«Совершенствование туристских навыков в походе»
презентация к уроку (7 класс) на тему

Платицина Елена Анатольевна

Пешеходный туризм общедоступен. Это могут быть как сложные, категорийные, так и самые простые походы выходного дня для начинающих туристов.

 

Подготовка к пешему походу

Проведение пеших походов требует серьезной подготовки группы. Если участники похода — школьники, которые впервые будут проходить большую дистанцию пешком, то готовятся они на протяжении целого учебного года. Такой подготовкой занимаются туристические кружки и клубы, существует учебная программа для кружков пешеходного туризма. Ученики должны усвоить необходимые темы:

·         групповое, личное и специальное снаряжение;

·         документы необходимые в походе;

·         ориентирование по компасу и карте;

·         цель похода;

·         виды костров;

·         укладка рюкзака;

·         организация питания в походе;

·         личная гигиена в полевых условиях;

·         нестандартные ситуации в походе;

·         разработка маршрута для пеших походов;

·         первая доврачебная помощь;

·         палатка, ее постановка, снятие, ремонт;

инструктаж по технике безопасности

Естественные препятствия, с которыми приходится чаще всего сталкиваться туристу на своем пути, - это реки, ручьи, болота, лесные чащи.

По лесным зарослям.

По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою передвигаются компактной группой.

Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами. Каждый должен внимательно следить за впереди идущим и повторять его движения. Надо придерживать ветки, чтобы они не ударяли идущего сзади. При этом одну руку выставляют вперед для защиты лица и глаз.

В лесной чаще интервал в цепочке должен быть увеличен до 5 — 6 метров.

Шагая по лесу, надо быть внимательным, смотреть под ноги и перед собой, чтобы не споткнуться о бурелом, не угодить в яму, не травмироваться острой веткой.

Заболоченная местность.

При необходимости идти по заболоченной местности надо выбрать наиболее безопасный путь. При этом скорость движения должна быть резко снижена. Если на болоте растут кустарник или деревья, значит, под слоем вязкой поверхности лежит жесткий грунт. Корни кустарника на болоте — хорошая опора для ног. Кустарник, деревья на водораздельных гребнях — это и есть наиболее благоприятный путь. Преодолевают болота, переступая или перепрыгивая с кочки на кочку, если есть возможность, держась за ветки. На таких участках может потребоваться взаимопомощь и страховка. Если кто- то из туристов упал, оступился или завяз ногой в болоте, надо подать сигнал остановки. Упавшему надо помочь подняться. Тому, кто ближе к увязшему в болоте, следует, выбрав удобную для себя позицию, прежде всего, помочь ему освободиться от рюкзака, подать руку, жердь, палку.

Водные препятствия.

Ни один серьезный пеший поход не обходится без преодоления на маршруте ручьев и рек, по поваленным через русло стволам деревьев, по примитивным кладям, по камням, вброд, наконец, с помощью веревочных перил и вплавь.

Встретившись с водной преградой, необходимо тщательно продумать все варианты и способы перехода. Если выше и ниже по течению нет моста, следует внимательно осмотреть берег, нет ли на нем тропинки, спускающейся к воде и имеющей продолжение на противоположном берегу.

Вброд

Переход через реку вброд — один из самых распространенных способов переправы.

Не следует думать, однако, что одолеть брод - дело простое. Народная заповедь «не зная броду, не суйся в воду» должна стать туристским законом. Первая задача состоит в том, чтобы найти на реке место, где переправа вброд для данной группы вполне по силам, где объективно есть полная гарантия безопасности. Следовательно, первая задача — тщательная разведка, поиск места брода. В любом случае нельзя ограничиться визуальной оценкой участка реки, нужна практическая проверка.

Верным признаком брода служит дорога или тропа, проложенная местными жителями, ведущая к воде и продолжающаяся на другом берегу. Переправа всегда требует самостраховки или даже групповой страховки.

Вброд можно переправляться через неглубокие (не выше середины бедра) равнинные реки со сравнительно спокойным течением.

В условиях, когда переправляться приходится на относительно глубоком участке с быстрым течением, через реку натягивают веревочные перила, за которые туристы во время перехода держатся рукой.

Горные реки

Для переправы через горные реки выбирают места, где скорость течения заметно снижается (например, за крупными камнями). Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена.

Переправа

Вброд

Переправляться можно по одному с шестом для страховки и поддержания равновесия или группой из 2 -4 человек шеренгой, держа друга поверх плеч за лямки рюкзаков, и двигаться наискось против течения.

По завалившемуся дереву

Через узкие протоки, ручьи и заболоченные овраги можно перебраться по завалившемуся дереву или уложенному бревну. Перед переправой на бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, убирают гнилую кору, скользкую поверхность посыпают песком. При переходе рек рюкзак необходимо держать на одном плече, чтобы в случае падения в воду быть в состоянии быстро сбросить его.

Вплавь

Через спокойную реку, при условии, что все участники похода хорошо плавают, можно переправиться вплавь с использованием подручных средств. Для транспортировки груза сооружают плоты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon peshiy_pohod_e.a.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл» Совершенствование туристских навыков в походе» Руководитель: Платицина Елена Анатольевна педагог дополнительного образования МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл»

Слайд 2

«День, проведённый ребёнком среди леса и полей заменяет много недель на учебной скамье». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Цель похода: Совершенствование туристских навыков, приобретённых на теоретических занятиях

Слайд 4

Задачи похода: 1. Обучить туристским навыкам и умению преодолевать естественные препятствия 2. Научить ориентироваться на местности 3. Собрать сведения о конечном пункте похода 4. Способствовать развитию личностных качеств обучающихся средствами похода.

Слайд 5

Участники похода Группа обучающихся МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл», 7-8 класс Туристская группа должна представлять собой коллектив, каждый член которого связан с другими дружбой и единством поставленной цели.

Слайд 6

Сведения о походе Поход: пеший, двухдневный Нитка маршрута: г.Уварово, лицей 1 (корп8) – косогор- пригородный лес - с.Моисеево Общая протяженность маршрута: 17,5 км.

Слайд 7

Схема маршрута 1. Остановка «Ботаника» 5. Остановка «Бивак» 2. Остановка «Привал на обед» 6. Остановка «Болото» 3. Остановка «Овраг» 7. Остановка «Ориентирование» 4. Остановка «Медицина» 8. Остановка «Водная преграда»

Слайд 8

Остановка «Ботаника» Первую остановку мы сделали, пройдя 6 км, у входа в лес. Здесь руководитель нам рассказал о лекарственных и съедобных растениях, о ядовитых растениях, встречающихся в лесу, о съедобных и ядовитых грибах, а также о съедобных и ядовитых лесных ягодах. Здесь же мы узнали как оказать первую медицинскую помощь при отравлении ягодами, грибами, растениями. Затем мы двинулись дальше.

Слайд 9

Остановка «Привал на обед» Приблизительно через час мы остановились пообедать. На этом привале пришлось всем поработать: мальчики собирали дрова и оборудовали место под костёр (кострище), а девочки вместе с руководителем готовили обед из трёх блюд. В результате на этой стоянке мы узнали как правильно подготовить и разжечь костёр, познакомились с техникой безопасности при разжигании костра и при приготовлении пищи на костре, узнали много интересного о видах костров, а также как добыть и очистить воду в походных условиях. А какая вкусная еда нам показалась, приготовленная на костре своими руками! А потом как настоящие туристы мы убрали всё за собой и двинулись дальше.

Слайд 10

Остановка «Овраг» Где-то метров через 700, нам на пути встретился спуск в овраг. И вот здесь то нам пригодились знания об узлах, которые применяются в походе и на всех соревнованиях по туризму. Мы сделали небольшую остановку, повторили все узлы, которые учили на занятиях и которые нам потом и пригодились. А также здесь же мы отработали спуск и подъём спортивным способом и траверс склона. Нам было очень интересно применить на практике всё то, что мы изучали в течении года на наших занятиях.

Слайд 11

Остановка «Медицина» Затем метров через 300 мы вышли на маленькую полянку и здесь нас ожидала практика транспортировки пострадавшего (с применением и без применения подручных средств). И мы решили даже устроить небольшое соревнование. Вдоволь набегавшись, мы устроились вокруг руководителя, и она нам напомнила о походной аптечке, о травмах в походе и об оказании первой медицинской помощи при травмах. А также мы узнали о первой помощи при укусах ядовитых змей и насекомых и об оказании первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах. А ещё Елена Анатольевна нас познакомила с некоторыми сигналами бедствия и мы даже попробовали их выкладывать.

Слайд 12

Станция «Бивак» Под вечер уставшие, но довольные мы прибыли на место стоянки. Здесь мы вспомнили как правильно и быстро разбить палаточный лагерь. И хотя погода не предвещала дождя, но наши мальчишки всё же окопали все палатки по всем правилам. Затем мы определили место под костёр, мальчики заготовили дров, а дежурные девочки сварили всем нам очень вкусные макароны с тушенкой и компот из сухофруктов. Вообщем, никто голодным не остался. Но и здесь мы не обошлись без урока: Елена Анатольевна нам напомнила об экологическом последствии костра, оставленном без присмотра.

Слайд 13

Остановка «Болото» На следующий день, проснувшись и умывшись, мы сделали зарядку. Затем позавтракали, свернули наш палаточный лагерь и отправились в дальнейший путь. Но не прошли и 500 метров как нам встретилась «заболоченная» полянка. Это было самое подходящее место для тренировки преодоления болота по кочкам и жердям. Здесь мы тоже устроили мини-соревнования, а победителям досталась большая шоколадка.

Слайд 14

Остановка «Ориентирование» Седьмой остановкой нашего пути стала тренировка по ориентированию, чем мы и занимаемся на наших учебных занятиях. Мы повторили условные знаки спортивных карт и даже ответили на эту тему тесты, вспомнили о масштабе карты. Поработали с компасом (ориентирование карты, азимут). Затем Елена Анатольевна нам поставила дистанцию и мы с удовольствием пробежались по КП. И ещё одна очень нужная тема была нами изучена на практике это- ориентирование по природным признакам.

Слайд 15

Остановка «Водная преграда» Немного отдохнув и перекусив, мы пошли дальше и приблизительно через километр вышли к ручью. Здесь было самое подходящее место для наведения переправы по бревну. Немного пройдя вниз по течению мы обнаружили уже готовое для переправы бревно, натянули верёвочные перила и в туристских обвязках перебрались на тот берег.

Слайд 16

Сведения о районе путешествия Село Моисеево основано однодворцами в канун проведения первой ревизии 1719 года. Вначале это небольшое поселение называлось деревней. В 1734 году в Моисееве была построена церковь, и оно стало называться селом. Некоторые подробности о нем содержатся в документах второй ревизской сказки 1745 года. В селе жили однодворцы, которых насчитывалось 257 человек (мужчин) в 60 домах. В числе домохозяев-однодворцев были Иван Попов, Семен Антошин, Иван Лоскутов, Исай Куксов, Петр Милосердов и другие.

Слайд 17

Вывод В результате реализации проекта, я пришла к выводу, что овладев основами туристских умений и навыков, обучающиеся смогут обеспечить личную безопасность в опасных ситуациях, а также совершенствовать своё мастерство в многодневных категорийных походах, а также организовывать самостоятельные походы

Слайд 18

С. Смирнов «Дорога» Друзья – пешеходы, не надо, не будем Завидовать в поезде едущим людям! Из окон вагона земля не такая, Она пролетает, крутясь и мелькая… Гораздо приятнее, если пешком Пройдёшься по ней ты с заплечным мешком. Что может быть лучше такого ночлега. Над нами не крыша, ни даже телега, А чистое небо – и мы у костра Уснули на милой земле до утра.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики

Данная технология разработана на основе технологии совершенствования вычислительных умений      Всеволода Николаевича Зайцева....

урок совершенствования грамматических навыков и навыков говорения, урок ИКТ

урок совершенствования грамматических навыков и навыков говорения, урок ИКТ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование туристско-спортивного мастерства» (для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год

Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность...

Методические аспекты организации и проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Опыт проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс«Готов к труду и обороне»...

Поход с обучающимися начальной школы с целью оздоровление детей, знакомство с природой родного края, отработка туристских навыков.

Цель поход: оздоровление детей, знакомство с природой родного края, отработка туристских навыков. Задачи похода:1. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, ст...