Урок-экскурсия Письмо солдата
презентация к уроку (5, 6, 7 класс)
Среди экспонатов музея школы «Связь поколений» находится письмо «Ветерану Великой Отечественной…». Этот предмет относится к разделу «Сороковые роковые» и экспонируется в витрине «Эхо войны». Он представляет собой поздравительное письмо ветерану Великой Отечественной войны от молодого поколения с 60-летием Великой Победы. Письмо сложено в виде треугольника. Оно напоминает солдатские письма военного времени. Само по себе это послание имеет относительное историческое значение, и как экспонат может принадлежать к вспомогательному фонду. Однако его ценность в том, что он дает представление о солдатской полевой почте. Это письмо может быть источником самостоятельного исследования, служить иллюстрацией к рассказу о войне.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей экспоната школьного музея, с помощью ролевой игры использовать метод погружения в историческую обстановку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие Письмо солдата | 128.5 КБ |
Как путешествовали в старину | 2.59 МБ |
kak_puteshestvovali_v_starinu_-_kopiya.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Музей школы №1
«С в я з ь п о к о л е н и й»
70 лет ПОБЕДЫ
Игра – экскурсия цикла
«Музей пришел в гости»
«П и с ь м о с о л д а т а»
Методическая разработка открытого занятия
Автор: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур
Григорьева Татьяна Михайловна
г. Ногинск Московская область
2014-2015
План занятия
1. Вступительное слово (Приветствие, цель, задачи занятия).
2. Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат. Письмо солдата». Словарная работа.
3. Подведение итогов экскурсии.
4. Практическое занятие «Как сложить письмо-треугольник».
5. Ролевая игра «Письмо с фронта».
6. Подведение итогов игры, чтение писем, обмен впечатлениями.
7. Творческое задание «Поздравление ветерана»
8. Дополнительная информация «Памятник солдатскому письму»
9. Заключительное слово.
Для проведения занятия:
- группа учащихся 5- 6 классов в количестве 10-12 человек;
- столы и стулья для группы;
- ручки, карандаши;
- мультимедиа-проектор;
- стол-подиум для демонстрации экспоната
- доска, мел.
Игра-экскурсия цикла
«М у з е й п р и ш е л в г о с т и»
Письмо солдата
Пояснительная записка
Среди экспонатов музея школы «Связь поколений» находится письмо «Ветерану Великой Отечественной…». Этот предмет относится к разделу «Сороковые роковые» и экспонируется в витрине «Эхо войны». Он представляет собой поздравительное письмо ветерану Великой Отечественной войны от молодого поколения с 60-летием Великой Победы. Письмо сложено в виде треугольника. Оно напоминает солдатские письма военного времени. Само по себе это послание имеет относительное историческое значение, и как экспонат может принадлежать к вспомогательному фонду. Однако его ценность в том, что он дает представление о солдатской полевой почте. Это письмо может быть источником самостоятельного исследования, служить иллюстрацией к рассказу о войне.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей экспоната школьного музея, с помощью ролевой игры использовать метод погружения в историческую обстановку.
Задачи:
- изучить форму солдатского письма во время войны,
- рассказать о действии военно-полевой почты,
- научить приему складывания письма в виде треугольника,
- воспитывать патриотические чувства.
Тип занятия: усвоение новой информации и практических навыков.
Форма занятия: экскурсия с элементами ролевой игры.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и технологии:
- групповой, экскурсионный, беседа, самостоятельной работы с источниками информации, моделирования ситуации, ролевой игры, рефлексии, использования мультимедийных средств обучения
Оборудование занятия:
Для экскурсии
- экспонат школьного музея – солдатское письмо-секретка;
- мультмедиа-проектор для презентации урока-экскурсии и показа изображения экспоната на экране;
для ролевой игры
- листы бумаги (размер тетрадного листа);
- ручки, простые карандаши;
- две коробки, имитирующие почтовые ящики, - одна с надписью «Полевая почта», другая «Для писем и газет»;
- сумки для почтальонов
Методические указания:
- занятие проводят экскурсоводы школьного музея в количестве 2-3 человек + 2-3 ассистента для ролевой игры.
- экскурсия предназначена для учащихся начальной школы и 5-6 классов.
- для лучшей наглядности можно использовать на экране изображение экспоната в течение всего занятия.
Памятка для экскурсовода
План подготовки экскурсии
- Рассмотреть внимательно экспонат.
- Изучить способ складывания и раскрывания письма в виде треугольника.
- Прочитать содержание письма.
- Познакомиться с историей поступления экспоната в музей.
- Собрать информацию для написания текста экскурсии.
- Изучить дополнительные материалы (литература, Интернет).
- Составить текст экскурсии.
- Репетиция проведения экскурсии.
9. Подготовить презентацию экскурсии и оборудование для ролевой игры.
10. Составить график проведения экскурсий по классам.
Ход занятия:
- Приветствие
-Здравствуйте, меня зовут…. Я экскурсовод музея «Связь поколений» школы №1. Сегодня наш музей пришел к вам в гости, чтобы рассказать об очень интересном экспонате.
2. Беседа:
- Что такое экспонат? (Экспонат – это предмет, который экспонируется, то есть выставляется напоказ для всеобщего обозрения). Вы уже не раз бывали в нашем музее. Какие экспонаты вы там видели? А как экспонаты попадают в музей?
- Сегодня я проведу для вас мини-экскурсию «О чем рассказал экспонат» о солдатском письме – треугольнике.
- Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат» (текст).
Среди экспонатов нашего музея есть необычное письмо. Вот оно перед вами (пройти по рядам, показать, не давая в руки). Это солдатское письмо. Такие письма солдаты посылали домой с фронта. Обратите внимание, что это письмо имеет треугольную форму. Оно сложено особым способом.
Солдаты во время войны, да и на службе в армии, не всегда имели возможность посылать письма в конвертах. Поэтому для них существовала особая военно-полевая почта. Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом – треугольником, так чтобы лист не развернулся. Такое письмо не запечатывалось (в военное время письма проверялись цензурой). Для работников почты это был знак, что письмо посылает солдат. И оно обязательно доходило.
Из истории полевой почты
В России словосочетание «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года, а в 1716 году окончательно закреплено Воинским уставом Петра I. В 1710-ых годах в ходе Северной войны из столиц (Москвы и Петербурга) к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны. Позже их заменили ямщики. В годы Первой мировой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса (1796-1917). Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. В годы войны основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу. Во время войны письма могли быть перехвачены немцами. Наши враги могли бы тогда узнать, где находятся наши воинские части. Такие случаи были. Поэтому было решено писать зашифрованный адрес: «Войсковая часть полевая почта и номер этой почты». Важным было сохранение военной тайны, надо было не дать возможность врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружения и проч. Для этого была введена военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено цензурой». Письма или открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату. Во время Великой Отечественной войны почту обычно собирал грузовик ГАЗ-АА – полуторка. В военное время почти 90% почтовых отправлений приходилось на военно-полевую почту.
Такие письма существовали и в советское время. Те, кто служил тогда в армии, тоже посылал домой письма-секретки. Такие письма приходили и из далекого Афганистана, когда наши солдаты воевали в афганской войне.
Но это письмо не совсем солдатское. Оно только напоминает его по форме. На самом деле это послание ветерану Великой Отечественной войны от современного молодого поколения. К нам в музей оно попало от скаутов Егорьевского района, которые принимали участие в профильной смене в лагере «Юный ленинец» в 2005 году. Они в своем городе проводили акцию к 60-летию Победы: поздравляли ветеранов такими письмами. Вы видите на письме надпись: «Полевая почта. Ветерану Великой Отечественной». Внизу – знак скаутов – лилия, на которой написано: «Наша победа 1945-2005».
- Вы знаете, кто такие скауты? Это юные разведчики.
В этом письме - слова благодарности нашим ветеранам. (Прочитать).
3. Подведение итогов экскурсии (по словарной работе)
Викторина «Знаем - отвечаем»
1. Предмет, который экспонируется, то есть выставляется напоказ для всеобщего обозрения (Экспонат).
2. Вид кавалерии, предназначенной для действий, как в конном, так и в пешем строю (Драгуны). Что было первоначально изображено на знаменах этих войск (Дракон).
3. Крестьянин, который занимался извозом (перевозкой людей) и грузов (почтовой гоньбой) (Ямщик).
4. Лицо, посылаемое с каким-либо спешным поручением, посыльный для доставки сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших предметов (Курьер).
5. Военный или правительственный курьер, обеспечивающий доставку важных, секретных документов (Фельдъегерь).
6. Контроль власти за содержанием и распространением информации (Цензура).
7. Грузовой автомобиль грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг) (Полуторка).
4. Практическое занятие «Солдатское письмо»
- Ребята, а вы знаете, как сложить, такое письмо? Я могу вас научить. Возьмем листок бумаги прямоугольной формы. Сложим его наискосок так, чтобы получился квадрат. Затем сложим еще раз наискосок: верхний угол сложим с нижним. У оставшейся части согнем по бокам уголки и поместим эту часть листа в кармашек в первой части. У нас получился закрытый треугольник.
5. Ролевая игра «Письмо с фронта».
- А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Полевая почта»? Условия игры: играют все желающие. Вам нужно разделиться на две группы. Одни будут солдаты, а другие их родные и близкие. Представьте, что идет война. Солдаты воюют, а их родные трудятся в тылу. И те и другие ждут писем, кто с фронта, а кто из дома. Я вам раздам листочки бумаги, на которых вы напишите свое письмо. В этом вам помогут опорные слова (см. Приложение). Затем нужно сложить письмо в виде треугольника и опустить его в почтовый ящик. Кто пишет с фронта, тот опускает письмо в ящик под названием «Полевая почта». А тот, кто пишет из тыла в ящик «Для писем и газет» Каждый из вас определиться, кто он будет и кому адресует свое письмо. Напишите несколько строчек. Не забудьте указать, кому и от кого вы пишете.
Методическое указание: Если есть время*, то группы могут меняться ролями. Если время ограничено, то в целях закрепления навыка складывать письмо треугольникам, ребята, которые изображают родных в тылу, тоже могут посылать письма в виде треугольника
- Солдаты! Представьте, что у вас между боями выпала свободная минута. Вы сидите в землянке при свете свечи или в окопе и пишете письмо. Затем вам нужно его сложить треугольником и написать фамилию и имя адресата. Письмо положить в ящик с полевой почтой и наши почтальоны разнесут эти письма.
- Родные и близкие! Солдаты на фронте очень ждут ваших писем! Они за вас переживают, поэтому напишите им хорошие слова, чтобы им легче было воевать.
Приложение «Опорные слова»
Для солдат Жди меня, и я вернусь; жив и здоров; получил ранение;
попал в госпиталь; бьем фашистов на всем фронте; вчера ходили в атаку; вышли из окружения; ждите меня с Победой.
Для родных Ждем твоих писем Береги себя Возвращайся с Победой Записалась на фронт Хожу на курсы медсестер Хлеб по карточкам Работаю на фабрике (заводе) (Проводится игра).
6. Подведение итогов игры
- Ребята, вам понравилось игра? А в жизни приходилось ли вам писать или получать письма? Получилось ли у вас во время игры представить себя в роли солдат и их близких в годы войны? Вам было приятно получить письмо? А что почувствовали те, кто их не получил?
- Так и было на самом деле. Во время войны было радостно и страшно получить письмо с фронта. Что там, хорошее или плохое известие? Жив ли человек, не ранен ли, не попал ли он в плен? Те же чувства испытывали те, кто воевал. Солдаты очень переживали за
._________________________________
*см. дополнительную информацию
своих родных и близких и так же с нетерпением ждали писем из дома. Если все было в порядке, это укрепляло силы в битве с врагом.
Узнать об этом вам помог экспонат нашего школьного музея – солдатское письмо-секретка, который как бы заговорил с вами и раскрыл вам свои секреты.
7. Творческое домашнее задание Напишите благодарственное письмо ветерану ВОВ и оформите его в виде солдатского письма-секретки для выставки творческих работ в школьном музее «Связь поколений», посвященной 70-летию Победы.
8. Заключительное слово.
- На этом наше занятие закончено. Какие у вас вопросы? (вопросы учащихся). Что вы узнали? Чему научились?
- Музей ещё не раз придет к вам в гости. Но и вы не забывайте приходить в музей и быть не только его гостями, но и помощниками.
- Мы желаем вам новых знаний, успехов в учебе и новых открытий в изучении истории нашей страны и родного края. Надеемся, что вам было с нами интересно. Спасибо за внимание. До новых встреч!
Список литературы и источников информации
1. В мире школьных музеев. Выпуск 1/Отв. редактор В. П. Моисеенко. – М: Центр «Школьная книга» -160с.
2. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. - Под общей редакцией Н. С. Чекмарёвой.- Министерство образования Московской области. – ЦРТДиЮ – 126 с.
3. Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы. - Под общей редакцией Н. С. Чекмарёвой.- Министерство образования Московской области. – ЦРТДиЮ. – 148 с.
4. Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. М: ЦДЮТиК, 154 с.
5. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей. – 2-е изд., исправленное и переработанное. – М.: ЦДЮТиК МО РФ,152 с.
6. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре». – 2007, 168 с.
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая_почта
8. http://www.kakprosto.ru/kak-120681-kak-slozhit-soldatskiy-treugolnik
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цензура
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фельдъегерь
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-АА
12. http://ru.wiktionary.org/wiki/экспонат
_______________________________________________________________________________
*см. дополнительную информацию для презентации
Это интересно
(Дополнительный материал)
Памятник на Солдатском поле в Волгограде
Летом 1942 года немецкое командование стремилось двумя клиньями из района большой излучины Дона взять Сталинград в клещи, а на центральном направлении крупными силами рассечь наши войска и выйти к Волге в центре города.
Направление удара наступающих немецких частей проходило по территории нынешнего совхоза им. 62-й армии. На его полях трудящимися Сталинграда в августе 1942 года была построена малая оборонительная полоса. 23 августа небольшой отряд советских воинов занял здесь оборону, имея приказ любой ценой остановить вражеское наступление. Ожесточенные бои продолжались до 10 сентября, планы гитлеровского командования с ходу войти в город были сорваны.
После окончания Сталинградской битвы это поле площадью 400 гектар, которое местные жители называли «Солдатским полем» оставалось неразминированным вплоть до 1975 года - настолько сильно поле было в прямом смысле нашпиговано смертельным металлом.
К осени 1975 года саперы полностью закончили работы по разминированию, обезвредив более 6,5 тысяч снарядов, мин и других боеприпасов. 20 сентября того же года рядом с трассой Волгоград-Москва был открыт мемориал «Cолдатское поле», авторами которого стали скульпторы Л. Левин и А. Криволапов.
В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых были найдены при разминировании и вспашке того самого поля. В центре комплекса - воронка, заполненная осколками от мин, снарядов, гранат, собранных здесь же, на поле.
Чуть в отдалении - скульптура девочки с цветком в руке. Рядом с ней - мраморный треугольник солдатского письма. На треугольнике процитировано письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда:
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком...»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
70 лет Победы 1945-2015 Урок-экскурсия Письмо солдата
Экспонат музея школы №1 «Связь поколений»
Цензура
Текст письма Здравствуй, солдат Великой Отечественной!.. …Ты видел войну и можешь рассказать своим внукам и правнукам о тех тяжелых временах, когда кусок хлеба был на вес золота, когда солдаты теряли своих боевых товарищей. Твои глаза видели много горя и слёз, но нам кажется, что это надо было пройти, чтобы увидеть радостные лица правнуков, которые гордятся Тобой!.. … Нас часто упрекают в том, что мы забыли о героическом подвиге нашего народа. Но это далеко не так… Когда мы выступали перед ветеранами 9 Мая, они плакали, и мы тоже не могли сдержать слез. Да и разве можно забыть человеческие страдания, когда каждый день люди теряли отцов, братьев, мужей. Нам нельзя это забывать. Мы должны это помнить. И мы помним…
Шаг №1
Шаг №2
Шаг №3
Шаг №4
Творческое задание «Письмо ветерану»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дороги Богородского уезда ( XIX век) ...Почти все почтовые тракты мне известны ... Пушкин А.С. «Станционный смотритель» 1830 г.
Карта схема Владимирской дороги и Стромынского тракта
Почтовый тракт
Почтовая станция
Постоялый двор
Трактир
Странники-богомольцы
Встреча фельдъегеря Копия А. Ф. Новикова с рис. П. И. Челищева. 1830-е гг.
С подорожной по собственной надобности. Копия А. Ф. Новикова с рис. П. И. Челищева. 1830-е гг.
Русская тройка Поддужный колокольчик
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"
Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые ...
Письмо солдату (сочинение)
Вступительное слово к воспитательному мероприятию, посвященному 23 февраля. Элемент позиционной технологии....
Александр Трифонович Твардовский "Василий Тёркин" Письмо солдата домой
Завершающий урок по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"....
Письмо солдату
Данный проект предполагает создание условий для военно-патриотического воспитания учащихся и моральной поддержки солдат срочной службы....
Презентация "Письмо солдату Великой Отечественной войны"
Письмо солдату Великой Отечественной войны...
Сценарий агитбригады для конкурса "Письмо солдату 2015 г."
Данный сценарий видиоролика предназначен для солдат срочной службы, с целью моральной поддержки и поздравлением с "Днём Защитника Отечества"...
Письмо солдату
Работу выполнила ученица 8 класса Алексеева Анастасия....