Рабочая программа дополнительного образования детей "Экологический клуб Лотос"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа расчитана на 2 возрастные группы, продолжительность обучения 4 года. В программе наряду с теоретическими занятиями предусмотрена практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ Новопетровская СОШ
Константиновский район Амурская область
Рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЛОТОС»
Составитель:
Иващик Ольга Алексеевна
руководитель клуба,
учитель биологии
с. Новопетровка 2017 год
Пояснительная записка
Экологический клуб «Лотос» зарегистрирован как юридическое лицо в 2004 году и объединяет 3 секции экологического направления: «Экологическая», «Юный натуралист» и «Юный растениевод». В клуб принимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Экологическая секция разделена на 2 возрастные группы: для учащихся 11-13 лет и с 14 до16 лет.
Программа секции рассчитана на развитие ребенка в течение 4 лет – 2 года в младшей группе и 2 года в старшей. Экологический клуб имеет большой опыт исследовательской работы: изучены причины исчезновения лотоса орехоносного в Константиновском районе, проведена работа по реинтродукции лотоса, организована его охрана. Благодаря деятельности клуба в районе объявлен новый ботанический памятник природы «Новопетровская роща», посажен школьный лес на 2, 5 тыс. саженцев.
Работа секции ведется в 3 направлениях: Экологическое образование учащихся, исследовательская и практическая работа, просветительская работа с учащимися школы и местным населением.
По каждому направлению разработан цикл занятий, направленных на ознакомление ребят с особенностями приспособлений живых организмов к условиям среды обитания, вопросами взаимодействия компонентов природы между собой, влиянию человека на живой мир планеты. В ходе занятий школьники расширяют свой кругозор, учатся осознавать, что человек не хозяин природы, а часть ее.
Практические занятия в природе позволяют получить навыки по определению растений и животных, методах размножения растений, умению использовать свойства живых организмов. Ребята получают навыки исследовательской работы, учатся вести наблюдения и оформлять их.
Познание природы способствует воспитанию у детей бережного отношения ко всему живому.
Просветительская работа способствует выработке активной жизненной позиции ребенка.
Целью работы клуба является: воспитание у учащихся активной жизненной позиции по отношению к проблемам окружающей среды.
Задачи клуба:
- углубление экологических знаний учащихся
- расширение кругозора учащихся по ознакомлению с растительным и животным миром родного края и других регионов мира.
- организация работы с учащимися по улучшению экологического состояния природной среды;
- ведение практической исследовательской работы;
-участие в пропаганде и распространении экологических знаний;
- проведение массовых экологических мероприятий;
В работе клуба используются различные методы.
Игровые формы: игры-путешествия, экологические игры, тренинги на выявление лидерства, викторины, экологическая биржа и др. В системе проводятся массовые просветительские мероприятия, экскурсии, конкурсы. Особое внимание уделяется практической работе: обучению учащихся методам исследовательской деятельности, организации рейдов по охране природы, озеленению села, анкетирование населения, подкормка птиц, работа в школьном дендрарии.
Программа для младшей группы
1 год обучения.
Количество часов: 68. 1 занятие в неделю по 2 часа.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теоретических | практических | итого | ||
1 | Приспособленность животных к среде обитания | 26 | 6 | 32 |
2 | Растения и особенности их жизнедеятельности в разных средах обитания. | 8 | 4 | 12 |
3 | Экскурсии | 6 | 6 | |
4 | Проведение массовых мероприятий | 14 | 14 | |
5 | Практические работы в дендрарии | 4 | 4 | |
6 | Итого | 34 | 34 | 68 |
Содержание программы.
Тема « Приспособленность животных к среде обитания» включает материал о приспособленности животных к движению в воздухе, воде и по суше, особенностях строения зрения и слуха, способах маскировки, способах добычи пищи. Раскрывает особенности жизни животных, ведущих коллективный образ жизни, способах строительства различных типов жилья, причины миграций животных, инстинктивное поведение животных и интеллект у высоко организованных организмов. Синантропные животные и их взаимоотношения с человеком.
Тема «Растения и особенности их жизнедеятельности» включает материал об особенностях строения и функционирования пустынных, водных и болотных растений, растений паразитов и хищников. Влияние растений друг на друга, фитонциды, способы распространения растений.
Экскурсии: « Учимся наблюдать и рисовать животных», «Как зимуют животные», «Где живут животные?»
Массовые мероприятия: Конкурс «Мисс Кис-кис», Акция «Поможем птицам!», Фотоконкурс «Моя кормушка», Праздник «День птиц», Устный журнал «Они должны жить», Фотовыставка «Наши верные друзья».
Практические работы. Изучение растений школьного дендрария. Сбор насекомых вредителей дендрария и оформление коллекций.
2 год обучения
Количество часов 68. 1 занятие в неделю по 2 часа.
№п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Человек изменяет планету | 12 | - | 12 |
2 | Изучение экологического состояния природы | 8 | 6 | 14 |
3 | По страницам Красной книги | 14 | 4 | 18 |
4 | Человек учится у природы | 8 | - | 8 |
5 | Экология в моей жизни | 6 | 10 | 16 |
6 | Итого | 48 | 20 | 68 |
Содержание программы
Тема: « Человек изменяет планету» Пустеющие кладовые Земли, реки, текущие вспять. Экологическая цена автомобиля. Бытовые отходы, война и экология.
Тема: «Изучение экологического состояния природы» Методы наблюдений в природе, биоиндикация, экологический мониторинг.
Практические работы: лихеноиндикация, изучение экологического состояния
водоемов, изготовление коллекций.
Экскурсия» «Изучение организмов – биоиндикаторов»
Тема: По страницам Красной книги. Изучение редких и исчезающих растений нашей местности, проведение устного журнала для малышей «Их нужно спасти!», знакомство с охраняемыми животными амурской области, встреча с егерем. Зимующие птицы. Практика: Экологическая акция «Кормушка».
Тема: «Человек учится у природы». Что такое бионика, бионика в строительной технике, полеты и планирование, Природа подскажет методы очистки.
Тема: «Экология в моей жизни» Экология производственных помещений и жилища. Любители растений – как фактор экологии.
Практические работы: определение запыленности воздуха в школе, Экологическая оценка классных комнат, Влияние пыли на состояние устьиц у растений, правила сбора растений и изготовления гербария
Тематический план
занятий старшей группы экологической секции.
1 год обучения
Количество часов: 136. 2 занятия в неделю по 2 часа.
№ | Тема занятий | Теоретических часов | Практических часов | Всего |
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 | Вводное занятие Взаимодействие человека с природной средой. Экология земледелия. Водные ресурсы и человек Растительный мир и человек Особо охраняемые территории Амурской области. Как вырастить лес. Экология человека | 2 20 14 18 6 10 6 12 | 6 4 18 18 4 | 2 20 20 20 22 24 10 24 16 |
88 | 50 | 138 |
Содержание программы
Тема: Взаимодействие человека с природной средой.
Глобальные экологические проблемы, Экологические кризисы в истории человечества. Экологическая обстановка на территории России, экологические последствия парникового эффекта, радиоактивного и шумового загрязнения. Чужеземные насекомые как биологические загрязнители.
Тема: Экология земледелия раскрывает вопросы о влиянии химических веществ на растения, повышении устойчивости агросистем, эрозии почв, орошаемом земледелии. Включает практические занятия: изучение свойств минеральных удобрений, исследование химического состава почв, анализ применения экологических правил земледелия в местном хозяйстве.
Тема: «Водные ресурсы и человек». Экологические проблемы Амура,
Планы строительства плотин на Амуре. Возможные последствия зарегулирования Амура. Экологический аспект строительства плотин, хозяйственный и социальный аспекты. Очистка сточных во, контроль за чистотой водоемов. Мировой океан и человек.
Практика. Исследование химического состава воды местных водоемов.
Тема: «Растительный мир и человек»
Последствия истребления лесов на Земле, основы рационального ведения лесного хозяйства, проблемы лесных зон Амурской области.
Практические работы:
Анкетирование населения, организация рейдов по охране рощи, выпуск и распространение листовок в защиту рощи.
Тема: «Особо охраняемые территории Амурской области».
Заповедники, заказники, памятники природы, знакомство с природой заповедников Амурской области, охраняемые животные Амурского заказника, Редкие растения Приамурья, Красная книга Амурской области.
Тема: «Как вырастить лес» Изучение способов вегетативного размножения деревьев и кустарников, стратификация семян, методы и сроки посева.
Практические работы по стратификации и проращиванию семян древесных пород для школьного дендрария, высадка проростков в грунт, посадки деревьев.
Тема: «Экология человека»
Воздушная среда и здоровье человека, влияние качества воды на состояние организма. Продовольственная безопасность, откуда берутся нитраты? Проблемы утилизации мусора. Экологическая безопасность жилища.
Практические работы: Изучение маркировки продуктов питания, Изготовление поделок из бросового материала, определение наличия нитратов в растительных продуктах.
Тематический план
занятий старшей группы экологической секции.
2 год обучения
Количество часов: 136. 2 занятия в неделю по 2 часа.
№ | Тема занятий | Теоретических часов | Практических часов | Всего |
1 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8 9 | Вводное занятие Зеленые друзья человека Рейды по охране рощи Биосфера – глобальная экосистема Человек в биосфере Экологический тренинг Село, в котором я живу Экологические проекты Массовые мероприятия и пропагандистская работа | 2 28 12 14 2 2 8 | 10 10 8 8 8 10 12 | 2 38 10 12 24 8 10 12 20 |
136 |
Содержание программы
Тема: «Зеленые друзья человека» Изучение Фармакологического действия растений, Корень жизни – Жень-шень, целебные свойства хвойных растений. Фитонциды и их свойства, витаминные растения. Алкалоиды и их действие на организм человека. Ядовитые растения. Пищевые растения, каша с маслом, овощи леса и поля, парфюмерия в лесу. Лесная канцелярия.
Практические работы: Фитонциды, оформление папки- раскладки «лекарственные растения», «Осторожно! Они ядовиты!»
Экскурсия в местный женьшенарий.
Тема: «Биосфера – глобальная экосистема». Как развивалась биосфера.
5 экологических катастроф. Биосфера и человек: «У запретной черты». Почему человек должен сохранять биоразнообразие. Концепция устойчивого развития.
Тема: «Человек в биосфере» Адаптации человека. Стресс – реакция адаптации. Человек в экстремальных условиях. Невесомость. Проблема продолжительности жизни человека. На сколько человек рассчитана Земля? Что такое демографический коллакс? Механизмы, регулирующие численность организмов в природе.
Практика: Исследовательский проект. Проблемы здоровья жителей нашего села. Проект. «Исследование средней продолжительности жизни жителей нашего села.» Вечер: « За здоровый образ жизни».
Тема: «Экологический тренинг». Тренинг на выявление лидеров. Тренинг «Огонь». Тренинг «Мы с тобой одной крови».
Тема: «Село, в котором я живу» Экологический практикум.
Составление физико-географической характеристики территорий, занимаемых зелеными насаждениями Экологическое состояние мест отдыха сельчан. Мое село 50 лет спустя. Праздник «Посвящение в юннаты»
Тема: «Экологические проекты» Как выполнить экологический проект? Выбор темы проектов и работа с литературой и Интернетом. Защита проектов.
Тема: «Проведение массовых мероприятий и пропагандистской работы»
Человек и природа: противостояние или содружество? Ролевая игра Воспитание экологической культуры. «К чему люди стремятся в жизни?»
Подготовка и проведение праздника «День Земли» Экскурсия «Журавли прилетели» Выпуск листовок «Журавли Амура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Программа дополнительного образования детей Экологический кружок «Эколог»
Направленность программыДанная программа предназначена для учащихся, посещающих экологический кружок «Эколог».Усилиями учителей биологии и эколог...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Стрелковый клуб ТРАДИЦИЯ"
Программа Стрелкового клуба ТРАДИЦИЯ создана в 2010 году в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища. Ежегодно программа редактируется. В данном случае она представлена ...
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА«РУСИЧИ»
Программа военно-патриотического клуба «Русичи» является частью государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2017 год....