Программа "Юный экологический отряд"
рабочая программа (5 класс)
Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения, ориентирована на практическое применение научно-исследовательской деятельности (НИД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prognramma_yueo.docx | 55.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска
УТВЕРЖДЕНО Директор МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска ________________ Горкун Ю.В. «___» ________________ 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный экологический отряд»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1год (144 часа)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Хазанова Екатерина Андреевна
Южно-Сахалинск
2019
Аннотация программы
Статус программы: Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы Поповой Л.Я. «Новый взгляд», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология».
Уровень программы: базовый
Направленность: естественнонаучная
Цель программы: формирование экологического сознания учащихся посредством сообщения основ экологии, углубления и расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований.
Контингент обучающихся: Зачисляются дети МБОУ Школы №14 г. Южно-Сахалинска, без конкурса. Программа рассчитана на детей с 11 лет. Наполняемость групп в объединении – 10, постоянный состав учащихся.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
Краткое содержание: направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования, особое внимание уделяется практической направленности занятий, рассмотрению вопросов экологического состояния города, качеств жизни.
В данной программе 9 разделов:
1. Введение в экологию.
2. НИД
3. Флора и фауна Сахалинской области.
4. Охрана окружающей среды Сахалинской области.
5. Окружающая среда и здоровье человека.
6. Человек-часть живой природы.
7. Еще возможно или уже поздно?
8. Актуальные вопросы экологии.
9. Экология Сахалинской области.
В 1 разделе учащиеся получают сведения о экологии, о видах экологических проблем, глобальных и региональных экологических проблемах. Формируются понятия о связи экологии с другими науками. На практике знакомятся с проблемой мусора и статистическими данными этой проблемы, знакомятся с принципом 6П и проводят школьный экологический мониторинг. Самостоятельно выявляют местные экологические проблемы, разрабатывают экологические мероприятия по содействию решению местных экологических проблем. Знакомятся с понятие6м экологического мониторинга.
В 2 разделе учащиеся получают сведения о понятии НИД. Знакомятся с этапами научно-исследовательской деятельности. Самостоятельно, на практике, осуществляют свои работы.
В 3 разделе учащиеся знакомятся с антропогенными факторами среды, с рациональным и нерациональным использованием природы. Знакомятся с видами природоохранной деятельности человека.
В 4 разделе учащиеся знакомятся с ООПТ острова, с заказниками и заповедниками, памятниками природы, с природным парком "Остров Монерон". Формируются понятия необходимости создания ООПТ, о статусах ООПТ. На практике знакомятся с настольной краеведческой игрой "Заповедные территории Сахалинской области",которая в игровой форме помогает освоить данный раздел.
В 5 разделе учащиеся знакомятся с понятием "окружающая среда", с источниками, видами, роли, типами, изменениями и охраной окружающей среды. Формируется понятие здорового образа жизни, , влияния вредных привычек на здоровье человека. На практике учащиеся решают экологические задачи, анализируют экологические тексты, разрабатывают рекомендации по созданию экологически чистого жилья, разрабатывают информационные листовки на темы здорового и безопасного образа жизни. Запланирован экскурсионный выход для наглядного ознакомления с некоторыми вопросами данной темы.
В 6 разделе учащиеся получают сведения о понятии "биологии" и "зоологии", о взаимодействии человека и животных, о взаимодействии человека и растений. Формируется понятие того, почему существует взаимосвязь человека и окружающей среды. Знакомятся на практике с влиянием человека на окружающую среду и, как следствие, негативных последствиях такого влияния.
В 7 разделе учащиеся получают сведения о истории создания Красной книги, о некоторых видах краснокнижных растений и животных, о ископаемых животных Земли. Формируется понимание, почему некоторые виды растений и животных попали в Красную книгу, а некоторые навсегда исчезли с лица Земли. На практике знакомятся с краснокнижными видами растений и животных Сахалинской области, их краткой характеристикой, местами обитания.
В 8 разделе учащиеся анализируют некоторые проблемы антропогенного влияния человека на природу. На практике определяют роль автотранспорта в жизни человека, значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека, классифицируют проблемы переработки и утилизации бытовых отходов.
В 9 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами птиц города Южно-Сахалинска, определяют, какую помощь они сами могут оказать птицам города. Составляют экологические памятки и знаки на основе полученных знаний в виде плакатов, экологических памяток.
Основная цель идеи программы заключается в том, что практические занятия носят многогранный характер: уход и наблюдение за живыми объектами, подготовка презентаций, стендов, недель экологии.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года учащиеся должны получить навыки успешного выполнения практических работ по экологии в команде и индивидуально, что позволит им принимать участие в городских научно-исследовательских конференциях.
Должны научиться принимать экологически верные решения в отношении природной среды, независимо от профиля работы., развить способность к творческой самореализации через практико-ориентированную деятельность.
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Классификация программы (по авторству, по форме организации, по уровню, по времени реализации):
- по форме организации – интегрированная;
- по уровню – начальный;
- по авторству – модифицированная;
- по времени реализации – долгосрочная.
Актуальность программы.
Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения, ориентирована на практическое применение научно-исследовательской деятельности (НИД).
Нормативная база:
1. Конвенция прав ребенка;
2. Конституция РФ;
3.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41) (далее-СанПиН);
9. Закон Сахалинской области от 18.03.2014 г. №9-З «Об образовании в Сахалинской области»;
10. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года (2013 г.);
11. Устав МБУ ДО Центр детско-юношеского туризма г. Южно-Сахалинска;
12. План мероприятий ЦДЮТ на 2019/2020 учебный год;
13. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
14. Инструкции по технике безопасности.
Отличительные особенности программы.
Данная программа предполагает развитие и формирование знаний в области экологии, биологии, географии, формирование общеучебных навыков и умений работы с лабораторным оборудованием, формирование исследовательского мышления, развитие творческих способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в получении новых знаний, а также при применении научно-исследовательских работ на практике. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, что особенно актуально на фоне стремительного роста вклада экологических факторов в здоровье современного человека.
Объем программы: 144 часа
Адресат программы (год обучения, количество обучающихся в 1 группе, возраст, состав: переменный или постоянный).
Наполняемость групп в объединении – от 10 чел. Занятия проводятся на базе МБОУ Школы №14 г. Постоянный состав. Зачисляются дети, успешно освоившие начальный уровень.
Формы обучения:
-теоретические занятия;
-беседа;
-лекция;
-групповые и индивидуальные практические занятия;
-экологический тренинг;
-школьный экологический мониторинг;
-групповой сборный проект;
-просмотр мультфильмов и видеофильмов, видеоверсий эко -спектаклей;
-фарсайт экологических профессий;
-экскурсии;
-настольные экологические игры;
-подвижные экологические игры;
-турнир эрудитов;
-практические работы;
-викторины.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
-экологические разработки;
-разработка экологических мероприятий;
-разработки экологических моделей;
-индивидуальные проектные разработки;
-сообщения учащихся;
-решение экологических задач;
-анализ экологических текстов;
-разработка информационных листовок;
-разработка экологических рекомендаций;
-поделки из отходных материалов;
-сбор информации;
-составление банка данных;
-создание диаграмм;
-создание таблиц;
-разработка информационных встреч.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль осуществляется по мере освоения программы в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года на зачётном занятии в форме тестирования.
Начальный уровень – педагогическое наблюдение, собеседование.
Итоговая аттестация для обучающихся - тестирование.
Срок освоения программы :1 год
Режим занятий.
Занятия проводятся по 2 часа, 2 раза в неделю, с перерывом 10 минут. Общее количество часов, отведенных на реализацию всей программы за год 144 часа.
Цель программы: формирование экологического сознания учащихся посредством сообщения основ экологии, углубления и расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований.
Задачи:
развивающие
-развивать умение учиться, воспринимать и передавать информацию, анализировать её, излагать собственную точку зрения;
-развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося;
-развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
-развить умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера.
2.воспитательные
-воспитывать любовь к окружающему миру и малой Родине, умение видеть в привычной среде необычное и удивительное;
-способствовать в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой и обществом;
-способствовать укреплению культуры общения, товарищества, взаимопомощи в детском объединении.
3.обучающие
-овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;
-знакомить детей с правилами охраны природы и базовыми знаниями экологической культуры.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- находить, изучать и проверять тематическую информацию ;
- разрабатывать научно-исследовательские работы в соответствии с требованиями;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Личностные результаты (личностные качества и компетенции):
- умение чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и единство взаимосвязанности различных его частей, бережного отношения ко всему живому, умение наблюдать явления природы;
- уметь принимать экологически грамотные решения в отношении природной среды в будущем, независимо от специальности и профиля работы;
- способность к творческой самореализации через практико-ориентированную деятельность.
Обучающиеся должны знать:
- методику экологических экспериментов;
- методику проведения экологических опытов;
-методику проведения научно-исследовательских работ.
Обучающиеся должны уметь:
-анализировать и обобщать;
-практически применять знания, полученные на занятиях;
-находить информацию в различных источниках;
-принимать решения на основе анализа информации;
-выражать своё мнение к поступкам человека, связанных с использованием природы;
-формулировать и аргументировать выводы.
Условия реализации программы.
Занятия проходят в кабинетах СОШ № 14.
Кабинеты школы оборудованы интерактивными досками. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол.
Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой «Юный экологический отряд», проводятся во внеурочное время. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Строгих условий набора, обучающихся в объединение «Юный экологический отряд», нет. В группы записываются все желающие по заявлению родителей. Основной состав сохраняется на основе успешно освоивших программу начального уровня "Юные экологи".
В зависимости от темы практической работы группа учащихся или каждый ученик обеспечивается оборудованием, необходимым для проведения занятия, а также дидактическими и информационными материалами.
При составлении программы были учтены возрастные и психологические особенности детей по восприятию, усвоению материала и физическим возможностям. Занятия основаны на любознательности, интересе, познавательной потребности школьников. В ходе реализации программы обеспечиваются полнота, согласованность и взаимодействие её компонентов, последовательность действий для достижения цели. При необходимости программа может быть откорректирована в частных аспектах (формулировка и содержание тем, формы практических занятий, количество учебных часов). Предусмотрена возможность варьирования компонентов содержания и методик обучения.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Всего | Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | Пед. набл. |
2 | Введение в экологию | ||||
2.1 | Экология как наука | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
2.2 | Экологические факты и цифры | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
2.3 | Виды экологических проблем | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.4 | Глобальные экологические проблемы | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.5 | Региональные экологические проблемы | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.6 | Пути решения экологических проблем | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.7 | Экомониторинг | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
3 | НИД | ||||
3.1 | Методика НИД | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
3.2 | Анализ и обработка НИД | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
3.3 | Оформление НИД | 4 | 1 | 3 | Собесед. |
4 | Природоохранная деятельность человека | ||||
4.1 | Антропогенные факторы среды. | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
4.2 | Охрана природы как антропогенный фактор. | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
4.3 | Рациональное и нерациональное использование природы. | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
4.4 | Виды природоохранительной деятельности человека. | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
4.5 | Операция «Чистый двор» | 3 | - | 3 | Пед. набл. |
4.6 | Операция «Цветущая клумба» | 3 | - | 3 | Собесед. |
5 | Охрана окружающей среды | ||||
5.1 | ООПТ | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
5.2 | Заказники и заповедники | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
5.3 | Памятники природы | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
5.4 | Природный парк "Остров Монерон" | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
5.5 | Зоопарк. Значения зоопарков | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
6 | Окружающая среда и здоровье человека | ||||
6.1 | Загрязнение окружающей среды | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
6.2 | Живые связи в природе | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
6.3 | Понятие о ЗОЖ, вредные привычки | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
6.4 | Экология жилища человека | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
6.5 | Влияние бытовых приборов на здоровье человека | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
6.6 | Питание и здоровье человека | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
7 | Человек-часть живой природы | ||||
7.1 | Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
7.2 | Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
7.3 | Пожар -экологическое бедствие | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
7.4 | Вторая жизнь мусора | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
8 | Еще возможно или уже поздно? | ||||
8.1 | История создания Красной книги | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
8.2 | Краснокнижные виды растений Сахалинской области | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
8.3 | Краснокнижные виды животных Сахалинской области | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
8.4 | Ископаемые животные Земли | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
8.5 | "Черная книга" мира | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
9 | Актуальные вопросы экологии | ||||
9.1 | Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания? | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
9.2 | Сельское хозяйство: природа или химия? | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
9.3 | Человек и промышленность: кто сильнее? | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
9.4 | Проблемы утилизации бытовых отходов: что?где?когда? | 4 | 1 | 3 | Собесед. |
10 | Охрана окружающей среды | ||||
10.1 | Помощь птицам Южно-Сахалинска | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
10.2 | Экологические памятки и знаки | 2 | 1 | 1 | Собесед. |
Зачётное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестиров. | |
ИТОГО: | 144 | 40 | 104 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Теория. -
Практика. Знакомство, сбор сведений о группе, анкетирование членов объединения, обсуждение плана и расписания занятий. Беседа о дисциплине во время занятий в помещении и на улице. Срез знаний учащихся. Игры на знакомство.
2.Введение в экологию.
2.1 Экология как наука.
Теория. Понятие. Основные цели и задачи экологии. История науки. Связи экологии с другими науками.
Практика. Тренинг по социально-экологическому проектированию. Инвентаризация с экологической точки зрения (школа, дом, двор, на выбор).Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу».
2.2 Экологические факты и цифры.
Теория. Проблемы мегаполиса, мусор, рост населения Земли. Статистические данные.
Практика. Знакомство с принципом /6П/. Школьный экологический мониторинг.
2.3 Виды экологических проблем.
Теория. Виды экологических проблем по природным компонентам. Виды экологических проблем по охвату территории. Факторы, которые способствуют прогрессированию экологических проблем. Источники загрязнения.
Практика. Разработка "Руководства по спасению мира для лентяев".
2.4 Глобальные экологические проблемы.
Теория. Основные аспекты глобальных экологических проблем. Нерациональное природопользование, загрязнение природной среды отходами, загрязнение Мирового океана, загрязнение почвы.
Практика. Сборный проект "Экологический след".
2.5 Региональные экологические проблемы.
Теория. Экологические проблемы Сахалинской области. Разливы нефти, вырубка леса, загрязнение воздуха, увеличение количества свалок.
Практика. Сборный проект "Экологический след" на примере Сахалинской области. Выявление местных экологических проблем. Разработка экологических мероприятий по содействию решению местных экологических проблем.
2.6 Пути решения экологических проблем.
Теория. Комплексный подход к вопросам экологии. Действующие меры по сохранению экологии. Перспективы решения экопроблем в будущем. Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил поведения в городе.
Практика. Форсайт (предвидение) экологических профессий для устойчивого будущего. Создание атласа новых профессий. Игра "Умные технологии". Знакомство с интерактивной игрой "умный город" http://www.energoedu cation.ru/smartcity/ Практическая работа на тему "Мой экологический след".
2.7 Экомониторинг.
Теория. Основы мониторинга. Правила проведения измерений.
Практика. Составление паспорта экологического состояния окружающей среды микрорайона школы.
3. Научно-исследовательская деятельность
3.1 Методика НИД
Теория. Знакомство с научно-исследовательскими работами.
Практика. Выбор тематического содержания своей работы. Постановка гипотезы и целей работы. План мероприятий для реалиазации своей работы.
3.2 Анализ о обработка НИД
Теория. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ).
Практика. Выполнение исследовательской работы.
3.3 Оформление НИД
Теория. Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).
Практика. Выводы, оформление и представление своей работы
4. Природоохранная деятельность человека
4.1 Антропогенные факторы среды.
Теория. Понятие об антропогенных факторах среды.
Практика. Посещение Парка Культуры и отдыха города Южно-Сахалинска /Практическая работа "Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ"/.
4.2 Охрана природы как антропогенный фактор.
Теория. Охрана природы как антропогенный фактор.
Практика. Посещение Зоопарка города Южно-Сахалинска/Практическая работа "
4.3 Рациональное и нерациональное использование природы.
Теория. Рациональное и нерациональное использование природы.
Практика. Мониторинг мрационального природопользования ресурсов края (водных, растительных, животных, почвенных и т.д.).
4.4 Виды природоохранительной деятельности человека.
Теория. Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека.
Практика. Решение экологических задач.
4.5 Операция «Чистый двор»
Теория. -
Практика. Операция «Чистый двор»
4.6 Операция «Цветущая клумба»
Теория. -
Практика. Фотовыставка «Зелёный подоконник». Практикум «Посади и вырасти свой цветок».
5. Охрана окружающей среды
5.1 ООПТ
Теория. ООПТ федерального, регионального и местного значения, их краткая характеристика. Уникальность территорий и природных объектов, которым присвоены различные статусы охраняемых природных территорий.
Практика. Настольная краеведческая игра "Заповедные территории Сахалинской области". Просмотр видеофильма: "Остров Сахалин".
5.2 Заказники и заповедники.
Теория. Цели создания, видовой состав флоры и фауны, разрешенная и запрещенная деятельность на территории.
Практика. Настольная краеведческая игра " Заповедные территории Сахалинской области ". Сообщения учащихся на тему: " Заказники и заповедники Сахалинской области". Работа со справочной литературой по выбранной теме. Просмотр видеофильма: " Заповедники Сахалинской области".
5.3 Памятники природы.
Теория. Происхождение, уникальность, ценность. Режим охраны.
Практика. Сообщения учащихся на тему: " Памятники природы Сахалинской области". Работа со справочной литературой по выбранной теме. Настольная краеведческая игра " Заповедные территории Сахалинской области ". Просмотр видеофильма: " Памятники природы Сахалинской области".
5.4 Природный парк "Остров Монерон".
Теория. География, история, климат. Флора и фауна, водные ресурсы.
Практика. Просмотр видеофильма: "Остров Монерон".
5.5 Зоопарк. Значения зоопарков.
Теория. История, особенности, цели и задачи. Знакомство с зоопарком города Южно Сахалинска.
Практика. Посещение зоопарка города Южно-Сахалинска. Практическая работа "Оценка качества содержания диких животных в неестественной для них среде обитания".
6. Окружающая среда и здоровье человека
6.1 Загрязнение окружающей среды.
Теория. Источники загрязнений окружающей среды. Виды загрязнений окружающей среды. Характеристика, роль, типы, изменение и охрана окружающей среды.
Практика. "Экологическая математика", решение экологических задач. "Экологическая литература", анализ экологических текстов. "Экологическая физика", законы физики и байкальская нерпа. "Экологическая этика", основные законы.
6.2 Живые связи в природе.
Теория. Связи между живой и неживой природой. Связи внутри живой природы.
Практика. Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, викторина "Мир вокруг нас". Практическая работа: Может ли живая природа существовать без неживой?
6.3 Понятие о ЗОЖ, вредные привычки.
Теория. Здоровы образ жизни, его основы, элементы, принципы. Влияние вредных привычек на здоровье человека.
Практика. Разработка информационных листовок на тему:"Живи здОрОво". Практическая работа на тему: "ЗОЖ".
6.4 Экология жилища человека.
Теория. Факторы, влияющие на качество среды в жилище. Виды экозагрязнений жилых помещений.
Практика. Разработка рекомендаций по созданию экологически чистого жилья. Практическая работа на тему:"Экология жилья и здоровье человека".
6.5 Влияние бытовых приборов на здоровье человека.
Теория. Польза и вред электроприборов.
Практика. Разработка информационных листовок на тему:" Правила безопасности при работе с электроприборами". Практическая работа на тему: " Исключи электроприборы в доме".Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.
6.6 Питание и здоровье человека.
Теория. Влияние питания на здоровье. Принципы правильного питания.
Практика. Практическая работа на тему:" Сбалансированный рацион". Разработка информационных листовок на тему:" Человек-хозяин собственного здоровья".Экологическая викторина.
7. Человек-часть живой природы
7.1 Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений.
Теория. Понятие /биология/. Сельское хозяйство, текстильная промышленность, овощеводство /положительные и отрицательные аспекты/. Уровни взаимодействия человека с растительным миром. Значение растений в жизни человека. Последствия антропогенного воздействия человека на природу.
Практика. Просмотр видеофильма:"Человека и растения". Практическая работа на тему: Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений.
7.2 Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных.
Теория. Понятие /зоология/. Ресурсные виды животных. Использование животных человеком. Значение животных в жизни человека.
Практика. Просмотр видеофильма:"Человека и животные". Практическая работа на тему: Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных.
7.3 Пожар - экологическое бедствие
Теория. Определение, причины, виды, классификация. Стадии, предотвращение и борьба с пожарами. Последствия. Профилактические меры.
Практика. Разработка информационных листовок на тему:"Пожарная безопасность". Просмотр мультфильма: " Непослушная спичка".
7.4 Вторая жизнь мусора.
Теория. Методы борьбы с мусором. Как извлечь пользу из мусора? Нестандартные идеи переработки мусора.
Практика. Экологический конкурс: "Пустой таре - новую жизнь". Практическая работа на тему "Пусть в Вашем доме не будет яда". Поделки из отходных материалов:"Вторая жизнь старых вещей".
8. Еще возможно или уже поздно?
8.1 История создания Красной книги.
Теория. Почему красная книга - красная? Цели создания Красной книги. Международный союз охраны природы МСОП. Красная книга мира. Красная книга РФ. Интересные факты о Красной книге.
Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга".
8.2 Краснокнижные виды растений Сахалинской области.
Теория. Краснокнижные виды растений острова Сахалин, охранный статус. Краснокнижные виды растений Курильских островов, охранный статус.
Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга растений". Практическая работа на тему: "Узнай кранокнижные виды растений Сахалина". Сообщения учащихся на тему: "Кранокнижные виды растений Сахалина". Работа со справочной литературой по выбранной теме.
8.3 Краснокнижные виды животных Сахалинской области.
Теория. Краснокнижные виды животных острова Сахалин, охранный статус. Краснокнижные виды животных Курильских островов, охранный статус.
Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга животных". Практическая работа на тему: "Узнай кранокнижные виды животных Сахалина". Сообщения учащихся на тему: "Кранокнижные виды животных Сахалина". Работа со справочной литературой по выбранной теме.
8.4 Ископаемые животные Земли.
Теория. Виды ископаемых животных, особенности внешнего вида, способы приспособления, питание.
Практика. Просмотр видеофильма: " Ископаемые животные Земли". Сообщения учащихся на тему: " Ископаемые животные Земли". Сбор информации, составление банка данных. Турнир эрудитов.
8.5"Черная книга" мира.
Теория. Виды растений, занесенных в Черную книгу, причины. Виды животных, занесенных в Черную книгу, причины.
Практика. Сообщения учащихся на тему: "Черная книга". Сбор информации, составление банка данных.
9. Актуальные вопросы экологии
9.1 Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?
Теория. Виды автотранспорта, роль их в жизни человека. Яды, которые выбрасывает автотранспорт. От резиновой пыли до ржавых кузовов. "Шумно" - значит вредно. Способы снижения транспортной нагрузки на экологию. Опасность, несущаяся по рельсам. Водные суда и их влияние.
Практика. Практическая работа на тему: "Планирование поездок на машине". Экологическая игра:"Корзина с яйцами на заднем сиденье". Практическая работа на тему: "Поездки с умом: важность состояния автомобиля, совместные поездки". Создание диаграммы потребления бензина. Создание дневника поездок.
9.2 Сельское хозяйство: природа или химия?
Теория. Понятия "химизация", "пестициды", "удобрения".Основные направления химизации сельского хозяйства. Применение химических средств, последствия. Возможности уменьшения влияния пестицидов на природу. "Зеленая" химия.
Практика. Практическая работа на тему: "Пищевые отходы - отличное удобрение".
9.3 Человек и промышленность: кто сильнее?
Теория. Краткая характеристика отраслей промышленности РФ. Влияние отдельных отраслей промышленности на окружающую среду. Возможности уменьшения влияния промышленности на здоровье человека.
Практика. Практическая работа на тему: "Покупки у местных производителей". Разработка информационных листовок: "Покупатель-профессионал".
9.4 Проблемы утилизации бытовых отходов: что? где? когда?
Теория. Классификация, переработка и утилизация бытовых отходов. Воздействие бытовых отходов на окружающую среду. Бытовые отходы как экологическая угроза.
Практика. Создание диаграммы "Количество мусора на человека в неделю". Практическая работа на тему:" Практические работы на тему: "Сортируем мусор". Практические работы на тему: "Идеи по переработке бытовых отходов". Создание таблицы:" Отходы-это часто важные ресурсы".
10. Охрана окружающей среды
10.1 Помощь птицам Южно-Сахалинска.
Теория. Знакомимся с видами птиц нашего города и определяем, какую экологическую помощь мы можем им оказать.
Практика. Изготовление и установка кормушек. Конкурс кормушек для зимующих птиц.
10.2 Экологические памятки и знаки.
Теория. Составляем экологические памятки на основе полученных знаний, в виде плакатов, экологических знаков.
Практика. Разработка информационных листовок. Разработка информационной встречи для младших школьников.
Зачётное занятие
Зачетное занятие в виде тестирования. Подведение итогов первого года обучения. Организация информационной встречи для младших школьников.
Оценочные материалы:
В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Юный экологический отряд» проводится систематическая диагностика. В соответствии с запланированными формами контроля.
Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:
Входящая диагностика: проводится в игровой форме. Определяется уровень базовых знаний.
Итоговая диагностика: контроль освоения программы. Проводится срез знаний по критериям в форме тестирования.
Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания.
Формой фиксации и предъявления результатов является протокол.
Методические материалы.
Данная программа «Юный экологический отряд» разработана с применением современных методических ресурсов и технологий (технология кейсов, игровые технологии, новые информационные технологии), направлена на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами.
Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы:
• Фотоаппараты
• Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);
• Компьютер (ПК или ноутбук, операционная система Windows не ранее 1998 г.), теле- и видеоаппаратура;
• Наглядные пособия (фотографии, схемы, рисунки, коллекции экспонатов, иллюстрации справочников и т.д.);
• Местные краеведческие печатные издания;
• Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи;
• Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.
Основные информационные источники для педагога:
Подбор дидактических игр по разделам программы, разработанные общественной организацией «Бумеранг».
https://mooc.lektorium.tv/courses/course-v1:LEKTORIUM+TUTOR+2018_12/pdfbook/0/
Официальный сайт ООО «Инфоурок»
ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Юным защитникам природы - Экологический сайт
Учебная литература, электронные ресурсы и наглядный материал для учащихся:
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог. Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.
3. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
5. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
7.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
10. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
11. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
12. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
13. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Экологический отряд содружества детей и подростков "ПАРУС"
В данной презентации представлен отчёт о работе экологического отряда содружества детей и подростков "ПАРУС" МОУ "СОШ №8" села Елизаветинское.Основные цели и задачи экологического отряда, формы, метод...
Творческий отчет экологического отряда "ДОНСКИЕ РОБИНЗОНЫ" Всемирная акция "Под небом голубым"
Опыт работы по сохранению животного мира...
Творческий отчет экологического отряда "ДОНСКИЕ РОБИНЗОНЫ" о проведении районной операции "Ель" часть 1
Обобщение опыта работы по сохранению мира растений. Исследовательская работа учащихся по хвойным растениям....
Творческий отчет экологического отряда "ДОНСКИЕ РОБИНЗОНЫ" о проведении районной операции "Ель" часть 2
Опыт работы по охране мира растений. Исследовательская работа учащихся по хвойным растениям....
Творческий отчет экологического отряда "ДОНСКИЕ РОБИНЗОНЫ" о проведении районной операции "Ель" часть 3
Опыт работы по сохранению мира растений. Исследовательская работа учащихся по хвойным растениям....
Программа работы школьного экологического отряда "Росток".
Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...
Программа деятельности экологического отряда "ЭКО"
Программа деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы: - просветительская; - общественно-полезная; - учеб...