тренинг коммуникативных умений " В центре событий"
план-конспект занятия (9 класс)
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «Общий язык», правильно слушать собеседника и много другое. Все это правильно и вместе с тем недостаточно. Нужно помнить: главное в общении - сам человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_kommunikativnyh_umeniy_shvetsova_a.a._yaransk_1.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг коммуникативных способностей
«В центре событий»
Автор: Швецова А.А.
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ Яранского района
Цель:
Создание условий для развития коммуникативных умений и навыков, чувственного и социального опыта в сфере общения.
Необходимое оборудование:
Стулья по количеству участников, раздаточный материал «Циферблат», ручки, 2 маленьких мяча разного цвета, 2 мягких игрушки.
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «Общий язык», правильно слушать собеседника и много другое. Все это правильно и вместе с тем недостаточно. Нужно помнить: главное в общении - сам человек.
Для того чтобы общение с разными людьми было для вас эффективным, необходимо, чтобы они испытывали к вам доверие, а для этого надо показать, что вы их понимаете. В начале нашего тренинга предлагаю внимательно выслушать своих собеседников и поближе познакомиться друг с другом.
Упражнение «Часы»
- Вам нужно будет назначить на каждый час встречу с другими членами нашей группы. Давайте разберем на примере: сходятся два участника X и Y и договариваются повстречаться в 7 часов. Что напишет X рядом с цифрой 7 в своем «ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно — X. Понятно? Теперь встаем и начинаем назначать время для встреч.
- После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определенную тему для разговора, и вам нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор будет не больше 1минуты. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре. Итак, начали.
Одной из важных составляющих эффективной коммуникации является умение использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом — владеет ситуацией!
Упражнение «Завтрак со звездой»
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 1 минута. Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 1 минута. Теперь каждой четверке необходимо выбрать человека, который аргументирует выбор команды и все вместе мы проголосуем за лучшего кандидата (за свой вариант голосовать нельзя)
Рефлексия: Почему остался именно этот герой?
Следующее упражнение направлено на формирование навыка ассертивного (уверенного) поведения и называется Леопольд
Упражнение «Леопольд»
Давайте вспомним сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.
Из группы выбирается 3 «Леопольда», все остальные становятся «мышами».
Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола.
В данном упражнении котам нужно будет убедить мышей , что ВСЕ они безобидны и с ними можно иметь дело. Не забываем что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Рефлексия:
- Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
- Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
К Морли остроумно заметил «Существует лишь один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать». А я к этому добавлю « Слушать и видеть». Часто мы теряем собеседника из поля зрения, отвлекаясь на посторонние звуки, предметы ли других людей. Зачастую это приводит к уменьшению эффективности общения. И следующее упражнение будет направлено на тренировку концентрации внимания во время общения.
Упражнение « Передай другому»
Всем участникам необходимо встать в круг. Сейчас я введу в игру красный мяч. Ваша задача передать его соседу по часовой стрелке. Далее добавляетя зеленый мяч против часовой стрелки. И 2 мягких игрушки которые должны передаваться на соседнюю сторону круга. При этом передавать каждый предмет небходимо называя имя собеседника и что ему передается.
Далее постепенно все предметы замещаются воображаемыми. Задача игрков не потерять предметы и по сигналу ведущего сказать у кого из игроков какой предмет.
В общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу или слово можно сказать по-разному. На отработку навыка интонирования направлено следующее упражнение.
Упражнение « Фраза по кругу»
Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «Я -педагог». Теперь, начиная с первого игрока справа, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.
Австралийский специалист в области невербалики А. Пиз утверждает, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Следовательно, владение наиболее употребительными невербальными умениями выполняет важную роль в общении людей. Следующее упражнение будет направлено на формирование навыка невербального общения.
Упражнение «Испорченный телефон»
Из группы мы выберем пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: « У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Рефлексия: какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.
Упражнение «Карусель»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру , в ходе которой вы сможете поблагодарит друг друга за совместную работу. Сейчас мы образуем два круга внутренний и наружный, став лицом друг к другу. По моей команде внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.
Завершая свое выступление, скажу словами Джона Лаббока
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка
Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений
Данная подборка игр поможет воспитателю в работе по развитию коммуникативных умений...
Тренинг коммуникативных умений "Я среди людей"
Это программа коммуникативного тренинга, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Подростковый возраст – ...
Программа тренинга формирования коммуникативных умений и навыков
тренинг для сплочения коллектива подростков...
Психологический тренинг-занятие «Умение сказать «Нет». ( для учащихся 8-9 класса)
Для педагога- психолога...
Сводная таблица проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (тест коммуникативных умений для подростков и старшеклассников Ю.З. Гильбуха)
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий...
Мастер-класс «Коммуникативный бой как средство формирования коммуникативных умений»
Демонстрация приема «Коммуникативный бой» как средства формирования коммуникативных умений....