«Натюрморт из трех несложных предметов»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Натюрморт из трех несложных предметов»
Цель урока: Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе
Задачи урока:
1. Обучающие: Удачное размещение изображения на листе бумаги;
Передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения;
Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы;
Тональная проработка предметов.
2. Развивающие: развивать интерес к изобразительному искусству формировать пространственное мышление;
Развивать творческое воображение;
3. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание.
Оборудование:
Для учителя:
1. Натюрморт из трех предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
2. Примеры работ, выполненных карандашом.
3. Бумага (формат – А-3 листа ватмана). Материал – простые карандаши ТМ, М, ластик.
Для учащихся:
1. Бумага (формат – А-3 листа ватмана), Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.
Тип занятия: комбинированный.
Структура урока:
I. Организационный момент. – 3 мин.
II. Вводная беседа. –5 мин.
III. Повторение пройденного материала. – 3 мин.
IV. Объяснение материала. – 10 мин.
V. Практическая работа. – 1 час 34 мин.
VI. Итог урока. – 5 мин
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.
II. Вводная беседа. Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.
III. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
IV. Объяснение материала. В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов – это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте. Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. Основные средства художественной выразительности рисунка – линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.
На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из 3-х предметов.
V. Практическая работа
- Выбор формата.
Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.
- Композиционное решение листа.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.
- Передача характера формы предметов, их пропорций.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера Определить уровень горизонта (уровнь глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
- Конструктивное построение предметов натюрморта.
Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Строим эллипсы, соответственно линейной перспективе круга. При нашем положении предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний эллипс предмета.
- Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Прорабатываем лёгкой штриховкой все тени в натюрморте. Находим «большую тень» и «большой свет».
- Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.
Используя штриховку «по форме» пытаемся передать объём предметов, прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.
- Тональное решение натюрморта.
Разбираем предметы по тону, посредством многократного нанесения штриха в нужных направлениях.
- Обобщение натюрморта.
Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону. Соответствующим образом штрихуем или протираем натюрморт ластиком.
VI. Итог урока.
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:
1. Композиция в листе.
2. Пропорции и характер предметов.
3. Свето-теневые отношения.
4. Общее тоновое решение натюрморта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несложный натюрморт из двух - трех предметов
Тема урокаНесложный натюрморт из двух - трех предметов (6 часов)Цель: формирование умений передавать в натюрморте тональные и цветовые отношения двух – трех предметов, образующ...
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...
6 класс ИЗО. Урок 4.ТЕМА УРОКА: «Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для детей с ограниченными возможностями 8 вида....
6 класс ИЗО. Урок 5. ТЕМА УРОКА: «Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
Презентация к занятию " Натюрморт из трех предметов"
Наглядное пособие для проведения занятия в технике рисунка...
Рисование натюрморта с натуры из предметов быта.
Формирование художественные знания об основных приемах изображения предметов с натуры, средствах художественной выразительности – форме, пропорциях, композиционном центре....
«Изображение натюрморта с натуры» (два предмета)
комбинированный урок. Изобразительное искусство. Класс 6.Тема: «Изображение натюрморта с натуры» (два предмета)...