из опыта работы
статья

проеображенский михаил викторович

пробелы в учебниках шахмат и способы их заполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога дополнительного образования  детей Преображенского М.  В.

За все годы занятий с детьми мною опробовано несколько видов программ и учебников шахматной игры. В ходе этого мне постоянно приходилось отмечать непоследовательность шахматных учебников. Обычно после необходимых вводных сведений о передвижении фигур и мате королю сразу следуют довольно сложные примеры, практически непонятные для ребенка, впервые знакомящегося с этой игрой. В них налицо разрыв между обучением начальным правилам шахматной игры и сознательному ведению противоборства Ни один из учебников не задается целью ответить начинающему, что же делать после того, как ты выучил нормы передвижения фигур и расставил их в начальное положение? Какой сделать первый ход, второй, как его выбрать, чем при этом руководствоваться? И дети действуют по принципу «лишь бы пойти чем-нибудь, потому что мой ход». А это отнюдь не способствует прогрессу в игре. Я ставлю своей задачей не допускать такого пробела.   

Мною используются для основных вех обучения законы, которые сформулированы по высказываниям крупнейших шахматистов, чемпионов мира: Стейница, Ласкера, Капабланки. К каждому закону для облегчения применения предлагаются подсказки в предельно доходчивой форме. По каждой стадии шахматной партии – дебюту, миттельшпилю, эндшпилю – детям также предлагаются законы, которые в свою очередь подкрепляются подсказками, облегчающими детям ориентиры во время анализа и игры. Каждое новое понятие должно мотивироваться предыдущим, должна ощущаться его необходимость.  

Одним из наиболее важных правил для начинающих - правило «Тронул – ходи». Оно приучает к выдержке и ответственности. Применение правила «поправляю». Но нередко «слежка» за противником в этом направлении превращается у ребенка в самоцель, надо ему показать (желательно в юмористическом виде) неверность такого подхода, хотя бы показав, что его педантичное требование может быть ему же во вред: у новичков нередко случается, что оспариваемый ход бывает выгоден спорщику.

Необходимость в новом знании может быть вызвана различными путями. Например, каждому новичку хочется поиграть с имеющимися в кружке шахматными компьютерами «Интеллект», но без знания шахматной нотации это невозможно, поэтому дети, подстегиваемые интересом, быстрее усваивают азы нотации. Другим может быть интереснее поиграть в подобие «морского боя» шахматными фигурами на шахматных досках, сев друг к другу спиной. А  как читать шахматные учебники? Пример из далекого прошлого: Геттингенская рукопись.

В ознакомительный период обучения, когда логические навыки мышления обучающихся находятся в начальной стадии, педагог в целях развития интереса к занятиям может взять в союзники тематические сказки и рассказы. Живо рассказал известнейший детский писатель Н. Носов том, как Незнайка болел «шахматной горячкой», очень эффективно будет иллюстрировать чтение этой книжки примерами на шахматной доске: в тексте легко угадываются и «детский» и «дурацкий» маты.

Опытнейший шахматный педагог В. Зак  в своей книге «Я играю в шахматы» рассказал о том, как играли в шахматы Буратино с Карабасом-Барабасом и прочие герои «Золотого ключика»,  этот сюжет я уже давно использую на занятиях.

Для привлечения внимания детей  можно использовать  рассказ по сюжету знаменитой книги и еще более знаменитого фильма о Гарри Потере.  Для педагогов-шахматистов существенно, что кульминацией первого романа «Гарри Поттер и философский камень» стала шахматная баталия живыми фигурами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...