программа дополнительного образования
рабочая программа (5 класс)
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Юная мастерица» направлена на формирование у детей художественно-эстетического вкуса, сохранение традиций народного прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_retsenziya.docx | 51.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Юная мастерица» направлена на формирование у детей художественно-эстетического вкуса, сохранение традиций народного прикладного искусства.
Направленность дополнительной образовательной программы – художественная.
Обоснование необходимости внедрения программы
В данной программе дополнительного образования решается задача систематизации знаний учащихся. Программа позволяет выявлять потенциал учащихся в том или ином направлении на раннем этапе реализации программы, разнообразить учебный процесс, реализовывать в рамках программы различные конкурсы, игры. Однако, программа не подразумевает узкой специализации (например, не предполагается подготовка исключительно будущих дизайнеров). Программа направлена на разностороннее развитие личности.
Программа разработана на основе содержания основного общего образования по технологии (приказ №1089 Министерства образования РФ от 05.03.2004г.), программы по профессионально-техническому образованию, утверждённая Министерством образования РФ от 01.03.1993г, а также документов этнокультурного компонента стандарта начального профессионального образования от 29 октября 1999 года, примерных программ «Технология. Трудовое обучение. 1-11 классы» (В.Д.Симоненко), а также с учётом психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся и их образовательных потребностей.
Программа разработана с учетом требований нормативных документов: Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660); Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Устава МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ.
Актуальность программы заключается в том, что обучение детей и подростков направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важным этапом на пути социализации личности. В процессе обучения учащиеся учатся бережно и с любовью относиться к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей.
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого. Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка. На занятиях дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе. Деятельность объединения «Молодая хозяйка» направлена на развитие творческих способностей детей школьного возраста посредствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства.
Говоря об актуальности можно выделить несколько моментов:
- удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Учащиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус;
- техника, в которой дети научатся работать, набирает всё большую популярность. В связи с этим происходит непрерывное развитие как самих видов декоративно-прикладного искусства и материалов, применяемых в процессе изготовления, так и возможностей практического и декоративного применения этих техник.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Особенность данной программы не только в использовании инновационных технологий обучения, но и в принципах построения программы:
- от простого к сложному
- связь теории и практики
- связь знаний и умений с жизнью
- научность
- доступность
- активность и самостоятельность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий, которые варьируются в зависимости от материала выполнения. При организации учебного процесса учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие учащихся). Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно - прикладному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изготовления кукол, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у учащихся развиваются творческие начала.
Состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки; группа работает в соответствии со своим годовым планом; учебный процесс заключается в виде отдельных взаимосвязанных частей;
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся, в процессе овладения ими предложенными видами декоративно - прикладного искусства и различных техник обработки материалов.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с различными профессиями данной области, дать представление о важных профессиональных качествах, необходимых в работе.
- Научить работать с различными материалами, разнообразными технологическими приёмами.
- Показать значение декоративно-прикладного творчества в духовном становлении личности, нации, народа.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус.
- Развивать творческие способности, художественные навыки.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до завершения.
- Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
- Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 13 лет. Дети 10-13 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года.
Группы формируются по навыкам и умениям детей. В первый год обучения знакомлю детей с историей возникновения мягкой игрушки; с технологией подготовки ткани к раскрою; с технологией пошива мягкой игрушки; технологией набивки игрушки; с особенностями пошива каркасных изделий; с технологией украшения и отделки готовой игрушки.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными моделями игрушек, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так же развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном искусстве, искусстве создания куклы), воспитывающую часть: (понимание значения декоративно-прикладного искусства, эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом 10 минут.
Первый год обучения 144 часа в год.
Второй год обучения 144 часа в год.
Форма и режим занятий
Формы и методы обучения: занятие-игра, занятие - беседа, викторина. Значительное внимание в программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого учащийся сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Занятия объединения предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол. Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата». Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В работе объединения используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проводится рефлексия
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения ими предложенными видами декоративно - прикладного искусства и различных техник обработки материалов
- наглядный (показ, наблюдение), практический (демонстрация приемов работы), эмоциональный (подбор ассоциаций, художественных впечатлений)
Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее продуктивными, так как апробированы и освоены педагогом в течение времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании I года обучения
Учащиеся будут знать:
- основы обработки материалов, приёмы и методы обработки тканей
- названия, назначение различных видов инструментов, приспособлений, фурнитуры
- правила безопасности труда и противопожарной безопасности, с инструментами и приспособлениями, с электронагревательными приборами;
- иметь представление о технологических процессах производства волокон, пряжи, нитей, ткани и нетканых материалов, о видах переплетений нитей в тканях, об ассортименте тканей и материалов.
Учащиеся будут уметь:
- организовывать рабочее место;
- подготовить инструмент и машину к работе;
- работать с инструментами;
- выполнять основные ручные и машинные стежки и строчки;
- выбрать материал и подготовить его к работе; - выбрать ткань для изделия;
- определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную сторону ткани;
- рисовать технический рисунок изделия.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании II года обучения
Учащиеся будут знать:
- требования к оборудованию рабочего места;
- правила безопасности труда и противопожарной безопасности, с инструментами и приспособлениями, с электронагревательными приборами;
- знать и выполнять безопасные приемы работы на универсальной швейной машине;
терминологию используемую при обучении;
- познакомиться с лоскутным шитьём;
- технологию выполнения цветов; - историю возникновения различных видов декоративно-прикладного творчество;
- способы декорирования одежды;
Учащиеся будут уметь:
- подготовить инструмент и машину к работе;
- работать с машиной и инструментами;
- изготавливать изделия в лоскутной технике;
В результате освоения программы идет формирование следующих УУД:
Личностные:
Развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Развитие профессиональной – компетентности в решении проблем, основанных на собственном выборе;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития современной техники;
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (осознанного и уважительного отношения к участнику группы и его мнению, освоение норм, правил поведения и ролей в группе);
Развитие опыта практической деятельности, который пригодится в жизненно важных ситуациях.
Регулятивные действия:
Умение самостоятельно определить цель проекта;
Умение спланировать свою и коллективную деятельность для более эффективного решения поставленных задач;
Умение оценивать правильность выполнения задачи и разнообразие возможных решений;
Умение принимать правильные решения в короткие сроки;
Умение оценить свою работу и работу других участников коллектива.
Познавательные действия:
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием инструментов ИКТ и дополнительных источников информации;
Умение сопоставлять функциональные устройства NXT и их характеристики;
Умение обобщать и классифицировать рассматриваемые объекты (комплектующие для компьютера);
Умение строить логические рассуждения и делать выводы применительно к поставленным задачам.
Коммуникативные действия:
Умение организовать совместную деятельность со сверстниками и учителем;
Умение работать в группе и находить общее решение;
Умение отстаивать свои интересы и интересы группы;
Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сроки реализации образовательной программы 2 года. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с мастерством изготовления кукол.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления куклы может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В результате обучения по программе объединения «Юная мастерица» учащиеся должны показать следующие результаты:
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности;
Познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ; -
Коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы; -
Регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Иметь знания и понятия о:
∙ вышивке
∙ декупаже
∙ печворке
∙ вязании на спицах
∙ видах и свойствах волокон и ниток, материалов, тканей
∙ цвете и дизайне
∙ правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом, иглой и ниткой и др
∙ работе разными техниками вышивки, вязания
Иметь навыки и умения: Работа с циркулем и линейкой
∙ соотношение амплитуды движения по размеру геометрических фигур
∙ начертание геометрических фигур
Работа с шилом
∙ соотношение силы нажима с качеством бумаги
∙ равномерное распределение отверстий по геометрической фигуре
Работа с разными материалами
∙ нитки металлические, проволока, леска
∙ нитки х/б, лавсан, мулине, шерстяные
∙ рамки, картон, бумага
∙ ткани, канва
Работа с иглой и ниткой
∙ вдеть нитку в ушко иглы
∙ выполнить узелок
∙ выполнить закрепку
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Материаловедение | 10 | 4 |
2 | Ручные работы | 20 | 2 |
3 | Аппликация | 10 | |
4 | Машинные работы | 16 | |
5 | Новогодний сувенир | 8 | |
6 | Сувениры для праздников | 12 | 10 |
7 | Изготовление тряпичной куклы | 28 | 30 |
8 | Лоскутное шитье | 18 | |
9 | Культурно-массовые мероприятия | 14 | |
10 | Динамические композиции | 30 | |
11 | Чулочные куклы | 36 | |
12 | Каркасные игрушки | 24 | |
Резерв | 4 | 8 | |
Итого | 144 | 144 |
Учебно-тематический план 1-ый год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1. Тема 1. Введение. Тема 2. Уголок для шитья | 4 2 2 | 4 2 2 | Совместное обсуждение | |
2 | Раздел 2. Ручные работы: Тема 1. Ручные стежки и швы. Терминология. Тема 2. Изготовление игольницы. Тема 3. Изготовление цветка. Тема 4. Изготовление игрушки из шерстяных ниток. Тема 5. Изготовление чехла для телефона | 20 2 2 4 4 6 | 2 | 18 | Совместное обсуждение |
3 | Раздел 3. Инструменты, материалы, фурнитура. Тема 1. Ткани. Свойства тканей. Производство. Тема 2. Фурнитура, инструменты необходимые для работы. Тема 3. Что такое коллаж? Изготовление коллажа. | 10 2 2 4 | 4 | 6 | Игра-импровизация Выставка работ |
4 | Раздел 4. Аппликация. Тема 1. Что такое аппликация. Способы выполнения. Тема 2 . Изготовление панно. | 10 2 8 | 2 | 8 | выставка |
5 | Раздел 5. ВТО изделия. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Раздел 6. Машинные работы. Тема 1. Оборудование. Тема 2. Машинные строчки, машинные швы, термины. Тема 3. Изготовление салфетки. | 16 2 2 12 | 4 | 12 | выставка |
7 | Раздел 7. Новогодний сувенир. Тема 1.Новогодний праздник. Тема 2. Изготовление сувенира. | 8 2 6 | 2 | 6 | Совместное обсуждение |
8 | Раздел 8. Сувениры для праздников. Тема 1.Открытка для папы. Тема 2. Подарок для мамы. Рябина. | 12 2 10 | 12 | Совместное обсуждение | |
9 | Раздел 9. Изготовление куклы. Тема 1. История возникновения тряпичной куклы. Тема 2. Изготовление куклы: | 28 2 18 | 2 | 26 | Обсуждение выставка |
10 | Раздел 10. Лоскутное шитье. Тема 1. Изготовление прихватки | 18 18 | 8 | выставка | |
11 | Раздел 11. Заключительное занятие | 2 | 2 | Выставка | |
12 | Культурно-массовые мероприятия и воспитательная работа. | 14 | 14 | ||
Итого | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с особенностями курса. Задачи работы кружка. План работы.
Организационные вопросы.
Тема 2. Уголок для шитья.
Теория: Оборудование кабинета и организация рабочего места. Шкатулка с инструментами и принадлежностями, необходимыми для работы. Правила техники безопасности.
Раздел 2. Ручные работы:
Тема 1. Ручные стежки и швы. Терминология.
Теория. Виды стежков и строчек. Ручные швы. Терминология ручных работ.
Практика. Выполнение образцов ручных стежков. Пришивание пуговиц. Обучение работе с наперстком.
Тема 2. Изготовление игольницы.
Практика. Раскрой деталей. Пошив. Отделка готового изделия.
Тема 3. Изготовление цветка.
Практика. Раскрой деталей. Пошив. Отделка готового изделия.
Тема 4. Изготовление игрушки из шерстяных ниток.
Практика. Нарезание ниток необходимой длины. Сборка. Декорирование готовых фигурок.
Тема 5. Изготовление чехла для телефона.
Практика. Раскрой деталей. Пошив. Отделка готового изделия.
Раздел 3. Инструменты, материалы, фурнитура.
Тема 1. Ткани. Свойства тканей. Производство.
Теория. Общие сведения о тканях и материалах. Ассортимент тканей. Технологии производства тканей. Строение и свойства тканей. Трикотаж, мех, кожа. Ассортимент швейных ниток. Отделочные материалы.
Практика: Определение на образцах тканей нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон. Исследование образцов тканей. Выявление натуральных, искусственных и синтетических волокон. Изготовление салфетки из лент на основе переплетения шахматка.
Тема 2. Фурнитура, инструменты необходимые для работы.
Теория. Какие инструменты и приспособления необходимы в работе с тканью. Фурнитура.
Тема 3. Что такое коллаж? Изготовление коллажа.
Теория. Понятие – коллаж.
Практика: Коллаж из тканей, материалов и фурнитуры.
Раздел 4. Аппликация.
Тема 1. Что такое аппликация. Способы выполнения.
Теория. Понятие – аппликация. Способы выполнения аппликации.
Тема 2 . Изготовление панно.
Теория. Понятие – панно.
Практика: Изготовление панно.
Раздел 5. ВТО изделия.
Теория. Правила безопасности работы с утюгом. Температура работы утюга для различных материалов.
Раздел 6. Машинные работы.
Тема 1. Оборудование.
Теория. Знакомство со швейным оборудованием. Терминология.
Тема 2. Машинные строчки, машинные швы, термины.
Теория. Виды машинных строчек и швов, их применение. Терминология.
Практика: Отработка навыков шитья на швейной машине. Работа с тканью.
Тема 3. Изготовление салфетки.
Практика: Раскрой деталей. Пошив салфетки. Окончательная отделка. Стирка.
Раздел 7. Новогодний сувенир.
Тема 1.Новогодний праздник.
Теория. Новый год в разных странах.
Тема 2. Изготовление сувенира.
Практика. Изготовление каркаса. Работа с ватой и клеем. Раскраска игрушки.
Раздел 7. Сувениры для праздников.
Тема 1.Открытка для папы.
Практика. Изготовление открытки.
Тема 2. Подарок для мамы. Рябина.
Практика. Заготовка деталей. Сборка деталей.
Раздел 8. Изготовление куклы.
Тема 1. История возникновения тряпичной куклы.
Теория. История возникновения тряпичной куклы.
Тема 2. Изготовление куклы.
Практика. Выбор куклы, , раскрой деталей, пошив деталей куклы, , набивка куклы, лицо куклы, лицо куклы, соединение деталей куклы, пошив одежды для куклы, окончательная отделка куклы.
Раздел 9. Лоскутное шитье.
Тема 1. Изготовление прихватки.
Практика. Раскрой деталей, сборка деталей, окончательная обработка изделия.
Раздел 10.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов. Проверка знаний. Вручение грамот и благодарственных писем особо отличившимся, добросовестным и аккуратным учащимся. Анализ работы, проблем, с которыми столкнулись на первом году обучения.
Культурно-массовые мероприятия и воспитательная работа.
Подготовка и проведение мероприятий в каникулярное время. Экскурсии в музей, выставки, экологическое воспитание (экскурсии в природу, субботники).
Учебно-тематический план 2-ой год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Содержание программы, расписание занятий. Техника безопасности на занятиях | 2 | 2 | Совместное обсуждение | |
2 | Оборудование, материалы и инструменты | 2 | 2 | Игра-импровизация | |
3 | Ручные и машинные швы | 2 | 1 | 1 | Совместное обсуждение |
4 | Игрушки в стиле «Тильда» | 34 | 4 | 30 | Выставка |
5 | Динамические композиции. Топиарий | 30 | 5 | 25 | Выставка |
6 | Сувенир-подарок | 10 | 2 | 8 | Выставка |
7 | Куклы для кукольного театра Маппет-куклы | 36 | 6 | 30 | Выставка |
8 | Каркасные игрушки | 24 | 4 | 20 | Выставка |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Совместное обсуждение | |
Итого | 144 | 29 | 115 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение
Тема 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Содержание программы, расписание занятий. Техника безопасности на занятиях
Раздел 2. Оборудование, материалы и инструменты
Теория: Знакомство с оборудованием, материалами и инструментами
Раздел 3. Ручные и машинные швы.
Теория. Виды машинных строчек и швов, их применение. Терминология.
Практика: Отработка навыков шитья на швейной машине. Работа с тканью.
Тема 1. Какие аксессуары и дополнения существуют.
Теория: Понятия аксессуар и дополнение. Ассортимент аксессуаров и дополнений.
Понятия комплект, гардероб и ансамбль.
Тема 2. Изготовление браслета.
Практика. Заготовка бусин, покраска бусин. Сборка браслета.
Тема 4. Изготовление брелока.
Практика. Заготовка лицевой части брелока, сборка деталей, изготовление застежки.
Раздел 4 Игрушки в стиле Тильда
Теория «Знакомство» с автором бренда. Особенности набивки тильд.
Практика. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку Раскрой с учётом экономичности раскладки. Особенности раскроя тильд Сшивание и вырезание деталей кроя. Сборка куклы. Одежда для кукол-тильд. Аксессуары тильда. Изготовление волос куклы разными способами. Материал. Ткани, используемы для их пошива.
Раздел 5 Динамические композиции
Топиарий - декоративное деревце в котором крона может приобретать самые разнообразные формы. Назначение сувенира. Особенности выполнения. Материалы: цветные материалы разной фактуры, тесьма, ленты, искусственные цветы, бусы и т.п.
Практическая работа: Эскизирование, выполнение композиции.
Раздел 6. Новогодний сувенир.
Назначение сувенира. Правила раскроя. Разновидности материалов.
Практическая работа Раскрой деталей по лекалам. Сметывание и сшивание деталей. Вывертывание деталей, набивка формы. Оформление игрушки - сувенира.
Тема 1. Новогодняя игрушка.
Практика: выбор сувенира, выбор материалов и фурнитуры, изготовление игрушки.
Раздел 7 Куклы для кукольного театра Маппет-куклы
Теория Куклы для кукольного театра Маппет-куклы. Особенности кроя маппет-кукол.
Практика Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки Сборка маппет-куклы Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Ремонт текстильной куклы.
Раздел 8 Каркасные игрушки Объемная игрушка из ткани и меха. Образы животных в декоративной игрушке. Правила раскроя ткани, меха, Раскладка парных деталей. Техника шва. Особенности выполнения модели. Материалы: драп, синтетический мех различных цветов, вата, проволока для каркаса, фурнитура.
Практическая работа. Подбор материала. Раскладка лекал. Раскрой деталей. Оформление игрушки: прикрепление глаз, носика, язычка.
Заключительное занятие.
Подведение итогов за год. Вручение грамот и благодарственных писем особо отличившимся, добросовестным и аккуратным учащимся. Анализ работы, проблем, с которыми столкнулись на первом году обучения.
9. Культурно-массовые мероприятия и воспитательная работа.
Подготовка и проведение мероприятий в каникулярное время. Экскурсии в музей,
2-ой год обучения
Ожидаемые результаты второго года обучения
Обучающиеся получат знания о:
- материалах, инструментах, правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- композиции, формообразовании, цветоведения;
- приемах пошива игрушек в стиле «тильда»;
- приемах пошива чулочных кукол;
- различных видах шва и способах их выполнения;
- различные виды швов и способы их выполнения на разных тканях с подбором;
- раскладке на ткани, технологии изготовления игрушек согласно программе.
Учащиеся приобретут умения:
- создавать законченный образ, используя различные варианты оформления;
- использовать различные виды ручных машинных швов при выполнении игрушек;
- составлять эскизы игрушки;
- выполнять выкройки по эскизам разработанной игрушки;
- определять расход ткани;
- правильно раскроить игрушку
Предусмотрены групповые занятия. Теория: беседа, обзор. Практика: практикум, мастерская, мастер-класс, разработка и защита творческого проекта, практикум, самостоятельная работа. Итоги подводятся в форме зачета, выставки, анализа результатов. Результаты воспитательной работы отслеживаются при помощи теста «Уровень воспитанности». В процессе работы необходимо воспитывать у детей самостоятельность, стремление доделать поделку до конца. В процессе разработки творческого проекта дети начинают понимать ценность материалов, своего труда, развиваются творческие способности, фантазия и воображение. Дети учатся понимать, что стоит делать нужные вещи, которые можно использовать (прихватку, фартук, очечник и т.п.) в подарок дорогим им людям, а не отделываться открыткой, за которую похвалят и спрячут в альбом. Часто дети, сталкиваясь с определенными трудностями в процессе изготовления изделия, не справляются с ними и хотят бросить занятие рукоделием. В этом случае своевременная помощь педагога поможет решить проблему, создаст ситуацию успеха и укрепит мотивацию ребенка. важно подбирать игрушки с учетом интересов детей, т.к. в объединение ходят не только девочки, но и мальчики.
Комплекс организационно-педагогических условий
Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы -
реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещение, оборудование, инструменты и приспособления, информационные, методические и иные ресурсы.
2.2. Формы подведения итогов реализации программы это: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.
Эффективность программы определяется по результатам диагностики. В конце каждого учебного полугодия заполняется мониторинговые карты, диаграммы, в которых отслеживается развитие каждого учащегося по основным параметрам:
Учебно- организационные умения и навыки:
Умение организовать рабочее место
Знания Т.Б.
Аккуратность
Личные качества:
Самооценка
Коммуникабельность
Творческие навыки:
Творческая активность
Креативность
Работоспособность
Практические навыки:
Умение работать ножницами, иглами и швейной машиной.
Знание геометрических форм, видов стежков и т.п.
Диагностический инструментарий
В начале учебного года проводится диагностика воспитанников в целях изучения уровня подготовки, объема знаний и умений, уровня творческого потенциала, для организации процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками, коррекции.
В конце учебного года проводится диагностика с целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала воспитанников.
Проектная деятельность, участие в общественной жизни объединения, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания. Систематичность, личностно - ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога .
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебно-иллюстративный материал:
- Разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, образцы изделий, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
- Таблицы:
- таблица «Цветовой круг»;
- таблица «Примерные сочетания цветов»
- таблица «Виды отделки изделия»
- таблица « Виды хлопчатобумажных тканей»
- таблица «Пропорции ребенка и взрослого человека»
- Схемы:
- схема « определение лицевой и изнаночной стороны тканей»
- Наглядные пособия:
- технологические карты для изготовления игрушек
- образцы ручных и машинных швов
- шаблоны для изготовления игрушек
- Информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы;
- Технические средства:, мультимедиапроектор, экран, компьютер;
- Игры и тренинги. Игровая программа.
- игры и тренинги на знакомство: «Снежный ком», «Круг знакомств», «Карта знакомств» (см. приложение)
- игры на развитие воображения: Оживление предметов: тема «Одежда»,
- имитация действий: тема «Посуда»,
- пластический этюд «Пельмени», «Птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные»,
- игра «Найди зайчика», игра «Солнечные зайчики»
- физкультминутки : для глаз, рук, ног, спины
3. Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:
- столы, стулья, доска;
- ножницы, иглы швейные № 2, № 3, наперсток;
- картон для выкроек, карандаш, ручка, мел, карандаши цветные, фломастеры,
альбом 12 листов, линейка;
- ткани яркие, однотонные, с мелким рисунком, драп, куски искусственной кожи, трикотаж,
- вата хирургическая и техническая, синтепон, отбеленные эластичные колготки,
- полимерные материалы (пластик, папер - клей), нитки швейные и вязальные,
- кружева, атласные и капроновые ленты;
- румяна розовые, красные;
- кисти №1, №2, №3, гуашь, пастель художественная; клей ПВА, бесцветный лак для ногтей; автомобильный бесцветный лак;
-проволока; швейные иглы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения.
- Классная магнитная доска
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Колонки.
Информационно-коммуникационные средства:
Тесты, олимпиадные задания, практические задания, задания по моделированию
Специализированная учебная мебель:
раскройный стол – 1 шт.,
Оборудование для учащихся:
Швейные машины, утюг, оверлок, гладильная доска, манекен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд, М,2009 г.
для учащихся:
- справочники, таблицы, схемы
- Технология. 5-11 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам / авт.-сост. В.П. Пономарева, М.П. Шачкова. – Волгоград: Учитель, 2016
для учителя:
- Книги по вышивке, кулинарии и др.
- Мультимедиапрезентации к урокам по темам
- Проекты
- Образцы поузловой обработки, швов.
- Технология в схемах, таблицах и рисунках 5-9 классы С.Э.Макруцкая Изд.»Экзамен»2009
- Школа кройки и шитья на дому: - Мн.: «Современное слово», 2010. – 336 с.
Цифровые образовательные ресурсы.
- http://pulset.ru/tov/find14_a1.php?id=33520 сайт Троицкая швейная фабрика
- http://www.live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649 Музей декоративно-прикладного искусства
- http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
- http://www.liveinternet.ru/users/4746406/post245547892/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
- http://www.liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ http://www.liveinternet.ru/users/4905782/post232935806/ Дедкова Н. Н. Русский народный костюм: учебное пособие
- http://festival.1september.ru/articles/531129/ Конструкция и декор предметов народного быта
- http://rodonews.ru/news_1282664628.html http://kirovold.ru/content.php?page=adrursij_rus&id=32 Культура дома
- http://rmo.zajkovo2.edusite.ru/DswMedia/kontrvoprosyi_kulinariya5-8kl.doc Контрольная работа по теме «Кулинария»
- http://www.uchportal.ru/load/112-1-0-25209 Тест по теме «Технология обработки тканей, материаловедение»
- http://nashol.com/?ret=444 – электронные учебники, пособия, книги
- http://konspekt-shvei.ru/ - конспект для швеи
Интернет в помощь учителю
Дополнительную информацию по методике преподавания предмета можно получить, используя поисковые системы Интернет:
Alta Vista (http://www.altavista.digital.com);
Excite (http://www.excite.com);
Google (http://www.google.com);
HotBot (http://www.hotbot.com);
Lycos (http://www.lycos.com);
Open Text (http://search.opentext.com);
Rambler (http://www.rambler.ru);
Yandex (http://www.yandex.ru).
Общеобразовательные ресурсы
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября".
http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.
http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
http://www.vestnik.edu.ru - Сайт электронного журнала «Вестник образования»
http://rusolymp.ru/ - Всероссийская олимпиада школьников
http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»".
http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".
http://www.piter.com - Издательство "Питер".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...