Программа работы с родителями
рабочая программа
Программа предполагает тесное взаимодействие школы и родителей.
Цель программы – максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_rodit.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
Программа предполагает тесное взаимодействие школы и родителей.
Цель программы – максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Задачи программы:
- Установление единства стремлений и взглядов между школой и семьей в воспитательном процессе.
- Выработка общих целей и воспитательных задач, пути достижения намеченных результатов.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально- средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
- Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
- Организация и проведение совместного досуга и творчества родителей и детей.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Механизм реализации программы
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение, психологическое просвещение родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- организацию совместной деятельности детей и взрослых: ителлектуальное, творческое, гражданско – правовое, нравственно – этическое воспитание, здоровый образ жизни.
Участники программы.
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагоги, психолог и социальный педагог.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
- Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.
- Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.
- Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса.
- Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.
Основные принципы взаимодействия классного руководителя
при работе с родителями:
- Принцип взаимного уважения и доверия;
- Принцип взаимной поддержки и помощи;
- Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Содержание работы
Направления работы:
- Диагностико – коррекционное.
- Психолого – педагогическое просвещение родителей.
- Совместная деятельность.
Диагностико – коррекционное
Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.
Работа проводится совместно с социологом, психологом школы.
Формы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- исследование;
- посещение семей учащихся;
- выпуск памяток для родителей;
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучать родителей, а советовать;
- желательно вести беседу при ребенке.
Психолого – педагогическое просвещение родителей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетенции в семейном воспитании.
Формы работы:
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- индивидуальные консультации педагога;
- тематические консультации;
- родительские чтения;
- родительские вечера.
Классные родительские собрания (Р. С.) проводятся не реже одного раза в четверть.
Требования к проведению родительских собраний:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Общешкольные родительские собрания (О/ш р. с.) проводятся два раза в год.
Родительские конференции (Р. К.) обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации (И. к.).Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации
(Т. к.) дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения (Р. ч.) дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера (Р. в.) направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Совместная деятельность.
Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.
- В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;
- От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
- Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
- Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
- Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;
- Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
- Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.
Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.
Перечень дел, систематически проводимых
с родителями в течение года:
- Систематическая работа с родительским комитетом.
Привлечение членов родительского комитета
- к планированию воспитательной работы класса;
- к подготовке и проведению родительских собраний и совместных дел с детьми;
- к работе с проблемными семьями.
- Рейды в семьи учащихся:
- Регулярное посещение проблемных семей и семей опекаемых детей.
- Посещение остальных семей по необходимости.
- Индивидуальные собеседования с родителями по вопросам учебы и поведения детей.
- Приглашение родителей в школу (по необходимости).
- Связь с родителями через дневники учащихся.
- Привлечение учащихся к занятиям в учреждения дополнительного образования. Постоянный контроль за их посещением.
- Взаимодействие с центром социального обслуживания населения по оказании помощи малообеспеченным семьям.
Список литературы.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 11 классы. Москва, 2002
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2003
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2003
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва,1991
- Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999
- Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва, 2005
- Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе школы. Москва , 1991
- Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва, 1994
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. Москва, 1986
- Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. Творческий центр «Сфера». Москва, 2002 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....