"Развитие координационных навыков у начинающих пианистов"
методическая разработка
В работе раскрываются причины недостаточного развития координационных навыков у детей. Обозначены роль и значение координации и моторики в исполнительстве на фортепиано. Даны рекомендации для развития координационных навыков у начинающих пианистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_koordinatsionnyh_navykov.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова»
Развитие координационных навыков у начинающих пианистов
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Захарчук В.М.
г. Курск
2019 г
План
1.Причины недостаточного развития координации у современных детей.
2.Значение двигательных навыков в исполнительской деятельности обучающихся.
3.Упражнения на раскрепощение игрового аппарата и развитие мелкой моторики.
Работая в ДШИ более 20 лет, всё чаще я наблюдаю у вновь пришедших детей проблемы с координацией движений и значительной скованностью и зажатостью игрового аппарата.
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но среди них можно выделить наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей.
Прежде всего, на мой взгляд, это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, только 20-25% поступающих в школу детей можно отнести к группе полностью здоровых. Все чаще в анамнезе современных детей встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесенные родовые травмы, асфиксию и пр.). Все это серьезно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.
Я считаю, что наряду с физиологической недостаточностью отставание в развитии моторики объясняется и рядом социальных факторов. В частности, «домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад(а таких сейчас немало), иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.), поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. Неумение ребенка они, как правило, объясняют тем, что «ему не нравится раскрашивать книжки с картинками», «он не любит заштриховывать фигуры», не любит «пачкать руки пластилином» и т.д., и не считают нужным предложить ребенку более привлекательное занятие, также способствующее развитию ручной умелости. Дошло до того, что дети не умеют манипулировать мячом (подкидывать и затем ловить мяч), так как не имели его дома и не знали никаких игр с мячом. Гораздо проще многим современным родителям дать в руки ребенку гаджет, чтобы он был занят и не мешал им. Всё это приводит к не очень хорошим последствиям и сказывается на общем психо-физическом развитии ребёнка, его успеваемости в школе , и тем более в таком специфическом деле, как игра на инструменте.
Ёще одна очень важная причина, во многом объясняющая снижение уровня общего моторного развития детей, состоит в практически полной утрате культуры детских дворовых игр. Современные дошкольники и младшие школьники почти не играют в подвижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20-30 лет назад. Между тем одно из предназначений этих игр как раз и состоит в совершенствовании двигательных навыков. Сейчас уже не увидеть на улицах во дворах ребят, играющих в мяч, классики, «резиночку» и мн. другие подвижные игры. Всё это отложило огромный негативный отпечаток на двигательно-координационное развитие современных детей.
Поэтому задача педагога, в класс которого приходят такие дети, восполнить пробел в развитии координации движений и двигательной моторики у обучающихся.
Говоря о значении координации и мелкой и крупной моторики в исполнительской деятельности пианиста, можно сказать, что недостатки владения координацией отрицательно сказываются на исполнении произведений любой степени сложности.
Координация – буквально “упорядочение”. Координироваться – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие.
Понятие координации в музыкальной педагогике включает в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая. В процессе игры на фортепиано координация движений играет основополагающую роль. Это и координация между движениями пальцев каждой руки, и между руками, играющими поочерёдно или вместе, и координация ног, работающих с педалями.
Недостаточная гибкость технического аппарата затрудняет координацию движений, а, следовательно, препятствует точному воспроизведению звуковой картины, сложившейся в представлении исполнителя. Навыки координации необходимы пианисту, как для решения сложных задач интерпретации, так и для овладения самыми элементарными пианистическими приёмами. Технический аппарат призван, в полном объеме, исполнять художественные намерения, быть достаточно ловким, пластичным, координированным. Большинство технической работы требует специальной тренировки.
Не менее значимую роль в развитии пианистических навыков играет моторика. Ее роль в художественных достижениях пианиста столь велика, что обычно ее отождествляют с понятием техники в целом, хотя она — лишь механизм последней.
Мотрика- это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Развитие моторики играет важную роль в овладении пианистическими навыками. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Однако на практике мы сталкиваемся с детьми, которые к 6-7 годам нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений в упражнениях с мячом, упражнениях на расслабление корпуса и т.д, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
Всё это отражается и при постановке игрового аппарата на уроках фортепиано. О причинах низкого уровня развития моторики у детей мы говорили выше.
На своих занятиях с обучающимися я стараюсь регулярно уделять время различным гимнастическим упражнениям, нацеленным на организацию и раскрепощение игрового аппарата, так как у многих учащихся существует проблема мышечной зажатости рук, скованности движений, что является серьёзной проблемой в области исполнительства.
Многие упражнения я заимствовала у известного педагога А.А. Шмидт-Шкловской, представленных в ее работе « О воспитании пианистических навыков», а также у А.Д. Артоболевской в «Первой встрече с музыкой».
Предлагаемые упражнения в трудах Шмидт-Шкловской и Артоболевской активизируют и укрепляют мышцы участвующие в работе пианиста, помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.
Перед началом занятий за инструментом я проделываю с учащимся такие упражнения:
1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные мышцы руки вниз. Голову также опустить. В таком положении предоставить рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.
2 Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение головы) для освобождения мышц шеи.
А.Д.Артоболевская, советует выполнять следующие упражнения:
1.Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.
2. Встать ровно, раздвинуть ноги на расстояние ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Очень полезны упражнения с мячом. Они развивают общую и мелкую моторику, регулируют силу и точность движения, развивают ловкость, быстроту реакции.
1.Ловить мяч поочередно каждой рукой, подбрасывая его вверх.
2.Отпуская мяч, сразу подхватывать его той же рукой, не давая упасть.
3.То же, но отпускать мяч одной рукой, а подхватывать другой.
Существует множество упражнений для развития мелкой моторики, в частности пальчиковые игры, используемые на начальном этапе организации игрового аппарата.
Сейчас в продаже можно найти различные пособия для развития мелкой моторики со стихами и красочными иллюстрациями, которые можно использовать в работе с детьми на начальном этапе обучения.
В своей практике я использую различные раскраски-обводки двумя руками одновременно. Это очень нравится детям и также приносит большую пользу в развитии мелкой моторики, способствуют развитию обоих полушарий мозга.
С той же развивающей целью я использую на уроках различные мячики- массажёры – игольчатые, резиновые с шипами, массажные кольца для пальцев и т.д, которые можно приобрести в ортопедических салонах и спортивных магазинах.
Такие мячи развивают мелкую моторику рук, координацию движений поэтому очень рекомендованы детям. Для развития моторики и развития гибкости кистей рук я предлагаю ученикам выполнять несложные упражнения, которые они выполняют с большим удовольствием:
-перекатывать мячик в ладонях;
-катать мяч по твердой поверхности с разной интенсивностью;
-поочередно массировать ладони, совершая кругообразные движения от центра ладони к кончикам пальцев;
-сжимать и разжимать мячик в ладони.
Развитию моторики детей следует уделять специальное внимание, так как это определяет дальнейший успех в их исполнительской деятельности.
Список литературы:
1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры Лиса по лесу ходила. - М.: Карапуз, 2005,19с.
2. Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам техники, С-П.: Композитор, 2009.
3. Забурдяева Е.,Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу Вып.4- С-П.: ООО Невская нота, 2010.
4. Мазель В. Музикант и его руки. - С-П.: Композитор, 2003, 180с.
5. Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков, 1997, 120с.
6. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста – М.: Советский композитор, 1987,119с.
7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - М.: Классика-ХХI, 2013,82с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"
В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...
"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"
В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...
Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"
В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....
Координационные навыки начинающего пианиста
Сама по себе, координация - это способность человека совершать одновременно и слаженно несколько действий, которая обусловлена особенностью деятельности человеческого мозга и психикой человека, в усло...
"Развитие координационных навыков у начинающих пианистов" (Дополненное)
Данное учебно- методическое пособие поднимает вопрос недостаточного развития координационных движений у современных детей. Предлагаются различные упражнения для развития координации и моторики у начин...
Возможности развития координационных навыков и скоростно-силовых способностей у баскетболистов в группах начальной подготовки
В физиологическом воспитании обучающихся спортивные игры имеют весомое значение. Они содействуют формированию не только важных умений и спос...
Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»
В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания - освоение различных...