ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я рисую мир»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Здвинского района
Программа рассмотрена и Утверждаю: директор
одобрена на педагогическом
совете, протокол № _______ _Комарова Г.Ю. __________
от «___»____________20___г. « «____»_____________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Я рисую мир»
(художественно- эстетическая направленность)
Составитель:
Евсейчева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования,
возраст детей 11-15 лет,
срок реализации программы 3 года.
Содержание
Пояснительная записка 3 стр.
1. Введение 3 стр.
2. Цель и задачи образовательной программы дополнительного образования
детей «Я рисую мир» 4 стр.
3. Организационно-педагогические основы деятельности 5 стр.
4. Результативность образовательной программы дополнительного образования
детей «Я рисую мир» 6 стр.
Учебно-тематические планы 11 стр.
Учебно-тематический план 1-го года обучения 13стр.
Учебно-тематический план 2-го года обучения 14 стр.
Учебно-тематический план 3-го года обучения 15 стр.
образования детей «Я рисую мир» 20стр.
Список литературы 22стр.
Методические рекомендации 22стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогические задачи – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Актуальность
и новизна программы
При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А актуальность заложена в реализации основной цели преподавания изобразительного искусства в школе; формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости , приобщение к ценностям и традициям народной культуры. Этому способствуют чередование видов деятельности; поисковая: конструктивно-практическая, познавательная.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы
и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 210, в том числе в 1-й год обучения – 70 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 70 часов в каждый год.
Возраст обучающихся: первого года обучения – 10-12 лет, второго года обучения – 12-13 лет, третьего года обучения – 14-17 лет.
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебной группы проводятся:
– в первый год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
– во второй и третий год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
Уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
Уметь:
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- основные законы композиции;
- основы цветоведения;
- свойства различных художественных материалов;
- основные центры и виды декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
- работать в различных виды декоративно-прикладного искусства;
- выделять главное в композиции;
- передавать фигуру человека и животных в различных виды декоративно-прикладного искусства;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- взаимопомощь.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «Я РИСУЮ МИР»
1 год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б. | 4 | 2 | 2 |
2 | Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы. | 10 | 3 | 7 |
3 | Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма. | 16 | 6 | 10 |
4 | Природные формы и их декоративная переработка. Стилизация. | 10 | 3 | 7 |
5 | Цвет в композиции. Изучение основных понятий о цвете. | 10 | 4 | 6 |
6 | Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов. | 20 | 10 | 10 |
70 | 28 | 42 |
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия | Примечания | |
Основы декоративной композиции | ||||||
1 | Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б. | 4 | Беседа. | |||
2 | Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы. | 10 | Беседа. Практическая работа. | |||
3 | Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма. | 16 | Беседа. Практическая работа. | |||
4 | Природные формы и их декоративная переработка. Стилизация. | 10 | Беседа. Практическая работа. | |||
5 | Цвет в композиции. Изучение основных понятий о цвете. | 10 | Презентация с использованием ИКТ. Выполнение упражнений. | |||
6 | Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов. | 20 | Сбор иллюстрированного материала. |
2 год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
7 | Знакомство с основными центрами народных промыслов России. | 4 | 2 | 2 |
8 | Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы. | 10 | 4 | 6 |
9 | Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи. | 16 | 6 | 10 |
10 | Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы. | 4 | 2 | 2 |
11 | Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи. | 16 | 6 | 10 |
12 | Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи. | 10 | 3 | 7 |
13 | Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи. | 10 | 3 | 7 |
70 | 26 | 44 |
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия | Примечания |
Народное творчество России. | |||||
7 | Знакомство с основными центрами народных промыслов России. | 4 | Беседа. Сбор иллюстрированного материала. | ||
8 | Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы. | 10 | Беседа. Выполнение упражнений. | ||
9 | Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи. | 16 | Практическая работа над композицией, цветом. | ||
10 | Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы. | 4 | Беседа. Выполнение упражнений. | ||
11 | Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи. | 16 | Практическая работа над композицией, цветом. | ||
12 | Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи. | 10 | Беседа. Выполнение упражнений. | ||
13 | Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи. | 10 | Поиск композиций. Работа в цвете. | ||
| Итого 70 |
3 год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
14 | Бумагопластика. Виды работ с бумагой. | 4 | 2 | 2 |
15 | Выполнение творческого задания по теме «Русские храмы» в технике «бумагопластика». | 10 | 4 | 6 |
16 | Мозайка. История возникновения, развития. Виды мозайки. | 6 | 2 | 4 |
17 | Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозайкой. | 10 | 4 | 6 |
18 | Флористика. Заготовка и применение природных материалов. | 6 | 2 | 4 |
19 | Выполнение декоративной работы по теме «Букет для мамы». | 6 | 2 | 4 |
20 | Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения. | 6 | 2 | 4 |
21 | Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы». | 10 | 3 | 7 |
22 | Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж». | 10 | 3 | 7 |
23 | Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры». | 2 | 1 | 1 |
70 | ||||
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия | Примечания |
Художественная обработка различных материалов. | |||||
14 | Бумагопластика. Виды работ с бумагой. | 4 | Беседа. Выполнение упражнений. | ||
15 | Выполнение творческого задания по теме «Русские храмы» в технике «бумагопластика». | 10 | Практическая работа над композицией. | ||
16 | Мозайка. История возникновения, развития. Виды мозайки. | 6 | Беседа. Выполнение упражнений. | ||
17 | Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозайкой. | 10 | Практическая работа над композицией. | ||
18 | Флористика. Заготовка и применение природных материалов. | 6 | Беседа. Практическая работа. | ||
19 | Выполнение декоративной работы по теме «Букет для мамы». | 6 | Беседа. Практическая работа. | ||
20 | Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения. | 6 | Беседа. Практическая работа. | ||
21 | Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы». | 10 | Практическая работа. | ||
22 | Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж». | 10 | Беседа. Практическая работа. | ||
23 | Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры». | 2 | Выставка работ. Обсуждение итогов года. | ||
| Итого 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Декоративная работа
Первый год обучения
- Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.
- Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.
- Составление обобщённых композиции на основе стилизации природных форм.
- Цвет в композиции. Изучение основных понятии о цвете. Составление декоративного натюрморта, пейзажа, портрета в различных колористических решениях.
- Декоративный пейзаж. Составление обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей среды.
Второй год обучения
- Сочинение декоративной композиции на основе народных традиции. Работа выполняется гуашью, темперой с разработкой предварительного эскиза.
- Роспись предметов быта хохломской росписью.
- Составление композиции по мотивам городецкой росписи.
- Составление композиции по мотивам городецкой росписи.
Третий год обучения
- Декоративная композиция на тему «Русские храмы».
- Знакомство с видами мозайки и составление творческой композиции «Славянские образы».
- Выполнение декоративной композиции из цветов по теме «Букет для мамы».
- Выполнение имитации витража на основе геометрического или растительного орнамента.
- Декоративная композиция на свободную тему в произвольном материале – гуашь, темпера, аппликация, коллаж и т.д.
- Экскурсии
Для экскурсий используются художественные и краеведческие музеи, а также памятники истории, культуры, архитектуры. Специальные экскурсии могут быть приняты с работой над пейзажем. В беседе обращается внимание на характерные особенности памятника, индивидуальный облик города.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обеспечение программы
различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Русские узоры» проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Список литературы
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет оснащен ТСО: ноутбук, магнитофон, экран для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».
Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей....
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...