Методическая разработка экологической игры.
занимательные факты (5 класс)
Предварительный просмотр:
День воды.
Методическая разработка экологической игры.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на земле.
Задачи: привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях. Показать насколько дороги природные ресурсы (вода).
Оборудование: глобус, стакан, трехлитровая банка с водой, пипетка, таблица «Расход воды», плакаты по теме, тазы с водой, два яблока, две губки.
Ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Зе6мле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем? (показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода). А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего, лишь половину стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана вы получите воду из рек и озер (свои слова ведущий сопровождает показом опыта). Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, мили о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий учёный всегда стремится разгадать их.
Конкурс «Загадочный».
- Что бежит без прогону? (вода).
- Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).
- Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (облако).
- В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападет-
Этот бархат опадет. (иней).
- Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (туча).
- Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось-
С неба на землю свалилось. (снег).
- Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки).
- Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (туча).
- Днем окно разбито,
За ночь вставлено. (лед в проруби).
- Текло, текло и легло под стекло. (река подо льдом).
- Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (болото).
- Бежит без ног
Рукава без рук. (река).
- Вода по воде плавает. (лед).
- В воде родится
Воды боится. (лед).
- Пришли воры,
Хозяев украли,
А дом в окошки ушел. (рыбаки, рыба, невод, вода).
Ведущий: демонстрирует детям глобус.
Ведущий: океаны, моря и реки регулируют круговорот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем: регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.
Викторина
«Реки, озера, моря и океаны».
Вопросы:
- Сколько на нашей планете океанов? (4)
- Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
- Белое, красное, черное, желтое – что это? (названия морей)
- Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
- Как называются начало и конец реки? (исток, устье)
- У какого водоема бывают рукава? (река)
- Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
- В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
- По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
- Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (примерно 70%)
- Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
Конкурс «Знаете ли вы?»
Ведущий: а знаете ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы:
- У кого оба глаза в одном боку? (камбала)
- У кого одна нога дом перевозит? (моллюск)
- Кто одной ноздрей дышит? (кашалот)
- Кто клыками дно пашет? (морж)
- Какую птицу море отучило летать? (пингвин)
- Что такое «морская капуста»? (водоросли)
- Какая пролетная стая обещает снег? (стая гусей)
- Кто пьет ногой? (лягушка)
Физкультминутка
«Вода - не вода».
- Достать без рук, ртом из таза с водой яблоко.
- Кто быстрее губкой нальет воду в стакан.
- Ложкой из стакана в стакан перелить воду. (на время)
- Достать без рук ключ из банки с водой.
Конкурс «С улыбкой по стране».
Ведущий: наш следующий конкурс «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.
Вопросы:
- Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)
- В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)
- Какой приток реки Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)
- Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)
- В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
- В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нем всего полбуквы. Назовите ее. (река Пола-пола)
- У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Припяти - «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)
Конкурс «Где мы используем воду?»
Ведущий: В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды:
- она содержится в крови,
- вода, входящая в состав слюны и желудочного сока помогает переваривать пищу,
- с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
Детям показывают таблицу «Расход воды».
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95 -190 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье пола, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
Ведущий: вот так много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»
Детям предлагается найти примеры неэкономного расходования воды в быту и предложить свои методы экономии воды.
Ведущий: с приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки и озера. Если не принимать срочных мер – водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него.
Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться так4ие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.
Когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
Ведущий дает совет детям приучиться чистить зубы при закрытом кране и стирать мелкие вещи только в тазу.
Литература:
- «Игры, кроссворды, загадки, ребусы для 4-8 классов»
- ПедСовет №1-2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...
Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"
Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....
Методическая разработка экологического мероприятия "Сказ о том, как Вовка живую воду искал"
Экологическое мероприятие, посвященное Дню воды....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА ...
Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»
В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...
Методическая разработка экологической игры: "Земля-наш общий дом"
Экологическая игра для детей младшего школьного возраста...