статья
статья (9 класс)

профстандарт новвого поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профстандарт21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня на страницах периодической печати, на форумах, в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях активно обсуждается «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.

Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт должен создать единые критерии высокого профессионализма учителя, помочь его профессиональному росту и качеству его работы. Профессиональный стандарт пришел на смену единым квалифицированным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профессиональный стандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимых для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во– первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во–вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации персонала и оплаты труда. В третьих - профессиональный стандарт, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд педагога, с образовательными стандартами и соответственно, гибко реагировать на изменения в них.

Профессиональный стандарт должен, установить формальные, внешние, измеряемые и наблюдаемые функции и действия и не предполагать выявление внутренних нравственных взаимоотношений. Профессия педагога особенная, и никто с этим не спорит. Но это не означает, что все документы должны прописывать содержание «духовно- нравственного внутреннего мира педагога» для этого должны быть другие механизмы: общественное мнение, открытость и публичность деятельности педагога, мнение родителей, атмосфера жизненного уклада школы, правила профессиональной этики. Я понимаю что сейчас ситуация с введением профессионального стандарта не изменится, но сейчас важно выработать свои решения на основе анализа документа с позиции его практической реализации.

Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективному развитию общества, страны. Главным умением педагога во все времена является умение слышать и слушать ребенка. Педагог должен уметь строить отношения с современным ребенком, уважать его интересы, учитывать уровни развития его коммуникационных умений индивидуальностей развития, индивидуальных потребностей.

Педагоги - категория людей, всегда открытых к нововведениям. Получив задания, с большим чувством ответственности быстро погружаются в процесс инноваций. На практике понимаешь, что стандарт представляет собой требование к идеальному и нереальному. Педагоги должны уметь работать с разными категориями обучающихся: с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, с социально запущенными детьми. Одних курсов повышения квалификация для этого недостаточно, нужна целая система переподготовки. Мне думается, что профессиональный стандарт - это документ, который держит в рамках базовые функции, которые всегда можно развивать улучшать расширять.

Учебный предмет «История» изучается в школе с пятого по одиннадцатый классы.

Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира».

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» показал, что учитель истории, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия;

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно - научного и математического знания и др.

Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории, прежде всего, связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией, владением иностранным языком и компьютерной грамотностью.

Учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности человеческого мироздания;

- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного государства или данного режима правления;

- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе учителя истории;

- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета;

- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых различных видах жизнедеятельности;

- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием»;

- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;

- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять инновационную деятельность в процессе обучения истории:

- применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-контекстного, компьютерного обучения и др.), использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения (лекция, семинар, урок-дискуссия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия, практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные задания разного уровня сложности и т. д.

Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего общего образования относятся следующие: « применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» и др.

Итак, основной акцент в Профессиональном стандарте педагога делается на высокой методической подготовке учителя, умении применять на практике психологические знания; владении современными педагогическими технологиями (в том числе и информационными); а также эффективной работе с различными категориями учащихся.

Опыт - важное, но не единственное условие профессионального роста учителя, он остаётся таковым, пока учится сам. И чтобы побудить творческие способности учащихся, научить самостоятельно решать поставленные задачи, превратить деятельность учащихся в «самодеятельность», мне приходится постоянно учиться тому или иному виду деятельности.

Уроки провожу с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся, создаю доброжелательную деловую атмосферу, тем самым обеспечиваю творческое сотрудничество: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик - учитель. На уроках использую компьютерные средства обучения. Применяю дифференцированный подход к слабым учащимся, продумываю задания использую методы частично- поисковый, исследовательский, рассказ, дискуссию, беседу.

Занимаюсь самообразованием, изучаю методику работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания. "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"

Результат использования приемов работы с текстом.

Работа с документом приближает обучающихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет:

  • повысить качество организации учебного процесса;
  • увеличить объем изучаемого учебного материала;
  • повысить темп учебного занятия;
  • использовать различные формы организации учебной деятельности,
  • усилить мотивацию обучающихся;
  • создать условия для формирования общекультурных компетенций и собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.

Образовательный процесс приобретает исследовательский характер, это позволяет мне изменить функциональную деятельность, которая помогает организовать и координировать самостоятельную работу обучающихся.

Проблемы и трудности, возникающие у обучающихся при работе с текстом - обучающиеся не умеют понять прочитанное, мало думают сами, Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых - научить учащихся работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать, анализировать.

Обучение провожу как индивидуально, так и в группе.

Работа в группах:

- "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы, возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

-Таблица «Что? Где? Когда?» (осмысление, заполняется по ходу работы)

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией, запоминание дат и соответствий происходящего согласно дате.

- «Толстые и Тонкие вопросы» (вызов, осмысление, рефлексия)

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Карточки – сорбонки, предназначенные для активной тренировки памяти.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы

При построении уроков истории и обществознания я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом даю задания, обогащающие личный опыт обучающихся.

Дискуссия, организуемая ведущим - специфическая форма беседы с участниками, имеющими различные мнения по какой-либо проблеме на основании своих знаний и опыта. Цель дискуссии - решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Коллективный способ обучения (КСО) - обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

  • Отмечают успехи друг друга;
  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
  • Обсуждают изучаемый материал совместно;
  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
  • Приобретают положительный опыт совместной работы;
  • Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Для повышения собственной квалификации мною были пройдены курсы:«Внеурочная работа на уроках истории в условиях ФГОС» в количестве 72 часов. Курс был пройден на базе Красноярского государственного педагогического института повышения квалификации учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....