Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею
методическая разработка по теме
Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист к тексту экскурсии | 404.5 КБ |
Текстэкскурсии | 24.33 КБ |
Фото мастера | 582.83 КБ |
Фото мастера -ложечника | 789.64 КБ |
Фото Нижегородского тхудожника | 224.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Э К С К У Р С И Я
Мастерами славится Нижегородская земля
Вид экскурсии : обзорно - тематическая
Продолжительность экскурсии: 20 минут
Состав экскурсантов: учащиеся 1-11 классов
Составитель: Тихобаева Юлия
Францева Анастасия
Руководитель ( педагог ):
Преподаватель-организатор ОБЖ
учитель 1 категории
руководитель музейного центра школы
Колотилова Светлана Юрьевна
г.Н.Новгород
2013 год
Предварительный просмотр:
~ ~
Этнокультурный центр «СКАЗ» создан в 2010 году усилиями преподавателей , учащихся и родителей школы. Основу коллекции подлинных экспонатов составляют предметы народного быта , привезенные из разных уголков Нижегородской области , изделия народных мастеров : коллекция изделий с хохломской росписью , коллекция деревянных ложек , деревянные резные изделия, коллекция картин самодеятельных художников.
Коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами Казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву.
На этой благодатной почве и был создан наш центр.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции.
Представленную экспозицию можно условно разделить на 4 раздела :
1 раздел - Русская печь;
2 раздел – бабий кут;
3 раздел – Красный угол ;
4 раздел – хозяйский кут.
( общий обзор разделов )
1 раздел – Русская печь
Школьными мастерами умело воссоздан макет русской печи , как центра крестьянского жилища. Даже огонь в печи горит. На печи мы видим коллекцию самоваров, глиняные горшки и чугунки для приготовления пищи как для людей , так и для домашних животных. Для того , чтобы вынуть горшок из печи необходим был ухват , специальное приспособление разного диаметра . У печи вы видите коллекцию утюгов . Печь была необходимым атрибутом крестьянского быта , без неё изба не изба.
Народная мудрость гласит:
Что в печи , то на стол мечи; Когда в печи варко , тогда и жарко..
2 раздел – Бабий кут
Это была в избе женская территория , ни кто не смел туда ходить , кроме хозяйки дома и детей младших. В нашей женской половине сосредоточены предметы женского рукоделия , прялки , донца , коромысло , вальки для стирки и глажки грубых домотканых изделий , веретёна , вышивка , плетение , детские игрушки , семеновские матрёшки , домотканые дорожки , платки Особый интерес вызывает детская люлька с матерчатым дном, прошлым летом в нашей коллекции появилась ещё одна люлька со сменным дном , привезенная из поисковой экспедиции в Городецкий район
(Прежде чем положить младенца в люльку , дно застилали сеном, и только потом пелёнкой из льняного полотна , сено грело и впитывало влагу , хозяйка несколько раз в день сено меняла , много позже изобрели подгузники и памперсы , а первоначально это было именно так. Сверху люльку закрывали пологом , от дурного глаза , чаще всего это была нижняя юбка матери , в люльку клали оберег – тряпичную куклу без лица. До года ребенка никому не показывали , крестили и только после крестин можно было показать младенца близким родственникам)
( каждый предмет показать)
Росписью по дереву также занималась хозяйка , мужчина только вырезал домашнюю утварь из дерева ( чаще всего это была липа или берёза) или лепил из глины.
В коллекции музея представлено большое количество предметов с хохломской росписью Семёновских мастеров 70-80 годов 20 века .
3 раздел – Красный угол
В русской избе , обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.
Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусном ) в определённом порядке.
В нашем Красном углу представлены подлинные иконы 18 и 19 века – Николай - чудотворец , Преподобный Серафим Саровский и плохо сохранившаяся , предположительно , икона Всех святых радуйся.
( показать на иконы )
4 раздел – Хозяйский угол
С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский, угол, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты и другое «мужское» хозяйство.
В нашем хозяйском углу представлены изделия из бересты , плетёные сани , валенки и бурки , изделия текстиля , лапти , инструменты для изготовления ложек , старинный безмен , поддужный колокольчик , амбарный ключ , старинные замки , дуга для конской упряжи . Именно в хозяйском углу размещена коллекция деревянных ложек в которой более 150 штук , ложки изготавливал мужчина , ложка это особый предмет , требующий подробного рассказа. Мастер вырезал ложку особым инструментом – кочедыком ( показать ) , изготовление проходило в несколько этапов , все этапы изготовления- баклуши , представлены в нашей коллекции ( показать) . Заготовки вышли из под рук уникального мастера – ложечника Дяди Гриши , который жил в Семёновском районе Нижегородской области в деревне Взвоз , на берегу живописной реки Керженец. Мы не знаем его фамилии , но вся деревня вспоминает его как Дядю или Дедушку Гришу. В 1962 году ему исполнилось 90 лет , в нашей коллекции есть уникальная фотография этого народного мастера за работой. ( показать фото). Вся округа покупала у него ложки , тем семья и жила. Мастерство от мастера передавалось по наследству из поколения в поколение. Мы знаем , что его потомки живут и работают в г. Семёнове Нижегородской области.
Особо хотелось бы остановиться на коллекции изделий из дерева , сделанных умелыми руками слепого мастера из деревни Мериново Семёновского района Нижегородской области , Исаака Тимофеевича Абрамова.( показать бюст) .Самоучка . Искусный резчик по дереву. Мотивы своих работ черпал в родных семёновских лесах. Долгое время руководил кружком художественной обработки дерева в г.Семёнове. Большое количество его работ находится в государственном музее народного творчества г.Семёнова. В преклонном возрасте ослеп и вырезал свои работы по памяти. Коллекция , представленная у нас в музее – это плод его фантазий именно этого периода.
Не только изделия народных мастеров и мастериц представлены в собрании нашего музея. В этом году коллекция пополнилась работами нижегородского художника , члена союза нижегородских художников Альберта Николаевича Логинова( показать работы ) . Альберт Николаевич родился 30 июля 1934 года. Школа , изостудия , художественное училище , по окончании работа гравером в Горьковской областной типографии и художником –оформителем в Волго-Вятском книжном издательстве. Творческой деятельностью начал заниматься с юных лет и продолжает до настоящего времени. Его картины экспонировались на многих выставках союзного и республиканского значения , а также за рубежом.
Источником вдохновения для него являются картины русской природы , удивительные ландшафты Нижегородского края( показать картины). Особая тема для художника – улицы и памятники истории и культуры Нижнего Новгорода . В своих зарисовках он увековечил уже исчезнувшие или очень изменившиеся на сегодняшний день уголки любимого города.( показать картины Собора Александра Невского и фрагмент картины – Благовещенский мужской монастырь Нижнего Новгорода). В нашей коллекции представлены зарисовки – этюды работ мастера , ценность этих работ заключается в том , что это первое видение автора сюжета будущего большого полотна написанного с натуры. Более полно с работами автора вы можете познакомиться в каталоге его работ , подаренного нам Альбертом Николаевичем.
Альберт Николаевич проживает в деревне Петухово Борского района Нижегородской области. В возрасте 79 лет он полон сил и энергии , продолжает работать , создавая свои удивительные по красоте и наполненности содержанием произведения.
Мы должным образом сохраняем в нашем музее изделия лучших мастеров и мастериц Нижегородского края. Мы гордимся тем , что можем воочию соприкоснуться с уникальными подлинными изделиями, вышедшими из под рук уникальных мастеров своего дела.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
АБРАМОВ
ИСААК ТИМОФЕЕВИЧ
1900 - ….
Мастер-умелец. Самоучка. Искусный резчик по дереву. Мотивы своих работ черпал в родных Семёновских лесах. Долгое время руководил кружком художественной обработки дерева в г.Семёнове и г.Волгограде. Большое количество его работ находится в настоящее время в музее народного творчества г.Семёнова Нижегородской области. Проживал в д. Хомутово Семёновского района Нижегородской области.
Предварительный просмотр:
ДЯДЯ ГРИША
1872 - …..
Уникального мастер – ложечник , который жил в Семёновском районе Нижегородской области в деревне Взвоз , на берегу живописной реки Керженец. Мы не знаем его фамилии , но вся деревня вспоминает его как Дядю или Дедушку Гришу. В 1962 году ему исполнилось 90 лет , в нашей коллекции есть уникальная фотография этого народного мастера за работой. Вся округа покупала у него ложки , тем семья и жила. Мастерство от мастера передавалось по наследству из поколения в поколение. Мы знаем , что его потомки живут и работают в г. Семёнове Нижегородской области.
Предварительный просмотр:
ЛОГИНОВ
АЛЬБЕРТ НИКОЛАЕВИЧ
Нижегородский художник.
Родился 30 июля 1934 года.
Школа ,изостудия ,художественное училище, по окончании работа гравёром в Горьковской областной типографии и художником-оформителем в Волго-Вятском книжном издательстве. Творческой деятельностью начал заниматься с юных лет и продолжает до настоящего времени. Его картины экспонировались на многих выставках союзного и республиканского значения , а также за рубежом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Школьный этнографический музей
Музейная практика - одно из средст воспитания толерантной среды у обучающихся . Именно таким является школьный этнографический музей....
Школьный этнографический музей
Школьный этнографический музей (краткая информация о формах работы в музеи)...
Обзорно-тематическая экскурсия по этнокультурному центру "СКАЗ" (рассказ о мастерах своего дела)
Рассказ о мастерах Нижегородского края...
Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею
Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений...
Школьный этнографический музей.
В течение 2013-2014 учебного года, учащимися 5-7 классов ГБОУ РМЭ " Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являющ...
Экскурсия в этнографический музей
Экскурсияв этнографический музейгорода Саратована уроке физики в 8 классе...
Взаимодействие языка и культуры на примере экскурсии в «Быстринский районный этнографический музей»
Технологическая карта открытого занятия педагога объединения «Английская Студия» МАОУ ДО "Быстринский Дом детского творчества" Пирвели Ирины Гурамовны разработана в целях ак...