Воспитание сценической культуры и исполнительской выдержки у обучающихся в ДШИ и ДМШ
методическая разработка на тему
Освещены наиболее распространённые причины сценического волнения. Предложены эффективные способы его преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая работа | 30.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
Балтийский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Балтийского муниципального района «Детская школа искусств им. Иоганна Себастьяна Баха»
( МБУ ДО БМР ДШИ им. И.С.Баха)
Методическая работа
Воспитание сценической культуры
и исполнительской выдержки
у обучающихся в ДШИ и ДМШ
Выполнила
преподаватель народного отделения
по классу аккордеона
Бинецкая И.П.
2019
Содержание:
1. Вступление
2. Цель
3. Задачи
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Выводы
7. Список используемой методической литературы
Тема: «Воспитание сценической культуры и исполнительской выдержки у обучающихся в ДШИ и ДМШ».
Цель: осветить наиболее распространённые причины сценического волнения.
Задачи: предложить эффективные способы его преодоления и сделать выводы.
В современном музыкальном исполнительстве особое место занимает проблема сценического самочувствия обучающегося.
Детям свойственно конкретно-чувственное восприятие мира. Их жизнь состоит из ряда событий. Ребёнок получает знания и навыки игры на инструменте, воспринимая обучение как процесс, состоящий из музыкальных событий, т. е. публичное выступление ученика это неотъемлемая часть учебного процесса и выход на сцену для него - это событие. Концерт для обучающегося является праздничным событием, на котором ему предоставляется возможность проявить себя, услышать похвалу и аплодисменты, продемонстрировать свои успехи.
Обучаясь в музыкальной школе, ребёнок постоянно выступает на концертах, зачётах, конкурсах. Часто сценическое волнение учащегося мешает художественному исполнению произведения. Речь идёт не о том виде эстрадного волнения, которое способствует творческому вдохновению, а о том виде волнения, которое может привести к страху и потере творческих сил исполнителя.
Из педагогической практики известно, что все учащиеся, за редким исключением (дети младшего возраста) ощущают сценическое волнение. У разных людей оно проявляется по-разному. Иногда способный ученик играет в классе хорошо, а на сцене не умеет владеть собой.
Педагоги по-разному относятся к такому сценическому волнению. Одни вообще отрицают его закономерность и считают симуляцией, либо «мелочью». Так известная английская пианистка, педагог Лилиас Маккинон в своей книге «Игра наизусть» пишет: «…каждый из нас в глубине души жаждет сочувствия и когда музыкант-исполнитель говорит: «Ах, я так волнуюсь» - он уподобляется ребёнку, которому нравится привлекать к себе внимание. Такого рода волнение есть не что иное, как определённый вид тщеславия».
По мнению других, сценическое волнение присуще всем и поэтому в практической работе само ликвидируется.
Третьи придают ему преувеличенное значение и считают своим долгом успокаивать ученика перед выходом на сцену.
Среди музыкантов существует мнение, что сценическое спокойствие зависит от уверенности того, что в исполняемом произведении всё добросовестно проработано, усвоено и никакого волнения не может быть. Но жизнь доказывает, что такое утверждение ошибочно, т.к. некоторые учащиеся, работающие добросовестно и достигшие хороших результатов в классной обстановке, на сцене теряются. Остаётся тот факт, что независимо от одарённости и подготовленности, почти все ощущают в той или иной мере сценическое волнение, являющееся результатом новизны обстановки. Присутствие слушателей, сознание необходимости выступать перед ними, вносят разлад в психику учащегося. Ошибаются те педагоги, которые считают, что воспитание сценической культуры и исполнительской выдержки дело второстепенное.
Факторы привития навыков положительного сценического самочувствия обучающегося и исполнительской культуры следует искать как в профессиональной, так и в психологической сфере деятельности исполнителя. Детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций, что является серьёзной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственного исполнения на инструменте и от общения со слушателем. Как счастлив ребёнок, когда первая пьеска, которую он исполнил, понравилась взрослым! Это не должно быть не замеченным родителями и педагогом. Необходимо заметить успех выступления, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия - приносить людям радость общения посредством исполнения произведений на музыкальном инструменте.
Разрыв между возможностями ученика и его эстрадными навыками порой приводят к неудачам на ответственном выступлении. Чтобы научится играть на сцене, надо как можно чаще выступать. Редкие выступления приводят к излишнему волнению. Пусть учащийся сыграет меньше пьес в одно выступление, но почаще появиться на эстраде. Огромную пользу принесёт и многократное повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений.
Экспериментальные данные российских и зарубежных музыковедов и психологов позволяют обнаружить влияние различных раздражителей на художественную плодотворность творческого процесса музыканта-исполнителя. Температура и освещённость помещения, цвет и форма окружающих предметов, случайные звуки - всё это может оказывать на исполнителя отрицательное воздействие. Так же сценический страх-причина возможных неудачных выступлений. Чтобы избежать этого, необходимо помнить несколько правил:
- «Эстрадная выдержка и самообладание укрепляются эстрадной тренировкой» - говорил Лев Аронович Баренбойм. Обучающейся должен как можно чаще и с желанием выступать. С первого года обучения игре на инструменте мы регулярно с обучающимися класса практикуем выступления не только на концертах ДШИ, но и в различных учреждениях города: в детских садах, в общеобразовательных школах… Репетируя перед концертом, мы с обучающимися класса обыгрываем пьесы на домашних семейных торжествах, в других кабинетах ДШИ, т.е. учащихся своего класса приучаю играть в непривычной обстановке. Примером этого являются выступления в кабинетах перед учащимися художественного отделения, где необычный интерьер, излишнее освещение, свободное поведение юных художников, но всё это не должно отвлекать внимание исполнителя.
- Во время исполнения решающую роль играет слуховой контроль. По словам Игумнова: «На эстраде надо только слушать себя и следить за логикой исполнения…».
Своих учащихся, напутствуя перед выходом на сцену, прошу думать о художественном образе, о характере исполняемого произведения и стараться передать их слушателям. Заражать присутствующих своим эмоциональным, выразительным и музыкальным исполнением. Настраиваться на встречу с прекрасной музыкой и дарить эти чувства окружающим.
- Важную роль в концертном выступлении играет настрой исполнителя. Выходить на сцену с чувством уверенности. Часто причиной страха является внушённая мысль о возможном провале. Самому близкому другу и себе следует говорить безмятежно улыбаясь: «Я с нетерпением жду концерта» и повторять это не только про себя, но и вслух. Такое самовнушение поможет успокоиться и подготовиться к выходу на сцену.
Всегда напоминаю учащимся класса, что исполнять пьесы надо с личным позитивным отношением, с радостью дарить моменты своего исполнительского мастерства публике, т. к. не все могут так научиться владеть инструментом. Необходимо гордиться своими достижениями в стремлении к обучению игре на инструменте.
- Не менее важен вопрос о собственной «стратегии» педагога и характере проведения уроков. Чем ближе к сценическому выступлению, тем больше уроки стоит уподобить своеобразным репетициям, тем осторожнее должны быть педагогические рекомендации. Преподавателю наибольшую осмотрительность нужно проявлять в словах «напутствиях» учащимся перед их выходом на сцену. Наставления должны носить обобщённый характер. Уместно будет предостеречь от торопливости в игре или напомнить о ярком и выразительном исполнении.
Заключение: В одних случаях необходимо подбодрить юного исполнителя, вселить в него уверенность, напоминая о его сильных сторонах или апеллируя к самолюбию, пристыдить за чрезмерное волнение. В иных случаях желательно преуменьшить значение предстоящего выступления или напротив, подчеркнуть важность и ответственность, чтобы достигнуть большей артистической мобилизованности.
Как мы видим, всё зависит от характера уч-ся, от присущего ему в данный момент психологического самочувствия.
Сценическое выступление своего рода является событием в процессе исполнительского обучения. Задача педагога - хорошо продумать программу выступления. Она не должна быть завышенной и твёрдо выучена обучающимся на память.
Исполнитель должен игнорировать любой промах в исполнении. Если произведение играется с душой, публика и комиссия простят некоторые помарки или неточности. Нужно учиться слушать свою игру и настраиваться на лучшее. Важно убеждать учащегося в том, что заслугой является не только избегание фальшивых нот, но если это всё же произошло, главное, - умение отреагировать не паническим состоянием, а напротив собранностью и целеустремлённостью в раскрытии художественного образа и характера исполняемого произведения.
- Особую важность приобретает послеконцертная оценка в период первоначального обучения игре на инструменте и первых выступлений учащихся. Первое выступление перед слушателями производит всегда сильное, подчас неизгладимое впечатление. Чувство радости от сознания удачного выступления или огорчения от неудачного, надолго запомнятся, и может повлиять на дальнейшую концертную деятельность.
Требование объективности оценки качества исполнения не снимает необходимости учёта педагогом индивидуальных психологических особенностей ученика. Как «подать» тому или иному учащемуся оценку его выступления - вопрос далеко не праздный. Опытные педагоги умело пользуются ею, как инструментом формирования у обучающегося способности в будущем реально оценивать собственные успехи. В любом случае оценка должна быть объективной, форма её тактичной и гибкой.
С учащимися класса постоянно обмениваемся впечатлениями о выступлении. Анализируем неудачные моменты исполнения и обязательно закрепляем свои успехи.
Выводы: В заключение хочется напомнить, что для ученика-исполнителя и для его педагога каждое сценическое выступление - это создание произведения искусства, за которое оба несут ответственность перед слушателями. Сценическое выступление всегда должно быть важной вехой в процессе обучения игры на инструменте и вносить разнообразие в рутинный учебный процесс. Необходимо заметить успех, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия приносить себе и людям радость общения с музыкой.
Список используемой методической литературы:
- И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы» М.: Классика-ХХ1, 2002г.
- И.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» М.: Гос. муз. издат. 1961г.
- Ю.Акимов «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне»
- С.Клещев «Волнение на эстраде и методы его устранения»
- Л.А.Баренбойм «Фортепианная педагогика» М.: Классика-ХХ1, 2007г.
- В.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» М.: Классика-ХХ1, 2004г.
- С.Савшинский «Пианист и его работа» М.: Классика-ХХ1, 2002г.
- Л.Маккиннон «Игра наизусть» М.: Классика-ХХ1, 2004г.
- Методические записки по вопросам музыкального образования выпуск 1, 2. Редактор и составитель Н.А.Фишман.
- Г.Коган «У врат мастерства» М.:»Советский композитор», 1977г.
- В.Смирнов «Концертное выступление, принципы развивающего обучения» 2010г.
- Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании» М.:Владос,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно - нравственных ценностей»
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...
«Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно нравственных ценностей»
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...
Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся
Цель данных методических рекомендаций - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...
Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...
Решение проблемы сценического волнения у обучающихся.
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее ...
Сценическая постановка для обучающихся старших классов "Ирония судьбы или здравствуйте, Иван Васильевич"
Данная новогодняя сценическая постановка предназначена для классных руководителей и обучающихся 9-11 классов. Сценарий написан по мотивам двух известных фильмов "Иван Васильевич меняет профессию...
Преодоление сценического волнения у обучающихся
В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в пери...