«Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной»
методическая разработка (6, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Результативный педагогический опыт работы
Парфёновой Татьяны Александровны, Путовой Юлии Петровны,
учителей русского языка и литературы МАОУ «СОШ №4», 63-42-70; 63-54-62 Е-mail: sch_4@ mail.ru
по направлению: «Лучшие практики и технологии воспитания и социализации обучающихся».
Разработка занятий по внеурочной деятельности «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной», включающая анализ полученных результатов.
Разработка направлена на социализацию детей, для которых русский язык является неродным, и включает в себя описание программы внеурочной деятельности, поурочные разработки двух занятий по этой программе и видеоматериалы к ним, созданные педагогами с участием детей.
Актуальность данной работы в том, что краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку. Педагогическая деятельность включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; внедрение глобальной теории поликультурного образования и воспитания в региональную учебную программу. Все большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности интернационального усвоения культурных достижений других народов, трансляция полученных культурных знаний и опыта в семьи учащихся.
Важнейшим результатом освоения программы является развитие личностных компетенций детей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Великий Новгород
2018
Программа внеурочной деятельности «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной» отвечает требованиям документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897),
2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа реализуется МАОУ «СОШ №4» в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – Центральной городской библиотекой им. Д. М. Балашова, Городским Центром культуры и досуга имени Н.Г. Васильева, Новгородским музеем-заповедником, медиатекой ГБУК «Веда».
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей Новгородской области, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Цель программы: педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего духовные и культурные традиции России как свои.
Задачи:
- обогащение словарного запаса детей;
- совершенствование культуры русской речи;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование основ культуры межэтнического общения;
- формирование осознанного и уважительного отношения к вере и религиозным убеждениям других людей;
- знакомство с историей и культурой Великого Новгорода и области, самоопределение в современном социокультурном пространстве, формирование уважительного отношения к людям, прославившим Новгородский край;
- усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях.
Системно-деятельностная организация обучения и воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты воспитания и социализации подростков, обучающихся по программе «Практическое краеведение»:
- понимание собственной причастности к русской культуре и истории Великого Новгорода;
- самостоятельность и уверенность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- положительная динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
При оценивании результатов социализации школьников использовать методику М.И.Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» и (или) методику Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова «Личностный рост» https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/04/01/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii.
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной».
N занятия | Число, месяц | Тема занятия | Форма |
1. | Город, в котором я живу | Заочная экскурсия, беседа | |
2. | Великий Новгород в древности | Экскурсия в кремль | |
3. | Музеи Великого Новгорода | Квест в музее СОШ №4 | |
4. | Знакомство с историей Новгородского музея-заповедника | Лекция с элементами беседы и презентация «Археологические исследования в Новгороде 19 в.» | |
5. | Великий Новгород от прошлого до наших дней | Экскурсия в музей в кремле. Подготовка учащимися краткой обзорной экскурсии по музею для родителей | |
6. | Памятники ЮНЕСКО в Новгороде и его окрестностях | Заочная экскурсия | |
7. | Древние храмы Новгорода. О чем молчат храмы. Как прочитать архитектурную символику храма | Экскурсия по Торговой стороне. Подготовка учащимися обзорной экскурсии для родителей. | |
8. | Искусство Новгорода. На выставку пойдем? | Знакомство с экспозицией музея живописи. Подготовка презентации «Самая интересная картина» | |
9. | Литературный Новгород | Беседа по материалу презентации «Писатели на Новгородской земле» | |
10. | Д.М.Балашов – историк, писатель, поэт. | Заочная видеоэкскурсия по памятным местам, связанным с личностью Д.М. Балашова. | |
11. | Литературная деятельность Д.М.Балашова на новгородской земле | Видеоконференция (знакомство с записями конкурсных выступлений участников Балашовских чтений прошлых лет). | |
12. | Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова | Урок-конференция «Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова» | |
13. | Итоговый урок по творчеству Д.М.Балашова | Защита видеопроектов | |
14. | Библиотеки Великого Новгорода | Практическое занятие на базе Балашовской библиотеки | |
15. | Театры нашего города | Посещение спектакля, обсуждение | |
16. | Фильмы о Великом Новгороде | Занятие в медиатеке | |
17. | Учебные заведения Великого Новгорода | Экскурсия в НовГУ (культурный центр «Сретение в Антонове») | |
18. | Великий Новгород - город воинской славы | Экскурсия в Зал Воинской Славы, беседа | |
19. | Памятники героям в Новгороде | Экскурсия, подготовленная учащимися для одноклассников | |
20. | Мы помним, мы гордимся! | Создание видеоролика о героях Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с В.Новгородом | |
21. | Герои Великой Отечественной войны, вышедшие из стен родной школы | Экскурсия по школьному музею, беседа | |
22. | Новгород в годы Великой Отечественной войны. Волховская операция | Лекция в медиатеке | |
23. | Восстановление города в послевоенные годы. Реставраторы А.П.Греков, В.Б.Грекова | Подготовка проекта «Фильм о реставраторах Грековых» | |
24. | Возрожденный из руин | Презентация фильма учащихся о восстановлении фресок разрушенных храмов | |
25. | О чем нам расскажут названия улиц В.Новгорода | Составление справочника-путеводителя по улицам В.Новгорода | |
26. | Игра-викторина «Что я знаю о Новгороде» | Игра | |
27. | Известные новгородцы - кто они? | Экскурсия в музей музыкальных древностей В.И.Поветкина | |
28. | Современные музеи Новгорода | Экскурсия в музей кинематографа | |
29. | Загадки монастырей древнего Новгорода | Лекция, обсуждение презентации, разработка тем проектов | |
30. | Монастыри - центры культуры и книжности древнего Новгорода | Презентация и защита видеопроектов | |
31. | По страницам старинных книг | Экскурсия в Грановитую палату | |
32. | Весь Новгород за один день. Проект экскурсии для гостя города | Подготовка и защита презентации о В.Новгороде | |
33. | Давайте дружить городами! | Презентация об истории и достопримечательностях города, в котором родился или провел детство учащийся | |
34. | Литературная гостиная для учащихся и их родителей «Новгород – город дружбы» | Отчётное мероприятие. Презентация лучших фильмов и проектов, награждение учащихся |
Технологическая карта с дидактической структурой занятия
1. Ф.И.О. учителя: Путова Юлия Петровна, Парфёнова Татьяна Александровна
2. Класс: 6-8. Внеурочная деятельность «Практическое краеведение» по расписанию внеурочной деятельности
3. Тема занятия: «Д.М.Балашов – историк, писатель, поэт».
4. Место и роль занятия в изучаемой теме: 10. Заочная видеоэкскурсия по памятным местам, связанным с личностью Д.М. Балашова.
5. Цель занятия: познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.М.Балашова, с теми местами в городе, которые связаны с его именем.
Дидактическая структура занятия | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых УУД | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Формулируют тему и цель занятия | Демонстрирует видеоролик «Д.М.Балашов в Великом Новгороде», снятый ранее с участием детей. | Сформулировать тему и цель занятия | Проясняют для себя личность поэта, устанавливают связь с новгородской топонимикой и культурой | Мотивация к изучению города как места жительства и как историко-культурного центра. |
Изучение нового материала | Обсуждение просмотренного ролика | Представляет систему наводящих вопросов, выступает в роли ведущего конференции:
|
| Развивают монологическую речь; знакомятся с улицами и скверами микрорайона. | Развитие аналитического и образного мышления, способности вести диалог на заданную тему |
Закрепление нового материала | Подводят итоги конференции. | Комментирует итоги конференции. | Подвести итоги обсуждения. Составить словарик новых слов из стихотворений Балашова. | Закрепляют и обобщают полученные знания. | Воспитание чувства патриотизма. |
Контроль | Выбирают уровень и темы для самоподготовки. | Предлагает задания для саморазвития разного уровня сложности из тем, определённых самими учащимися: |
| ||
Рефлексия | Оценивают свою работу на уроке, степень интереса к теме, уровень активности на конференции | Подводит итоги, задает позитивный настрой к следующему занятию | Графически (посредством системы цветовых или символических знаков) выразите свое настроение на занятии. | Прослеживают свой путь к достижению цели, соотносят учебную задачу и результат ее выполнения. | Мотивация к дальнейшему изучению истории и культуры Великого Новгорода, к совершенствованию знания русского языка. |
Результаты занятия: появление у учащихся интереса к истории Великого Новгорода, попытки самостоятельного поиска информации о названиях улиц, на которых они живут, о людях, памятники и мемориальные доски которым установлены в шаговой доступности от дома и школы.
Технологическая карта с дидактической структурой занятия
1. Ф.И.О. учителя: Путова Юлия Петровна, Парфёнова Татьяна Александровна
2. Класс: 6-8. Внеурочная деятельность «Практическое краеведение» по расписанию внеурочной деятельности
3. Тема занятия: «Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова»
4. Место и роль занятия в изучаемой теме: 12. Семинар (занятие комплексного применения знаний)
5. Цель занятия: подготовить учащихся к самостоятельному выбору тем для проектно-исследовательской деятельности
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых УУД | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Формулируют тему и цель занятия | Демонстрирует видеоролик «Я читаю Балашова», снятый учащимися. | Сформулировать тему и цель занятия | Проясняют для себя мотивы лирики поэта, устанавливают связь с новгородской культурой и историей. | Мотивация к созданию собственного видеоролика, макета сборника стихотворений, иллюстраций, анимационного фильма |
Изучение нового материала | Обсуждение просмотренного ролика | Представляет систему наводящих вопросов, выступает в роли ведущего семинара:
|
| Развивают монологическую речь, расширяют словарный запас; знакомятся с памятниками архитектуры новгородского края. | Развитие аналитического и образного мышления, способности вести диалог на заданную тему |
Закрепление нового материала | Подводят итоги конференции. | Комментирует итоги конференции. | Подвести итоги обсуждения. | Закрепляют и обобщают полученные знания. | Воспитание чувства патриотизма. |
Контроль | Выбирают уровень и темы для самоподготовки. | Предлагает задания для саморазвития разного уровня сложности из тем, определённых самими учащимися: |
- продумайте идею постановки; - подберите музыкальное сопровождение; - подберите краеведческий материал, который можно использовать в контексте сценария; -продумайте, какие вопросы на восприятие и понимание фильма вы бы хотели задать своим зрителям. | ||
Рефлексия | Оценивают свою работу на занятии, степень интереса к теме, уровень активности на конференции | Подводит итоги, задает позитивный настрой к следующему занятию | Графически (посредством системы цветовых или символических знаков) выразите свое настроение на уроке | Прослеживают свой путь к достижению цели, соотносят задачу и результат ее выполнения. | Мотивация к участию в проектной деятельности, краеведческих конкурсах, Балашовских чтениях. |
Результатом этого занятия явилась заинтересованность учащихся творчеством Балашова, участие в школьном и городском конкурсах чтецов «Дабы свеча не погасла», желание совершенствовать свою технику исполнения стихотворения и участвовать в других конкурсах.
Результаты занятий внеурочной деятельности по программе «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной» были различны для детей разного возраста и разного уровня владения русским языком, однако все дети стали
- стремиться к развитию своей речи;
- увереннее общаться со сверстниками и взрослыми на русском языке;
- активнее участвовать в жизни класса и школы. в городских конкурсах и олимпиадах;
- лучше ориентироваться в городе;
- внимательнее относиться к названиям улиц, скверов города, памятникам истории и архитектуры;
- передавать свой опыт в семьи, посещать совместно с близкими городские библиотеки, музеи, театры.
Таким образом, программа помогает детям социализироваться, то есть развить личностные компетенции, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Список литературы и интернет-источников
- Балашов Д.М. «Русский узел» Дмитрия Балашова/[авт. диалога: Ольга Балашова, Дмитрий Балашов; авт. идеи, сост.: Николай Почтовалов; худож.: Александр Макаренков]. – Петрозаводск: Verso, 2017.
- Бальжинимаева Т.И. Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего образования. https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/04/01/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii
- Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35
- Курсовая работа: Проблемы обучения детей мигрантов https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/pedagogika/388541/
- Методика изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова. https://урок.рф/library/metodika_izucheniya_sotcializirovannosti_lichnosti_ucha_121458.html.
К разработке прилагаются видеоролики «Д.М.Балашов в Великом Новгороде», «Я читаю Балашова».
Цель их использования: повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и культуры Великого Новгорода через повышение самооценки занятых в ролике детей.
Результат: дети свободнее общаются, меняется отношение к ним одноклассников (их стали лучше понимать и принимать в коллективе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык как неродной. Новый год. Прошедшее время глагола
Урок русского языка для детей, изучающих язык как неродной (5-6 класс)...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Изучение русского языка как неродного.
Важность данного вопроса отмечают все учителя. Материал содержит классификацию ошибок, наиболее характерных для учащихся данной категории. Предложены некоторые виды деятельности....
Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК
О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...
Типичные (обусловленные влиянием родного языка) ошибки у изучающих русский язык как неродной. Способы предупреждения ошибок.
В статье даётся описание типичных ошибок детей-мари, изучающих русский язык как неродной. Также рассматриваются способы предупреждения этих ...
Освоение грамматической темы "КАТЕГОРИЯ РОДА" учащимися, для которых русский язык неродной.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Категория рода" ,адресованную тем учащимя, для которых русский язык неродной....