фрагмент образовательного проекта "Селенга- Байкал"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
инновационный проект реализуется на базе школ сетевого сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_proekta_selenga-baykal.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
(китайская мудрость)
Содержание
Часть I. Идея проекта.
1.1.. Актуальность проекта
1.2. Цель проекта:
Задачи проекта:
Часть II. Концепция проекта.
2.1. Этноэкологическая, этнокультурная и социальная компетентности учащихся
Часть III. Содержание проекта.
3.1.Участники инновационного проекта
3.2.Краткое описание проекта
3.3. Механизмы реализации и календарный план выполнения проекта
Часть IV. Руководители и исполнители проекта
Часть V. Ожидаемые результаты.
Часть VI. Критерии оценки.
Часть VII. Дальнейшее развитие проекта
I часть. Идея проекта
Байкал-жемчужина мира, является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО.
Проект по сохранению мирового наследия имеет своей целью повысить осознание в обществе важности сохранения ценностей культурного и природного богатства уникального озера Байкал.
Монголо-российская река Селенга — крупнейший приток Байкала, с огромной площади собирающий для него до 50% поверхностной воды. При впадении в озеро Селенга распадается на несколько русел, образуя обширную дельту. Дельта реки Селенги - внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. 1. Актуальность проблемы.
Многолетний опыт МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Улан-Удэ как школы диалога национальных культур и республиканской стажировочной площадки способствовали развитию изучения и преподавания этнокультуры, этноэкологии в стенах школы. С 1993 года в школе реализуются программы эколого-культурного воспитания и обучения детей «Этнокультура народов Бурятии», «Этноэкология». С 2007 года школа успешно реализует инновационную образовательную программу «Создание модели межкультурного взаимодействия учащихся на основе национальных культур». С 2011 года на базе школы создана Республиканская стажировочная площадка для повышения квалификации педагогических работников по теме «Разработка и апробация эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования школьников», направленные на формирование этнокультурных и социальных компетенций школьников и педагогов. Таким образом, в школе накоплен достаточный опыт реализации инновационных образовательных проектов.
Сегодня, когда поднимается вопрос сохранения экологии окружающей среды, воспитания национальной идентичности и социализации школьников, необходим для решения проблем практико-ориентированный подход. В школе как обязательный предмет изучаются этноэкология, бурятский язык, литература Бурятии, история Бурятии, направленные на формирование поликультурной, этноэкологической и социальной компетенций. Но этого недостаточно для решения существующих проблем. Учителя, родители и учащиеся школы глубоко убеждены, что наряду с теоретическими занятиями надо вести практические занятия по экологии и этнопедагогике. Для качественного формирования «человека 21 века» должна быть создана среда обучения, развития и мотивация. Вот такой средой и станет наш инновационный международный проект «Селенга-Байкал».
Школьники и взрослые, участвующие в создании модели международного туристского маршрута, получат возможность погрузиться в экологическую и поликультурную среду. Конечно, для приобретения социальных, экологических компетенций нужна хорошая материально-техническая база, учебные программы, и учебники, высококвалифицированные педагоги.
В нашей школе есть все условия для изучения экологии и этнокультуры народов Бурятии. Это высоко квалифицированные учителя биологии, экологии, географии русского и бурятского языков. 82% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Просторные и уютные кабинеты биологии, географии, русского и бурятского языков (№,4 №12, №15, №16, № 19, № 23 и № 31) оснащены современными средствами обучения. Богатая этнобиблиотека, читальный зал, музей народов Бурятии, типография, школьный пресс-центр, этногостиная, школьная газета «Диалог» способствует реализации новых образовательных проектов.
Для данного проекта оптимально будут использованы все возможности школы: кабинеты в начальной и средней школе, пресс-центр, этнобиблиотека, этногостиная, краеведческий музей и др. Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, современными средствами обучения: дидактическим материалом, ЭОР, демонстрационным материалом, таблицами и т.д.
Эффективным в плане получения учащимися полноценного образования по экологии, этнокультуре, считаем, создание международного туристского маршрута «Селенга-Байкал», в котором будут задействованы учащиеся и педагоги школ сетевого взаимодействия, а также студенты и преподаватели Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства, сотрудники БНЦ СО РАН, детско-юношеской библиотекой им. Д. Батожабая, школы Республики Бурятия и Монголии, учреждения культуры и искусства г. Улан-Удэ и другие организация образования и культуры.
В современных условиях задача создания туристского маршрута заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки по экологии, туризму и этнокультуре, но и сформировать у них социальные и деятельностно-коммуникативные компетенции.
Проект нацелен также на рост устойчивого и рационального использования целевых областей благодаря взаимодействию между секторами экологического просвещения и природного туризма
1.2.Цель и задачи проекта
Целью проекта является моделирование международного туристского маршрута по реке Селенга из Монголии до Байкала, в котором реализуются программы экологического, этнокультурного образования, разработанные школами сетевого взаимодействия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- создание условий и разработка школами сетевого взаимодействия механизмов реализации программ по этноэкологии, этнокультуре;
- укрепление сотрудничества со школами сетевого взаимодействия и обмен опытом благодаря проведению совместных образовательных мероприятий;
- разработка нового содержания обучения по этноэкологии и этнокультуре в условиях реализации инновационного проекта «Селенга-Байкал».
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учащихся через создание экономических ресурсов для поощрения детей;
- повышение уровня информированности населения о природном и культурном наследии Селенги и Байкала;
- содействие росту устойчивого и рационального использования охраняемых и рекреационных территорий;
- создание сетей сотрудничества между общественными и частными организациями, занятыми в сфере экологии и туризма;
- создание геолого- рекреационных карт, проектирование и оборудование экологических троп, подготовка выставок, разработка образовательных материалов и учебных курсов;
- развитие экотуризма с использованием полученных в ходе проекта материалов;
- учет и исследование объектов культурного наследия;
- реконструкция и благоустройство, информационное насыщение демонстрационных участков объектов культурного наследия (установка стендов, указателей и т.д.);
- разработка и внедрение мобильных проводников (GPS и Интернет);
- развитие трансграничного экотуризма благодаря разработке общих информационных материалов, переведенных на иностранные языки, и предоставлению туристических услуг на международных, национальных языках;
- улучшение материально- технической базы школы.
Для создания глубокого интереса учащихся к изучению экологии и культуры народов Бурятии и Монголии, для развития их познавательной, творческой активности как раз и необходим поиск инновационных методов обучения и воспитания, стимулирующих активность, самостоятельность, творчество учащихся через практическую деятельность.
Посредством использования практико-ориентированных методов и форм познания учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации успеха, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в творческую и поисковую деятельность.
II часть. Концепция проекта
2.1. Этноэкологическая и этнокультурная компетентности учащихся.
Этнокультурная и экологическая компетентности наиболее важны для успешного человека современного общества. Перспективность компетентностного подхода обуславливается рядом его достоинств:
- данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое ряд соответствующих умений и знаний;
- в нем соединяются навыковая и интеллектуальная составляющие образования.
Сегодня важным становится задача национального образования по сохранению этнической специфики - культуры своего народа, природы родного края, памятников духовной и материальной культуры.
III часть. Содержание проекта.
3.1. Участники проекта.
. Основные целевые группы населения в рамках проекта:
школьники; туристы и местные жители, посещающие охраняемые и рекреационные территории и объекты наследия; персонал, работающий в области экологического просвещения и туризма; чиновники.
Все материалы, разработанные в ходе реализации проекта, будут доступны на национальных и международных языках, что будет способствовать развитию приграничного экотуризма между странами-участниками проекта. Очевиден и положительный эффект для местной экономики и населения.
3.2. Краткое описание проекта.
Предлагаемый проект международного туристского маршрута состоит из следующих 4 модулей:
- «Монголия - прекрасная страна» (школы УБ, СБ, района на реке Селенга)
- «Голубая лента» Бурятии (школы с. Хоронхой, с. Новоселенгинск, п. Сотниково)
- «Жемчужина Сибири» ( школы г. У-У, п. Кабанск, с. Оймур)
Все модули включают мини-модули:
- Экологический клуб «Зеленый мир» в СОШ № 19 (предшкола, 1-11 классы)
- Постоянно действующая акция «Сохраним Байкал для потомков!»
- Экологическая тропа.
- «Летняя школа толерантности» туристский лагерь на Байкале «Селенга»
(с. Истомино Кабанского района)
Изучение этноэкологии, этнокультуры будут осуществляться:
- в группах дошкольного образования для детей 5-6 лет по программе «Мой Байкал» в дошкольных группах школ сетевого взаимодействия,
- в 1-4 классах школ - программы экологического и поликультурного воспитания;
- в 5-8 классах школ - интегрированные программы «Мы - туристы», «За чистоту Байкала» и др.
- в 9-11 классах проекты «Путешествуем по родному краю», «Путешествия по Селенге», «От Монголии до Байкала».
Таким образом, будут созданы оптимальные условия для эффективного формирования экологических и поликультурных компетенций и развития личности в целом. Будут разработаны образовательные программы и проекты, направленные на изучение и сохранение экологии и этнокультуры народов Бурятии и Монголии. В современных условиях задача изучения и сохранения фауны и флоры водных ресурсов Бурятии и Монголии заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и сформировать у них потребность в сохранении водных ресурсов Бурятии и Монголии, а также уникального озера Байкал.
Деятельность международного туристского маршрута также будет направлена на активизацию участия семьи, взрослых в решении вопросов изучения и сохранения водных ресурсов Бурятии и Монголии через организацию образовательных событий для взрослых и детей на микрорайоне или в поселках и городах школ сетевого взаимодействия.
Стратегические инновации и структуры
Создание постоянной и крепкой сети сотрудничества школ и других организаций «Селенга-Байкал», с целью сохранения природы и устойчивого развития охраняемых территорий.
Усиление связей между экологическим просвещением и природным туризмом благодаря использованию одинаковых материалов, инструментов, площадок и демонстрационных участков, имеющих культурное и природное значение, для разных целевых групп.
В рамках проекта предполагается применение наиболее экономически выгодных инструментов и методов, принятых в практике трансграничного сотрудничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентационный альбом ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»
Целью проекта является моделирование международного туристского маршрута по реке Селенга из Монголии до озера Байкал, в котором реализуются программы экологического, этнокультурного образования, разра...
Фрагмент этно-экологического образовательного проекта "Селенга-Байкал"
Образовательный проект "Селенга-Бакал" направлен на формирование этно-экологических компетентностей учащихся....
Сжатое изложение фрагмента бурятской легенды об озере Байкал и реке Ангаре
Данный материал используется для подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИАпо русскому языку в форме ГВЭ...
Инновационный образовательный проект этноэкологического направления "Селенга- Байкал" (фрагмент)
Сегодня, когда поднимается вопрос сохранения экологии окружающей среды, воспитания национальной идентичности и социализации школьников, необходим для решения проблем пр...
Образовательное событие "Байкал"
Образовательное событие«Озеро Байкал» (экологический календарь)Цель: повторить, обобщить и расширить знания учащихся об экологических особенностях и уникальности озера Ба...
фрагмент инновационного проекта Селенга- Байкал
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГОТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»(фрагмент )...