Программа "Каникулы"
проект
В настоящее время общество осознало необходимость осуществлять культурные цели образования, ориентированные на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе и организации досуга во время каникул. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени в соотношении с временем учебным. Каникулы - это разрядка накопившейся за время учебы напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, приобщение к культурным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, удовлетворение интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kanikuly.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы.
Наименование программы:
Комплексная программа «Каникулы»
Основные исполнители программы:
Система дополнительного образования
Перечень разделов:
Введение
Анализ ситуации: проблемное поле системы воспитания детей
Педагогика каникул
Педагогика досуговой деятельности
Взаимодействие с семьей
Цель и задачи программы.
Этапы реализации.
Содержательные блоки программы.
Календарный план мероприятий.
Механизм реализации.
Ожидаемые результаты.
Список используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществлять культурные цели образования, ориентированные на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе и организации досуга во время каникул. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени в соотношении с временем учебным. Каникулы - это разрядка накопившейся за время учебы напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, приобщение к культурным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, удовлетворение интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Как организовать каникулы детей, чтобы они могли помочь каждому ребенку в его развитии, интенсивности его жизни, особенностей характера и приоритетов.
Проектируя и организуя досуг детей в каникулярное время, мы пытаемся найти решение этих вопросов.
Анализ ситуации:
проблемное поле системы воспитания детей и подростков.
В условиях создания гуманистической системы воспитания ведущим становится личностный подход, выражающийся в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребенка, а также культуры и ментальности народа и модели семейного воспитания. В системе происходит создание инновационных гуманистических концепций в связи с чем на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоорганизация, самобытность и личное творчество, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни.
В рамках развития воспитательной системы нового времени, необходимо отметить то, что сегодня разговор идет не о мероприятийной деятельности, а о деятельности воспитывающей, создающей человека, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
Условия развития воспитательных систем дополнительного образования позволяют осуществлять работу, направленную на знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях, что и обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребенку и семье. Воспитательная работа, осуществляемая в Центре, направлена на повышение культурного уровня детей, социализацию личности, преодоление дефицита общения со сверстниками, воспитание лучших человеческих качеств.
Современные дети – это представители будущего поколения. Общение ребенка с окружающим миром – это процесс взаимодействия, помогающий ему приобрести опыт, позволяющий сформировать свою жизненную позицию, освоить различные социальные роли и подготовиться к взрослой жизни. Каникулы - это самое благоприятное время для общения, получением новых знаний, отличных от школьных, реализации своих способностей.
Каникулы – это классическая социальная система. В ней проявляются свойства целостности. Устойчивости связей между её элементами, внутренне единство, потенциальная возможность отражать внешние воздействия и в то же время – автономность от них.
Система каникул немыслима без педагогов и других специалистов; система ущербна без семьи как «субъекта» оздоровительно-образовательных услуг.
Система каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей состоит, на наш взгляд, из социальных и педагогических условий.
Развитие каникулярной системы
Социальные условия Педагогические условия
Каникулы – не просто маленькая жизнь, это огромный мир, в котором должны найти себя все наши дети. Это система, где каждый ребёнок – ГЛАВНОЕ.
Программа «Каникулы» - это одно из звеньев на пути формирования личности ребенка, способствующее воспитанию культуры, чувства патриотизма, коллективизма, выполняющее функции развития способностей детей через участие в различных видах деятельности.
Педагогика Каникул.
Школа и внешкольная деятельность являются разными сферами существования детства, они остаются разными видами педагогической деятельности. Школьная дидактико-ориентированная педагогика разработана до мелочей, она получила статус государственной. Педагогика каникул еще не систематизирована. Ее принципы растеклись по программам, одна из которых представлена. Педагогика каникул принадлежит сфере гражданского общества, где существует больше свободы для частной жизни, самоорганизации и самореализации. Успех в реализации программы состоит в привнесении элементов неожиданности, незавершенности и свободы, что является
- условием проявления творческого потенциала личности
- универсальной точкой личностного роста ребенка, его способностей, принятия решений
- полем для проявления инициативы и готовности действовать самостоятельно
- возможностью для педагогов поддержать детей в их стремлении действовать.
Взаимодействие с ребенком в ситуации свободы – одна из высших способностей педагога дополнительного образования. Следовательно:
Первое золотое правило педагогики каникул - заинтересованное участие ребенка в деятельности должно предполагать некоторую незавершенность, что побуждает каждого участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям.
Второе золотое правило педагогики каникул: каждый ребенок должен участвовать в создании общественно значимого продукта. Для этого надо предоставить ребенку возможность сделать своими руками то, что до этих пор он не мог делать. Ведущими становятся взаимодействия детей в процессе самостоятельного осуществления ими реального проекта. Именно в этой позиции дети перестают быть объектом воспитания и становятся его субъектом. Взрослый из руководителя превращается в наставника, наблюдателя и консультанта, его прежняя роль трансформируется и становится вспомогательной. Дети, таким образом, обретают свободу саморазвития.
Третье золотое правило педагогики каникул предполагает создание условий для естественного развития ребенка. Каждый ребенок не чувствует себя ущемленным, если нет препятствий для осуществления интересной для него деятельности.
Педагогика каникул- живая творческая деятельность. Для нее характерно все, что составляет суть творчества - генерация идей, инициатива, импровизация, глубокая мотивация.
Педагогика досуговой деятельности в программе «Каникулы»
- Любая досуговая модель есть занятие творчеством, так как заставляет детей без принуждения искать творческие решения, делать самостоятельные выводы, придумывать, фантазировать, действовать.
- Личность ребенка раскрывается, растет, когда он действует, отдает, создает полезное в духовном или материальном плане.
- Детям всегда нужен допинг интереса, условия для самовыражения. Помочь ребятам найти себя - важная задача. Но для этого необходимо поле творческой свободы без криков, одергивания, заорганизованности, и еще нужна фантазия.
- Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их сотрудничество и сотворчество. Досуг в целом - дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий соучастников в целом.
- Человеческая неповторимость - соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества.
- Необходимо искать в ребенке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала и опереться на них – вот главный принцип досуговой педагогики.
- Положительное и прекрасное рождает добро само по себе, качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка.
- Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост. Необходима постоянна оценка роста.
Взаимодействие с семьей.
Целью включения в организацию каникул семейных программ является включение родителей в совместную воспитательную и досуговую деятельность. Поставлен ряд задач, направленных на повышение эффективности воспитания за счёт соединения различных форм совместной деятельности детей и их родителей, предоставление условий для совместного творчества и организации семейного досуга на базе Центра.
Программа через дополняющие друг друга формы досуговой деятельности с активным вовлечением в неё не только детей, но и членов их семей, направлена на создание атмосферы благополучия в семье.
В семейных программах используются различные формы организации досуга: праздники, спортивные конкурсы, мастерские, творческие конкурсы.
Среди форм, ставших традиционными, следует отметить семейный праздник Рождества, задачи которых- привлечь внимание семьи к духовной культуре пробудить интерес к православным традициям , а также к сотворчеству родителей и детей.
Для повышения мотивации семей воспитанников к участию в воспитательном процессе, в рамках программы «Каникулы» проводятся конкурсы « Па-я-Ма» для детей и родителей, в том числе: спортивные конкурсы, песенные конкурсы, выставки совместных работ прикладного творчества.
Прогнозируемым результатом включения семейных проектов в рамки программы «Каникулы» является укрепление, нравственного и духовного оздоровления семей, что, в свою очередь будет способствовать:
- снижению остроты проявлений кризиса семьи, сохранению лучших традиций семейного воспитания;
- распространению полезного опыта семейного воспитания;
- укреплению внутрисемейных взаимоотношений;
- взаимополезному сотрудничеству семьи и Дворца;
- повышению положительной мотивации воспитанника на учебную деятельность.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для активного отдыха, реализации творческого потенциала, оздоровления, совершенствования культуры проведения детей и подростков.
Задачи:
Создание системы интересного, познавательного, разнообразного отдыха и детей и подростков.
Привлечение как можно большего количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни.
Развитие эстетической культуры подрастающего поколения;
Развитие познавательного интереса к мировому историческому наследию, формирование духовности, гражданственности, любви и уважения к Родине.
Раскрытие творческого потенциала детей средствами игровой деятельности.
Укрепление физического самочувствия.
Ведущие педагогические принципы программы
Целесообразное сочетание и взаимосвязь всех видов деятельности.
Творческий и развивающий характер каждого вида деятельности
Добровольность и свобода выбора детьми содержания и форм деятельности, адекватных их потребностям и возможностям.
Целостный подход к развитию личности ребенка.
Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
Организация различных видов стимулирования и поощрения участников мероприятий
Возрастной подход при разработке игр, состязаний, конкурсов и других форм.
Формы работы и виды деятельности в рамках программы:
1. Игровые формы. Педагогика игры.
Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
Современная гуманистическая система воспитания нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и вольной практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое поле самовыражения.
2. Конкурсные формы.
В качестве способа личностного развития участников программы «Каникулы» выбрано использование конкурсных форм.
Конкурсная форма является перспективным методом активизации именно личностной самореализации и детской самодеятельности. Согласуя между собой свои интересы, возможности, знания, умения, потенциалы, ребята учатся культуре заинтересованного общения и полезного совместного действии. Ребенок учится понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.
Конкурсная форма, состоящая из числа самостоятельных конкурсов (спортивные, творческие, интеллектуальные) представляет собой цикл разнообразных дел (Творческие мастерские, конкурс настольных игр «Страна Игралия», спортивные эстафеты «Спортландия») в которых может проявять себя каждый ребенок. В основе конкурсных форм лежат принципы соревновательности, состязательности.
Каждый из конкурсов является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Сама конкурсная форма демонстрирует детям образец конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможность самореализации личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех участников программ, влияет на эффективность групповой деятельности, эмоционально-психологический климат и сплоченность малых групп. Конкурсные формы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.
Проведение таких мероприятий позволяют ребенку
- сформировать адекватную самооценку
- развивать свои волевые качества
- самоопределиться в мире увлечений
- воспитывать свой эстетический вкус
- развить коммуникативные способности
- приобрести навыки совместной деятельности.
Реализация конкурсных форм обеспечивает наличие постоянного стимула, в роли которого выступает индивидуальный или коллективный успех- победа. Он создает основу для формирования высокой самооценки, способствует творчески активному самочувствию каждого ребенка.
Конкурсные носят тематический характер в зависимости от содержательного блока программы.
3. Вспомогательные формы:
Творческие конкурсы,
ролевые игры,
интеллектуально-познавательные игры,
спортивные соревнования,
танцевально-развлекательные программы,
выставки,
мастерские,
турниры,
экскурсии.
4. Виды деятельности:
Прикладная творческая деятельность (мастерские, выставки)
Игровая деятельность ( конкурсы, соревнования)
Коммуникативная деятельность ( общение с детьми и взрослыми)
Познавательная деятельность ( интеллектуальные программы, экскурсии)
Спортивная деятельность ( эстафеты, чемпионаты)
Развлекательная деятельность ( концерты, спектакли)
Этапы реализации программы
Реализация программы «Каникулы» осуществляется в течение всего учебного года в шесть этапов.
Этап | Сроки реализации | Содержательная деятельность |
1 | Август – октябрь | Разработка программы каникул и апробация механизма включения в учебно-воспитательный процесс Центра по реализации содержательных блоков программы. |
2 | Октябрь-ноябрь | Работа с детьми и педагогами Центра по реализации содержательного блока программы «Осенний калейдоскоп» |
3 | Декабрь-январь | Работа с детьми и педагогами Центра по реализации содержательного блока программы «Зимние забавы», осуществление мониторинга эффективности реализации программы. |
4 | Февраль-март | Работа с учащимися и классными руководителями образовательного учреждения по реализации содержательного блока программы «Весенняя капель». |
5 | Май-июнь-июль | Работа с детьми и педагогами по реализации содержательного блока программы «Здравствуй, лето», вовлечение других учреждений в реализацию содержательного блока. |
6 | Июль – август | Разработка проекта программы каникул на новый учебный год. Оценка социального, педагогического и психологического эффекта реализации программы. |
Содержательные блоки программы
Осенние каникулы.
Осенние каникулы в Центре проводятся в рамках «Недели Игры и игрушки». Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно благодаря детским играм, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
Выбранные в данный содержательный блок приоритеты способствуют формулированию тех ценностей и смысловых доминатов, которые входят в воспитательную систему Центра. В рамках содержательного блока «Осенний калейдоскоп», предполагается проведение игровых форм различных направлений ( познавательные игры, спортивные игры, ролевые игры и т.д), а также различной тематики ( научные, эстетические, патриотические). Разнообразие форм обусловлено возрастной дифференциацией, максимальной активацией внимания и заинтересованности детей разных возрастов. Разновозрастные мероприятия:( праздники Открытия, закрытия Недели) основаны на зрелищности, театрализации, шоу. Игровой материал строится по принципу осуществления действительности через реальное и условное.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока «Осенний калейдоскоп» является самореализация каждого ребенка, решение проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества посредством игры.
Цель:
создать условия для реализации каждого ребенка как человека, как личность.
Задачи:
Содействовать социализации ребенка, целенаправленно воздействуя на становление личности, усвоение детьми духовных ценностей.
Обеспечить синтез усвоения ребенком богатства культуры, формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
Осуществить сотрудничество, содружество, сотворчество со взрослыми, используя игру как посредника между миром ребенка и миром взрослого.
Зимние каникулы проводятся в рамках празднования Нового Года и Рождества. Реализация содержательного блока «Зимние забавы» строится на традиционных формах организации досуга: зрелищные, игровые, конкурсные мероприятия. Особое место уделяется праздникам. Праздники занимают важное место в жизни детей. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность показать свои способности, посмотреть и оценить таланты других. Праздники возглавляют эскадроны будничных дней. Они - некий рубеж в монотонности учебного года.
Новогодние праздники в коллективах Центра строятся по принципу учета возрастных границ и творческих приоритетов участников. Зрелищность и театрализация каждого праздника, оригинальность каждого сценария, многообразие игровых форм позволяют удерживать интерес детей в течение длительного времени на высоком уровне, а также положительно воздействовать на эмоциональную сторону восприятия ребенка.
Чувства восхищения, удовольствия освобождают детей от дисгармонии, физической усталости. Зрелищность концертных программ положительно влияет на эстетический вкус и способность культурного анализа.
В рамках содержательного блока зимних каникул ежегодно проводятся городские праздники: Новогодняя лефортовская Ассамблея и семейный праздник Рождества.
Воспитательные функции праздников многообразны. Каждый проект сочетает в себе познавательную, культурологическую, патриотическую, этнографическую, эстетическую функции исходя из главных целей данных мероприятий городского масштаба.
Большое внимание в организации зимних каникул уделяется спортивным мероприятиям ( эстафеты, игры на улице, семейные конкурсы). Оздоровление, укрепление общего физического состояния, снятие напряжения после учебной деятельности – основная задача спортивных проектов данного блока. Мероприятия строго дифференцированы по возрастному принципу, так как учитываются физические возможности участников и дают возможность объективной оценки.
Наличие в Центре видео зала позволяет использование формы видеосалонов. Возрастной охват участников составляет преимущественно дошкольный и младший школьный возраст. Показ мультфильмов, сказок, использование игровых форм ( сказочные викторины, караоке, художественное творчество) дают возможность ребенку сразу показать результат увиденного, улучшает художественную память.
В период зимних каникул осуществляется выезд коллективов Центра в профильные оздоровительные лагеря. В программы профильных смен входят досуговые мероприятия, а также семинары, творческие профильные площадки, повышение квалификации, подготовка к конкурсам и фестивалям.
Кроме того, используются формы экскурсий, экспедиций, посещение театров и других культурных площадок.
Цель:
Создать ребенку условия для максимальности проявлений (интереса, активности, силы, интеллекта, фантазии, творчества)
Задачи:
Усвоение детьми определенных знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников.
Формирование широкого мировоззрения, эстетического вкуса, расширение знаний об основах здорового образа жизни.
Снятие эмоционального напряжения, формирования позитивного настроя на новое учебное полугодие.
Весенние каникулы.
Весенние каникулы проходят в рамках Недели театра, музыки и книги. Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока «Весенняя капель» является нацеленность на художественную культуру, эстетику, мир искусства. Формирование духовного богатства личности ребенка осуществляется посредством знакомства с мировым культурным наследием.
Блок богат разнообразием видов организации досуга: устные журналы эстетической, искусствоведческой направленности, музыкальные салоны с разнообразием жанров, стилей и видов музыкального искусства, праздники, концерты, шоу программы, карнавалы цветов.
Познавательную функцию выполняет цикл мероприятий, организованных в сотрудничестве с библиотеками и театрами города. Литературные гостиные, авторские встречи, поэтические вечера помогают детям учиться мыслить творчески, выражать свои мысли и фантазии литературным языком.
При подготовке мероприятий данного блока учитывается максимальный охват всех видов искусства: прикладное творчество, музыкальное, танцевальное, литературное, театральное.
Сотрудничество с городскими театрами, посещение спектаклей, творческие встречи с артистами позволяет детям расширить сферы познания, устранить пробелы в культурном воспитании личности.
Цель:
Создать условия для расширения и приобщения к культуре и миру искусства.
Задачи:
Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к культурному наследию.
Способствовать становлению полноценной личности ребенка, приобщая его к духовным ценностям.
Содействовать укреплению связей между Центром и учреждениями культуры посредством участия в совместных проектах.
Воспитать активную позицию по отношению к духовному богатству и его постоянному обновлению.
Летние каникулы
.
В период летних каникул Центр работает в трех направлениях:
1. Сотрудничество с пришкольными лагерями дневного пребывания.
2. Выезды коллективов в профильные лагеря
3. Участие лучших коллективов Центра в международных конкурсах и фестивалях.
- Большие возможности развития активности детей и подростков предполагают мероприятия для участников летних смен в пришкольных лагерях. При организации мероприятий учитываются следующие факторы:
- учет интересов и потребностей детей
- учет погодных условий
- возрастные границы.
Яркие красочные праздники Открытия и закрытия лагерных смен, спортивные праздники создают особую атмосферу увлеченности.
- Выезды шахматной студии «Лев», студии спортивного бального танца «Юнона», хореографических студий Центра дают возможность детям укрепить здоровье, повысить уровень мастерства, творческого общения, укрепления взаимоотношений в коллективе.
- Участие коллективов Центра в международных конкурсах формируют у детей стремление к проявлению своих способностей, проявление волевых качеств, творческому обмену опытом, возможность активного отдыха, дают позитивный настрой на будущий учебный год.
Цель:
Укрепление физического и духовного здоровья посредством активной деятельности, проявить лучшие качества и способности.
Задачи:
Воспитать коллективизм и осознанность неповторимости каждого человека.
Развить коммуникативные умения, навыки здорового образа жизни.
Способствовать развитию самоорганизации, формированию активной позиции.
Механизм реализации программы «Каникулы»
Материально - технические условия предусматривают:
- игровой и спортивный инвентарь.
- концертный зал
- площадки для спортивных состязаний
- комнаты и оборудование для творческих мастерских
- призовой фонд
Кадровые условия предусматривают:
- педагоги Центра
- методисты
- инспектор по безопасности
- техническая служба
Педагогические условия.
цели и задачи будут реализовываться через содержательную деятельность мероприятий;
соответствие направлений и форм работы целям и задачам программы каникул, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в мероприятиях.
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов вне Центра для реализации программы каникул;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми и подростками.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации
проведение инструктивно – методических сборов с педагогами Центра
Прогнозируемые результаты.
Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Укрепление общего физического состояния
Приобретение нового социального опыта.
Знакомство с разнообразными формами отдыха, приобретение навыков активного отдыха
Знакомство с разнообразными видами игровой деятельности.
Приобретение навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Четкое структурирование единого воспитательного пространства Центра
Положительная динамика в разрешении указанных проблем в программе каникул, противоречий на различных уровнях, в достижении поставленных целей и задач.
Список используемой литературы.
Андреев В. «Куда уходит детство»» (Народное образование-1997г.)
Шмаков С.А. «Каникулы: Прикладная энциклопедия» -М, 1997
Шмаков С.А. «Игры-потехи, забавы-утехи» -М, 1994
Сидоркин А. «Диалог о воспитании: к постановке проблемы» (Педагогика-1991.№2).
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.
Литвинов А. «Мир тесен и люди в нем- братья» (Народное образование-1997№4)