Методический доклад "Развитие интуитивных навыков концертмейстера при работе в классе вокала"
учебно-методический материал

Калинин Фёдор Дмитриевич

В докладе подробно рассмотрены аспекты интуитивных навыков концертмейстера при работе в классе вокала. Также сформулированы и охаратеризованы 3 контингента муз. обучающичся на отделении сольного пения. Для каждой категории был дан развернутый анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

               

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД (СООБЩЕНИЕ)

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

МБУДО "Гатчинская ДМШ им. М.М, Ипполитова-Иванова"

КАЛИНИНА Фёдора Дмитриевича

12.03.2018 год

Развитие интуитивных навыков концертмейстера при работе в классе вокала

             На сегодняшний день интуитивные навыки концертмейстера имеют решающее значение в работе и исполнительстве вокалистов. Проблематика уровня мастерства концертмейстера исходит не только из образовательных аспектов, но и постоянной практической деятельности за инструментом. Особым моментом здесь является совместное работа ученика вокалиста и концертмейстера, который выполняет функцию сопровождения. Нередко на уроках возникают сложности в трактовке исполнения учеником вокального класса того или иного произведения и его сопровождения концертмейстером. Как правило концертмейстер - это опытный музыкант с большим музыкальным багажом, а ученик - начинающий, который этот опыт только получает.  И наша задача - помочь ученику естественным образом прочувствовать  течение музыкальной мысли, фразы, агогики и т.д. Таким образом на плечи концертмейстера ложится большая ответственность, так как он становится неким музыкальным направляющим для ученика. Современный концертмейстер в классе вокала должен обладать универсальными способностями, с одной стороны аккомпанировать, а с другой - тонко чувствовать поющих. И вот здесь очень важным становится концертмейстерская интуиция, способность предугадать последующее поведение ученика, его внутреннее музыкальное движение и волю.

     В литературе представлен  целый ряд специальных методик и разработок, основанных на приобретении и развитии интуиции концертмейстера:

1. А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента»

2. Е.М. Шендерович «Об искусстве аккомпанемента»

3.Н.А. Крючков «Искусство аккомпанемента как предмет обучения»

4. Корчинская К.Е. и Бажанова А.Г. «Метод рекомендации по развитию навыков аккомпанемента и чтение с листа"

5. Е. Кубанцева «Концертмейстерство и музыкально – творческая деятельность».

 На их основе, концертмейстер может выстроить правильный диалог с учеником и применять  представленные методы в своей работе.

В ходе своей практической деятельности учеников вокального класса можно разделить на три группы:

1. Начинающие - возраст 7-9 лет

2. Средние классы - возраст 10-13 лет

3. Старшие - возраст от 14 и старше

    Рассмотрим более подробно каждую из этих трех категорий обучающихся, применительно к развитию у них правильного и грамотного взаимодействия с концертмейстером.

   В первой группе отметим большую собранность и ответственность со стороны концертмейстера, как в музыкально-практическом, так и в морально-психологическом аспекте при работе с начинающими. Важно заложить базис, основы совместного музицирования ученика-вокалиста и концертмейстера. Со стороны последнего необходимо музыкально-интуитивное понимание  происходящего. Ученик должен во время пения ощущать себя комфортно и в этом большая задача для концертмейстера.

  Во второй, уже более продвинутой группе, интуиция концертмейстера уже должна быть более гибкой, помогать ученику решать более сложные агогические задачи, сподвигнуть его к творческому самовыражению при пении и внести ясность в интонационные сложности при исполнении музыкального произведения.

   И, наконец, в третьей группе, опыт концертмейстера становится определяющим. Как правило репертуар старшой группы сложный, как для ученика, так и для концертмейстера. Исходя из личного опыта необходимо подключать и задействовать все известные методы и механизмы при контакте с поющим учеником. Концертмейстер становится своеобразным дирижером, руководителем музыкального сопровождения, однако, не стоит забывать, что ученик - это солист. Ему нужно помогать и направлять всеми известными музыкальными средствами выразительности, включающими ускорения и замедления движения, грамотные паузы, умение предчувствовать певческое дыхание, а также вести постоянный и непрерывный музыкальный диалог в ансамбле.

  Исходя из всего вышесказанного, педагог по классу вокала должен наладить взаимопонимание между учеником и концертмейстером, а концертмейстер в свою очередь интуитивно понять замысел педагога и передать его через аккомпанемент . Поэтому опыт концертмейстера здесь становится решающим. Интуитивные навыки развиваются постепенно, проходя тщательную фильтрацию на протяжении многих лет, результатом которой становится полное музыкальное и творческое взаимопонимание между поющим учеником и концертмейстером.

 ЛИТЕРАТУРА:

1.  Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология. Журнал №1 "Фундаментальные исследования" - 2009г.

2. И.Э. Мосин Творческая работа в концертмейстерском классе. М., 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

Методические рекомендации по работе концертмейстера в классе академического вокала...

"РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ И ДМШ"

В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только непосредственно аккомпанирование солисту на концертах, экзаменах, но и подбор и подготовка нового репертуара. Это, своего рода, педагог...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Методический доклад «Профессиональные навыки концертмейстера в работе с вокалистами»

laquo;Профессиональные навыки концертмейстера в работе с вокалистами»...

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"...