Программа «Квиллинг»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Квиллинг»
Направленность – художественная.
Форма обучения- очная.
Срок реализации: 2 года.
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvilling_durnevoy_o.a._2018.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Одесский дом детского творчества» Одесского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО «Одесский ДДТ»
__________________ С.С. Касицын
«___» __________2018 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Квиллинг»
Направленность – художественная.
Форма обучения- очная.
Срок реализации: 2 года.
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Составитель:
Дурнева Оксана Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Принято на Методическом совете
Протокол № 1
«_» ___ 2018 г.
Председатель МС_____________________________.
с. Одесское 2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Квиллинг» является программой художественной направленности. Модифицированная программа «Квиллинг» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Квиллинг» Сидоровой Е.С.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Много времени уделяется работе с одаренными детьми. Для них подбирается материал с более усложненными техниками с целью обеспечения участия в конкурсах различных уровней.
Сроки реализации программы.
Программа «Квиллинг» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (7-15 лет). Программа рассчитана на 2 года обучения. 1-й год обучения - 144 часа. 2-й год обучения – 216 часов.
Форма обучения – очная.
Количество детей в группе:
1-й год обучения – 15 человек. 2-й год обучения – 12 человек.
Режим занятий.
1-й год обучения - групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
2-й год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа
форма занятий – групповые, индивидуальные;
методы обучения – словесные, наглядные, практические;
тип занятия – теоретический, практический, диагностический;
формы проведения занятий – беседы, практическая работа, самостоятельная работа, итоговое занятие.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Задачи программы 1-го года обучения:
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обращение с простейшими орудиями труда;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Задачи программы 2-го года обучения:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- формировать умения следовать устным инструкциям,
- обогащать словарь ребенка специальными терминами,
- создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг».
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей,
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к квиллингу,
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки,
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
-сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга,
- овладеют различными приемами работы с бумагой,
- сформируются умения следовать устным инструкциям,
- будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности;
- понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения,
- обогатиться словарь специальными терминами,
- научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг».
- разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
пространственное воображение.
- сформируется культура труда и трудовые навыки.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 1 | |
3 | Базовые основы квиллинга. Основные элементы квиллинга: плотный ролл,ажурные детали,листья и т. д. Изготовление роллов – капля, круг, овал, треугольник, глаз, ромб и т. д. Техника работы шилом, гребнем. Комбинирование деталей, изготовленных разными инструментами. Составление композиции из ролл. | 6 | 1 | 5 |
4 | Изготовление несложных цветов. Заготовка элементов. Сборка цветов. Придание объема. | 8 | 1 | 7 |
5 | Изготовление бахромчатых цветов. Заготовка элементов. Сборка цветов. Придание объема. Составление Композиции | 6 | 1 | 5 |
6 | Изготовление животных на плоскости. | 20 | 5 | 15 |
Сова | 4 | 1 | 3 | |
Кот | 4 | 1 | 3 | |
Собака | 4 | 1 | 3 | |
Лев | 4 | 1 | 3 | |
Павлин | 4 | 1 | 3 | |
7 | Работа по схемам. Приемы мозаичного квиллинга. Заполнение полотна мозаики базовыми элементами квиллинга. | 24 | 3 | 21 |
Медвежонок с шариком | 8 | 1 | 7 | |
Кот на рыбалке | 8 | 1 | 7 | |
Дельфины | 8 | 1 | 7 | |
8 | Создание композиции. Коллективная работа. Композиция из цветов. Индивидуальные работы. | 14 | 2 | 12 |
Панно из полевых цветов коллективная работа | 6 | 1 | 5 | |
Космеи в цвету | 8 | 1 | 7 | |
9 | Подарки и сувениры. Изготовление сувениров, объёмных фигур, открыток, шкатулки, рамок для фотографий. | 62 | 10 | 52 |
Открытка к дню учителя | 6 | 1 | 5 | |
С днём рождения | 6 | 1 | 5 | |
С новым годом | 6 | 1 | 5 | |
С 8 марта | 6 | 1 | 5 | |
Валентинка | 6 | 1 | 5 | |
С 23 февраля | 6 | 1 | 5 | |
Рамка для фотографии | 6 | 1 | 5 | |
Дед Мороз | 6 | 1 | 5 | |
Снегурочка | 6 | 1 | 5 | |
Яйцо | 8 | 1 | 7 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого: | 144 | 25 | 119 |
Тема 1-2 Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство с детьми и их родителями.
Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о квиллинге и его особенностях. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Тема 3. Базовые основы квиллинга.
Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями. Особенности изготовления основных форм.
Практика: Изготовление деталей, их комбинирование и склеивание основных форм.
Тема 4. Изготовление несложных цветов.
Теория: Просмотр инструкционных карт и рабочих схем. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Рассматривание образцов плоских и объемных форм бутонов.
Практика: Изготовление деталей, придание объема и поиск новых форм и цветовых сочетаний.
Тема 5. Изготовление бахромчатых цветов.
Теория: Рассматривание образцов, показ приемов работы. Работа с иллюстративным материалом и схемами.
Практика: Изготовление бахромчатых полосок и их использование с помощью различных инструментов. Создание бахромчатых цветов.
Тема 6. Изготовление животных на плоскости (Сова, Кот, Собака, Лев, Павлин)
Теория: Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Показ приемов и особенностей изготовления животных. Показ приемов работы, последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.
Практика. Изготовление фигур. Сборка фигур. Оформление композиции на плоскости.
Тема 7. Работа по схемам. (Медвежонок с шариком, Кот на рыбалке, Дельфины)
Теория: Показ приемов и особенностей изготовления квиллинговой мозаики. Показ приемов работы, последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций. Просмотр примеров.
Практика: Изготовление деталей, придание им форм. Подбор цветового решения и сборка картины.
Тема 8. Создание композиций. (Панно из полевых цветов коллективная работа, Космеи в цвету)
Теория: Рассматривание образцов, показ приемов работы. Принципы и особенности работы в команде.
Практика: Проектирование и создание коллективного панно. Совместное изготовление деталей, форм и сборка.
Тема 9. Подарки и сувениры. (Открытка к дню учителя, С днём рождения, С новым годом, С 8 марта, Валентинка, С 23 февраля, Рамка для фотографии, Дед Мороз, Снегурочка, Яйцо)
Теория: Рассказ и показ приемов изготовления сувениров в технике квиллинг.
Практика: Выполнение объемных фигур, открыток, рамок для фотографий и ёлочных игрушек в технике квиллинг.
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводная беседа Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с объемным квиллингом. Изготовление объёмных фигур. | 52 | 7 | 45 |
Заяц | 8 | 1 | 7 | |
Лиса | 8 | 1 | 7 | |
Снегирь | 6 | 1 | 5 | |
Бычок | 8 | 1 | 7 | |
Кит | 6 | 1 | 5 | |
Дракончик | 8 | 1 | 7 | |
Медвежонок | 8 | 1 | 7 | |
3 | Знакомство с петельчатой техникой квиллинга. Изготовление открыток. | 36 | 6 | 30 |
Открытка к дню учителя | 6 | 1 | 5 | |
С днём рождения | 6 | 1 | 5 | |
С новым годом | 6 | 1 | 5 | |
С 8 марта | 6 | 1 | 5 | |
Валентинка | 6 | 1 | 5 | |
С 23 февраля | 6 | 1 | 5 | |
4 | Художественное моделирование. Изготовление шкатулок и ваз. | 32 | 4 | 28 |
Шкатулка с секретом | 8 | 1 | 7 | |
Шкатулка в виде сердца | 8 | 1 | 7 | |
Ваза на подставке | 8 | 1 | 7 | |
Ваза с цветами | 8 | 1 | 7 | |
5 | Составление композиций на плоскости. | 48 | 8 | 36 |
Цветочное панно | 8 | 1 | 7 | |
Фруктовое панно | 8 | 1 | 7 | |
Композиция на дне | 8 | 1 | 7 | |
Орхидеи | 8 | 1 | 7 | |
Ромашки | 8 | 1 | 7 | |
Корзина с цветами | 8 | 1 | 7 | |
6 | Изготовление сувениров к новому году и пасхи. | 44 | 6 | 38 |
Дед Мороз | 8 | 1 | 7 | |
Снегурочка | 8 | 1 | 7 | |
Снеговик | 8 | 1 | 7 | |
Курица | 8 | 1 | 7 | |
Цыплёнок | 6 | 1 | 5 | |
Яйцо | 6 | 1 | 5 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого: | 216 | 32 | 184 |
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о квиллинге и его особенностях. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Тема 2. Знакомство с объемным квиллингом. Изготовление объёмных фигур. (Заяц, Лиса, Снегирь, Бычок, Кит, Дракончик, Медвежонок)
Теория: Знакомство с объемным квиллингом. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Объемный квиллинг.
Практика. Изготовление объемных фигур. Сборка фигур. Оформление композиции.
Тема 3. Знакомство с петельчатой техникой квиллинга. Изготовление открыток. (Открытка к дню учителя, С днём рождения, С новым годом, С 8 марта, Валентинка, С 23 февраля.)
Теория. Петельчатая техника, ее виды.
Практика. Изготовление цветов. Изготовление листиков петельчатым способом. Изготовление основы для открытки. Оформление композиции.
Тема 4. Художественное моделирование. Изготовление шкатулок и ваз. (Шкатулка с секретом, Шкатулка в визе сердца, Ваза на подставке, Ваза с цветами)
Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Методическая подборка «шкатулки и вазы».
Практика. Изготовление основы. Заготовка декора. Составление композиции. Оформление композиции.
Тема 5. Составление композиций на плоскости. (Цветочное панно, фруктовое панно, композиция на дне, Орхидеи, Ромашки, Корзина с цветами)
Теория. Способы составления композиций. Методическая подборка.
Практика. Изготовление композиции группой воспитанников разных возрастов и разным уровнем владения необходимыми навыками или индивидуально.
Тема 6. Изготовление сувениров к новому году и пасхи (Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, Символ года, Елочка, Курица, Яйцо, Цыплёнок)
Теория: Изготовление объёмных фигур. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Теория. Объемный квиллинг.
Практика. Изготовление объемных фигур. Сборка фигур. Оформление композиции.
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов.
Условия реализации программы
– Соответствующее помещение, доска, освещение каждого рабочего места;
– Литературы по различным техникам работы;
– Коллекция альбомов, открыток, ксерокопий, фотографий;
– Методический материал по предлагаемым темам работы;
- Бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные полоски для квиллинга
- Клей ПВА
- Картон
- Бархатная бумага
- Двусторонний скотч
- Бумага цветная
- Коробочки круглые
- Ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллинга
- Инструмент для квиллинга или расщепленные зубочистки
Форма аттестации в доп. образовании - творческая работа, выставка, конкурс.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение
- анкетирование, тестирование, опрос.
Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.
Результативность усвоения дополнительной образовательной программы отслеживается путѐм проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики:
1 этап - предварительный (первоначальный). Цель его - определение уровня имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы проведения: тестирование, анкетирование, наблюдение.
2 этап - текущий (промежуточный). Его цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Формы проведения, показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности.
3 этап - итоговый учѐт. Подведение итогов года. Формы проведения: выставки, конкурсы, конференции, практическая самостоятельная работа.
При оценке результатов работы обучающихся, выделяются такие аспекты, как: критерии и форма оценки результата подготовки каждого обучающегося и оценка общего уровня подготовки всех обучающихся творческого объединения. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Основной задачей начального цикла занятий бисероплетением является стимулирование познавательного интереса детей к промыслу. Первые месяцы работы по программе показывают, что все обучающиеся осваивают программу. Одни – легко, у других возникают определѐнные затруднения. Важно знать, что именно трудно даётся тому или иному обучающемуся, поэтому необходимо обязательно анализировать деятельность каждого, а анализ затруднений приводит к дифференцированному подходу к каждому обучающемуся при выборе заданий и предметной деятельности, что и характеризует уровень подхода к обучению в творческом объединении.
Карта диагностики усвоения программы учащимися 1 года обучения
№ п/п | ФИ | История квиллинга | Материалы, инструменты | Знание правил техники безопасности | Основы цветоведения | Базовые формы | Уровень | ||||||||||||||
п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | ||||
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
Карта диагностики усвоения программы учащимися 2 года обучения
№ п/п | ФИ | Квиллинг.История и современность | Плоские и объемные работы | Основы цветоведения и композиции | Открытки из квиллинга | Виды квиллинга | Уровень | ||||||||||||||
п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | п.к. | т.к. | ит.к. | ||||
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
Анализ тестирования воспитанников позволит педагогу сделать вывод об уровне сформированности теоретических знаний у обучающихся. Если при ответе на вопросы теста воспитанник демонстрирует осознание связей между приемами деятельности, сохраняет их в памяти и самостоятельно способен их сформулировать, значит у воспитанника высокий уровень освоения теоретической части образовательной программы.
Если же воспитанник осуществляет перестройку и перенос приема в несложных ситуациях с помощью педагога, значит, речь идет о среднем уровне освоения теоретических знаний.
О низком освоении теоретических знаний и практических умений говорит отсутствие умения и навыка самостоятельного применения приемов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Волшебный квиллинг" для коррекционных школ
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможн...
Рабочая программа кружка "Квиллинг"
Уже насколько лет веде кружок по бумагокручению -"Квиллингу" , на который ребята ходят с большим удовольствием. Составляя рабочую программу я попыталась подобрать интересные задания и расположить их в...
слайд программа "Квиллинг"
Слайд программа для проведения мастер -класса по "Квиллингу" для педагогов,детей и родителей....
Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.
Поэтапное описание изготовления кота в технике квиллинг....
Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»
Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....
Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 1. Контурный (плоский) квиллинг. Рождественский ангел.
В презентации представлена подробная инструкцияя по изготовлению новогодней игрушки Рождественский ангел в технике контурного квиллинга....
Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 2. Объемный квиллинг. Помощники Деда Мороза и Санта Клауса (снеговики, эльфы, гномы).
В презентации представлен материал по созданию новогодних игрушек в технике объемный квиллинг. Материал содержит подробное описание техники создания объемных игрушек, делается акцент на создание автор...