«Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования»
рабочая программа (6, 7 класс)
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности.
Программа рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orientirovaniyu_putovoy.docx | 51.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Великий Новгород
Принята на педагогическом совете Протокол № ___ от «___» __________ 2018 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы дата |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования»
для учащихся 6-8 классов
1 год обучения
68 часов
автор-составитель: Путова Юлия Петровна
педагог: Путова Юлия Петровна
Великий Новгород
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования» составлена в соответствии с
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-Фз «Об Образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Минобрнауки Рф «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 Г. N 1008,
-Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 Г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Санпин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
-Письмом Минобрнауки России От 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно - демократический, концептуально - методологический, системно - целостный (системно – интегрированный), творчески развивающий, личностно - ориентированный, созидающе – деятельностный. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук. Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности. Человек, который хорошо знает природу, свободно читает её закрытые для непривычного глаза «письмена».
Туризм воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
В курсе используются современные космические технологии, данные которых можно применять для сравнения, как было, и что и как изменяется. Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа направлена на решение следующих образовательно-воспитательных задач:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- утверждение здорового образа жизни;
- формирование бережного отношения к природе;
- воспитание высоких волевых и морально-этических качеств.
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 6-8 классов, занятия проводятся в группе от 10 до 15 человек. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Время, отведенное на обучение, составляет от 68 часов в год.
Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности;
создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
- в области образования
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. в области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке
- гуманное отношение к окружающему миру
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости
3. в области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями)
- участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:
- Поисково - исследовательский метод ( самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях)
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
- Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы:
- проведение соревнований по спортивному ориентированию
- участие в туристических слётах
- участие в военно-спортивных играх
- проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы
- участие в экскурсиях и однодневных походах
- проведение экологических акций в пригородных районах и самом городе
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В процессе обучения предусмотрены теоретические зачёты и практические отчёты за время походов и экскурсий, обсуждение докладов и рефератов по изучаемым темам и предложенным проектам.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения учащиеся должны
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- проводить поисково-спасательные работы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
В конце обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется и тестированием.
Различные климатические условия и наличие материальной базы может служить основанием для корректировки сроков реализации программы и изменений в календарном учебном графике.
Этапы и сроки реализации.
1. Подготовительно-организационный - сентябрь.
2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.
3. Заключительный (летние походы, соревнования) – май, июнь.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 2 3 4 5 5.1 5.2 6 7 8 9 10 | Организационный период (одна неделя) Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Определение расстояний простейшими способами («походные эталоны») Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. Поход выходного дня Организация и подготовка похода Анализ похода и его итоги Топография и ориентирование Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий. Физическая подготовка (учебные соревнования, спортивные игры на природе). Туристская техника. Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности. Зелёная аптека. Доврачебная медицинская помощь. Приёмы самоконтроля. | - 2 4 2
8 2 8 8
16 8 6 | - 1 1 1
2 1 3 4 2 2 3 | - 1 3 1
6 1 5 4 14 6 3 | Сдача нормативов по ОФП Тестирование Доклад Презентация, видео- и фотоматериалы Зачёт Доклады, презентации Сдача нормативов Тестирование, отчёт Тестирование, доклады. |
Итого: | 64 |
20 | 44 |
Содержание программы
- Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного образа жизни. (1 час)
Практика: Диагностика общей физической подготовки учащихся, разучивание простого комплекса физических упражнений. (1 час)
- Определение расстояний простейшими способами – 4 часа
Теория: Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) (1 час)
Практика: Измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.). (3 часа)
- Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. Ориентир по аэрофотоснимкам – 2 часа.
Теория: Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. (1 час) Практика: Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. (1 час)
- Поход выходного дня – 10 часов.
Организация и подготовка похода – 8 часов.
Теория: Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения.
Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. (2 часа)
Практика: Укладка в рюкзак личного снаряжения. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути, срезки. (6 часов)
После похода анализ его и итоги – 2 часа.
Теория: Обсуждение выявленных проблем (1 час)
Практика: Просмотр видео- и фотоматериалов (1 час)
- Топография и ориентирование – 8 часов.
Теория: Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Компас и его устройство. (3 часа)
Практика: Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. (5 часов)
- Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий – 8 часов.
Теория: Великий Новгород как древний русский город, изменения в топографии края, связанные с историческими фактами. (4 часа)
Практика: Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. (4 часа)
- Физическая подготовка. Туристская техника – 16 часов.
Теория: Правила безопасности при занятиях физической подготовкой. Правила подвижных спортивных игр. (2 часа)
Практика: Подъём и спуск спортивным способом. Преодоление препятствий. Переправа по бревну и параллельно натянутым верёвкам. Преодоление условного «болота». Вязка узлов. Игры на местности. (14 часов)
- Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности – 8 часов.
Теория: Личное и групповое туристское снаряжение. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Гигиена в условиях полевого лагеря. Распределение временных и постоянных обязанностей в группе. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря. (2 часа)
Практика: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов-ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости. Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Бег с картой. Поход с использованием мелкомасштабной и крупномасштабной карты. (6 часов)
- Зелёная аптека и доврачебная помощь – 6 часов.
Теория: Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках лекарственные и ядовитые растения края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Состав походной аптечки. (3 часа)
Практика: Умение отличать в походе, на экскурсии лекарственные и ядовитые растения края. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. (3 часа)
Условия реализации программы.
Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Для проведения таких занятий необходим специально оборудованный класс.
На начальных этапах тренировки следует планировать только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются приобретение соревновательного опыта и повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
Средства обучения
Используется поэтажная план-схема здания школы, на которой нанесены дистанции соревнований. План-схема черно-белая или цветная, карты-схемы территорий школьных участков, дворов, скверов, детских площадок, стадионов и т.п. (желательно в цветном варианте), цветные карты парков, больших скверов, лесных окраин населенных пунктов, выполненные в условных знаках международной федерации ориентирования.
Вспомогательными средствами обучения в данной методике являются маршрутные программированные листы (эвристики) и “контрольники” (основа действий каждого спортсмена на маршруте).
Маршрутные программированные листы – это поэтапное описание прохождения каждого из учебных маршрутов с перечислением наиболее характерных ориентиров, встречающихся на трассе, подробным растолкованием действий спортсменов – ориентировщиков на перегонах и в районах КП.
“Контрольники” – это количество использованных маршрутных листов (чем меньше, тем лучше).
Все карты, схемы, планы должны быть в количестве 3-4 единиц на группу. Степень их использования - 36% от продолжительности программы.
Основные требования к местности и дистанциям во время занятий с детьми.
Местность для упражнений с элементами ориентирования и проведения соревнований по ориентированию (полигон) должна соответствовать возрасту, уровню квалификации и физической подготовленности участников. Не должно быть участков, представляющих опасность для жизни учащихся, район должен быть ограничен со всех сторон.
Требования к дистанциям.
- Рисунок трассы по форме: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, трапеция, ромб.
- Контрольные пункты располагаются равномерно. Первый КП – недалеко от старта. Большие ориентиры – впереди или после КП. Из точки КП не должно быть видно лишней информации, только необходимая. Не должно быть никаких параллельных или аналогичных ситуаций.
- Ориентиры – крупные, понятные, хорошо заметные на местности и хорошо читаемые на карте объекты, единственные в этом районе.
Календарный учебный график
№п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-вочасов | Темазанятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 15 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Лекция, тренировка | 2 | Вводное занятие. Введение в образовательную программу. | Кабинет, школьная площадка | Сдача нормативов по ОФП |
2 | сентябрь | 22, 29 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Лекция, тренировка, игра | 4 | Определение расстояний простейшими способами | Кабинет, школьная площадка | Тестирование |
3 | октябрь | 6 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Семинар, игра | 2 | Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам | Кабинет, школьная площадка | Доклад |
4 | октябрь | 14, 20 | 10.00 – 10.40, 10.50 – 18.20, 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Инструктаж, поход,дискуссия | 10 | Поход выходного дня | Новгородский район,кабинет | Презентация, видео- и фотоматериалы |
5 | Ноябрь, декабрь | 17, 241, 8 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Лекция, составление плана, чтение карты | 8 | Топография и ориентирование | Кабинет, школьная площадка | Зачёт |
6 | Декабрь, январь | 15, 2219, 26 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Семинар, экскурсии, игра | 8 | Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий | Кабинет, школьная площадка, близлежащие улицы города | Доклады, презентации |
7 | Февраль,Мартапрель | 9, 16, 232, 16, 23 13 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30 | Инструктаж, игры, тренировки | 14 | Физическая подготовка. Туристская техника | Кабинет, школьная площадка | Сдача нормативов |
8 | Апрель,май | 20, 2712 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.3010.00 – 14. 00 | Инструктаж, игрыПоход | 8 | Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности | Кабинет, школьная площадка,Новгородский район | Тестирование, отчёт |
9 | май | 18,25 | 14.00 – 14.40, 14.50 – 15.3010.00 – 14. 00 | Лекция, практикум (оказание первой помощи)поход | 6 | Зелёная аптека и доврачебная помощь | Кабинет, школьная площадка,Новгородский район | Тестирование, доклады. |
Рекомендуемая литература.
- Для педагога:
1. Нормативная:
1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
2. Туризм:
2.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
4. Подготовка и проведение похода:
4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
5. Краеведение:
5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю
5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.
6. Зелёная аптека:
6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.
7. Медицина:
7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г
- Для учащегося:
К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"
Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»
Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...
Совершенствование физических качеств дошкольников, посредством организации игр с элементами спортивного ориентирования
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливванию организма, улучшению здоровья, совершенствованию физических качеств....
Спортивное ориентирование – составная часть спортивного туризма.
Спортивное ориентирование – составная часть спортивного туризма....
Тема урока «Кроссовая подготовка с элементами спортивного ориентирования»
Конспект урока по физкультуре для 6 класса...