Литературная гостиная "Я ведь ваш, нижегородский", посвященная жизни и творчеству поэта Б.П.Корнилова
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Литературная гостиная предназначена для учащихся 7-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная "Я ведь ваш, нижегородский" | 51.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная "Я ведь ваш, нижегородский",
посвященная жизни и творчеству поэта Бориса Корнилова
Цель: познакомить воспитанников с жизнью и творчеством поэта-земляка Б.П.Корнилова.
Задачи:
- расширить представление о поэзии XX века, о месте и значении поэзии нижегородского поэта Б.Корнилова в русской литературе;
- способствовать развитию творческих способностей и дарований воспитанников;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций воспитанников;
- воспитывать патриотизм, любовь к малой родине, чувство гордости за талантливого земляка.
- побуждать к чтению поэзии, к активному участию в литературных мероприятиях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Литературная гостиная проводится на фоне презентации.
Вступительное слово: Добрый вечер, друзья! 27 января вся наша страна отмечала большое событие - 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда.
Как вам известно, в блокадном городе композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую "Ленинградскую симфонию", а ранее он же сочинил музыку к стихотворению "Песня о встречном" нашего земляка, поэта Бориса Корнилова. Сегодня в литературной гостиной мы познакомим вас с этим замечательным поэтом.
Мы начинаем нашу гостиную с"Песни о встречном" в исполнении вокальной группы "Открытие".
"Песня о встречном"
Ведущий 1: Поэтическая слава пришла к Борису Корнилову в Ленинграде, хотя сам поэт родом с Нижегородчины, из Семеновского края. Город Семенов расположен среди дремучих лесов, невдалеке от реки Керженец и озера Светлояр, где по легенде затонул град Китеж. Семенов знаменит на весь мир искусными мастерами-ложкарями, сказочной хохломской росписью, игрушкой матрешкой.
Ведущий 2: Борис Корнилов родился 29 июля 1907 года в селе Покровское близ Семенова в семье сельских учителей Петра Тарасовича и Таисии Михайловны. Через два года в семье появилась дочь Елизавета, еще через год - Александра.
Семья была очень дружная, работящая. В доме небольшая, но хорошая библиотека, вечерами устраивались семейные чтения вслух. Детям на дни рождения дарили книги. В пять лет Борис научился читать.
Ведущий 1: В начальной школе села Дьяково, куда вскоре переехала семья, Борис учился у отца и учился успешно. Свое первое стихотворение написал в 6 лет о Пушкине. А потом не расставался с тетрадкой, в которую всё что-то записывал.
Ведущий 2: Вспоминает Таисия Михайловна, мама поэта:
(выходит с книгой в руках) Таисия Михайловна: «В детстве Боря любил природу, реку, рыбную ловлю. Часто с товарищами уходил на рыбалку на реку Санохту, что в полукилометре от Семёнова, а то и на Керженец, за 8 километров. Книга всегда была его спутником. У нас в хозяйстве имелась лошадь, за которой ухаживал Борис, уводил её в ночное и приводил утром домой. Любил торжественно приехать верхом, а то и вскачь, чтоб я видела”.
Ведущий 1: В 1914 году отца призвали на войну с Германией. Борис остался единственным мужчиной в доме, колол дрова, носил воду из колодца, копал, косил траву.
Ведущий 2: После войны из Дьякова семья переехала в уездный городок Семёнов. Здесь Борис одним из первых вступил в пионеры, а потом стал комсомольским активистом.
Ведущий 1: В гостеприимном доме Корниловых стала собираться детвора: заводилой всех затей был Борис, энергия его била ключом. Он хорошо учился, много читал, сочинял поздравительные куплеты, сценарии. С друзьями и сестрами ставил дома детские спектакли, позднее домашняя самодеятельность перебралась в районный клуб.
Ведущий 2: Часами просиживая за книгами, Борис вместе с тем был очень подвижным, озорным. На один из дней рождения отец подарил Борису книгу Гоголя. Мальчик настолько выразительно читал младшим сестренкам «Вия», что они пугались и со слезами убегали он него
Ведущий 1: В период учебы и работы в комитете комсомола – писал в стенгазеты и для местного молодежного театра «Синяя блуза», писал много, охотно, часто экспромтом.
Ведущий 2: Однажды писатель – нижегородец Павел Штатнов, корреспондент газеты «Молодая рать», будучи в Семенове, увидел стихи Корнилова и попросил прислать их для газеты.
Ведущий 1: 28 апреля 1925-ого года «Молодая рать» впервые опубликовала стихотворение Корнилова под псевдонимом «Борис Вербин». Нижегородские публикации решили его судьбу. Воодушевленный успехом, Борис просит местный комитет комсомола дать ему командировку в Ленинград.
Таисия Михайловна: “Его из дома увели стихи. Из газет тогда мы узнали, что Сергей Есенин переезжает жить в Ленинград, и Борис загорелся желанием ехать туда, чтобы познакомиться с поэтом, стихами которого бредил, хотел показать ему свои стихи. Я отпустила его скрепя сердце и то потому, что в Ленинграде жила моя сестра Клава вдвоём с мужем, инженером, жили обеспеченно, в хороших условиях. Борис поехал к ним 5 января 26-ого года, Есенина уже в живых не застал».
Ведущий 2: В Петербурге Борис не пропал, пошел в литературное объединение “Смена”, где с первых выступлений произвёл на всех неизгладимое впечатление.
Ведущий 1: Уверенный в себе, он читал первые свои стихи, в которых было нескрываемое подражание Есенину. Поэтов "Смены" подкупили неподдельная искренность, открытость, знание быта русской жизни, темперамент.
Ведущий 2: Здесь и увидела поэтесса Ольга Берггольц Корнилова, коренастого низкорослого парнишку в кепке, сдвинутой на затылок, в распахнутом пальто. Позднее Ольга Фёдоровна напишет:
(отрывок из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь", из дневника О.Ф. Берггольц)
Ведущий 1: Корнилов сделал ей предложение у подножия Медного всадника, и она, едва 18-летней, вышла замуж на самом пороге взрослой жизни. Ольга и Борис много работали, но каждую свободную минуту старались проводить вместе, гуляли по городу и много говорили о поэзии. Вместе поступили на высшие курсы искусствознания при Институте истории искусств, где перед слушателями выступали Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий и другие признанные поэты.
Чтец 1. "Память"
По улице Перовской иду, несу авоську,
пальто надел внакидку, несу домой халву;
стоит погода – прелесть, стоит погода – роскошь,
и свой весенний город я вижу наяву.
Тесна моя рубаха, и расстегнул я ворот,
и знаю, безусловно, что жизнь не тяжела –
тебя я позабуду, но не забуду город,
огромный и зеленый, в котором ты жила.
Испытанная память, она моя по праву, –
я долго буду помнить речные катера,
сады, Елагин остров и Невскую заставу,
и белыми ночами прогулки до утра.
Мне жить еще полвека, – ведь песня не допета,
я многое увижу, но помню с давних пор
профессоров любимых и университета
холодный и веселый, уютный коридор.
Мы, может, постареем и будем стариками,
на смену нам – другие, и мир другой звенит,
но будем помнить город, в котором каждый камень,
любой кусок железа навеки знаменит.
Ведущий 2: Свою первую книгу "Молодость" Борис Корнилов посвятил жене. Изданная трехтысячным тиражом, она принесла поэту первый успех.
Ведущий 1: В 1928 году у них родилась дочь Ирина.
(отрывок из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь", из дневника О.Ф. Берггольц)
Ведущий 2: Брак оказался ошибкой, через два года Ольга и Борис расстались. Что же стало причиной развода? Несходство характеров? Молодость и юношеский максимализм Ольги? Ревность к первой любви Бориса Татьяне Степениной, оставшейся в Семенове и писавшей ему письма? Безденежье? Наверное, все вместе подталкивало к разрыву.
Ведущий 1: А слава поэта Бориса Корнилова росла, один за другим издавались поэтические сборники. В его стихах главенствуют две темы: героика революции, гражданской войны и ожидание новых битв.
Чтец 2 "Продолжение жизни"
Я нюхал казарму, я знаю устав,
я жизнь проживу по уставу:
учусь ли, стою ль на посту у застав -
везде подчинен комсоставу.
Горит надо мною штыка острие,
военная дует погода, -
тогда непосредственное мое
начальство - товарищ комвзвода.
И я, поднимаясь над уймой забот,
я - взятый в работу крутую -
к тебе заявляюсь, товарищ комвзвод,
тебе обо всем рапортую.
И, помня наказ обстоятельный твой,
я верен, как пули комочек,
я снова в работе, боец рядовой,
товарищ, поэт, пулеметчик.
Я знаю себя и походку свою,
я молод, настойчив, не робок,
и если погибну, погибну в бою
с тобою, комвзвода, бок о бок.
Восходит сияние летнего дня,
хорошую красит погоду,
и только не видно тебя и меня,
товарищей наших по взводу.
Мы в мягкую землю ушли головой,
нас тьма окружает глухая,
мы тонкой во тьме прорастаем травой,
качаясь и благоухая.
Зеленое, скучное небытие,
хотя бы кровинкою брызни,
достоинство наше - твое и мое -
в другом продолжении жизни.
Чтец 3: "Собака"
Я крадусь,
мне б до конца прокрасться,
сняв подкованные сапоги,
и собака черного окраса
у моей сопутствует ноги.
Мы идем с тобой, собака, прямо
в этом мире,
полном тишины, —
только пасть, раскрытая как яма,
зубы, как ножи, обнажены.
Мне товарищ этот без обмана —
он застыл, и я тогда стою:
злая осторожность добермана
до конца похожа на мою.
Он врага почуял.
Тихой сапой
Враг идет,
длинна его рука,
и когда товарищ двинет лапой,
я его спускаю с поводка.
Не уйти тогда тому,
не скрыться
и нигде не спрятаться,
поверь, —
упадет
и пискнет, словно крыса:
побеждает зверя
умный зверь.
Пес умен,
силен,
огромен,
жарок…
Вот они —
под пули побегут.
Сколько доберманов и овчарок
нам границу нашу берегут?
Сколько их,
прекрасных и отличных?
Это верный боевой отряд.
Вам о псе
расскажет пограничник,
как о человеке говорят.
Вдруг война,
с погибелью,
с тоскою,
посылает пулю нам свою, —
и, хватаясь за ветер рукою,
я от пули упаду в бою.
И кавалерийские фанфары
вдруг запели около меня…
Знаю я — собаки-санитары
вызволят меня из-под огня.
Через месяц я пройдусь, хромая,
полюбуюсь на сиянье дня,
и собака, словно понимая,
поглядит с любовью на меня.
Погуляю,
силы все потрачу
и устану —
сяду на траве, —
улыбнусь,
а может быть, заплачу
и поглажу пса по голове.
Ведущий 2: Корнилов часто приезжал в родные места. Своим нижегородским собратьям по перу он запомнился веселым и радушным. Естественный в беседе, он располагал к себе манерой держаться попросту и удивительно доброй улыбкой.
Ведущий 1: Как-то в 1928 году нижегородские поэты Борис Рюриков, Борис Пильник, Михаил Шестериков и Константин Поздняев встретились с неожиданно нагрянувшем из Ленинграда Корниловым. Тот сразу же вынул из кармана пиджака их сборник стихов и полушутя заявил: "Ну что же вы, ребята? Книжку выпускаете, а меня даже не пригласили. Я же ведь ваш, нижегородский! И мне бы было приятно вместе с вами напечататься, и вам бы это не во вред!"
Ведущий 2: 1930 год. Борис Корнилов на конференции пролетарских поэтов знакомится с Людмилой Борнштейн. Она становится его второй женой. Людмила Григорьевна, тихая, безответная, создала уютную домашнюю обстановку, в которой так нуждался беспокойный поэт, чья жизнь проходила в постоянных творческих командировках.
Ведущий 1: Борис и друзья семьи называли её Люся. Получив большую квартиру в писательском доме № 9 на набережной канала Грибоедова, они часто принимали друзей, среди которых были известные поэты, писатели, режиссеры. Здесь часто гостили режиссер Всеволод Мейерхольд и его жена актриса Зинаида Райх.
Ведущий 2: Они были очень дружны. Однажды после неудачного удаления зуба Борис Корнилов попал в больницу, его навестил Мейерхольд. Поэт не смог произнести ни слова, изъяснялся жестами. После этого случая и родилась сказка. "Как от меда у медведя зубы начали болеть".
Отрывок из сказки "Как от меда у медведя зубы начали болеть".
Сказка
Сцена 1. Поляна, на ней пеньки, дерево объемное.
Автор: Шёл медведь, стонал медведь, Дятла разыскал медведь.
Это щёголь в птичьем свете, в красном бархатном берете, в тонком чёрном пиджаке с червяком в одной руке. Нос у дятла весь точёный, лакированный, кривой, мыт водою кипячёной, свежей высушен травой. Дятел знает очень много, он медведю сесть велит, дятел спрашивает строго: Дятел: "Что у вас, медведь, болит? Зубы? Где?" Автор: С таким вопросом Он глядит медведю в рот и своим огромным носом у медведя зуб берёт. Приналёг - и сразу грубо, с маху выдернул его... Медведь: Ох! (громко) Автор: Что медведь - медведь без зуба? Он без зуба - ничего. | - Медведь идет в развалочку и качает головой, держась лапами за щеку. - Выходит дятел в черном фраке, на голове красный бархатный берет - Медведь охает и держится за щеку. - Дятел расхаживает важно, пританцовывает, показывая свой длинный нос (клюв) - Дятел поднимает вверх указательный палец и показывает жестом медведю на пенек - Спрашивает очень строго - Медведь все охает и мотает головой - Притих, когда дятел смотрит ему в рот - Дятел уходит так же важно, как входил. - Сразу же боль отступила и медведь показывает в рот (открывая его), что плохо ему без зуба. |
Сцена 2.
Автор: Разыскал медведь крота. Подошел к медведю крот, поглядел медведю в рот, а во рту медвежьем душно, зуб не вырос молодой, крот сказал медведю: Крот: "Нужно зуб поставить золотой". Автор: Крот сказал ему Крот: "Покуда подождите, милый мой, Я вам золота пол пуда накопаю под землей | - Медведь ходит ищет за деревом - Крот во всем черном, черные круглые очки, с палочкой - Крот уходит, медведь разводит лапами - Медведь кивает головой. Крот уходит. |
Сцена 3.
Автор: Ночью где -то в огородах откопали самородок Автор: Ходит радостный медведь, щеголяет зубом свежим, пляшет мишка молодой, и горит во рту медвежьем зуб веселый, золотой Автор: Стал медведь теперь умнее: чистит зубы каждый день, много мёду не ворует, ходит пухлый и не злой и сосновой пломбирует зубы белою смолой | - Возвращается крот, несет слиток золота, подходит к медведю и заглядывая медведю в рот, вставляет ему зуб - Радуется медведь, начинает плясать. Рычит от удовольствия - Веселая плясовая музыка Пляска медведя, крот притопывает - Поклон медведя и крота. |
Ведущий 1: В августе 34-ого года наступает момент настоящего триумфа: на Всесоюзном съезде писателей Корнилова, автора героической поэмы «Триполье», объявляют надеждой советской лирики. Двадцатисемилетний Борис Корнилов сменяет пятидесятилетнего Демьяна Бедного в должности штатного поэта «Известий».
Ведущий 2: Крупные его произведения печатает отныне журнал «Новый мир», на стихи сочиняют музыку. Борис Корнилов разъезжает по стране с красной книжечкой сотрудника «Известий», что, по воспоминаниям знавших его людей, переполняет его безмерной гордостью.
Чтец4 . "Яхта шла"
Яхта шла молодая, косая,
серебристая вся от света —
гнутым парусом срезая
тонкий слой голубого ветра.
В ноздри дунул соленый запах —
пахло островом, морем, Лахтой…
На шести своих тонких лапах
шли шестерки вровень с яхтой.
Не хватало весел и лодок —
с вышек прыгали прямо в воду,
острой ласточкой пролетая
над зелеными островами,
и дрожала вода золотая,
вся исколотая прыгунами.
Пойте песню.
Она простая.
Пойте хором и под гитару.
Пусть идет она, вырастая,
к стадиону,
к реке,
к загару.
Пусть поет ее, проплывая
мимо берега,
мимо парка,
вся скользящая,
вся живая,
вся оранжевая байдарка.
Песня на стихи Бориса Корнилова "От Махачкалы до Баку" в исполнении вокальной группы "Открытие".
Ведущий 1: Корнилова постепенно стали воспринимать как поэта политически благонадежного, уверенного в своих помыслах.
Ведущий 2: Время было суровое, но натура поэта, в которой было много нежности, человечности, грусти, постоянно прорывалась в его стихах. И тогда казалось, его голосом говорят семеновские леса, его родной край, казалось, в строки была спрятана какая-то необыкновенная теплота.
Ведущий 1: Многое из того, что творилось в стране, было ему не по душе, хотя он и воспевал трудовой энтузиазм населения, ратовал за индустриализацию. Но … жалел рушащийся уклад деревни, ее многострадальных жителей.
Чтецы 5,6,7
"Усталость тихая, вечерняя"
Усталость тихая, вечерняя
Зовёт из гула голосов
В Нижегородскую губернию
И в синь семёновских лесов.
Сосновый шум и смех осиновый
Опять кулигами пройдёт.
Я вечера припомню синие
И дымом пахнущий омёт.
Берёзы нежной тело белое
В руках увижу ложкаря,
И вновь, непочатая, целая,
Заколыхается заря.
Ты не уйдёшь, моя сосновая,
Моя любимая страна!
Когда-нибудь, но буду снова я
Бросать на землю семена.
Когда хозяйки хлопнут ставнями,
И отдых скрюченным рукам,
Я расскажу про город каменный
Седым, угрюмым старикам.
Познаю вновь любовь вечернюю,
Уйдя из гула голосов
В Нижегородскую губернию,
В разбег семёновских лесов.
Лесной дом
От резных ворот
Через отчий сад
И поля, где пасутся закаты,
Я пошёл вперёд,
Не взглянув назад .
На соломой покрытые хаты.
А когда ушёл,
Знать, попутал бес, —
Ничего не вижу я, кроме,
Что за лесом дол,
А за долом лес
И в лесу притаился домик.
Тих
и невелик,
Словно птичий шаг.
Он запрятал себя, беспокоясь.
Ив
и повилик
Вышитый кушак
Для соснового домика — пояс.
Но за часом — час,
А за днём ещё
(И у времени много прыти)
Старый день угас
и румянец щёк,
Умирая, на памяти вытер.
Только тихий дом
Мне в стихи залез.
Ничего не пишу я, кроме,
Что за лесом — дол,
А за долом — лес ,
И в лесу — удивительный домик.
На Керженце
Мы идем.
И рука в руке,
И шумит молодая смородина.
Мы на Керженце, на реке,
Где моя непонятная родина,
Где растут вековые леса,
Где гуляют и лось и лиса
И на каждой лесной версте,
У любого кержачьего скита
Русь, распятая на кресте,
На старинном,
На медном прибита.
Девки черные молятся здесь,
Старики умирают за делом
И не любят, что тракторы есть -
Жеребцы с металлическим телом.
Эта русская старина,
Вся замшённая, как стена,
Где водою сморена смородина,
Где реке незабвенность дана, -
Там корежит медведя она,
Желтобородая родина,
Там медведя корежит медведь.
Замолчи!
Нам про это не петь.
Ведущий 1: Как-то раз один ленинградский художник рассказал Борису Корнилову, как на фронтах гражданской войны добровольцами дрались с белогвардейцами семь отважных героев-африканцев, сенегальцев».
Ведущий 2: Так появляется герой новой поэмы Корнилова «Моя Африка»— красный чернокожий командир: африканец гибнет за русскую революцию, а русский поэт клянется погибнуть за Африку.
Ведущий 1: Интернациональный смысл поэмы Б. Корнилова получает немедленный отклик. Французский писатель Ромен Роллан дал положительную оценку «Моей Африке». Поэта этот неожиданный отзыв приводит в восторг, он «не может равнодушно говорить о том, что сказал о его поэме Роллан».
Ведущий 2: Этот момент становится для Корнилова высшей точкой признания. Высшей и последней. В тот момент, когда поэт был в зените славы, он вдруг неожиданно исчез.
Ведущий 1: Тогда исчезали многие. После убийства первого секретаря Ленинградского обкома Кирова по приказу Сталина в стране усилились репрессии. Сажали в тюрьмы и отправляли в лагеря, не считаясь с должностями и званиями крупных военачальников, учёных, писателей, поэтов, художников, артистов, не говоря о простых людях. Бориса Корнилова не миновала эта участь. Из его друзей-поэтов чудом выжил один Ярослав Смеляков, отсидевший в лагерях целых 17 лет.
Ведущий 2: Корнилов предчувствовал беду, но еще был полон надежд. 8 декабря 35-ого года в газете «Литературный Ленинград» рассказывал о своих творческих планах: собирался писать новые стихи, поэмы, прозу. Познакомился с писателем - героем гражданской войны Николаем Островским и намеревался писать о нем, хотел сделать пьесу «для гениального режиссера Мейерхольда...».
Ведущий 1: А в набросках, найденных через много лет в бумагах Корнилова, — усталость и апатия. « Все хорошие, веселые — один я плохой»... «Вы меня теперь не трогте — мне не петь, не плясать — мне осталось только локти кусать»... «Сочиняйте разные мотивы... Все равно недолго до могилы...»
Ведущий 2: Чем же провинился Корнилов перед советской властью? Творчество поэта высоко ценил и охотно печатал главный редактор «Известий» Н. И. Бухарин. Это покровительство и вспомнят Корнилову, когда в 36-ом году Бухарина арестуют как «злостного врага народа», «одного из организаторов убийства» С. М. Кирова и расстреляют.
Ведущий 1: Корнилова исключили из Союза писателей. 18 марта 37-ого года в «Ленинградской правде» вышла статья, где Корнилова назвали «кулацким последышем», 19 марта поэт арестован, как автор и распространитель “вредных” произведений, обвинен в контрреволюционной деятельности. Книги его больше не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. И даже в песне «Нас утро встречает прохладой» к кинофильму “Встречный” вымарывается имя автора.
Ведущий 2: Корнилова уничтожили. Способ казни, обстоятельства, место погребения засекретили. Первая жена Ольга Берггольц сделает все, чтобы узнать о судьбе мужа.
Ведущий 1: Сама Ольга Федоровна в 38-ом году тоже будет арестована как участница контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. После побоев и пыток Ольга в тюрьме родит мертвого ребенка. В 39-ом году освобождена и реабилитирована. В годы война в блокадном Ленинграде работала на радио, где ежедневно обращалась к мужеству ленинградцев. Стала символом блокадного Ленинграда.
(отрывок из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь", заявление О.Берггольц о реабилитации Б.Корнилова)
Чтец 8
Стихотворение Ольги Берггольц
Придешь, как приходят слепые:
на ощупь стукнешь, слегка.
Лицо потемнеет от пыли,
впадины
на висках.
Сама я открою двери
и крикну, смиряя дрожь:
«Я верю тебе, я верю!
Я знала, что ты придешь!»
О да, я иная, совсем уж иная!
Как быстро кончается жизнь...
Я так постарела, что ты не узнаешь.
А может, узнаешь? Скажи!
Не стану прощенья просить я,
ни клятвы —
напрасной — не стану давать.
Но если — я верю — вернешься обратно,
но если сумеешь узнать,—
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем,—
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою — о чем.
Ведущий 1: После реабилитации в 57-ом году удалось выяснить - Корнилов погиб 21 февраля 1938 года, захоронен в ленинградской Левашовской пустоши.
Ведущий 2: Поэт и не узнает, что его отец Петр Тарасович был арестован и умер в тюремной больнице, не узнает, что у него родилась дочь Ирина (перед арестом именно этим именем -именем первой дочери он просил Людмилу назвать дочь). Не узнает, что многие друзья и знакомые, завидев Люсю, переходили на другую сторону улицы, что ее не принимали ни на одну работу.
Ведущий 1: Ребенок репрессированного поэта должен был появиться на свет с клеймом «ребенок врага народа». Люсю спасает товарищ ее брата, художник Яков Басов, который предложил ей выйти за него замуж. Так, и она, и дочь становятся Басовыми.
Ведущий 2: Это помогло Людмиле избежать ареста. Молодая семья спешно покинула Ленинград. Впоследствии Людмила Григорьевна никогда не рассказывала дочери о том, кто ее настоящий отец. Ирина узнает об отце только после смерти матери из письма Таисии Михайловны.
Ведущий 1: Есть у Бориса Корнилова стихотворение "Без тоски, без грусти, без оглядки". Оно печальное, но вот его последние строки:
Впрочем скучно говорить о смерти,
Попрошу вас не склонять главу,
вы стихотворению не верьте, -
я еще, товарищи, живу.
Ведущий 2: Ни трагическая гибель поэта, ни время - ничто не стало причиной его забвения. В Петербурге учреждена Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова, а на фасаде дома № 9 на набережной канала Грибоедова установлена мемориальная доска «Последний адрес» Бориса Петровича Корнилова.
Ведущий 1: В родном городе Семенове, в центре, стоит памятник поэту-земляку, одна из улиц названа его именем, в краеведческом музее работает постоянная экспозиция о жизни Бориса Корнилова.
А главное, поэт Борис Петрович Корнилов продолжает жить в своих стихах!
Заключение: Уважаемые друзья, готовясь к гостиной, мы с ребятами размышляли над судьбой и стихами поэта и написали синквейны по теме нашего вечера.
Вот что получилось у ребят - участников гостиной. (зачитываются синквейны из презентации) В синквейнах ребята отразили свое отношение к поэту - сочувствие, сопереживание, гордость, восхищение, интерес к его творчеству.
Борис Корнилов, несомненно, достоин всех этих чувств и достоин того, чтобы вы, ребята, читали его стихи .
Благодарю всех участников гостиной. Спасибо всем за внимание. До новых встреч в литературной гостиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....
Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....
Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"
Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района". Использова...
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста
В статье представлены формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова: литературная экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...