Развернутый план занятия "Кукольная семья"
методическая разработка
Методическая разработка «Развернутый план занятия «Кукольная семья»» конкретизирует и систематизирует деятельность педагога по проведению занятия по указанной теме. В рамках этого занятия также рассматриваются свойства материалов из натуральных текстильных волокон, происходит знакомство детей с народными обрядами и традициями, культурой взаимоотношений в семье. Разработка предназначена для проведения занятий по курсу «Традиционная кукла». Предложенные приемы выполнения доступны для широкого круга детей. Может быть рекомендована как методическое пособие для воспитателей ГПД, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, учителей технологии, самостоятельной работы детей, при коррекционной педагогике; использоваться при проведении теоретических и практических занятий в области изучения технологии изготовления кукол-закруток, при знакомстве с народными обрядами и традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_plan_zanyatiya_kukolnaya_semya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога | Ефимова Елена Владимировна | |
Должность | Педагог дополнительного образования, учитель технологии | |
База | Гимназия № 74 | |
Тема занятия | «Кукольная семья» | |
Цель занятия | Познакомить с видами и научить технологии изготовления кукол-закруток | |
Задачи | Образовательные |
|
Развивающие |
| |
Воспитательные |
| |
Методы проведения занятия | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | |
Ожидаемые результаты | Дети:
| |
Оборудование Материалы и инструменты | Столы, магнитная доска, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование Ткань, нити, ножницы, иглы для ручного шитья | |
Литература для подготовки | И.Н. Котова, А. С. Котова, Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб. 2003. | |
Литература для детей | М.И.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. -Ярославль: Академия развития, 1997. И.Н. Котова, А. С. Котова, Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб. 2003 | |
Методическое обеспечение и методические материалы | Работы детей из методического фонда, альбомы, презентация на CD. |
Тип занятия– комбинированный
Продолжительность занятия 90 минут.
Практическая работа:
- знакомство с технологией изготовления куклы-пеленашки
- знакомство с видами операций
- раскрой деталей куклы-пеленашки
- пооперационное изготовление куклы-закрутки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Содержание | Мин |
Организационный момент Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут ( назначение дежурных). Все вместе мы познакомимся с кукольной семьей (слайд 1) и отправимся с вами в волшебную страну – страну кукол. Но не современных кукол, а таких, в которые играли ваши пра-пра-бабушки. Для того, чтобы получше познакомитиься с нашей кукольной семьей, мы выясним, что же такое семья, узнаем, какую роль играла раньше кукла и попробуем создать свою кукольную семью. А потом поиграем так, как играли раньше. Этапы занятия (слайд 2) Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно.
Во все исторические эпохи кукла была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества, его навыки и умения. И самой главной игрой была, есть и будет игра в «дочки-матери», игра в семью. Основное предназначение семьи – продолжение рода, то есть рождение и воспитание детей. (слайд 3). Основой семьи, ее стержнем был Хозяин, мужчина, отец. Не случайно при изготовлении куклы – папы основой была деревянная палочка. Семья будет крепкой, если ее глава крепко стоит на ногах. Поэтому и ноги этой игрушки тоже делаются на основе деревянных палочек. Но не только твердость и жесткость должна характеризовать мужа и отца. Без доброты и мягкости не будет счастливой ни одна семья. Чтобы обнять и приласкать жену и детей, руки у кукольного папы делали мягкими, только из ткани. Кукла-мама, как и обыкновенная мама, - добрая, ласковая, мягкая. И делали эту куклу только из ткани. Ну, а дети – повторяют черты своих родителей, как в обыкновенной жизни, так и в кукольной. В древности человек воспринимался другими людьми прежде всего как член определенного рода – большой семьи, состоящий из нескольких поколений родственников (слайд 4). Ведь и само слово «семья» шутливо подсказывает нам, сколько в семье должно быть человек: родители и пятеро детей. Это не случайно. Раньше, когда человек должен был сам полностью обеспечить себя всем необходимым для жизни, только большая семья могла жить в достатке. Ведь сколько в семье человек, столько и рабочих рук. Отношения в такой семье строились на уважении к старшим и послушании. И это тоже не случайно. Ведь именно старшее поколение являлось хранителем знаний и традиций. Передать эти знания детям проще всего через игру. Разобраться во взаимоотношениях между членами семьи, узнать и понять все тонкости значимых событий жизни: рождения и смерти, свадьбы и календарных праздников помогала ребенку кукла – посредник между миром взрослых и детей (слайд 5). История куклы своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами (слайд 6,7,8). Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, лоскутов ткани и кусочков пряжи играли большую роль в обрядах, служили оберегами и талисманами. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Традиционная русская кукла также имела прежде всего обрядовое и обереговое значение.. Такие куклы могли отводить болезни ( куклы-лихоманки), обеспечивать хороший урожай (куклы-зерновушки), утешать девушку, выданную замуж (материнская утешница), оберегать ребенка, приносить в дом достаток и благополучие, участвовать в различных обрядах. При их изготовлении требовалось соблюдать определенные правила. Но были и игровые куклы. Делались они из ткани, дерева и часто были очень условны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы «на выхвалку», когда девочки показывали друг перед дружкой свои умения. Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисманы и амулеты – в разряд украшений и сувениров. Сегодня традиционная кукла – прежде всего носитель информации о прошлом, ниточка памяти, которая помогает нам не превратиться в «Иванов, не помнящих родства» (слайд 9,10).
На этом занятии мы начнем с вами создавать кукольную семью. Эти куклы относятся к виду кукол – закруток, т.е. они скручиваются из ткани и нитей( слайд 11). Назначение таких кукол очень разнообразное. Они использовались в обрядах, для игры, выполняли воспитательные, обучающие и развивающие задачи. Через игру дети усваивали веками укоренившиеся традиции и жизненно важные умения. Сам процесс изготовления куклы также обладает воспитательной, развивающей и обучающей направленностью (слайд 12). Создание кукольной семьи мы начнем с ее самого маленького члена – с малыша. Подумайте, как использовалась эта игрушка и чему могли научиться дети, делая ее? Ответ - слайд 13. При изготовлении куклы-пеленашки раньше не пользовались никакими инструментами : ни ножницами, ни иголками. Считалось, что такую куклу можно делать только руками, ткань рвали, нить перекусывали, саму куклу не сшивали, а сворачивали из лоскутов и завязывали нитью. Лоскуты для изготовления брали из отслуживших вещей: чем больше лоскутов использовалось, тем больше людей оберегали хозяина этой куклы (слайд 14). Текущий контроль усвоения нового материала. Устный опрос по куклам – закруткам, их функциям и роли в жизни ребенка.
На прошлых занятиях мы уже работали над изготовлением мягкой игрушки. Давайте вспомним:
Для изготовления куклы пеленашки нам потребуются лоскуты натуральных хлопчато-бумажных , льняных и шерстяных тканей (слайд 15). Скрутку-тело мы будем делать из льняной ткани: она более жесткая, чтобы наш малыш вышел крепеньким. Для платочка возьмем лоскуток хлопчато-бумажной тонкой ткани, например, ситца, – она мягкая и тонкая, чтобы не натирала шейку. Если захотите завернуть малыша в пеленку – подберите лоскуток мягкой и плотной ткани, фланель или бумазею. А если боитесь, что ваш малыш замерзнет – возьмите кусочек мягкой шерстяной ткани. Не забудьте про расцветку: лучше выбрать ткани с не очень крупным рисунком, нежных цветов. В нашей работе мы будем пользоваться ножницами для раскроя тканей. При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точнось движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности. Раскрой - наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами. Мы только что повторили правила безопасной работы с ножницами и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Недаром говорится: «семь раз отмерь – один раз отрежь». После того, как все основные детали игрушки будут вырезаны, мы перейдем к следующему этапу работы – изготовлению куклы-пеленашки.
Консультация педагога по выбору тканей
Демонстрация педагогом приёмов раскроя различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается В ходе практической работы педагог следит за посадкой воспитанников, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения работы.
Демонстрация педагогом приёмов изготовления куклы-пеленашки. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается.
Мы сегодня очень хорошо потрудились (слайды 28, 29), у вас получились замечательные работы (слайды 30, 31). Вы много узнали о куклах -закрутках и технологии их изготовления, положили начало вашей кукольной семье. Сегодня мы еще раз убедились, как важно быть внимательным и аккуратным, уметь слушать и слышать. На следующем занятии мы продолжим работу над кукольной семьей. До скорой встречи (слайд 32)! | 5 15 10 20 30 10 |
Всего | 90 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развернутый план конспект урока по УМК \'\'Happy English. ru 5\' by K. I. Kaufman
Данный развернутый план конспект по английскому языку составлен для 5 класса по УМК \'\'Happy English. ru 5" K. I. Kaufman. Основная тема урока - порядок слов в предложении....
Развернутый план-конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Мощность»
Развернутый план-конспект урока по физикев 7 классе по теме:«Мощность»...
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
Цель урока: · знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·...
Развернутые план-конспекты открытых уроков по физкультуре
Развернутые план-кокспекты для проведения открытых уроков по физкультуре для различных классов....
Развернутый план-конспект урока по английскому языку.
Тема: Порядок слов в английском предложении. Мой день. Цели урока:Практические:- работа над лексикой по теме «Мой день»;- совершенствование произносительных навыков;- совершенствование навыков ау...
Развернутый план занятия "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки"
Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде разработки занятия с использованием компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игр...
Развернутые планы уроков по чтению в 5 классе специальной коррекционной школе VIII вида по темам "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин и "Серая шейка Д. Мамина- Сибирика
В данном материале предсталены развернутые планы уроков, а также презентации по данным темам....