"Пешеход на дороге"
методическая разработка

Кобзев Вячеслав Михайлович

Обучающий минимум по Правилам безопасности дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchiy_minimum.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕШЕХОД НА ДОРОГЕ

Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения

«Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие образовательные стандарты.

Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах».

Из закона РФ «О безопасности дорожного движения»

ВВЕДЕНИЕ

        Примерно три четверти всех дорожно – транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест - 35-40%.
  2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору — 25-30%.
  3. Нарушение требований Правил дорожного движения (далее – ПДД) при движении на велосипедах и роликах - 10-15%.
  4. Неподчинение сигналам светофора и регулировщика —5-10%.
  5. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара - 5%.

        Совершаемые детьми ошибки часто повторяются и являются частыми потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что только за 10 лет (1999—2009 годы) в Курганской области погибли 142 и ранены 1894 ребенка. Всего произошло 1882 ДТП с участием детей.

        А если допускаемых ошибок будет больше?

        Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно ставят эксперимент на себе.

        К сожалению и беде нашей в образовательных учреждениях Зауралья обучение детей Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляются поверхностно или обучение вовсе не проводится. В результате - знания и навыки детей зависят от случайных факторов.

        Происходящие с детьми ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками, да и учителями, как случайные несчастные случаи.

Но, если знания и навыки детей, к сожалению, действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствия предвидения, неумения принимать правильные решения, отсутствия опыта, опасной самонадеянности и в конечном счёте — от незнания Правил и отсутствия необходимых навыков поведения на дороге.

        Те, кто склонны рассматривать ДТП как некую случайность, оценивают действия его участников в процессе течения происшествия под углом «предположительности» событий: «Если бы пешеход шёл бы чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то...» и т.д. и т.п.

        Таким образом, сами того не предполагая, люди с такими оценками становятся сторонниками так называемой «теории ситуаций», которая не выдерживает никакой серьёзной критики. При научном подходе и детальном изучении действий (того же пешехода) в процессе доситуационного периода происшествия и в ходе его протекания, чётко просматривается обязательное наличие совершённых пешеходом ошибок.

        Порочность «теории ситуаций» совершенно очевидна, т.к. научный подход к результатам исследования ДТП указывает, во-первых, на стойкую закономерность в создании обстановки ДТП (его возникновение и протекание), во-вторых — на прямую зависимость происшествия от совершенно конкретных условий и обстоятельств, создавшихся задолго до возникновения аварийных ситуаций на дороге.

Случайных ДТП не бывает!

Как можно уберечь детей от необдуманных действий на дороге? Из всего возможного комплекса профилактических мер главной является — обучение школьников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

При этом важнейшими условиями обучения являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность и профессионализм. Но, как уже отмечалось, в силу различных причин, эти условия в образовательных учреждениях не выполняются.

Компенсировать, в определённой мере, серьёзные пробелы в обучении детей можно с помощью предлагаемого обучающего минимума «Пешеход на дороге».

Однако следует особо подчеркнуть, что обучающий минимум «Пешеход на дороге» ни в коем случае не предназначен и не может заменить собою уроки по основам безопасности дорожного движения  (далее - БДД) в рамках ОБЖ.

Он предназначен дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов, отводимых на ПДД явно недостаточно. Кроме того, «Минимум» можно использовать в качестве некоего компенсатора на классных часах.

КАК ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩЕГО МИНИМУМА «ПЕШЕХОД НА ДОРОГЕ».

«Цель учителя - настоящего профессионала (какой бы предмет он не преподавал) — готовить человека к выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты».

Обучающий минимум «Пешеход на дороге» рассчитан на проведение ежедневных блиц-занятий продолжительностью 3-5 минут.

Занятие проводит учитель, чей урок последний (не зависимо от предмета и темы урока), за счёт времени урока или дополнительного времени. Метод преподавания блиц-занятия доступен каждому учителю.

Обучающий минимум представляет собой перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге.

Почему блиц-занятия следует проводить ежедневно? Ежедневные занятия призваны выработать у детей некий позитивный стереотип: настраиваться по выходе из школы на необходимость разумного поведения на дороге по пути домой, задуматься о возможных опасностях на ней. Но... если занятия проводить формально, что называется «для галочки», то необходимого результата не будет! Отношение самого учителя к занятиям, его настрой, его умение привлечь внимание учащихся и вызвать у них заинтересованность, желание участвовать в обсуждении вопросов блиц-занятия — залог успеха и результативности занятий.

На каждом из блиц-занятий учитель задаёт учащимся один - два вопроса и предлагает дать на них ответы. В зависимости от того, какие ответы получены (правильные, полные или нет) учитель, имея возможность сверит их с ответами данными в «Минимуме», комментирует их сам или обсуждает их с учащимися.

Главное — учащиеся должны понять и зафиксировать правильный ответ, не запоминая его механически, а понять смысл действий, заключённых в правильном ответе.

Рассмотрим такой пример:

Вопрос 2.1. Может ли представлять опасность стоящий автомобиль? [см. наст.изд. таблицы]

Ответ (вариант): Может.

Этот односложный ответ нельзя назвать неправильным. Но он совершенно не раскрывает существа дела, не объясняет, в чём именно заключается опасность. Поэтому принять такой ответ нельзя.

Ответ должен быть таким:

Может. Опасность стоящего автомобиля заключается в том, что за ним может скрываться другой, движущийся автомобиль, который он закрывает собой.

Последовательность задаваемых вопросов может быть произвольной, но все же лучше руководствоваться определённым порядком.

Вопросы сгруппированы по тематическим разделам. Всего таких разделов семь. Вопросы можно задавать поочерёдно из каждого раздела. Но лучше исходить из их актуальности в данный конкретный период: в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, от времени года и погодных условий и т.п. Особое внимание следует уделять тем нарушениям, которые допускают учащиеся школы. Это легко определяется по поступающим в школу сообщениям из ГИБДД о нарушениях ПДД детьми.

Все сведения по дорожной обстановке могут (и должны!) сообщать учителю, в первую очередь, лицо, ответственное в школе за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), прикрепленный к школе инспектор ГИБДД или инспектор по делам несовершеннолетних.

В помощь учителю в обучающем минимуме «Пешеход на дороге» указаны источники учебного материала, соответствующего вопросам и ответам «Минимума»: даны ссылки на пункты Правил дорожного движения и на разделы учебных пособий. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке к проведению блиц-занятий.

Эти же сведения о пунктах Правил и разделах учебных пособий учитель в конце занятия должен сообщить учащимся для домашнего закрепления темы изученных вопросов и ответов. Иногда для проверки знаний учащихся, можно вернуться к ранее пройденным вопросам. А иногда это следует сделать в связи со складывающейся дорожной обстановкой, чтобы обратить внимание учащихся на какой-то конкретный необходимый вопрос.

Чтобы в проводимых занятиях соблюдался порядок, для них надо в классном журнале выделить отдельную страницу, как для любого другого предмета и вести соответствующие записи в обычном порядке. Это необходимо для того, чтобы учитель, проводящий очередное занятие, знал, что было пройдено на предыдущем занятии и в целом в данном классе.

Материалы, предлагаемые для обучающего минимума, дают возможность учащимся не заучивать механически ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.

С «Минимумом» полезно ознакомиться родителям учащихся. Это поможет обеспечить единое и целенаправленное обучение и воспитание учащихся сознательными и грамотными участниками дорожного движения.

Точно так же, как и в образовательных учреждениях, блиц-занятия с использованием «Минимума» можно проводить и во всех кружках, секциях, студиях всех учреждений дополнительного образования (УДО). Это весьма важно потому, что позволяет не только закрепить знания учащихся в области Правил и безопасности дорожного движения, получаемые по месту основной учебы, но и увеличит количество детей, охваченных обучением Правилам и безопасности дорожного движения.

В вопросах и ответах обучающего минимума «Пешеход на дороге» подобраны вопросы, необходимые для предостережения детей от беды на дороге. Это материал, формирующий их правильное безопасное поведение на ней.

Имеющийся опыт проведения подобных блиц-занятий показывает, что если они осуществляются по предлагаемой методологии, то они существенно меняют отношение детей к личной безопасности на дороге, помогают им стать более осведомлёнными об опасностях, делают детей более подготовленными к ним.

Блиц-занятия способствуют выработке у детей критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила, не обладающих навыками безопасного поведения на дороге. Наконец, у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и к подражанию нарушителям.

Поскольку содержание Правил дорожного движения не может быть дифференцировано по возрастным категориям учащихся, так как требования ПДД в равной степени относится к пешеходам любого возраста, то и вопросы обучающего минимума «Пешеход на дороге» в равной степени относятся к учащимся всех классов с 1-го по 11-й. Другое дело — вопрос о доступности восприятия тех или иных вопросов зависит от степени подготовленности к ним учащихся. Учитель должен сам решать, с какими вопросами можно работать с теми или иными учащимися.

Для закрепления знаний учащихся по основам безопасности дорожного движения, для развития их умения воспроизводить полученные знания на практике и для приобретения навыков поведения на дороге в соответствии с методологией обучения необходимо, исходя из возможностей материально-технической и учебно-методической базы, проводить с учащимися занятия на специальных площадках для занятий по ПДД или в кабинетах по ПДД, используя макет-схему «Перекрёстки и дороги» и макеты транспортных средств. Такие занятия должны проводиться по подготовленному плану учителем, имеющим опыт проведения практических занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ, ВЕДУЩЕМУ БЛИЦ-ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧАЮЩЕМУ МИНИМУМУ

«ПЕШЕХОД НА ДОРОГЕ»

Проведение блиц-занятий, конечно, является для учителя дополнительной нагрузкой и требует специальной подготовки. Но нагрузка эта не очень велика, а подготовка не очень трудоёмка и обременительна и поэтому не может быть препятствием для проведения этих занятий, цель, которых весьма важна, актуальна и благородна. А то обстоятельство, что блиц-занятия по ПДД ведут учителя, преподающие разные учебные предметы, должно дать понять учащимся, какое большое значение придаётся изучению ПДД и обучению навыкам безопасного поведения на дороге. Учителя же, в свою очередь, должны весьма ответственно отнестись к своим дополнительным обязанностям по проведению блиц-занятий, исходя из следующих обстоятельств:

  1. Формальное знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает ребёнку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Именно этому посвящена большая часть материалов обучающего минимума «Пешеход на дороге».
  2. Дети не имеют выработанного рефлекса боязни предмета, закрывающего обзор проезжей части дороги при её пересечении. Более того, иногда такой предмет внушает им ложное чувство защищённости, безопасности. Именно при таких обстоятельствах в 60-ти случаях из 100 дети становятся жертвой неумения правильно вести себя в условиях закрытого обзора, когда осмотру проезжей части мешало какое-либо препятствие — движущийся или стоящий автомобиль или иной предмет. При этом своевременно увидеть выбегающего из-за препятствия ребёнка и водитель движущегося транспортного средства не имеет возможности.

3.        Многие дети, даже школьники средних и старших классов, не говоря уже о младших, имеют весьма слабое, а иногда и вовсе неверное представление об остановочном пути автомобиля, не знают о его возрастании на скользкой дороге и при других неблагоприятных обстоятельствах. И вообще о том, почему автомобиль (и другие транспортные средства) нельзя остановить мгновенно. Не знают и других элементарных сведений: о возможном заносе на тротуар транспортного средства или прицепа, об опасности получить травму боковым зеркалом автомобиля или открываемой дверью остановившегося автомобиля [3, ч.2, с.38] , о том, что опасно находиться на краю тротуара и т.д. и т.п.

  1. Дети разного возраста имеют разные психофизиологические особенности, отличающие их от взрослых и определяющие их поведение на дороге. Сюда следует отнести: маленький рост; короткий шаг; сектор обзора (меньше чем у взрослых на 15—20%); ограниченная слуховая ориентация; замедленная реакция на опасность (3—4 секунды, вместо 0,8-1 секунды у взрослого) и многое другое. Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменения формы и положения объекта в пространстве (приближающийся автомобиль). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.
  2. Сильное эмоциональное возбуждение (часто возникающее сразу после окончания уроков) может полностью отключить ребёнка от всего, что ему известно о правилах поведения на дороге. Оценка дорожных ситуаций во многом зависит как от самих психофизиологических и возрастных особенностей детей, так и от обучения детей, с учётом этих особенностей, конкретным навыкам и умениям (глазомер, определение расстояния, скорости и т.п.).
  3. Оценка дорожных ситуаций должна исходить из постулата: «На дороге не всегда и не всё очевидно, как это кажется».
  4. Зоны опасности на производствах выделяют ярким заметным цветом — оранжевым или красным. В дорожном движении опасная проезжая часть от «безопасного» тротуара цветом не отличается. Необходимо внушить детям, что шаг с тротуара на проезжую часть это всегда переход некой безопасной границы (обозначенной поребриком (бордюром)) и этот переход требует определённой мобилизации - переключения на осторожное поведение, повышенное внимание.

8.Формирование у детей чувства опасности и осторожности на дороге должно быть разумным, не переходящим в чувство боязни и страха. В частности, находясь на проезжей части, нельзя от испуга допускать неконтролируемые движения, например, отступать без оглядки назад.

9.Действия пешехода на дороге должны быть понятными для других участников дорожного движения.

10.        Платформой для обучающего минимума «Пешеход на дороге» являются действующие в Российской Федерации «Правила дорожного движения». На этой
платформе будет происходить и весь дальнейший процесс воспитания грамотных и культурных участников дорожного движения. Поэтому весьма важным требованием для успешного овладения Правилами дорожного движения и навыками поведения на дороге является усвоение и правильное применение учащимися основных
понятий и терминов, используемых в ПДД [1, п.1.2.]. Совершенно
недопустимо употребление по отношению к Правилам дорожного движения терминов, исключённых из них десятки лет тому назад. Это, например, «улица» вместо «дорога», «машина», вместо «транспортное средство», «ряд» вместо «полоса движения» и т.п.
[1, п.1.2.]

Основываясь на этих сведениях, как на базовых, используя свой личный педагогический опыт, учитель должен дать детям твёрдую психологическую установку на соблюдение необходимых норм поведения, компенсирующих не только перечисленные, но и другие недостатки детской психики и физиологии и т.д. и т.п.

Авторы обучающего минимума «Пешеход на дороге» надеются, что он поможет в обучении детей Правилам и безопасности дорожного движения, в воспитании пользователей дороги осознающих свои права, обязанности и ответственность по отношению к другим участникам движения, понимающих и сознающих опасности, которым они себя подвергают на дороге.

Будем надеяться, что общими усилиями удастся уменьшить число детей, пострадавших в ДТП.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Переход проезжей части. Сигналы светофора и регулировщика

№ п/п

Вопрос

Ответ

Пункт

ПДД

Учебное пособие

1.

2.

3.

4.

5.

1.1.

Почему надо переходить проезжую часть только по пешеходному переходу?

Пешеходный переход является единственным участком на проезжей части дороги выделенным для её пересечения пешеходами.

Водители обязаны быть готовыми к возможному появлению пешеходов в этом месте и заранее должны принимать меры предосторожности.

1.3.

3, ч.1, с.46-58

1.2.

Что обязательно должен сделать пешеход перед переходом проезжей части?

Перед переходом проезжей части пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на бордюр). Остановка нужна, чтобы осмотреть проезжую часть и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта (слева и справа).

4.5.

3,ч.1, с.48, 52

1.3.

В чём отличие дороги с односторонним движением от дороги с двухсторонним движением?

На дороге с односторонним движением проезжая часть по всей ширине используется для движения транспортных средств в одном направлении На дороге с двухсторонним движением транспортные средства движутся на встречу друг другу по правой стороне проезжей части.

3, ч.1, с.48-49

1.4.

Перед переходом через проезжую часть с односторонним движением, в какую сторону необходимо посмотреть пешеходу?

Перед переходом проезжей части с односторонним движением пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на бордюр) и посмотреть в ту сторону, откуда движутся транспортные средства (ТС).

3, ч.1, с.51

1.5.

Сколько раз нужно посмотреть налево и направо перед переходом дороги?

Столько сколько нужно для безопасности. Лишь убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств слева и справа, можно начинать переход проезжей части.

4.5.

3, ч.1, с.48, 52, 57 (вопр.5)

1.6.

Почему нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора?

Красный сигнал светофора запрещает движение. В это время в пересекающем направлении движется транспорт.

4.4.   6.2.

3, ч.1,

с.76, 80-85

1.7.

Можно ли начинать переход проезжей части по зелёному мигающему сигналу светофора?

Нельзя, так как можно не успеть перейти проезжую часть до включения жёлтого сигнала светофора, который уже запрещает движение. В данной ситуации главенствующее значение имеет требование Правил (п. 4.6) о безопасности движения с учетом сигнала светофора.

6.2 4.6.

3, ч.1„ с.77-78

1.8.

Можно ли оглядываться при переходе через проезжую часть?

Нельзя. При переходе проезжей части пешеход должен быть внимательным и следить за движением транспортных средств.

6, с.61

(п. 7)

1.9.

Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот?

Совершая поворот, водитель заблаговременно должен включить указатель поворота. Мы увидим мигающие световые сигналы на левой или правой стороне автомобиля. Но перед началом движения пешеходу надо убедиться, что переход будет безопасным.

8.1

8.2

3, ч.1, с.66

1.

2.

3.

4.

5.

1.10.

Как поступить пешеходу, начавшему переходить проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, когда он, не успев закончить переход, заметил приближающееся транспортное средство?

Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу, должен остановиться на линии разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но чтобы не попадать в такую ситуацию пешеход перед началом перехода проезжей части должен пропустить весь транспорт с обеих сторон.

4.6.

3,ч.1

с.50 (п. 7, 8)

1.11.

Как поступить пешеходу, если он не успел закончить переход проезжей части на регулируемом пешеходном переходе по разрешающему сигналу?

Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части по регулируемому пешеходному переходу, должен закончить переход и освободить проезжую часть. Водителям запрещено начинать движение пока пешеходы не закончат переход. Но чтобы не попадать в такую ситуацию, надо перед началом перехода проезжей части убедиться, что успеете перейти до включения запрещающего сигнала светофора.

4.6

13.8

1.12.

Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу?

На бегу внимание человека рассеяно. Он не в состоянии наблюдать за окружающей обстановкой, которая может измениться в несколько секунд. Можно не заметить приближающийся транспорт.

3,ч. 1 с. 50 (п. 5), 57 (вопр.2)

1.13.

Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок?

При переходе проезжей части наискосок путь пешехода становиться длиннее, пешеход больше времени находиться на проезжей части. Кроме того, пешеход поворачивается спиной к транспортным средствам и не видит их. А ПДД строго предписывают пересекать проезжую часть только под прямым углом.

4.3

3, ч.1,

с.50 (п.9),

57 (вопр. 3)

6, с. 63

(п. 10)

1.14.

Почему детям опасно переходить через проезжую часть, держась за руки?

Потому, что в опасной ситуации каждый человек реагирует по - разному. Пешеходы могут потянуть друг друга за руки в разные стороны и начать метаться по проезжей части, что в свою очередь, как правило, приводит к ДТП.

3, ч. 1, с. 48, 58 (вопр. 9)

1.15.

Почему при переходе проезжей части взрослые должны крепко держать маленьких детей за руку (за запястье)?

Маленькие дети не умеют ориентироваться на дороге и в любой момент могут вырваться и побежать.

3, ч. 1,

с. 39

(вопр. 5)

1.16.

Как поступить, если при переходе проезжей части ты уронил какую-либо вещь?

Самому поднимать вещь опасно, так как, наклонившись за вещью, можно отвлечься и не заметить приближающиеся транспортные средства. Поэтому надо закончить переход проезжей части и попросить взрослого пешехода помочь достать эту вещь.

3, ч. 1, с. 57

(вопр. 8);

6, с. 62

(вопр. 8)

1.17.

У пешеходного перехода остановился автомобиль. Водитель показывает жестом руки, что переходить можно. Как следует поступить?

Можно начинать переход проезжей части, только убедившись лично, что этот стоящий автомобиль не закрывает собой другие движущиеся транспортные средства.

5, с. 26

(вопр. 11)

с. 108

(п. 11)

1.18.

Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода?

Да, может. Достаточно водителю на долю секунды на чём-то задержать внимание, и он может не заметить пешехода.

3, ч. I,

с.57

(вопр.4)

1.

2.

3.

4.

5.

1.19.

Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?

Выходить на проезжую часть без предварительной остановки нельзя, потому, что при этом невозможно определить отсутствие или наличие опасности. Чтобы оценить обстановку на дороге требуется время. Убедиться, что на дороге действительно нет приближающегося транспорта на ходу невозможно.

4.5.

3, ч.1, с.48,57 (вопр.7); 6, с.69, 105 (п.5)

1.20.

Сколько времени проводит за день каждый пешеход на проезжей части?

На каждый переход дороги уходит около 30 секунд. Поэтому, если даже 30 раз в день переходить дорогу, то на это уйдёт всего лишь 15 минут. И всё это время вполне можно быть внимательным, осторожным, не спешить и не разговаривать.

3, ч.1,

с.58

(вопр.12)

1.21.

Почему перекрёсток считается одним из самых опасных мест на дороге?

На перекрёстке пересекаются пути движения пешеходов и транспортных средств, которые могут двигаться прямо, поворачивать и разворачиваться в обратном направлении.

1.22.

Как перейти проезжую часть, если на перекрёстке нет обозначенного пешеходного перехода?

Перейти проезжую часть можно под прямым углом по линии тротуаров, соблюдая правила перехода по нерегулируемому пешеходному переходу и внимательно наблюдая за поворачивающими автомобилями.

4.3.

3, ч.1, с.67

1.23.

Сколько приблизительно времени горит красный сигнал светофора?

Красный сигнал светофора горит около одной минуты, а жёлтый — ещё меньше. ,

3, ч,1,

с.89

(вопр.2)

1.24.

Загорелся зелёный сигнал для пешеходов. Можно ли сразу начинать переходить проезжую часть?

Нет, нельзя! Сначала надо убедиться, что весь транспорт остановился и пропускает пешеходов.

3, ч.1, с.81

1.25.

Каким сигналам следует подчиняться, если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика?

Сигналам регулировщика.

6.15

3, ч.1, с.98

(вопр.1); 6, с.32

1.26.

Как должны поступать пешеходы, когда регулировщик поднял руку вверх?

Пешеходы не должны выходить на проезжую часть для перехода. Если регулировщик указал данный сигнал, когда пешеходы уже на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но при этом следует помнить, что находиться здесь опасно: перед пешеходом и за его спиной движутся транспортные средства.

6.10.

3, ч.1, с.97; 6, с.31

1.27.

Какое значение имеет зелёный сигнал?

Зелёный сигнал светофора разрешает движение транспортных средств и пешеходов, но не является гарантией безопасности.

6.2.

3, ч.1, с.77

1.28.

Как должен веси себя пешеход, когда горит зелёный сигнал?

При переходе через проезжую часть пешеход сам должен обеспечить свою безопасность. Ему надо убедиться, что транспортные средства, которые в этот момент могут поворачивать направо и налево — пропускают его, а транспортные средства, которым горит красный сигнал — стоят.

6.2.

6.6.

14.3.

3,ч.1, с.80 6, с.106 (п. 7)

1.29.

Что означает жёлтый сигнал светофора?

Жёлтый сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

6.2.

6, с.106 (п. 8)

1.

2.

3.

4.

5.

1.30.

Чем опасно для пешехода нарушение требований жёлтого сигнала светофора?

Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение через перекрёсток. Кроме того, некоторые транспортные средства, застигнутые жёлтым сигналом уже на перекрёстке, заканчивают движение через него. Водители транспортных средств, которые стремятся быстрее закончить проезд перекрёстка, представляют опасность для пешеходов.

6.14

6, с.106 (п. 8)

1.31.

Что означают термины «Разделительная полоса» и «Разделительная линия»?

«Разделительная полоса» — это конструктивно выделенный элемент дороги (газон, зелёные насаждения, ограждения и т.д.), разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный как для движения, так и для остановки транспортных средств и пешеходов.

«Разделительная линия» - это линия горизонтальной дорожной разметки, белого цвета, она разделяет транспортные потоки противоположных направлений.

1.2.

Прил. 2

к ПДД

п.1.1.,

1.3.,

1.5.,

1.11.

6, с.106 (п. 12)

1.32.

Какая разница между термином «Разделительная полоса» и «Разделительная линия»? Какое это значение имеет для пешехода?

Разница для пешехода заключается в том, что на дороге с разделительной полосой запрещено пересечение проезжей части, а на дороге с разделительной линией переход разрешён (в местах, где это допускают ПДД) и даже можно останавливаться на этой линии. Но следует помнить, что остановка на разделительной линии очень опасна!

1.2.,

4.3.,

Прил.2, п 1.1.

6, с. 106 (п. 12)

1.33.

Какое значение имеют мигающие сигналы — зелёный и жёлтый?

Зелёный мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает, и вскоре будет включён запрещающий сигнал [см. наст.изд. вопрос-ответ 1.7.]

Жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждая об опасности.

6.2..

3, ч.1, с.86-87; 6, с.107 (п. 13)

1.34.

Разрешено ли движение пешеходов на зелёный и жёлтый мигающий сигналы и не является ли оно опасным?

Пешеход, застигнутый зелёным мигающим сигналом светофора на проезжей части, должен поторопиться закончить переход, не упуская из виду начинающееся движение транспортных средств. Начинать переход по этому сигналу нельзя! [см. наст.изд. вопрос-ответ 1.7.]

Переход дороги по жёлтому мигающему
сигналу хотя и разрешён, но следует быть
предельно внимательным и полностью выполнить все требования изложенные в п. 4.5.
ПДД.

6.2.

6, с.107 (п. 13)

1.35.

Что означает для пешехода одновременное включение красного и жёлтого сигналов светофора?

Это сочетание сигналов информирует о предстоящем включении зелёного сигнала. При этом сочетании сигналов может продолжаться движение транспортных средств в пересекающих направлениях. Переход дороги запрещён.

6.2.

6, с.107

1.36.

Какое пересечение называется перекрёстком?

Перекрёстком называется место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.

1.2.

3, ч.1, с.64 5, с.ПО (п.5)

1.37.

Что такое «Дорожная ловушка»?

«Дорожная ловушка» - это дорожная ситуация со скрытой, незамеченной опасностью

6, с. 68

1.

2.

3.

4.

5.

1.38.

Что означает для пешехода сигнал регулировщика, если у него руки вытянуты в стороны или опущены?

Со стороны левого и правого бока разрешено переходить проезжую часть. Со стороны груди и спины движение пешеходов запрещено.

6.10.

3, ч.1,

с. 94, 6,

с. 30

1.39.

Что означает для пешехода сигнал регулировщика, когда его правая рука вытянута вперёд?

Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только за спиной регулировщика. Со стороны левого, правого бока и груди движение запрещено.

6.10.

3, ч.1,

с. 94, 6,

с. 30

1.40.

Сигналам каких светофоров должны подчиняться пешеходы?

Пешеходы должны подчиняться сигналам пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналам транспортного (трёхсекционного) светофора.

4.4.

6.5.

3, ч.1,

с. 78,

6, с. 27-28

1.41.

Как определить ширину пешеходного перехода?

Наземные пешеходные переходы обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и разметкой на асфальте в виде белых полос. Ширина перехода соответствует ширине разметки при отсутствии знаков, или расстоянию между дорожными знаками. При переходе пешеходы должны идти только в пределах ширины пешеходного перехода.

4.3.

1.42.

Почему нельзя идти по  бордюру (поребрику) и  даже стоять на нем?

Пешеход сам по себе или нечаянно кем-то задетый, может оступиться и оказаться на проезжей части.

3,ч.1,

с. 19-20

1.43.

Почему в темное время суток пешеходы должны использовать световозвращающие элементы?

    В темное время суток, во время дождя и гололеда проезжая часть, обочины, тротуар становятся плохо видны водителям. Часто на загородных дорогах отсутствует освещение, и, хотя машина движутся с включенными фарами, водителям трудно заметить пешехода, особенно если он в темной одежде. Чаще всего его просто не видно, а водителя еще и ослепляют фары встречных машин. Сильно ухудшаются условия видимости для водителей в туман, дождь, снегопад или метель. Чтобы пешеход был хорошо заметен в темноте, используются световозвращающие элементы, фликеры или брелоки. Водитель в условиях недостаточной видимости, в темное время суток в свете фар видит пешехода на расстоянии до 300 метров.

4.1.

1.44.

Предназначена ли обочина для движения пешеходов?

Обочина не предназначена для пешеходов, потому что это место для остановки, стоянки ТС вне населенных пунктов. Но при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек пешеход может двигаться по обочинам или краю проезжей части. При движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движения ТС, чтобы вовремя заметить приближающиеся машины и своевременно принять меры предосторожности, например, отойти в сторону.

4.1.

2. Ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности

1.

2.

3.

4.

5.

2.1.

Может ли представлять опасность стоящий автомобиль?

Может. Опасность стоящего автомобиля заключается в том, что за ним может скрываться другой, движущийся автомобиль.

4.5.

3, ч.1, с.55; 6, с.65

2.2.

Представляют ли опасность кусты и деревья, растущие рядом с проезжей частью?

Да, так как они мешают пешеходу вовремя увидеть приближающийся транспорт, который представляет реальную опасность.

4.5.

5,        с.41;

6,        с.65

2.3.

Мешает ли обзору проезжей части проехавший мимо пешехода автомобиль?

Да, мешает. Он может скрывать за собой другой автомобиль, который пешеход не видит.

4.5.

3, ч,1, с.54; 6, с.66

2.4.

Представляют ли опасность приближающиеся крупногабаритные транспортные средства (автобус, грузовик)?

Да, так как крупногабаритный транспорт может скрывать за собой другие автомобили, которые совершают обгон.

4.5.

3, ч.1, с.53

2.5.

Представляет ли опасность большой сугроб снега вблизи проезжей части?

Часто дети превращают сугробы рядом с проезжей частью в горки для катания на санях, что само по себе уже опасно. Другая опасность состоит в том, что большой сугроб ограничивает обзор пешеходу, и он может не заметить движущиеся транспортные средства.

4.5.

3, ч.2, с.80-81; 6, с.65

2.6.

Как должен поступить пешеход, если обзор проезжей части, которую он собирается перейти, ограничен стоящими автомобилями, деревьями и другими препятствиями?

Пешеход должен перейти проезжую часть по пешеходному переходу на таком расстоянии от препятствия, ограничивающего обзор, чтобы проезжая часть хорошо просматривалась в обоих направлениях.

4.5.

3, ч.1,

с.55;

6, с.53,65.

2.7.

Какую опасность может представлять автомобиль с прицепом?

При повороте прицеп смещается в сторону поворота и тем самым может наехать на пешеходов, стоящих на краю тротуара или вышедших на проезжую часть. Возможен случай, когда пешеход, засмотревшись на автомобиль, делает шаг вперед и прямо под колеса прицепа.

2.8.

Какие опасные места находятся на твоем пути из дома в школу и обратно?

Задача учащегося перечислить все опасные места, встречающиеся на его пути (препятствия мешающие обзору, отсутствие пешеходного перехода, не работающий светофор, ремонт дороги и т. п.)

3, ч. 2,

с. 68-78;

5, с. 45-50

2.9.

Какую опасность может представлять для пешехода пустынная дорога (дорога с незначительным количеством транспортных средств)?

При переходе проезжей части на пустынной дороге пешеход становится невнимательным, рассчитывая, что дорога пуста, и угрозы нет, но внезапно может появиться автомобиль. Это будет полной неожиданностью для пешехода.

6, с. 63 (п. 11)

2.10.

Как должны вести себя пешеходы при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком?

Зонтик и капюшон куртки закрывают обзор проезжей части и мешают следить за движением автомобилей. Это создает опасность для пешехода. Поэтому пешеход должен закрыть зонтик, а капюшон снять.

3, ч. 1, с. 32

3. Пешеход - пассажир - пешеход

1.

2.

3.

4.

5.

3.1.

Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус, трамвай подъезжает к остановке?

Когда на остановке много людей, то при подходе транспорта возникает толпа, и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнёт пешехода под колёса транспортного средства. Кроме того, подъезжающий автобус (или троллейбус) может занести на тротуар, и он может задеть или сбить человека.

3, ч.2, с.3-4.

3.2.

Где следует ожидать трамвай, если остановка не оборудована посадочной площадкой?

Ожидать трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой, нужно только на тротуаре.

4.8. 5.1.

3, ч,2, с.21-22

3.3.

Когда пешеход может идти на посадку в трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой?

Идти можно только после полной остановки трамвая и убедившись, что проезжающие транспортные средства уступают дорогу пешеходам.

4.8.

14.6.

3, ч.2,

с.22

5, с.51-52

3.4.

Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта?

Необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, убедиться в безопасности перехода проезжей части и только потом переходить дорогу.

4.4. 4.5. 4.6. 4.8.

3, ч.2, с.5, 19, 23; 5, с.53-57

3.5.

Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?

Пассажир может быть не замечен водителем, который закроет дверь. Транспортное средство поедет и «потащит» пассажира, зажатого дверьми.

3.6.

Почему опасно суетиться при выходе из транспорта?

Торопясь, можно споткнуться и упасть прямо под колёса транспортного средства.

3.7.

Как должен поступить взрослый пассажир с ребёнком при выходе из транспорта?

Взрослый пассажир должен выйти первым, а затем помочь детям выйти из транспорта. Если же первым из транспорта выйдет ребёнок, то он может самостоятельно начать переход.

3, ч.2, с.43, 44 (вопр.4)

3.8.

Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт?

1. Не подходить к краю тротуара и стоять спокойно.

2. Нельзя выходить на проезжую часть.

3. Подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки.

4.8.

3, ч.2, с.4; 5, с.52

3.9.

Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте?

Пассажир должен:

Пристегнуться ремнем безопасности, если транспорт оборудован им.

Садиться и выходить из транспорта только со стороны тротуара или обочины.

Не задерживаться на входе.

Не прислоняться к дверям.

Не стоять на ступеньках и у дверей.

Держаться за поручни.

Не мешать выходящим пассажирам.

Категорически запрещается просовывать руки, ноги за ограждения поворотного устройства сочленённых трамваев, троллейбусов, автобусов.

Не отвлекать водителя от управления.

Не открывать двери транспорта во время его движения.

5.1. 5.2.

3, ч.2, с.5, 6, 19, 25, 31 (вопр.З); 5, с.53, 56-57.

1.

2.

3.

4.

5.

3.10.

С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного  детским креслом?

Запрещается перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским автокреслом.

22.9.

3, ч. 2, с. 38

3.11.

Ты вышел из трамвая. Посадочной площадки нет. Твои дальнейшие действия?

Надо не мешать выходящим сзади пассажирам и без задержки на проезжей части идти к тротуару. Но при этом нужно очень внимательно следить за транспортными средствами справа. Убедитесь, что весь транспорт остановился.

4.8.

3, ч. 2,

с. 23;

5, с. 55

3.12.

Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться  ремнями безопасности?

Для снижения риска получения травмы в случае ДТП. Ремень безопасности позволит водителю и пассажирам в случае аварии не вылететь из транспортного средства и не получить дополнительные травмы.

2.1.2.

3, ч. 2,

с. 38;

5, с. 66-67

3.13.

Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?

Останавливать надо поднятием руки, стоя на тротуаре. Стоять на бордюре, а тем более выходить на проезжую часть, запрещается.

3, ч. 2,

с. 44

(вопр. 2)

4. Остановочный путь транспортных средств и другие понятия о безопасности дорожного движения

1.

2.

3.

4.

5.

4.1.

Что означает понятие «мертвая зона»?

Это пространство, находящееся вблизи транспортного средства и не просматривающееся с водительского места.

3, ч. 2, с. 7, 8

4.2.

Что означает понятие «Остановочный путь»?

Это расстояние, которое проедет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки автомобиля.

3, ч. 1,

с. 30-31; 5, с. 27-32

4.3.

Что означает понятие «тормозной путь»?

Это расстояние (часть остановочного пути), которое проедет автомобиль с момента нажатия на тормоза до полной остановки транспортного средства.

3, ч. 1, с. 31 5, с. 27-32

4.4.

Может ли транспортное средство мгновенно остановиться после того, как водитель нажмет на тормоз?

Нет, так как еще только срабатывает тормозной механизм, и автомобиль под действием силы инерции проедет еще некоторое расстояние. Причем, если колеса автомобиля заблокированы, то водитель не сможет скорректировать ни направление его движения, ни его расстояние до полной остановки.

3, ч. 1,

с. 30-31;

5, с. 27-32

4.5.

Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда уже дождь идет некоторое время?

В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жировой пленки, которая существенно снижает качество сцепления колес с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идет уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую пленку.

3, ч. 1, с. 34, 40 (вопр. 6)

4.6.

Почему в первый день гололёда ДТП больше, чем в последующий?

Водители ещё не успели приспособиться к скользкой дороге, следовательно, водителям и пешеходам необходимо принимать дополнительные меры предосторожности при движении.

3, ч.1, с.ЗЗ, 40 (вопр.7)

1.

2.

3.

4.

5.

4.7.

Может ли водитель автобуса, троллейбуса, трамвая и других транспортных средств не увидеть пешехода, стоящего прямо перед его транспортным средством?

Может. Во-первых, водителю приходится наблюдать сразу за множеством объектов: сигналами регулирования, дорожными знаками и разметкой, транспортными средствами и пешеходами, а возможности зрения ограничены. Во-вторых, пешеход может попасть в «мертвую зону» [наст.изд. вопрос-ответ 4.1.]

3, ч.2, с.7

4.8.

Чем можно объяснить то, что водитель может не заметить пешехода, переходящего проезжую часть?

Тем, что водителю приходится наблюдать за дорожной обстановкой: за транспортными средствами, дорожными знаками, сигналами светофора и пешеходами [см. вопрос-ответ 4.7.) и тем, что пешеход может оказаться в «мертвой зоне» [наст.изд. вопрос-ответ 4.1.]

3, ч.2, с.7

4.9.

Какую одежду лучше носить в тёмное время суток?

Желательно носить светлую одежду или по возможности использовать, светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть пешехода на большом расстоянии. Темная же одежда сливается в темноте с темными окружающими предметами и поверхностью проезжей части.

3, ч.1, с.34-35; 5, с.46

4.10.

Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь?

Правильно. Чем больше скорость, тем больше инерция. Тормозной путь удлиняется, а значит, удлиняется и остановочный путь.

3, ч.1, с.29-36;

5, с.27, 37, 108 (п.3)

4.11.

Как причины влияют  на  длину  тормозного пути?

На длину тормозного пути влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.), от массы транспорта (чем больше масса транспорта, тем больше тормозной путь), скорости (чем больше скорость, тем больше тормозной путь).

3, ч.1, с.29-36; 5, с.27, 37, 108(п.1)

4.12.

Какие причины влияют на длину остановочного пути?

На длину остановочного пути влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.), возраст и реакция водителя, и другие факторы.

3, ч.1, с. 29-36, 5, с.27, 37, 108 (п.3)

4.13.

Что влияет на время реакции водителя?

На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

5, с.27, 37, 108 (п.2)

4.14.

Может ли лицо, не принимающее участия в   процессе движения, стать участником ДТП? Ответ обоснуй.

Да, может. Например, им может стать рабочий, выполняющий работу на проезжей части.

5, с.24,

107 (п.4)

4.15.

Что такое «Дорожно-транспортное происшествие»?

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

1.2.

5, с.4

4.16.

Что такое «дорожная ситуация»?

«Дорожная ситуация» - это совокупность конкретных обстоятельств дорожного движения.

6, с.69, 105 (п.2)

1.

2.

3.

4.

5.

4.17.

Назовите виды ДТП?

1.        Столкновение.

2.        Опрокидывание.

3.        Наезд на стоящее транспортное средство.

4.        Наезд на препятствие.

5.        Наезд на пешехода.

6.        Наезд на велосипедиста.

7.        Наезд на гужевой транспорт.

8.        Наезд на животное.

9.        Прочие происшествия.

5, с.4-6

4.18.

Какое расстояние (сколько метров) Вы проходите за один шаг? Как определить это расстояние?

Чтобы определить расстояние, проходимое за один шаг, надо измерить его величину. Наиболее точные данные можно получить, если подсчитать количество шагов на отрезке пути известной длины. Например, 10 или 100 метров. Разделив длину этого отрезка на количество шагов, получится расстояние проходимое за один, два, ... десять, ... сто и т.д. шагов.

8, с.89

4.19.

С какой скоростью ты двигаешься медленным шагом, обычным шагом, быстрым шагом (в метрах/сек)?

Чтобы определить скорость своего перемещения требуется  секундомер  или  часы с секундной стрелкой. Определи за сколько секунд ты   проходишь  участок длиной   от   10  до   100 метров сначала медленным, потом обычным и, наконец, быстрым шагом. Затем раздели длину этого участка на время, и ты получишь скорость своего движения в м/сек.

8, с.93

4.20.

Какой запас времени после перехода проезжей части нужно иметь пешеходу и для чего?

После перехода проезжей части нужно иметь запас не менее 4 секунд по отношению к приближающемуся транспортному средству. То есть, например, автомобиль должен проехать участок дороги, который ты миновал, не ранее чем через 4 секунды. Это необходимо для гарантии от всяких случайностей — возможной задержки на проезжей части.

8, с.95

4.21.

Определи минимальное безопасное, расстояние                    до автомобиля,

приближающегося со скоростью 60 км/ч, если ширина проезжей части 8 метров, скорость пешехода 1 м/сек.

1.        Для перехода проезжей части шириной 8
метров пешеходу потребуется: 8 м х 1 м/с = 8
сек.

2.        Добавим к этому времени запасные 4
секунды:     8 сек. + 4 сек. = 12 сек.

3.        Определим минимальное безопасное
расстояние до автомобиля: при скорости 60
км/ч за 1 сек. автомобиль проезжает 17
метров:

17 м / с х 12 сек. = 204 м.

8, с.95

5. Дорожные знаки

1.

2.

3.

4.

5.

5.1.

Каково      назначение дорожных знаков?

Дорожные знаки устанавливают порядок в дорожном    движении:     предупреждают    об опасности, устанавливают направление движения, вводят необходимые запреты  и ограничения и т.д.

Прил. 1

кПДД

РФ

3, ч.2, с.48; 6, с.32

5.2.

Каково назначение предупреждающих знаков?

Предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Прил. 1, раздел 1

3, ч.2, с.51; 6, с.ЗЗ

5.3.

Каково назначение знаков приоритета?

Они устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, пересечения проезжих частей или узких участков дороги.

Прил. 1, раздел 2

3, ч.2, с.56; 6, с.34

1.

2.

3.

4.

5.

5.4.

Сколько существует групп дорожных знаков? Перечислите их.

Всего 8 групп:

1.        Предупреждающие знаки.

2.        Знаки приоритета.

3.        Запрещающие знаки.

4.        Предписывающие знаки.

5.      Знаки особых предписаний.

6.        Информационные знаки.

7.        Знаки сервиса.

8.        Знаки дополнительной информации (таблички).

Прил. 1

К ПДД

РФ.

3, ч.2, с.48; 6, с.32

5.5.

Разрешается ли движение пешеходов по дорогам, обозначенным знаком «Автомагистраль»?

Движение пешеходов по автомагистрали запрещено.

16.1,

Прил. 1, раздел 5

5.6.

Каково назначение запрещающих знаков?

Они  вводят или отменяют определённые ограничения движения.

Прил. 1, раздел 3

3, ч.2, с.55; 6, с.34

5.7.

Каково назначение предписывающих знаков?

Устанавливают направление движения по проезжей части, минимально допустимую скорость движения. Требуют двигаться только определенным видам транспорта либо участникам дорожного движения.

Прил. 1, раздел 4

3, ч.2, с.54; 6, с.35

5.8.

Каково назначение знаков особых предписаний?

Вводят или отменяют определенные режимы движения.

Прил. 1,

Раздел 5

5.9.

Каково назначение информационных  знаков?

Информируют о расположении населённых пунктов  и других объектов, о рекомендуемых режимах движения.

Прил. 1, раздел 6

3, ч.2, с.49; 6, с.35

5.10.

Каково назначение знаков сервиса?

Информируют о расположении   соответствующих объектов (больница, АЗС, телефон и др.).

Прил.1, раздел 7

3, ч.2, с. 56; 6,с. 35

5.11.

Каково назначение знаков дополнительной информации?

Они уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они установлены.

Прил.1, раздел 8

3, ч.2, с.57; 6, с.37

5.12.

Что означает знак «Дети», к какой группе он относится?

Знак «Дети» относится к предупреждающим знакам. Устанавливается около детских учреждений (школ, детских садов и др.) и предупреждает водителей о возможном появлении детей на проезжей части.

Прил. 1, раздел 1

3, ч.2, с.52

5.13.

Какую форму и цвет имеет знак «Движение пешеходов запрещено». К какой группе знаков он относится, что означает?

Знак представляет собой белый круг с красной окантовкой и поперечной красной линией, перечёркивающей силуэт пешехода. Относится к группе запрещающих знаков и означает, что движение пешеходов на данном участке запрещено.

Прил. 1, раздел 3

3, ч.2, с.55

5.14.

Что означает знак «Пешеходная дорожка»?

Знак применяется для обозначения дорожек, предназначенных только для движения пешеходов.

Прил. 1, раздел 4

3, ч.2, с.54

5.15.

В чём разница между знаком особого предписания «Пешеходный переход» и предупреждающим знаком «Пешеходный переход».

Знак особого предписания выделяет участок проезжей части для движения пешеходов. Адресован и водителям, и пешеходам. А предупреждающий знак предупреждает водителей о нахождении впереди по ходу движения пешеходного перехода, на котором могут находиться пешеходы.

Прил. 1,

разд. 1,

5

3, ч.2, с.49, 54

5.16.

Можно ли играть на проезжей части дороги, если въезд на неё закрыт запрещающим знаком «Въезд запрещён»?

Нет нельзя, потому что знак запрещает въезд на эту дорогу только с одной стороны, а с другой стороны проезд транспорта возможен.

Прил. 1,

раздел 3

3, ч.2, с.55

6. Движение на велосипедах и роликах

1.

2.

3.

4.

5.

6.1

С какого возраста согласно ПДД разрешено управлять велосипедом при движении по дорогам?

При движении по дорогам разрешается управлять велосипедом лицам не моложе 14  лет.

24.1.

3, ч.2, с.85; 5, с.8

6.2.

Какие светофоры используются для регулирования велосипедного движения?

Используются обычные транспортные светофоры, на сигналах которых нанесены контуры велосипеда или светофоры с сигналами меньшего диаметра и дополнительной табличкой белого цвета с чёрным контуром велосипеда.

6.5.

3, ч.1, с.78; 6, с.28

6.3.

В каких случаях велосипедистам запрещается выполнять левый поворот или разворот?

Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

24.3.

6.4.

Если нет велосипедного светофора, сигналами каких светофоров должны пользоваться велосипедисты?

Там, где нет велосипедных светофоров, велосипедисты должны подчиняться сигналам транспортных светофоров.

6, с. 29

6.5.

Является ли нарушением выезд на проезжую часть велосипедистов, не достигших 14-летнего возраста?

Да, причем нарушением, которое может стать причиной ДТП.

24.1.

5, с. 8

6.6.

Где можно кататься на роликах?

Кататься можно на любой ровной поверхности: на асфальтовых или бетонных площадках, дорожках, аллеях, во дворе, сквере, парке, но обязательно далеко от транспортных средств и скопления пешеходов.

5, с. 9

6.7.

Можно ли, достигнув 14 лет и уверенно владея техникой езды на роликах, ездить по тротуару?

Можно, но только при этом соблюдая требования ПДД к пешеходам. А просто кататься по тротуару нельзя.

4.1-4.8

5, с. 10

6.8.

Какими мерами предосторожности должен пользоваться катающийся на роликах, чтобы уберечь себя от травм?

Надо обязательно пользоваться наколенниками, налокотниками, накладками на запястье и шлемом. Не выезжать на проезжую часть.

5, с. 9-10

7. Законодательство о безопасности дорожного движения

1.

2.

3.

4.

5.

7.1.

Кто должен выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения»?

Все граждане на территории России.

6, с.4-6, 12, 102 (п.2)

7.2.

Какую ответственность несут нарушители закона «О безопасности дорожного движения»?

Дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

6, с.5, 12, 102 (п.6)

7.3.

Что такое презумпция знания закона?

Это положение, по которому никто не может ссылаться на незнание закона.

6, с.6, 12, 102 (п.7)

7.4.

С какого возраста нарушитель Федерального закона «О безопасности дорожного движения» может быть привлечён к ответственности?

С момента достижения возраста 16 лет.

6, с.12, 102 (п.8)

7.5.

Относятся ли к тебе требования закона «О безопасности дорожного движения»?

Да, относятся.

6, с. 12, 102 (п.З)

7.6.

Каковы основные обязанности участников движения, указанные в законе «О безопасности движения»?

Основные обязанности — это выполнение требований ПДД.

6, с.12, 102 (п.4)

7.7.

Какие права предоставляет тебе закон «О безопасности дорожного движения» как участнику дорожного движения?

Это право передвижения по дорогам в соответствии с действующими Правилами; право на информацию, связанную с дорожным движением; право на бесплатную медицинскую помощь в случае ДТП и на возмещение ущерба в случае телесных повреждений и материальных потерь.

6, с.12, 102 (п.5)

ПЕРЕЧЕНЬ

использованной и рекомендуемой литературы

1.        «Правила дорожного движения РФ» (с изменениями, вступившими в силу с 20 ноября 2010г).

2.        Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», 1995        г.

  1. Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы, части 1 и 2. Рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Издательский дом «МиМ», 1998 г., СПб.
  2. Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом». Учебно — методическое пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Издательский дом «МиМ», 1997 г., СПб.
  3. М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом, безопасность на дороге и в транспорте», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся , 5 класс. Издательский дом «МиМ», 1998 г., СПб.
  4. М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся , 6 класс. Издательский дом «МиМ», 1998 г., СПб., Рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
  5. Д. Клебельсберг, «Транспортная психология», Издательство «Транспорт», 1987 г.

Примечание: При использовании дополнительной литературы необходимо полагаться на действующие Правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему ,,Автомобиль. Дорога. Пешеход.’’

Как не допустить рост ДТП с участием школьников?...

ПРОЕКТ "Юному пешеходу - безопасную дорогу!"

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школ...

Методические рекомендации к обучающему минимуму "Пешеход на дороге"

Обучающий манимум «Пешеход на дороге»,  представляет из себя перечень вопросов по правилам дорожного движения с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...

Программа "Азбука юного пешехода. Добрая дорога"

Задачи программы:1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.2.   Развитие дорожной грамотности детей.3.   Совершенствование навыков орие...

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения для 5-х классов «Пешеход и дорога»

ВведениеЗдоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одн...

Безопасность пешехода на дороге и в транспорте.

Безопасность пешехода на дороге и в транспорте....