Анализ основных проблем при организации спортивной игры в волейбол среди подростков школьного возраста
статья
В статье рассмотрены типичные проблемы и способы их устранения при обучении игре в волейбол подростков, а также кратко раскрыто содержание учебно-тренировочного процесса данной игры. Приведена статистика мониторинга обучающихся игре в волейбол за последние три года и выявлена динамика развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1157339509.docx | 46.34 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ
В ВОЛЕЙБОЛ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.Л. Агафонова
ГБОУ Школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга
В статье рассмотрены типичные проблемы и способы их устранения при обучении игре в волейбол подростков, а также кратко раскрыто содержание учебно-тренировочного процесса данной игры. Приведена статистика мониторинга обучающихся игре в волейбол за последние три года и выявлена динамика развития.
Ключевые слова: волейбол, спортивная игра, проблемы игры, мониторинг, подростки.
Успешность организации спортивных игр педагогом (тренером) в школе зависит не только от владения общей технологией игры, но и от множества факторов, непосредственно отражающих особенности игр конкретного вида.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению “волейбольных талантов еще в школе”, а также создает предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни [1].
Волейбол – спортивная игра, основная часть которой проходит в обстановке постоянно возникающих разнообразных сложных игровых ситуаций с большим разнообразием условий игровой деятельности, с множественной вариативностью ситуационных моментов, связанных с необходимостью проявления различных качественных сторон движений [2].
Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений. Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении игры основано на высоком уровне развития двигательных качеств волейболистов [3].
Неоднократно проводив организацию спортивных состязаний и тренировок игре в волейбол с подростками, на собственном опыте были сделаны соответствующие выводы по данной тематике. На основе анализа опыта работы следует выделить ряд трудностей, связанный с организацией спортивных игр. Итак, рассмотрим некоторые типичные проблемы и способы их устранения при обучении игре в волейбол подростков.
Проблема деления игроков на команды. Данный фактор связан с тем, что подростки стремятся взять в состав команды сильных игроков, поскольку при наличии в команде слабых игроков велика вероятность поражения. Часто возникает ситуация, когда сильные игроки перед предстоящей встречей заранее договариваются о составе своей команды. В этот момент очень важна роль педагога, который, разъяснив ситуацию посредством разговора, должен донести до подростков, что ценность игры победы выше при игре на “равных”: победа над равным по силе соперником принесет больше удовлетворения, чем победа над слабым.
Игра создает условия для реализации одной из основных потребностей данного возраста – потребности в самоутверждении. Победа в игре способствует развитию самоуважения для ребят с заниженной самооценкой. Поэтому возможно целенаправленное введение таких подростков в состав команды, победа которой более вероятна.
Проблема понимания правил игры. Успех освоения подростками волейбола зависит от понимания ими правил игры. Поэтому правила должны быть четко изложены, разъяснены и продемонстрированы на практике.
Волейбол – одна из сложных спортивных игр, что часто снижает интерес подростков к этому виду спорта при его освоении. Довольно часто тренеры рекомендуют осваивать игру в волейбол посредством пионербола, для того, чтобы облегчить усвоение правил и приемов игры в волейбол.
Проблема травматизма. Это одна из весомых и серьезных медико-педагогических проблем. С целью предотвращения травматизма необходима грамотная разминка. При игре в волейбол настоятельно рекомендуется тщательно “разминать” суставы и мышцы всего тела.
Не менее важной задачей педагога является мотивация выполнения обязательных упражнений, т.к. подростки часто, не понимая их значения, стремятся скорее начать игру и делают упражнения формально. Поэтому для привлечения интереса подростков на практике используется игровой метод тренировки.
Проблема техники игры. Начинающие игроки не обладают соответствующими навыками и техникой игры. При этом именно от нее часто зависит успех игры. В основе всех действий в волейболе лежит определенное число основных ментальных и двигательных (психомоторных) навыков, которые последовательно повторяются в ходе игры [4]. Поэтому важна последовательная отработка элементов техники посредство специальных упражнений. Особое значения занимает отработка техники подачи и приема мяча, техники блока (блокировка соперника при ударе мяча через сетку) и нападения, а также подачи при приеме мяча.
Проблема прогнозирования (“предугадывания”) действий игроков. Игроки должны научиться предугадывать действия оппонентов. Важно знать, как грамотно “закрыть” бьющего игрока (поставить блок), отдать точный пас на своего нападающего, “обманув при этом” блокирующих его соперников и т.п.
Безусловно, подобные умения формируются с опытом. Но педагог должен обращать внимание и пояснять игроку на эти моменты. Это рекомендуется делать не только по завершению игры и ее анализе, но и в реальном времени (в тайм-ауте).
Проблема игры командой. Успешная игра команды во многом зависит от взаимопонимания всех игроков, входящих в ее состав. Для этого важно владеть не только соответствующей техникой игры в волейбол, но и научиться чувствовать и понимать партнера по команде.
Часто подростки, пытаясь реализовать свою потребность в самоутверждении, стремятся к единоличной игре и выполняют множество противоречивых действий. Даже для техничного игрока такие действия мешают сплоченной командной игре и приводят ее к поражению.
Поэтому педагогу необходимо уделить особое внимание вопросам коллективной игры и формированию “командного духа”. Важно разъяснить стремящемуся к лидерству подростку, что при слаженной командной игре его основные качества будут еще более востребованы и признаны другими игроками.
Следует отметить, что спортивные игры приобретают особое значение для развития у подростков определенных коллективистских качеств: умения взаимодействовать с членами группы для достижения общей цели, сочетать свои интересы с интересами других людей и коллектива в целом. В этом видится одна из важных концепций командной спортивной игры в воспитании подростков.
Проблема психологического настроя на игру (мотивация).
Мотивы характеризуются силой и устойчивостью – именно они являются предметом заботы педагогов и спортивных психологов, так как от выраженности этих характеристик зависит успешность деятельности спортсменов [5].
Значение решения данной проблемы возрастает в то момент, когда команда в процессе игры терпит одно поражение за другим. В этом случае педагогу (тренеру) важно вовремя взять тайм-аут для изменения тактики игры и психологического перелома настроения игроков.
Необходимо доходчиво и корректно указать на причины ошибок и внести коррективы для их устранения.
Следует обратить внимание, что своим эмоциональным настроем и демонстрацией своей уверенности в успехе команды, выраженной не только в словах, но и в интонациях, мимике и пантомимике, педагог должен вселить уверенность в игроков. В работе с подростками это особенно важно, т.к. подростки очень эмоционально воспринимают даже незначительные проигрыши в процессе игры, и эта эмоциональная реакция часто приводит к быстрой потере настроя команды победить.
Осознание подростками, что “что-то уже получается”, придает сил и порождает уверенность в успехе. Нужно разъяснять подросткам важность единения команды, помощи слабым игрокам, четкости следования советам педагога, полной “собранности” до конца игры. При таких условиях тайм-аут, вероятным образом, станет переломным моментом во время игры и приведет команду к победе.
Проблема судейства. Если педагог при игре в волейбол выполняет роль судьи, то помимо соблюдения им принципа честности и справедливости судейства следует обратить внимание на ряд моментов.
Важно более строго судить заступы за линию под сеткой, тем самым предупреждая возможные травмоопасные столкновения игроков.
Желательно поощрять ту команду, которая настроена более дружелюбно к соперникам, и где нет презрительного отношения к слабым игрокам.
Этические проблемы завершения игры. Подростки часто бурно реагируют на результаты игры, поэтому педагогу очень важно научить их достойно выигрывать и проигрывать, сохраняя при этом уважение как к сопернику, так и к себе.
Большая роль принадлежит анализу игры, разъяснению и совместному размышлению педагога и игроков над причинами успехов и неудач. Только так можно устранить проблемы этики в игре между подростками.
Ниже представлен итоговый (годовой) мониторинг за учениками (см. табл. 1), занимающимися волейболом на тренировках дополнительного образования в школе в течение трех последних лет. Который определяет приспособленность обучающегося к игре по нескольким параметрам: А – владение навыками техники безопасности при работе в спортзале, Б – знание основных спортивных терминов и их применение на практике, В – норматив по отжиманиям от пола, Г – норматив по приседаниям, Д – норматив на выносливость (бег), Е – норматив по прыжкам на скакалке.
Таблица 1 – Итоговый мониторинг обучающихся игре в волейбол
Количество набранных баллов за 2016 год | ||||||||||
Ученик Параметр | Уч. 1 | Уч. 2 | Уч. 3 | Уч. 4 | Уч. 5 | Уч. 6 | Уч. 7 | Уч. 8 | Уч. 9 | Уч.10 |
А | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Б | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
В | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Г | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Д | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Е | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Всего баллов | 20 | 18 | 23 | 21 | 22 | 21 | 19 | 21 | 21 | 21 |
Количество набранных баллов за 2017 год | ||||||||||
Ученик Параметр | Уч. 1 | Уч. 2 | Уч. 3 | Уч. 4 | Уч. 5 | Уч. 6 | Уч. 7 | Уч. 8 | Уч. 9 | Уч.10 |
А | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Б | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
В | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Г | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Д | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Е | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Всего баллов | 23 | 21 | 23 | 24 | 25 | 24 | 23 | 24 | 24 | 24 |
Количество набранных баллов за 2018 год | ||||||||||
Ученик Параметр | Уч. 1 | Уч. 2 | Уч. 3 | Уч. 4 | Уч. 5 | Уч. 6 | Уч. 7 | Уч. 8 | Уч. 9 | Уч.10 |
А | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Б | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
В | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Г | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Д | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Всего баллов | 26 | 25 | 29 | 25 | 26 | 27 | 25 | 25 | 25 | 26 |
Ниже приведено сравнение, согласно которому общее количество баллов, набранных учеником соответствует определенному уровню подготовки (см. табл. 2).
Таблица 2 – Нормативы подготовки учеников к игре в волейбол
Характеристика уровня подготовки ученика | Общее кол-во баллов, набранных за год |
1 балл – низкий уровень | 1 – 7 б. |
2 балла – уровень ниже среднего | 8 – 14 б. |
3 балла – средний уровень | 15 – 21 б. |
4 балла – уровень выше среднего | 22 – 28 б. |
5 баллов – высокий уровень | 29 – 35 б. |
Согласно данным из таблицы 1, приведена динамика развития и приспособленности обучающихся к игре (см. рис. 1).
Рис 1. Динамика прогресса учеников за последние 3 года
Исходя из рисунка 1, легко определить, что ежегодно отдельно взятые параметры подопечных растут, что определяет их дальнейшее развитие в волейболе.
На диаграмме показано сравнение уровня подготовки на начало обучения игре в волейбол по 2018 год включительно, которое соответствует сумме набранных баллов (см. рис. 2).
Рисунок 2. Суммарный балл учеников за год обучения игре в волейбол: а – за 2016 год, б – за 2018 год
Исходя из круговой диаграммы, следует сделать вывод, что ученики прогрессируют и уровень их подготовки к игре растет. По состоянию на 2016 год: 8 учеников имели средний уровень подготовки, а двое – уровень выше среднего. За 2018 год показатели выросли: 9 учеников имели уровень подготовки выше среднего и один – высокий.
Подводя итог вышесказанному, можно смело утверждать, что хорошая и умная игра в волейбол имеет широкие воспитательные и обучающие возможности.
В процессе командной игры подросток предъявляет к себе высокие требования, в последствии чего формируются лидерские качества личности. Такие игры как волейбол способствуют физическому развитию и совершенствованию организма, также развивают ловкость и выносливость.
Таким образом, имея богатую практику игры, потенциал и стремление, обучающийся подросток может достичь больших успехов в этом виде спорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Железняк Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.: ил.
- Леонов Д.В. Игровые ситуации в соревновательно-игровой деятельности волейболистов и переключения, выполняемые в зависимости от игровой ситуации / Д.В.Леонов, Н.И. Анисимов // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016 – № 4(92). – С. 135 – 142.
- Железняк Ю.Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. – Терра-Спорт, 2005. – 112 с.
- Волейбол / пер. с англ. Н.А. Чупеева. – М.: Аристотель: АСТ: Полиграфиздат, 2012 – 32 с.
- Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Агафонова Н.Л. – педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга
199620, Россия, г. Павловск, ул. Мичурина, д.17
e-mail: nina3011@bk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной работе, сделана попытка выявить причины резкого, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, вообще к активным формам отдыха....
Календарно-тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста
Календарно тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста....
Конспект урока физической культуры (в соответствии с ФГОС) Раздел: Спортивные игры. Тема: Волейбол.
Раздел: Спортивные игры.Тема: Волейбол.Задачи:Образовательные: Совершенствование техникой и тактикой простейшей игры волейбола. Воспитательные:Воспитание чувства кол...
Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых приемов и техник формирования и развития произносительных навыков учащися на начальном этапе изучения английского языка....
МИНИ-ЛАПТА примерная учебная программа физкультурно-спортивной направленности, предназначенная для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)
МИНИ – ЛАПТАпримерная учебная программа физкультурно-спортивной направленности, для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)...
Организация спортивно-массовых мероприятий для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, направленных на развитие навыков группового взаимодействия
Проблема взаимодействия человека с окружающими людьми всегда рассматривалась как одна из центральных. От того, как складывается процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в какой мере отношен...
Положение о спортивных соревнованиях «Весёлые старты 3» среди воспитанников школьного возраста летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ «РЦДОД»
Спортивные соревнования «Весёлые старты 3» среди воспитанников школьного возраста летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ «РЦДОД». Цел...