Программа "Рукоделие"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukodelie.docx | 67.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего образования
администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества «Гармония» г.Ртищево Саратовской области»
(МУДО «ДДТ «Гармония» г.Ртищево»)
Рекомендована к утверждению Утверждаю
решением методического совета директор МУДО
МУДО «ДДТ «Гармония» г.Ртищево» «ДДТ «Гармония» г.Ртищево»
Председатель ____________ /Е.Е. Шелепенко
____________ / ____________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РУКОДЕЛИЕ»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
для детей 8 – 15 лет
срок реализации программы – 1 год
Вид программы: модифицированная
Утверждена Разработал
На педагогическом совете педагог МУДО
Протокол № ___________ «ДДТ «Гармония» г.Ртищево»
«_____»________________20_______г. Асмолова С.В.
г.Ртищево
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Пояснительная записка…………………………………………… |
2. | Учебно-тематический план………………………………………. |
3. | Содержание изучаемого курса по программе «Рукоделие»…. |
4. | Календарно – тематический план.……………………………… |
5. | Методическое обеспечение …………………………………….. |
6. | Список литературы ……………………………………………… |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Данная образовательная программа имеет художественную направленность.
Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с бумагой, тканью, кожей , вышивкой, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Цель данной программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия .
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Сроки реализации программы -1 год.
Образовательная программа «Рукоделие » разработана на один год обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Возраст детей , участвующих в реализации программы «Рукоделие» - 8-15 лет
Психолого- педагогические особенности возрастной категории обучающихся. Программа рассчитана на освоение детьми возраста 8-15 лет, поэтому возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения занятий на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание техники изготовления игрушки должно строиться на понимании сущности обучения декоративно-прикладному творчеству как процессу взаимодействия педагога и обучающихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать активным участником учебного процесса.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1. Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | упражнения |
3. Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4. Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | экспозиция |
8. Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование. |
12. Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
13. Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Формы работы коллектива:
- участие в выставках, семинарах;
- мастер – классы;
- защита проектов;
- содружество с другими объединениями рукоделия;
- встреча с народными умельцами;
- посещение выставок декоративно-прикладного искусства
Режим и продолжительность занятий. В соответствии с художественной направленностью программы «Азбука шитья» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41) продолжительность занятий для детей 5-8 лет
- 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часов в год.
Количество занятий и учебных часов в неделю. Всего за год проводятся 72 занятия (см. календарно - тематический план). При нагрузке 4 часа в неделю, количество часов в год составляет 144 часа.
Количество обучающихся в объединении. Учитывая направленность программы, руководствуясь Уставом МУДО ДДТ «Гармония» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41), при количестве посадочных мест в кабинете прикладного творчества 11, количество обучающихся в объединении 10-13 человек.
Особенности набора детей. Прием обучающихся на обучение по программе «Рукоделие» проводится на условиях, определенных локальным нормативным актом МУДО ДДТ «Гармония» и в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ). Набор детей в объединение общедоступный, без предъявления требований к уровню образования и способностям.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны знать:
- что такое декоративно-прикладное творчество;
- виды декоративно-прикладного творчества;
- основы цветоведения;
- основы композиции;
- свойства бумаги, разновидности бумаги;
- материалы и инструменты при работе с бумагой;
- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;
- технологию изготовления изделий в технике торцевание;
- историю лоскутного шитья;
- материалы инструменты и приспособления для лоскутного шитья;
- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
- виды тканей;
- правила кроя ткани, соединительные швы;
- основные приемы и элементы лоскутного шитья;
- способы обработки края готового изделия;
- историю кожевенного производства;
- материалы и инструменты при работе с кожей;
- свойства кожи;
- технику безопасности при работе с инструментами;
- способы декоративной обработки кожи;
- историю возникновения и развития вышивки;
- виды вышивки;
- технику безопасности;
- материалы и инструменты для вышивки;
- виды швов;
- технологию вышивки крестом;
- виды орнамента;
- общие сведения о сочетании цветов; - технологию вышивания рисунка по схеме;
- технологию вышивки петлей;
- материалы и инструменты для вышивки петлей; - дефекты вышивки;
- декоративные возможности;
Должны уметь:
- работать с цветом, правильно составлять композицию; - пользоваться инструментами и приспособлениями;
- изготовлять изделия в технике торцевание;
- пользоваться материалами и инструментами для шитья;
- подбирать ткань по цвету и фактуре; - изготовлять шаблоны;
- владеть приемами кроя;
- выполнять различные соединительные швы;
- изготовлять лоскутные изделия;
- пользоваться материалами и инструментами для обработки кожи;
- выполнять различные способы декоративной обработки кожи;
- изготовлять изделия из кожи по образцу;
- пользоваться материалами и инструментами для вышивки;
- вышивать в технике крест;
- выполнять изделия в технике вышивка петлей;
- разрабатывать орнамент;
- устранять дефекты вышивки;
Формы подведения итогов реализации программы «Рукоделие»:
итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
Материально-техническое обеспечение программы.
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка.
Материалы:
Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон, натуральная кожа, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей, заправочная проволока.
Учебно-тематический план программы «Рукоделие»
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Входная диагностика. | |
2. | Лоскутная грамота | ||||
2.1 | Разноцветная «спираль» | 8 | 1 | 7 | Экспресс – опрос. |
2.2 | Сказочная геометрия | 12 | 2 | 10 | Выставка работ |
2.3 | Лоскутные букеты | 8 | 1 | 7 | Час вопросов и ответов. |
3. | Вышитые цветы. | ||||
3.1 | Вышивка цветов простыми декоративными швами | 16 | 2 | 14 | Контрольный образец |
3.2 | Вышивка цветов художественной гладью. | 12 | 1 | 11 | Контрольный образец |
4. | Мастерская Деда Мороза | 6 | 1 | 5 | Промежуточная диагностика. |
5. | Простейшие приемы вязания | ||||
5.1 | Вязание на спицах | 8 | 1 | 7 | Контрольный образец |
5.2 | Вязание крючком | 8 | 1 | 7 | Контрольный образец |
6. | Текстильный дизайн интерьера. | ||||
6.1 | Ткани и отделочные материалы | 2 | 1 | 1 | Тестирование по теме |
6.2 | Швейные работы | 6 | 1 | 5 | Контрольный образец |
6.3 | Декорирование окон | 16 | 2 | 14 | Час вопросов и ответов. |
6.4 | Элементы декора интерьера | 12 | 1 | 11 | Тестирование по теме |
6.5 | Изготовление элементов декора в разных техниках | 8 | 1 | 7 | Дискуссия в аквариуме |
6.6 | Творческий проект: «Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения». | 18 | 2 | 16 | Защита проекта |
7. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Итоговая диагностика. | |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Содержание изучаемого курса по программе «Рукоделие»
Тема№1 | Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Правила техники безопасности работы в объединении. Расписание занятий. |
Воспитательная работа | Час общения. |
Форма аттестации/контроля | Входная диагностика. |
Тема №2. | «Лоскутная грамота». |
Тема 2.1. | «Разноцветная «спираль». Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Способы изготовления шаблонов. Характерные особенности лоскутного шитья «спираль». Способ обработки срезов ткани кантом или бейкой. |
Практические занятия | Рассмотреть готовые изделия. Изготовить шаблон для выдранного изделия. Подобрать определенное количество хлопчатобумажных лоскутов. Выкроить основу для пришивания лоскутов. Выполнить последовательность шитья « спираль». С помощью шаблона придать работе нужную форму. Подобрать по цвету кант и обработать среза ткани. |
Воспитательная работа | История о лоскутиках из бабушкиного сундука. |
Форма аттестации/контроля | Опрос по теме. |
Тема 2.2. | «Сказочная геометрия». Способы раскроя полосок, квадратов, треугольников, ромбов. Способы стачивания геометрических фигур из ткани. Способы составления узоров из геометрических фигур. Техника обработки краев изделий оборками или рюшами. |
Практические занятия | Просмотр готовых работ . Выбор геометрических фигур для работы. Зарисовка узора. Подбор ткани. Раскрой геометрических заготовок. Сшивание лоскутов по узору («бревенчатая изба», «ананас»- для полосок, двухцветная «шахматка», «шахматка по диагонали» - для квадратиков, «мельница», «звезда», «Алмаз»- для треугольников, «кубики», «многоконечная звезда» -для ромбов). Обработка углов изделий. Оформление работы. Анализ работы. |
Воспитательная работа | История превращения маленьких ненужных лоскутов в большие полезные вещи. |
Форма аттестации/контроля | Выставка работ. |
Тема 2.3. | «Лоскутные букеты» Беседа «Лоскуты и фантазия». Основные способы подготовки фона для рамки. Разновидность материала для фона и рамки. Поиск композиционных вариантов, исходя из темы. Технология изготовления цветов из ткани. Способы крепления цветов на фоне панно. |
Практические занятия | Зарисовка эскиза работы. Подготовка фона: обтянуть однотонной тканью картон в размер рамки и прикрепить к ней. Изготовление цветов по предложенным схемам. Крепление цветов на фоне в соответствии с эскизом работы. Оформление декоративного панно. |
Воспитательная работа | Оценка работы в форме аукциона. Беседа «Лоскуты и фантазия». |
Форма аттестации/контроля | Час вопросов и ответов. Тест « творческий ли ты человек» |
Тема № 3. | Вышитые цветы. Просмотр журналов и книг. Выбор эскиза. Особенности подбора цветной гаммы ниток для рисунка. Подбор техники вышивки. Способы оформления выполненной работы. |
Тема № 3.1 | Вышивка цветов простыми декоративными швами. Обзор видов декоративных швов. Отличительные особенности одних видов от других. Технологическая последовательность стебельчатого шва. Использование шва в метках и монограммах. Технологическая последовательность тамбурного шва. |
Практические занятия | Анализ карт-схем вышивания. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. |
Воспитательная работа | Консультация для родителей. Сюжетно- ролевая игра «Если б я был цветком». |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец. |
Тема № 3.2 | Вышивка цветов художественной гладью. Просмотр журналов и книг. Выбор эскиза. Особенности подбора цветной гаммы ниток для рисунка. |
Практические занятия | Выполнение образцов художественной гладью. Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток и инструментов для вышивки. Выполнение узора. Утюжка изделий. Оформление работы в рамку. Демонстрация изготовленной вышивки. |
Воспитательная работа | Беседа « Использование художественной глади в оформлении современной одежды». Поисковая игра «Сочетание цветов в вышивке» |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец. |
Тема №4 | «Мастерская Деда Мороза». Роль материала в изготовлении новогодних украшений. Условность формы и особенности конструкции украшений. Рекомендации по выполнению работы. Применение ткани, пряжи, меха в оформлении украшений. |
Практические занятия | Просмотр образцов и выбор новогоднего украшения для дома. Подбор материалов, инструментов, мишуры, пряжи. Копирование деталей. Выполнение украшений. |
Воспитательная работа | Игра – путешествие « В мир сказок и приключений». Оформление кабинета новогодними украшениями. |
Форма аттестации/контроля | Промежуточная диагностика. |
Тема №5 | «Простейшие приемы вязания» |
Тема 5.1 | «Вязание на спицах» . Техника вязания спицами. Основные приемы набора петель начального ряда, петли лицевые и изнаночные. Способ закрепления петель. Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. |
Практические занятия | Просмотр готовых образцов. Выбор спиц и пряжи. Набор начального ряда. Вывязывание образцов. Закрепление петель. Оформление образцов в альбом. |
Воспитательная работа | История вязания и значимость ее в быту. |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец. |
Тема 5.2 | «Вязание крючком». Способы образования первой петли цепочки, воздушных петель, петли поворота. Приёмы вязания крючком. Способ подбора пряжи и крючка. |
Практические занятия | Просмотр готовых спиц и пряжи. Выбор пряжи и крючка. Вязание цепочки ил воздушных петель. Осваивание основных приёмов вязания крючком: полу столбик, столбик без накида, столбик с накидом. Вывязывание образцов разной геометрической формы. Закрепление столбика. |
Воспитательная работа | Беседа «Разновидность пряжи и ее свойства». |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец. Тест « Определи, что за нить». |
Тема№6. | Текстильный дизайн интерьера. |
Тема№6.1 | Ткани и отделочные материалы. Состав и свойства тканей. Факторы, влияющие на выбор ткани. Виды отделки и других отделочных материалов. Основы цветоведения. Знакомство с понятиями «гармония» и «дисгармония», «тёплые» и «холодные цвета». Факторы, влияющие на выбор цветовой гаммы для оформления помещения. Подбор цветовых сочетаний при декорировании интерьера. |
Практические занятия | Оформление в альбоме коллекции тканей и видов отделки. Подобрать цветовое решение для помещений разного назначения. |
Воспитательная работа | Творческий конкурс «Цвет, как средство восприятия окружающего мира». |
Форма аттестации/контроля | Тестирование по теме. |
Тема№6.2 | Швейные работы. Виды ручных швов, используемых при пошиве различных элементов текстильного дизайна. Виды машинных швов. Технология изготовления дополнительных и декоративных деталей. |
Практические занятия | Выполнить ручные швы на образце, оформить в альбом. Освоить машинную строчку, шов застрочной, ложный запошивочный шов, шов бельевой, шов накладной стачной, шов встык, шов внутренний. Разработать эскиз подхвата и изготовить его, пришить шнур к ткани вручную. |
Воспитательная работа | |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец. |
Тема№6.3 | Декорирование окон. Виды штор. Расчет расхода ткани на шторы. Виды обработки верха штор. Технология изготовления раздвижных и подъемных штор. Портьеры. Ламбрекены: назначение, виды, фасоны. Технология изготовления ламбрекенов. |
Практические занятия | Произвести нужные измерения окна. Произвести расчет требуемого количества ткани для штор разного вида. Выполнение образцов с вариантами оформления верха штор( сборка, складка, буфы). Изготовление образца раздвижных штор. Изготовление ламбрекенов (со сборками, плоского, драпирующегося). |
Воспитательная работа | Аукцион знаний (конкурсная программа). |
Форма аттестации/контроля | Час вопросов и ответов. |
Тема№6.4 | Элементы декора интерьера. Подушки, покрывала, скатерти как элементы текстильного дизайна интерьера. Материалы для их изготовления. Декоративные возможности этих предметов интерьера. |
Практические занятия | Изготовить подушку – «думку» по предложенному варианту или по самостоятельно проработанному эскизу. |
Воспитательная работа | Игра на развитие памяти. Беседы по теме. |
Форма аттестации/контроля | Тестирование по теме. |
Тема№6.5 | Изготовление элементов декора в разных техниках. Технология изготовления различных элементов декора интерьера в техниках: макраме, вязание спицами и крючком, лоскутной. |
Практические занятия | Разработать эскиз изделия, изготовить шаблон для раскроя и сшить изделие. |
Воспитательная работа | Час общения «Дом моей мечты» |
Форма аттестации/контроля | Дискуссия в аквариуме. |
Тема№6.6 | Творческий проект: «Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения». Особенности текстильного дизайна интерьера помещений разного назначения: детской, спальни, кухни. Факторы, влияющие на дизайн помещения. Элементы декора, характерные для каждого вида помещения. |
Практические занятия | Разработка конструкции штор и составление технологической последовательности их изготовления. Разработка дизайн- проектов. |
Воспитательная работа | Деловая игра «Если бы я была дизайнером». |
Форма аттестации/контроля | Защита проекта. |
Тема №7 | «Итоговое занятие» Оформление выставки из лучших работ, изготовленных руками воспитанников. Подведение итогов. Награждение лучших детей. |
Воспитательная работа | «ОТК»– откроем талант каждого. |
Форма аттестации/контроля | Итоговая диагностика. |
Календарно - тематический план первого года обучения.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | 2 | Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Правила техники безопасности работы в объединении. Расписание занятий. | Входная диагностика. |
2 | сентябрь | 2 | Лоскутная грамота. Изготовление шаблонов для выбранного изделия. | |
3 | сентябрь | 2 | История о лоскутиках из бабушкиного сундука. Характерные особенности лоскутного шитья «спираль». | |
4 | сентябрь | 2 | Общие сведения о цвете: цветовой фон, светлота, насыщенность. Выполнение работы с помощью шаблона. | |
5 | сентябрь | 2 | Способы обработки срезов ткани кантом или косой бейкой. | Опрос по теме |
6 | октябрь | 2 | «Сказочная геометрия». Способы раскроя полосок, квадратов, треугольников, ромбов. | |
7 | октябрь | 2 | Способы стачивания геометрических фигур из ткани. Способы составления узоров из геометрических фигур. | |
8 | октябрь | 2 | История превращения маленьких ненужных вещей в большие полезные вещи. Сшивание лоскутов по узору «бревенчатая изба» или «ананас» - для полосок. | |
9 | октябрь | 2 | Сшивание лоскутов по узору двухцветная «шахматка» или «шахматка по диагонали» - для квадратиков. | |
10 | октябрь | 2 | Сшивание лоскутов по узору «мельница», «звезда» или «алмаз» - для треугольников. | |
11 | октябрь | 2 | Сшивание лоскутов по узору «кубики» или «многоконечная звезда» - для ромбов | Выставка работ |
12 | октябрь | 2 | Лоскутные букеты. Изготовление цветов по предложенным схемам. Беседа «Лоскуты и фантазия». Крепление цветов на фоне в соответствии с эскизом работы. | |
13 | октябрь | 2 | Изготовление дополнительных деталей панно. | |
14 | октябрь | 2 | Основные способы подготовки фона для рамки. Оформление декоративного панно. | Час вопросов и ответов. |
15 | ноябрь | 2 | Оценка работ в форме аукциона. Тест «Творческий ли ты человек». | Час вопросов и ответов. |
16 | ноябрь | 2 | Вышивка цветов простыми декоративными швами. Обзор видов декоративных швов. Отличительные особенности одних видов от других. Технологическая последовательность стебельчатого шва. Использование шва в метках и монограммах. | |
17 | ноябрь | 2 | Анализ карт-схем вышивания. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. | |
18 | ноябрь | 2 | Познавательная игра «Путешествие по Ботаническому саду». Технологическая последовательность тамбурного шва. | |
19 | ноябрь | 2 | Анализ карт-схем вышивания. | |
20 | ноябрь | 2 | Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. | |
21 | ноябрь | 2 | Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. | |
22 | ноябрь | 2 | Итоговое занятие по теме «Вышивка цветов простыми декоративными швами». Способы оформления выполненной работы. | |
23 | декабрь | 2 | Консультация для родителей. Сюжетно - ролевая игра «Если б я был цветком». | Контрольный образец. |
24 | декабрь | 2 | Вышивка цветов художественной гладью. Просмотр журналов и книг. Выбор эскиза. Особенности подбора цветной гаммы ниток для рисунка. | |
25 | декабрь | 2 | Выполнение образцов художественной гладью. Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток и инструментов для вышивки. | |
26 | декабрь | 2 | Беседа « Использование художественной глади в оформлении современной одежды». Выполнение узора. | |
27 | декабрь | 2 | Выполнение образцов художественной гладью. | |
28 | декабрь | 2 | Утюжка изделий. Оформление работы в рамку. | |
29 | декабрь | 2 | Демонстрация изготовленной вышивки. Поисковая игра «Сочетание цветов в вышивке». | Контрольный образец. |
30 | декабрь | 2 | Мастерская Деда Мороза. Роль материала в изготовлении новогодних украшений. Раскрой деталей. | |
31 | декабрь | 2 | Условность формы и особенности конструкции украшений. Сборка деталей. Оформление украшения. | |
32 | декабрь | 2 | Оценка работы. Оформление кабинета новогодними украшениями. Выставка работ. | Промежуточная диагностика. |
33 | январь | 2 | Простейшие приёмы вязания. Основные приёмы набора петель начального ряда. | |
34 | январь | 2 | История вязания и значимость её в быту. Вывязывание образца лицевыми петлями. | |
35 | январь | 2 | Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. Вывязывание образца изнаночными петлями. | |
36 | январь | 2 | Способы закрепления петель последнего ряда. Оформление образцов в альбом. | Контрольный образец |
37 | январь | 2 | Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком. Вывязывание цепочки из воздушных петель. | |
38 | январь | 2 | Беседа «Разновидность пряжи и её свойства». Основные приёмы вязания крючком: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом. | |
39 | февраль | 2 | Вывязывание образцов разной геометрической формы. | |
40 | февраль | 2 | Оформление образцов в альбом. Тест «Определи, что за нить». | Контрольный образец |
41 | февраль | 2 | Текстильный дизайн интерьера. Творческий конкурс «Цвет, как средство восприятия окружающего мира». Ткани и отделочные материалы. Оформление в альбоме коллекции тканей и видов отделки. | Тестирование по теме. |
42 | февраль | 2 | Швейные работы. Виды ручных швов, используемых при пошиве различных элементов текстильного дизайна. Виды машинных швов. | |
43 | февраль | 2 | Выполнение ручных швов на образце, оформление в альбом. Осваивание машинной строчки, шов застрочной, ложный запошивочный шов, шов бельевой, шов накладной стачной, шов встык, шов внутренний. Разработка эскиза подхвата и его изготовление, пришивание шнура к ткани вручную. | |
44 | февраль | 2 | Технология изготовления дополнительных и декоративных деталей. | Контрольный образец. |
45 | февраль | 2 | Декорирование окон. Виды штор. Технология изготовления ламбрекенов. | |
46 | февраль | 2 | Замеры окон. Расчет требуемого количества ткани для штор разного вида. | |
47 | март | 2 | Выполнение образцов с вариантами оформления верха штор (сборка, складка, буфы). | |
48 | март | 2 | Изготовление образца раздвижных штор. | |
49 | март | 2 | Изготовление ламбрекенов со сборками. | |
50 | март | 2 | Изготовление плоского ламбрекена. | |
51 | март | 2 | Изготовление драпирующегося ламбрекена | |
52 | март | 2 | Аукцион знаний (конкурсная программа). | Час вопросов и ответов. |
53 | март | 2 | Элементы декора интерьера. Подушки, покрывала, скатерти как элементы текстильного дизайна интерьера. Материалы для их изготовления. | |
54 | март | 2 | Изготовление подушки – «думка» по предложенному варианту. | |
55 | март | 2 | Игра на развитие памяти. Изготовление подушки по самостоятельно проработанному эскизу. | |
56 | апрель | 2 | Изготовление подушки по самостоятельно проработанному эскизу. | |
57 | апрель | 2 | Декоративные возможности предметов интерьера. | |
58 | апрель | 2 | Оформление выставки «Подушкино». | Тестирование по теме. |
59 | апрель | 2 | Изготовление элементов декора в разных техниках. Технология изготовления различных элементов декора интерьера в техниках: макраме, вязание спицами и крючком, лоскутной. | |
60 | апрель | 2 | Разработка эскиза изделия, изготовление шаблона для раскроя. | |
61 | апрель | 2 | Пошив разработанного изделия | |
62 | апрель | 2 | Час общения «Дом моей мечты» | Дискуссия в аквариуме. |
63 | апрель | 2 | Творческий проект: «Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения». Особенности текстильного дизайна интерьера помещений разного назначения: детской, спальни, кухни. | |
64 | апрель | 2 | Разработка дизайн - проекта. | |
65 | май | 2 | Деловая игра «Если бы я была дизайнером». | |
66 | май | 2 | Факторы, влияющие на дизайн помещения. | |
67 | май | 2 | Разработка конструкции штор и составление технологической последовательности их изготовления. | |
68 | май | 2 | Элементы декора, характерные для детской. | |
69 | май | 2 | Элементы декора, характерные для спальни. | |
70 | май | 2 | Элементы декора, характерные для кухни. | |
71 | май | 2 | Итоговое занятие по теме. | Защита проекта. |
72 | май | 2 | Итоговое занятие. Тестирование. Награждение лучших работ. | Итоговая диагностика |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «РУКОДЕЛИЕ»
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская,
соревнование, выставка.
Методы организации учебной деятельности:
- фронтальный;
- коллективный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия: Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выставка, наблюдение, оценка и анализ работ учащихся.
№ п/п | Название раздела и темы образовательной программы | Формы занятий | Названия и формы методических материалов | Формы подведения итогов по теме или разделу |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа. | Инструкции, выставочные работы. | Экскурсия по ДДТ «Гармония». |
2. | Лоскутная грамота | Проект, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Оценка работ в форме аукциона. |
3. | Вышитые цветы. | Урок - игра, практические занятия. | Игровое поле Тематические карточки Видеоматериал Схемы, упражнения | Поисковая игра «Сочетание цветов в вышивке» |
4. | Мастерская Деда Мороза | Дискуссия по теме, интегрированное занятие, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Круглый стол с обсуждением |
5. | Простейшие приемы вязания | Интегрированное занятие, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Оформление образцов в альбом, тестирование. |
6. | Текстильный дизайн интерьера. | Урок- игра, беседы, практические занятия. | Игровое поле Тематические карточки Видеоматериал Схемы, упражнения | Деловая игра «Если бы я была дизайнером» |
7. | Итоговое занятие | Дискуссия по теме, беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Выставка готовых изделий. Защита творческих работ. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. А.В.Ефимова. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». – М.: Просвещение, 2010.
2.В.И. Петухова. «Мягкая игрушка». – М.: Просвещение, 2011.
3.И.Г. Зайцева «Мягкая игрушка». – М.: Издательский дом, 2011.
4.«Методика. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», Айрис Пресс, М: 2014.
5.Т.В. Городкова, М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки». – Ярославль «Академия развития», 2013.
6.Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка. 100 новых моделей». - Владис, 2014.
7.Энциклопедия рукоделия. «Волшебный сад», М.:2011.
8.О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.: Просвещение, 2010.
9.Белова Н.Р., Неботова З.Л. Серия «Энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
10.Максимова М.В., Кузьмина М.П. «лоскутики».- М.: «Издательство ЭКСМО- ПРЕСС»; 1998.
Максимова М.В., Кузьминам.А. «Девичьи хлопоты».-М.: «Издательство ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000.
11.Андреева И.А. Серия «Популярная энциклопедия». «Рукоделие». - М.: «Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; 1996.
12.Молотобарова О.С. Серия «Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений». «Кружок изготовления игрушек - сувениров».-М.: «Издательство «Просвещение»; 1990.
13.Дидактический материал, составленный из отдельных статей газет, журналов и образцов, сделанных руками детей, при участии педагога. Темы материалов: «Вязание», «Вышивка», «Мягкая игрушка», «Рукоделие»
Литература для детей:
1.И. Агапова, М. Давыдова«Мягкая игрушка своими руками». – «Айрис Пресс», 2012.
2.М. Калинин «Рукоделие для детей». – Минск «Полымя», 2011.
3.Е.Б. Путянина «Шьем мягкие игрушки». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011
4.Деревянко Н.С. Серия «Малая энциклопедия рукоделия»». «Мягкая игрушка: Волшебный сад».- М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; 2001.
5.Кочетова СВ. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Игрушки из носочков».- М: «РОПИЛ КЛАССИК»; 2001.
6.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Веселый зоопарк».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
7.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: игрушки с бисером».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
8.Фролова Т.О. Серия « Подарок своими руками». «Мягкая игрушка».- М.ЮОО «Издательство ACT».; 2004