Открытый урок: "Обучение приемам радиопеленгации"
опыты и эксперименты (6 класс)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие.
Тема открытого урока: «Обучение приемам радиопеленгации»
Цель занятия: Закрепление пройденного материала, изучение нового приема «Слепого поиска», подготовка к соревнованиям по СРП.
Задачи занятия:
Получение теоретических и практических знаний
Формирование умений и навыков командной работы.
Развитие творческих способностей. Получение опыта работы в команде.
Воспитание дисциплины и культуры поведения на спортивных соревнованиях.
Место занятия в изучении темы: учебный класс.
Тип занятия: теория / видео-презентация; практика.
Формы и методы работы на уроке
Лекция-рассказ педагога о данном виде спорта (краткая история и статистика, динамика развития, популярность в наши дни), использование медиа-аппаратуры для просмотра фото и видеоматериалов.
Инвентарь: компьютер, видеопроектор, радиопеленгатор, наушники, передатчик, спортивные карты, компас, батарейки.
ХОД УРОКА:
1. Вводная часть;
2.Основная часть;
3. Практическая часть.
Здравствуйте, меня зовут Карелина Н.А. Я - педагог дополнительного образования станции юных техников города Донецка. Являюсь руководителем объединения «Спортивная радиопеленгация».
И так, тема нашего занятия: «Обучение приёмам радиопеленгации». Сегодня мы обобщим те знания, которые вы получили ранее на наших занятиях. Затем познакомитесь с новым приемом радиопеленгации «Слепой поиск».
Сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент видео фильма Международных соревнований по спортивной радиопеленгации. Где спортсмены в совершенстве показывают своё мастерство. Внимательно посмотрите, и подумайте над вопросом: «Что необходимо спортсмену для успешных занятий СРП?»
Видео
ВОПРОС: Так что же необходимо спортсмену для успешных занятий Спортивной радиопеленгации?
ОТВЕТЫ:
- физическая подготовка; выносливость, смекалка; быстрота реакции; целеустремленность; хорошая зрительная и слуховая память; находчивость в сложных условиях; ориентирование на местности; навыки работы с картой и компасом; владения спортивной аппаратурой; приемы пользования телеграфными знаками кода Морзе; навыки радио-конструирования.
Все вы правильно назвали
Спортивная радиопеленгация — это современное название соревнований «Охота на лис». Во многих странах осталось старое название и международные соревнования так и называются «Охота на лис».
ВОПРОС: Почему называют «Охотой на лис»?
ОТВЕТ: Лиса - это условное название радиопередатчика, который устанавливается в труднодоступных местах и издает сигнал.
-А охотник?
А охотник с помощью специального приемника (пеленгатора) должен отыскать спрятанную лису за короткий срок времени.
Ребята вы уже научились искать лис на местности, распознавать звуковые сигналы и порядок обнаружения лис. И сейчас вы покажете, как вы знаете сигналы лис. Упражнение: «Определи лису по сигналу азбуки Морзе». Я буду переключать передатчик на разные сигналы лис. А ваша задача говорить мне номер лисы. Давайте повторим:1 лиса-сигнал: МОЕ,2-Мои,3-МОС,4-МОХ,5-МО5, П-Мот.
Определение сигналов лис МОЕ, МОИ, МОС и т.д.
Подводим итог-Молодцы
ЗАДАНИЕ: Сейчас мы проведем соревнование используя прием «ближнего поиска».
Соревнование при ближнем поиске на диапазоне 3,5МГц.
Вся группа делиться поровну на охотников и лис. Охотники настраивают приемники и выходят за дверь, передатчик прячут в одном из столов в классе. Задача спортсменов -охотников: быстро, обойдя весь класс с настроенным радиопеленгатором и приближаясь к каждому столу, указать, в каком из столов находиться передатчик. Затем меняемся. При выполнении упражнения используется метод ближнего поиска «по минимуму» сигнала. Соблюдаем правила ТБ при работе с пеленгаторами. Держим приемник в руке так, чтобы штыревая антенна была направлена вверх, рамочная антенна находиться вертикально. Используем только необходимые переключатели. Во время задания не отвлекаемся. Настраиваем приемник и отключаем. У каждого на столе лежит пеленгатор, включите и настройте его на лису.
ПОРЯДОК РАБОТЫ (настройка пеленгатора):
1.Включить тумблер питания; 2.Повернуть ручку «Усиления» в право до упора. При прослушивании шумов в наушниках настраиваемся на частоту «лисы» по максимуму сигнала в наушниках, если сигнал прослушивается слабо повернуться на 90 градусов и снова подстроится на частоту лисы. 3.Поворачиваясь с приемником вокруг своей оси, определите направление на лису по максимуму сигнала в наушниках. 4. Уменьшаем «Усиление» до минимума сигнала при приближении к передатчику. 5.При нахождении передатчика указать точное направление.
Соревнование
Молодцы справились с заданием. Похвалить лучших.
Слепой поиск
Вы научились находить замаскированных «лис». Сегодня вы выучим новый прием поиска лис. Мы будем искать лису с завязанными глазами. Этот прием называется «Слепой поиск». Спортсмену завязывают глаза и он, пользуясь только приемником, должен найти «лису», работающую неподалеку от него. «Лиса» работает в непрерывном режиме. Чтобы справиться с такой задачей, спортсмен должен в совершенстве знать свой приемник, уверенно ориентироваться с его помощью и чутко реагировать на изменения силы сигнала лисы. Данный прием вырабатывает технику поиска лис, а также знание пеленгатора.
Педагог показывает и при этом подробно рассказывает, как действовать. Участник состязаний выходит в центр, настраивается на передатчика. Ему завязывают глаза. Он поворачивается несколько раз в одну сторону, как в игре в жмурки, включает приёмник и, ориентируясь по максимум звука в наушниках, настраивает на минимум сигнала «усиления» по пеленгу приближается к лисе и громко говорит: «Здесь!». Я развязываю вам глаза. Во время поиска я буду вас страховать и предупреждать об опасности для предупреждения травм.
А сейчас выбираем одного участника. Он самостоятельно проводит настройку радиопеленгатора. Одевает наушники. Завязывает глаза. По моему сигналу включает пеленгатор на минимум сигнала. Пользуется только тумблером включения и громкости. Остальные регуляторы не трогает. Находит радиопередатчик. После выполнения разбираем ошибки.
Итог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Как проходят международные соревнования по СРП
- Научились новому способу поиска лисы.
Похвалить.
Я довольна вашими результатами. Вы показали хорошие знания по пройденным темам, и освоили новый способ поиска лис, были активными и позитивными. Я считаю, что вы успешно готовитесь
- А сейчас посмотрите видео, про наших ребят победителей областных соревнований по «Охоте на лис» в городе Ростове-на –Дону.
Список использованной литературы:
1. Васильева Н.Д. Подготовка спортсменов - ориентировщиков высокой квалификации: Учебное пособие
2. Новикова Е.Т. Образовательная программа по радиоэлектронике, микропроцессорной технике и спортивной радиопеленгации. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
3. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112с.
4. Пермина В. Т. Основы радиоэлектроники. - М.: Высшая школа, 2006. 6. Пронтишева Л.Истоки мастерства. М.: О-Вестник, 1990. – 78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"
Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....
Открытый урок "Обучение технике бадминтона"
Цель урока: Комплексное усвоение знаний, умений и навыковЗадачи урока: 1. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.2. Совершенствование техники жонглирования воланом.3. Контроль скорости пере...
Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму"
Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму". Целью данного урока является : достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму....
Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"
В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....
Открытый урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"
Открытый урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"...
Конспект открытого урока "Обучение говорению. Времена года".
Конспект открытого занятия...