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение.
Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени.
Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени.

Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных ( индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить.
Учащийся представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может воспроизвести их с помощью пластических движений.
Учащийся скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и птиц.
Учащийся изображает

Различных животных
и птиц с помощью
пластических движений.

Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж.

Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.

Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.

0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не понимает характер музыкального произведения, не представляет как можно изобразить заданный персонаж.
Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа.
Учащийся представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного музыкального произведения.
Учащийся четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный персонаж в соответствии с
музыкой.

Контрольный критерий №4
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль – игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны сразу остановиться и замереть на месте.
Промежуточная аттестация – этюды на согласованность действий (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Ученик не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде.

Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не по команде.
Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным выходом.
Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным выходом.

Контрольный критерий №5.
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству.
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: - музыкально-театральные миниатюры.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Отсутствие всякой мотивации к изображению и представлению различных сценических персонажей.
Низкий уровень мотивации. Низкий уровень познавательной деятельности.
Проявляет активность на занятии. Есть мотивация к сценическому искусству, но не высокая.
Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает играет различные роли. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии. Проявляет творческую
мыслительную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Программа творческой мастерской "Народная кукла"

Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...