Литературная гостиная "Я ведь ваш, нижегородский", посвященная жизни и творчеству поэта Б.П.Корнилова
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Приказчикова Татьяна Владимировна

Литературная гостиная предназначена для учащихся 7-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Я ведь ваш, нижегородский",

 посвященная жизни и  творчеству поэта Бориса Корнилова

Цель: познакомить воспитанников с жизнью и творчеством поэта-земляка Б.П.Корнилова.

Задачи: 

  • расширить представление о поэзии XX века, о месте и значении поэзии нижегородского поэта  Б.Корнилова в русской литературе;
  • способствовать развитию творческих способностей и дарований воспитанников;
  • способствовать формированию коммуникативных компетенций воспитанников;
  • воспитывать патриотизм, любовь к малой родине, чувство гордости за талантливого земляка.
  • побуждать к чтению поэзии, к активному участию в литературных мероприятиях.

Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, экран.

Литературная гостиная проводится  на фоне презентации.

Вступительное слово: Добрый вечер, друзья!  27 января вся наша страна отмечала   большое событие - 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда.

        Как вам известно, в блокадном городе композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую "Ленинградскую симфонию",  а ранее он же сочинил музыку к стихотворению "Песня о встречном" нашего земляка, поэта Бориса Корнилова. Сегодня в литературной гостиной мы познакомим вас с этим замечательным поэтом.

        Мы начинаем нашу гостиную с"Песни о встречном" в исполнении вокальной группы "Открытие".

 "Песня о встречном"

Ведущий 1: Поэтическая слава пришла к Борису Корнилову в Ленинграде, хотя сам поэт родом с Нижегородчины, из Семеновского края. Город Семенов  расположен среди дремучих лесов, невдалеке от реки Керженец и озера Светлояр, где по легенде затонул град Китеж. Семенов знаменит на весь мир искусными мастерами-ложкарями, сказочной хохломской росписью, игрушкой матрешкой.

Ведущий 2: Борис Корнилов родился 29 июля 1907 года в селе Покровское близ Семенова в семье сельских учителей Петра Тарасовича и Таисии Михайловны. Через два года в семье появилась дочь Елизавета, еще через год -  Александра.

Семья была очень дружная, работящая. В доме небольшая, но хорошая библиотека, вечерами устраивались семейные чтения вслух. Детям на дни рождения дарили книги. В пять лет Борис научился читать.

Ведущий 1: В начальной школе села Дьяково, куда вскоре переехала семья, Борис учился у отца и учился успешно. Свое первое стихотворение  написал в 6 лет о Пушкине. А потом не расставался с тетрадкой, в которую всё что-то записывал.

Ведущий 2:  Вспоминает Таисия Михайловна, мама поэта:

(выходит с книгой в руках) Таисия Михайловна:  «В детстве Боря любил природу, реку, рыбную ловлю. Часто с товарищами уходил на рыбалку на реку Санохту, что в полукилометре от Семёнова, а то и на Керженец, за 8 километров. Книга всегда была его спутником. У нас в хозяйстве имелась лошадь, за которой ухаживал Борис, уводил её в ночное и приводил утром домой. Любил торжественно приехать верхом, а то и вскачь, чтоб я видела”.

Ведущий 1: В 1914 году отца призвали на войну с Германией. Борис остался единственным мужчиной в доме, колол дрова, носил воду из колодца, копал, косил траву.

Ведущий 2: После войны из Дьякова семья переехала в уездный городок Семёнов. Здесь Борис одним из первых вступил в пионеры, а потом стал комсомольским активистом.

Ведущий 1: В гостеприимном доме Корниловых стала собираться детвора:  заводилой всех затей был Борис, энергия его била ключом. Он хорошо учился, много читал, сочинял поздравительные куплеты, сценарии. С друзьями и сестрами ставил дома детские спектакли, позднее домашняя самодеятельность перебралась в районный клуб.

Ведущий 2: Часами просиживая за книгами, Борис вместе с тем был очень подвижным, озорным. На один из дней рождения отец подарил Борису книгу Гоголя. Мальчик настолько выразительно читал младшим сестренкам «Вия», что они пугались и со слезами убегали он него

 Ведущий 1: В период учебы и работы в комитете комсомола – писал в стенгазеты и для местного молодежного театра «Синяя блуза», писал много, охотно, часто экспромтом.
Ведущий 2: Однажды писатель – нижегородец Павел Штатнов, корреспондент газеты «Молодая рать», будучи в Семенове, увидел  стихи Корнилова и попросил прислать их для газеты.
Ведущий 1: 28 апреля 1925-ого года «Молодая рать» впервые опубликовала стихотворение Корнилова под псевдонимом «Борис Вербин». Нижегородские публикации решили его судьбу. Воодушевленный успехом, Борис просит местный комитет комсомола дать ему командировку в Ленинград.
Таисия Михайловна:  “Его из дома увели стихи. Из газет тогда мы узнали, что Сергей Есенин переезжает жить в Ленинград, и Борис загорелся желанием ехать туда, чтобы познакомиться с поэтом, стихами которого бредил, хотел показать ему свои стихи. Я отпустила его скрепя сердце и то потому, что в Ленинграде жила моя сестра Клава вдвоём с мужем, инженером, жили обеспеченно, в хороших условиях. Борис поехал к ним 5 января 26-ого года, Есенина уже в живых не застал».

Ведущий 2: В Петербурге  Борис не  пропал, пошел в литературное объединение “Смена”, где  с первых выступлений произвёл на всех неизгладимое впечатление.

Ведущий 1: Уверенный в себе, он читал первые свои стихи, в которых было нескрываемое подражание Есенину. Поэтов "Смены" подкупили неподдельная искренность, открытость, знание быта русской  жизни, темперамент.  

Ведущий 2: Здесь и   увидела поэтесса  Ольга Берггольц  Корнилова, коренастого низкорослого парнишку в кепке, сдвинутой на затылок, в распахнутом пальто.  Позднее Ольга Фёдоровна напишет:

(отрывок  из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь", из  дневника О.Ф. Берггольц)

Ведущий 1: Корнилов сделал ей предложение у подножия Медного всадника, и  она,  едва 18-летней, вышла замуж на самом пороге взрослой жизни. Ольга и Борис много работали, но каждую свободную минуту старались проводить вместе, гуляли по городу и много говорили о поэзии. Вместе поступили на высшие курсы искусствознания при Институте истории искусств, где перед слушателями выступали Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий и другие признанные поэты.

Чтец 1. "Память"

По улице Перовской иду, несу авоську,
пальто надел внакидку, несу домой халву;
стоит погода – прелесть, стоит погода – роскошь,
и свой весенний город я вижу наяву.

Тесна моя рубаха, и расстегнул я ворот,
и знаю, безусловно, что жизнь не тяжела –
тебя я позабуду, но не забуду город,
огромный и зеленый, в котором ты жила.

Испытанная память, она моя по праву, –
я долго буду помнить речные катера,
сады, Елагин остров и Невскую заставу,
и белыми ночами прогулки до утра.

Мне жить еще полвека, – ведь песня не допета,
я многое увижу, но помню с давних пор
профессоров любимых и университета
холодный и веселый, уютный коридор.

Мы, может, постареем и будем стариками,
на смену нам – другие, и мир другой звенит,
но будем помнить город, в котором каждый камень,
любой кусок железа навеки знаменит.

Ведущий 2: Свою первую книгу "Молодость" Борис Корнилов посвятил жене. Изданная трехтысячным тиражом, она принесла поэту первый успех.

Ведущий 1: В 1928 году у них родилась дочь  Ирина.  

(отрывок  из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь", из  дневника О.Ф. Берггольц)

Ведущий 2: Брак  оказался ошибкой, через два года Ольга и Борис  расстались. Что же стало причиной развода? Несходство характеров? Молодость и юношеский максимализм Ольги? Ревность к первой любви Бориса Татьяне Степениной, оставшейся в Семенове и писавшей ему письма? Безденежье? Наверное, все вместе подталкивало к разрыву.

Ведущий 1: А слава поэта Бориса Корнилова росла, один за другим издавались поэтические сборники. В его стихах главенствуют две темы: героика революции, гражданской войны  и ожидание новых битв.

Чтец 2  "Продолжение жизни"

Я нюхал казарму, я знаю устав, 
я жизнь проживу по уставу: 
учусь ли, стою ль на посту у застав - 
везде подчинен комсоставу. 

Горит надо мною штыка острие, 
военная дует погода, - 
тогда непосредственное мое 
начальство - товарищ комвзвода. 

И я, поднимаясь над уймой забот, 
я - взятый в работу крутую - 
к тебе заявляюсь, товарищ комвзвод, 
тебе обо всем рапортую. 

И, помня наказ обстоятельный твой, 
я верен, как пули комочек, 
я снова в работе, боец рядовой, 
товарищ, поэт, пулеметчик. 

Я знаю себя и походку свою, 
я молод, настойчив, не робок, 
и если погибну, погибну в бою 
с тобою, комвзвода, бок о бок. 

Восходит сияние летнего дня, 
хорошую красит погоду, 
и только не видно тебя и меня, 
товарищей наших по взводу. 

Мы в мягкую землю ушли головой, 
нас тьма окружает глухая, 
мы тонкой во тьме прорастаем травой, 
качаясь и благоухая. 

Зеленое, скучное небытие, 
хотя бы кровинкою брызни, 
достоинство наше - твое и мое - 
в другом продолжении жизни. 

Чтец 3:  "Собака"

Я крадусь,

мне б до конца прокрасться,

сняв подкованные сапоги,

и собака черного окраса

у моей сопутствует ноги.

Мы идем с тобой, собака, прямо

в этом мире,

полном тишины, —

только пасть, раскрытая как яма,

зубы, как ножи, обнажены.

Мне товарищ этот без обмана —

он застыл, и я тогда стою:

злая осторожность добермана

до конца похожа на мою.

Он врага почуял.

Тихой сапой

Враг идет,

длинна его рука,

и когда товарищ двинет лапой,

я его спускаю с поводка.

Не уйти тогда тому,

не скрыться

и нигде не спрятаться,

поверь, —

упадет

и пискнет, словно крыса:

побеждает зверя

умный зверь.

Пес умен,

силен,

огромен,

жарок…

Вот они —

под пули побегут.

Сколько доберманов и овчарок

нам границу нашу берегут?

Сколько их,

прекрасных и отличных?

Это верный боевой отряд.

Вам о псе

расскажет пограничник,

как о человеке говорят.

Вдруг война,

с погибелью,

с тоскою,

посылает пулю нам свою, —

и, хватаясь за ветер рукою,

я от пули упаду в бою.

И кавалерийские фанфары

вдруг запели около меня…

Знаю я — собаки-санитары

вызволят меня из-под огня.

Через месяц я пройдусь, хромая,

полюбуюсь на сиянье дня,

и собака, словно понимая,

поглядит с любовью на меня.

Погуляю,

силы все потрачу

и устану —

сяду на траве, —

улыбнусь,

а может быть, заплачу

и поглажу пса по голове.

Ведущий 2: Корнилов часто приезжал в родные места. Своим нижегородским собратьям по перу он запомнился веселым и радушным. Естественный в беседе, он располагал к себе манерой держаться попросту и удивительно доброй улыбкой.

Ведущий 1: Как-то в 1928 году нижегородские поэты Борис Рюриков, Борис Пильник, Михаил Шестериков и Константин Поздняев встретились с неожиданно нагрянувшем из Ленинграда Корниловым. Тот сразу же вынул из кармана пиджака их сборник стихов и полушутя заявил: "Ну что же вы, ребята? Книжку выпускаете, а меня даже не пригласили. Я же ведь ваш, нижегородский! И мне бы было приятно вместе с вами напечататься, и вам бы это не во вред!"

Ведущий 2:  1930 год. Борис Корнилов на  конференции пролетарских поэтов знакомится с Людмилой Борнштейн. Она становится его второй женой.  Людмила Григорьевна, тихая, безответная, создала уютную домашнюю обстановку, в которой так нуждался беспокойный поэт, чья жизнь проходила в постоянных творческих командировках.

Ведущий 1: Борис и друзья семьи называли её Люся. Получив большую квартиру в писательском доме № 9 на набережной канала Грибоедова, они часто принимали друзей, среди которых были известные поэты,  писатели, режиссеры. Здесь часто гостили режиссер Всеволод Мейерхольд и его жена актриса Зинаида Райх.

Ведущий 2: Они были очень дружны. Однажды после неудачного удаления зуба Борис Корнилов попал в больницу, его навестил Мейерхольд. Поэт не смог произнести ни слова, изъяснялся жестами. После этого случая и родилась сказка.  "Как от меда у медведя зубы начали болеть".

Отрывок из сказки "Как от меда у медведя зубы начали болеть".

Сказка

Сцена 1.  Поляна, на ней пеньки, дерево объемное.

Автор:  Шёл медведь,              стонал медведь,  

            Дятла разыскал медведь.

         

            Это щёголь в птичьем свете,             в красном бархатном берете,             в тонком чёрном пиджаке            с червяком в одной руке.

    Нос у дятла весь точёный,

    лакированный, кривой,

мыт водою кипячёной, свежей высушен травой.

Дятел знает очень много,

он медведю сесть велит,

           дятел спрашивает строго:

Дятел: "Что у вас, медведь, болит?

              Зубы? Где?"

Автор:  С таким вопросом

Он глядит медведю в рот и своим огромным носом               у медведя зуб берёт. Приналёг -                             и сразу грубо,                                               с маху выдернул его...

Медведь: Ох! (громко)

                  Автор:       Что медведь -                                   медведь без зуба?                          Он без зуба - ничего.

 - Медведь идет в развалочку и качает головой, держась лапами за щеку.

- Выходит дятел в черном фраке, на голове красный бархатный берет

- Медведь охает и держится за щеку.

- Дятел расхаживает важно, пританцовывает, показывая свой длинный нос (клюв)

- Дятел поднимает вверх указательный палец  и показывает жестом медведю на пенек

- Спрашивает очень строго

- Медведь все охает и мотает головой

- Притих, когда дятел смотрит ему в рот

 - Дятел уходит так же важно, как входил.

- Сразу же боль отступила и медведь показывает в рот (открывая его), что плохо ему без зуба.

Сцена 2.

Автор: Разыскал медведь крота.

                Подошел к медведю крот,

                поглядел медведю в рот,

               а во рту медвежьем душно,

               зуб не вырос молодой,

               крот сказал медведю:

Крот: "Нужно

           зуб поставить золотой".

Автор: Крот сказал ему

Крот: "Покуда

           подождите, милый мой,

           Я вам золота пол пуда

           накопаю под землей

- Медведь ходит ищет за деревом

- Крот во всем черном, черные круглые очки, с палочкой

- Крот уходит, медведь разводит лапами

- Медведь кивает головой. Крот уходит.

Сцена 3.

Автор: Ночью где -то в огородах

            откопали самородок

Автор: Ходит радостный медведь,

            щеголяет зубом свежим,

            пляшет мишка молодой,

            и горит во рту медвежьем

            зуб веселый, золотой

Автор: Стал медведь теперь умнее:

             чистит зубы каждый день,

             много мёду не ворует,

             ходит пухлый и не злой

            и сосновой пломбирует

            зубы белою смолой

- Возвращается крот, несет слиток золота, подходит к медведю и заглядывая медведю в рот, вставляет ему зуб

- Радуется медведь, начинает плясать. Рычит от удовольствия

- Веселая плясовая музыка

Пляска медведя, крот притопывает

- Поклон медведя и крота.

Ведущий 1: В августе 34-ого года наступает момент настоящего триумфа: на Всесоюзном съезде писателей Корнилова, автора героической поэмы «Триполье», объявляют надеждой советской лирики. Двадцатисемилетний Борис Корнилов сменяет пятидесятилетнего Демьяна Бедного в должности штатного поэта «Известий».

Ведущий 2: Крупные его произведения печатает отныне журнал «Новый мир», на  стихи сочиняют музыку.  Борис Корнилов разъезжает по стране с красной книжечкой сотрудника «Известий», что, по воспоминаниям знавших его людей, переполняет его безмерной гордостью.  

Чтец4 . "Яхта шла"

Яхта шла молодая, косая,

серебристая вся от света —

гнутым парусом срезая

тонкий слой голубого ветра.

В ноздри дунул соленый запах —

пахло островом, морем, Лахтой…

На шести своих тонких лапах

шли шестерки вровень с яхтой.

Не хватало весел и лодок —

с вышек прыгали прямо в воду,

острой ласточкой пролетая

над зелеными островами,

и дрожала вода золотая,

вся исколотая прыгунами.

Пойте песню.

Она простая.

Пойте хором и под гитару.

Пусть идет она, вырастая,

к стадиону,

к реке,

к загару.

Пусть поет ее, проплывая

мимо берега,

мимо парка,

вся скользящая,

вся живая,

вся оранжевая байдарка.

Песня на стихи Бориса Корнилова "От Махачкалы до Баку" в исполнении вокальной группы "Открытие".

Ведущий 1: Корнилова постепенно стали воспринимать как поэта политически благонадежного, уверенного в своих помыслах.

Ведущий 2:  Время было суровое, но натура поэта, в которой было много нежности, человечности, грусти, постоянно прорывалась в его стихах. И тогда казалось, его голосом говорят семеновские леса, его родной край, казалось, в строки была спрятана какая-то необыкновенная теплота.

Ведущий 1:  Многое из того, что творилось в стране, было ему не по душе, хотя он и воспевал трудовой энтузиазм населения, ратовал за индустриализацию. Но … жалел рушащийся уклад деревни, ее многострадальных жителей.

Чтецы 5,6,7

"Усталость тихая, вечерняя"

Усталость тихая, вечерняя 
Зовёт из гула голосов 
В Нижегородскую губернию 
И в синь семёновских лесов. 

Сосновый шум и смех осиновый 
Опять кулигами пройдёт. 
Я вечера припомню синие 
И дымом пахнущий омёт. 

Берёзы нежной тело белое 
В руках увижу ложкаря, 
И вновь, непочатая, целая, 
Заколыхается заря. 

Ты не уйдёшь, моя сосновая, 
Моя любимая страна! 
Когда-нибудь, но буду снова я 
Бросать на землю семена. 

Когда хозяйки хлопнут ставнями, 
И отдых скрюченным рукам, 
Я расскажу про город каменный 
Седым, угрюмым старикам. 

Познаю вновь любовь вечернюю, 
Уйдя из гула голосов 
В Нижегородскую губернию, 
В разбег семёновских лесов. 

  Лесной дом

От резных ворот 
Через отчий сад 
И поля, где пасутся закаты, 
Я пошёл вперёд, 
Не взглянув назад . 
На соломой покрытые хаты.

А когда ушёл, 
Знать, попутал бес, — 
Ничего не вижу я, кроме, 
Что за лесом дол, 
А за долом лес 
И в лесу притаился домик.

Тих 
и невелик, 
Словно птичий шаг. 
Он запрятал себя, беспокоясь. 
Ив 
и повилик 
Вышитый кушак 
Для соснового домика — пояс.
Но за часом — час, 
А за днём ещё 
(И у времени много прыти) 
Старый день угас 
и румянец щёк, 
Умирая, на памяти вытер.

Только тихий дом 
Мне в стихи залез. 
Ничего не пишу я, кроме, 
Что за лесом — дол, 
А за долом — лес , 
И в лесу — удивительный домик.

        На Керженце

Мы идем.

И рука в руке,

И шумит молодая смородина.

Мы на Керженце, на реке,

Где моя непонятная родина,

Где растут вековые леса,

Где гуляют и лось и лиса

И на каждой лесной версте,

У любого кержачьего скита

Русь, распятая на кресте,

На старинном,

На медном прибита.

Девки черные молятся здесь,

Старики умирают за делом

И не любят, что тракторы есть -

Жеребцы с металлическим телом.

Эта русская старина,

Вся замшённая, как стена,

Где водою сморена смородина,

Где реке незабвенность дана, -

Там корежит медведя она,

Желтобородая родина,

Там медведя корежит медведь.

     Замолчи!

     Нам про это не петь.

Ведущий 1: Как-то раз один ленинградский художник  рассказал Борису Корнилову, как на фронтах гражданской войны добровольцами дрались с белогвардейцами семь отважных героев-африканцев, сенегальцев».

Ведущий 2: Так появляется герой новой поэмы Корнилова «Моя Африка»— красный чернокожий командир: африканец гибнет за русскую революцию, а русский поэт клянется погибнуть за Африку.

Ведущий 1: Интернациональный смысл поэмы Б. Корнилова получает немедленный отклик. Французский  писатель Ромен Роллан дал  положительную оценку  «Моей Африке».  Поэта этот неожиданный отзыв приводит в восторг, он «не может равнодушно говорить о том, что сказал о его поэме  Роллан».

Ведущий 2: Этот момент становится для Корнилова высшей точкой признания. Высшей и последней. В  тот момент, когда поэт был в зените славы, он  вдруг неожиданно исчез.

Ведущий 1:  Тогда исчезали многие. После убийства первого секретаря Ленинградского обкома Кирова по приказу Сталина   в стране усилились репрессии. Сажали в тюрьмы и отправляли в лагеря, не считаясь с должностями и званиями крупных военачальников, учёных, писателей, поэтов, художников, артистов, не говоря о простых людях. Бориса Корнилова не миновала эта участь.  Из его друзей-поэтов   чудом выжил один Ярослав Смеляков, отсидевший в лагерях целых 17 лет.

Ведущий 2: Корнилов предчувствовал беду, но еще был полон надежд. 8 декабря 35-ого года  в газете «Литературный Ленинград» рассказывал о своих творческих планах: собирался писать новые стихи, поэмы,  прозу. Познакомился с писателем -  героем гражданской войны Николаем Островским и намеревался писать о нем,  хотел сделать пьесу «для гениального режиссера Мейерхольда...».

Ведущий 1: А в набросках, найденных через много лет в бумагах Корнилова, — усталость и апатия. « Все хорошие, веселые — один я плохой»... «Вы меня теперь не трогте — мне не петь, не плясать — мне осталось только локти кусать»... «Сочиняйте разные мотивы... Все равно недолго до могилы...»

Ведущий 2: Чем же провинился Корнилов перед советской властью? Творчество поэта высоко ценил и охотно печатал главный редактор «Известий» Н. И. Бухарин.  Это покровительство и вспомнят Корнилову, когда в 36-ом году Бухарина арестуют как «злостного врага народа»,  «одного из организаторов убийства» С. М. Кирова  и расстреляют.

Ведущий 1:  Корнилова исключили из Союза писателей. 18 марта 37-ого года в «Ленинградской правде» вышла статья, где Корнилова назвали «кулацким последышем», 19 марта поэт арестован, как автор и распространитель “вредных” произведений, обвинен  в контрреволюционной деятельности. Книги его больше не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. И даже в песне «Нас утро встречает прохладой»  к кинофильму “Встречный” вымарывается имя автора.

Ведущий 2: Корнилова уничтожили. Способ казни, обстоятельства, место погребения засекретили. Первая жена Ольга Берггольц сделает все, чтобы узнать о судьбе мужа.

Ведущий 1:  Сама Ольга Федоровна в 38-ом году тоже будет арестована как участница контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. После побоев и пыток Ольга в тюрьме родит мертвого ребенка. В 39-ом году  освобождена и реабилитирована. В годы война в блокадном Ленинграде работала на радио, где ежедневно обращалась к мужеству ленинградцев. Стала символом блокадного Ленинграда.

(отрывок  из документального фильма " Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь",  заявление О.Берггольц о реабилитации Б.Корнилова)

Чтец 8

Стихотворение Ольги Берггольц

Придешь, как приходят слепые: 
на ощупь стукнешь, слегка. 
Лицо потемнеет от пыли, 
впадины
              на висках.

Сама я открою двери 
и крикну, смиряя дрожь: 
«Я верю тебе, я верю! 
Я знала, что ты придешь!»

О да, я иная, совсем уж иная! 
Как быстро кончается жизнь... 
Я так постарела, что ты не узнаешь. 
А может, узнаешь? Скажи!

Не стану прощенья просить я,
                                              ни клятвы —
напрасной — не стану давать.
Но если — я верю — вернешься обратно,
но если сумеешь узнать,—
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем,—
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою — о чем.

Ведущий 1: После реабилитации в 57-ом  году удалось выяснить - Корнилов погиб 21 февраля 1938 года, захоронен в ленинградской Левашовской пустоши.

Ведущий 2: Поэт и не узнает, что его отец Петр Тарасович был арестован и умер в тюремной больнице, не узнает, что у него родилась дочь Ирина (перед арестом именно этим именем -именем первой дочери он просил Людмилу назвать  дочь). Не узнает, что многие друзья и знакомые, завидев Люсю, переходили на другую сторону улицы, что ее не принимали ни на одну работу.

Ведущий 1:  Ребенок репрессированного поэта должен был появиться на свет с клеймом «ребенок врага народа». Люсю спасает товарищ ее брата, художник  Яков Басов, который предложил ей выйти за него замуж. Так,  и она, и  дочь становятся Басовыми.

Ведущий 2: Это помогло Людмиле избежать ареста. Молодая семья спешно покинула Ленинград. Впоследствии Людмила Григорьевна никогда не рассказывала дочери о том, кто ее настоящий отец. Ирина узнает об отце только после смерти матери из письма Таисии Михайловны.

Ведущий 1: Есть у Бориса Корнилова стихотворение "Без тоски, без грусти, без оглядки". Оно печальное, но вот его последние строки:

Впрочем скучно говорить о смерти,

Попрошу вас не склонять главу,

вы  стихотворению не верьте, -                                                                                                                                                          

я еще, товарищи, живу.

Ведущий 2: Ни трагическая гибель поэта, ни время - ничто не стало причиной его забвения. В Петербурге учреждена Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова, а на фасаде дома № 9 на набережной канала Грибоедова  установлена мемориальная доска «Последний адрес» Бориса Петровича Корнилова.

Ведущий 1: В родном городе Семенове, в центре,  стоит памятник поэту-земляку, одна из улиц названа его именем, в краеведческом музее работает  постоянная экспозиция о жизни Бориса Корнилова.

 А главное, поэт Борис Петрович Корнилов продолжает жить  в своих стихах!

Заключение: Уважаемые друзья, готовясь к гостиной, мы с ребятами размышляли над судьбой и стихами поэта и написали  синквейны по теме нашего вечера.  

Вот что получилось у ребят - участников гостиной. (зачитываются синквейны из презентации) В синквейнах ребята отразили свое отношение к поэту -  сочувствие, сопереживание, гордость, восхищение, интерес к его творчеству.

Борис Корнилов, несомненно, достоин всех этих чувств и достоин того, чтобы вы, ребята, читали его стихи .

        Благодарю всех участников гостиной. Спасибо всем за внимание. До новых встреч в литературной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....

Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....

Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"

Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района".  Использова...

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста

В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...