Для родителей
видеоурок (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
«Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения.»
(практическое занятие)
Подготовила Никулина Н А.,
педагог
г.Нефтекамск, 2019г.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Практическое занятие
«Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.
Цель практического занятия:
- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;
- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.
Практическое занятие-практикум психолога с родителями
1.Вступительное слово педагога
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
I. Знакомство с участниками
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в классе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Педагог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – .
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»
Перед началом занятия педагог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.
После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.
4. Обсуждение правил группы
Цель: направить участников на соблюдение правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка «Волчок» – быть активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.
Педагог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная часть
Педагог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?
5. Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
6. Упражнение «Душа ребенка»
Педагог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Педагог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
7. Упражнение «Стили родительского воспитания»
Педагог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.
I группа – авторитарный;
II – либеральный;
III – демократический.
Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?
– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?
– Какой из стилей наиболее близок лично вам?
8. Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Педагог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
9. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»
Педагог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому ребенку. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):
- прикосновение;
- слова поощрения;
- время;
- помощь;
- подарки.
Поэтому дарите своим детям любовь и подарки.
10. Упражнение «Осуществление ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.
Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)
Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...