"Эта память - наша совесть": воспитательные функции в дополнительном образовании
статья
В статье описан пример педагогического проекта "Эта память - наша совесть".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_v_dopolnitelnom_obrazovanii_eta_pamyat_-_nasha_sovest.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Эта память-наша совесть»
Пояснительная записка: В последнее время особое внимание стало уделяться гражданско-патриотическому воспитанию детей. Во многих образовательных учреждениях появились школьные музеи, залы Боевой Славы, различные тематические экспозиции, наполненные уникальными наглядными экспонатами и информативными стендами. Проблема заключается в том, что, зачастую, подобные музеи и залы существуют абсолютно автономно от образовательного процесса, что сводит к минимуму их многочисленные возможности. «Эта память — наша совесть» проект взаимосвязи процесса обучения и музейных ресурсов, который будет интересен и полезен, как школьникам, так и педагогам.
Актуальность: Данный проект актуален в связи с новым образовательным стандартом, нацеленным на развитие у школьников чувства патриотизма, воспитания морально-нравственных ценностей, поиска настоящих жизненных ориентиров.
Цель проекта: Внедрение всех имеющихся музейных ресурсов в процесс обучения школьников истории по конкретным историческим периодам, путем проведения ряда уроков по истории в средней школе в помещении музея. Только активное сотрудничество и взаимосвязь этих двух инструментов обучения, поможет достичь максимального эффекта.
Задачи проекта:
- обучающие
- изучить историю Второй мировой и великой Отечественной войн;
- узнать основные периоды войны, установить причинно-следственные связи между событиями, запомнить основных военачальников и героев, используя кино\фото\фонодокументы из экспозиций музея;
- узнать рассказы рядовых участников военных событий, основываясь на материалах школьного музея;
- получить наглядное представление о той эпохе, изучая вещественные экспонаты музея;
- подготовить творческую работу по истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, используя материалы их музея, библиотеки, архивов и воспоминания своих родственников.
- развивающие:
- развить творческие способности учащихся, навыки музееведческой, литературоведческой, исследовательской работы;
- развить навыки использования различных источников информации и знаний, умение их применять в практической деятельности.
- воспитательные:
- воспитать бережное отношение к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- сформировать ценностное, личностное, эмоционально - окрашенное отношение к культурному наследию и миру в целом.
- Заложить основы патриотизма и морально-нравственного воспитания, основываясь на рассказах о героизме и отваге нашего народа во время Великой Отечественной войны.
Сущность проекта: Замысел данного проекта заключается в том, что определенные уроки в курсе истории можно провести непосредственно в помещении школьного музея\зала Боевой Славы. Смена атмосферы привычного класса на атмосферу школьного музея увеличит интерес школьников к данной проблеме, поможет прочувствовать всю суть рассказа учителя и своими глазами увидеть военные реликвии — свидетели войны. Казалось бы очень далекие события станут намного ближе и значительнее для школьников, благодаря подготовке творческих работ о истории своей семьи в военные годы, которыми потом они смогут поделиться с другими учениками. Кроме непосредственно рассказов учителя о военных событиях и показе им различных музейных экспонатов, можно провести с учениками дискуссии, беседы, круглые столы, а закончить изучение данной темы созданием учащимися стенда «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» с их творческими работами, который тоже станет своеобразным музейным экспонатом. Участие школьников в самом процессе создания стенда поможет им бережнее относится к музейным реликвиям, прочувствовать гордость и уважение к подвигу своего народа.
Основное содержание проекта:
№ | Мероприятия |
1 | Вводный рассказ учителя о событиях предвоенного периода. Самостоятельное знакомство учеников с музейными экспонатами. |
2 | Изучение основных военных периодов, сражений, участников. Работа с картами. Включение в рассказ учителя экскурсии по музею, «военная история- история одной вещи». |
3 | Работа учеников с личным фондом ветеранов: прочтение писем, воспоминаний, изучение документов военной поры. |
4 | Просмотр документальных военных кадров, фотографий ,прослушивание аудиозаписей. Беседа учителя с учениками. |
5 | Круглый стол «Награды находят героев — герои не ищут наград», основываясь материалах музея. |
6 | Разработка учениками собственных творческих работ по истории своей семьи во время войны. Выступления учеников перед классом. |
7 | Создание учениками с помощью учителя музейного стенда на основе своих творческих работ. Подведение итогов проекта. Мнения учеников о проведенной работе. |
Ресурсы: музейные экспонаты: вещи, документы, фотографии, аудиозаписи; компьютерные презентации, документальная кинохроника времен Великой Отечественной Войны.
Партнеры: Школьные музеи/ Залы боевой Славы/ Местные архивы.
Целевая аудитория: ученики средней и старшей школы.
Ожидаемые результаты и социальный эффект: Ученики должны четко усвоить события Великой Отечественной Войны, наглядно представить себе условия жизни тех лет, лучше узнать историю своей семьи, создав творческую работу по данной теме, прочувствовать всю важность и значимость подвига, совершенного русским народом.
Вещественным результатом данного проекта станет стенд, созданный учениками. Сам процесс создания поможет им научиться взаимодействовать друг с другом, улучшит атмосферу в коллективе (классе).
Перспективы дальнейшего развития проекта: После проведения всех мероприятий, включенных в данный проект, возможно организация экскурсии по памятным местам ВОВ нашего города. Также заинтересованные ученики смогут продолжить активную деятельность в школьном музее и в будущем сами будут проводить в нем экскурсии.
Данный проект можно взять за основу для разработки уроков на базе музея по другим темам из школьного курса истории и остальных предметов, исходя из оснащения школьного музея и временем, отведенным на изучение данной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента воспитанников в детских объединениях.
доклад на городском методобъединении...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
"Эта Память - наша Совесть: она, как воздух, нам нужна..."
Сценарий литературного праздника, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....