Рабочая программа «Экологическая безопасность»
рабочая программа на тему
Цель: формирование у учащихся экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи: Образовательные (предметные): Формировать целостное представление о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;
Метапредметные: Мотивировать к самообразованию, саморазвитию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию экологического мышления, развитию любознательности, творческого воображения, самостоятельности, ответственности, коммуникативности;
Личностные: Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе, как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми, любовь к природе, к Родине, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostyrchenko_eb_1g.o.doc | 548.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Утверждаю
Директор
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района
_______________ Литвинова Н.Н.
Приказ №____ от «___» __________ 20___ г.
Рабочая программа
«Экологическая безопасность»
естественнонаучной направленности,
для 1 года обучения
объединение «Экосодружество»
Педагог дополнительного образования:
Костырченко Светлана Николаевна
г. Бирюч, 2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Экологическая безопасность», модифицированная, комплексная, естественнонаучной направленности, базовый уровень
Автор программы Кравченко Лилия Сергеевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «______» _____________ 20_____ г., протокол №______________________
Председатель _______________ Литвинова Н.Н.
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «______» ______________ 20 __г., протокол №_____
Председатель _______________ Литвинова Н.Н.
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
Новизна. Использование интересных методов и форм работы с учащимися (активные методы дистанционного обучения, конференции, соревнования и т.д.)
Целесообразность. Изучение специальной литературы и материала для проведения практических работ с учетом имеющихся средств для проведения данных работ.
Актуальность. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Число воспитанников в группе по годам: 15
Число часов и занятий в неделю: 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов)
Цель: формирование у учащихся экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи: Образовательные (предметные): Формировать целостное представление о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;
Метапредметные: Мотивировать к самообразованию, саморазвитию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию экологического мышления, развитию любознательности, творческого воображения, самостоятельности, ответственности, коммуникативности;
Личностные: Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе, как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми, любовь к природе, к Родине, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру.
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Тип и форма занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Дидактические материалы, техническое обеспечение | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||||
Предполагаемые | Фактические | ||||||||
1 | 01.09.18 г. | Вводное занятие | Комбинированное занятие: занятие – беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Знакомство с содержанием, планом работы, задачами объединения, природоохранными мероприятиями в области охраны природы родного края на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности. / Беседа | 1. Просмотр презентации «Охрана природы в наших руках». Проведение вводного (входного) контроля знаний в виде тестирования. / Практическая работа. | Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней. | Фотографии, рисунки, иллюстрации природы, компьютер, проектор, экран, диск с презентацией «Охрана природы в наших руках» | |
Раздел 1. | |||||||||
1. Экологическое право | 52 | 26 | 26 | ||||||
2 | 03.09.18 г. | 1.1. Понятие экологического права. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Понятие «экологического права», история его развития и становления. Предмет экологического права. Методы экологического права. Объекты экологического права. / Лекция | 1. Работа с источниками экологического права: нормативными актами комплексного регулирования, создаваемыми на основе и в соответствии с Конституцией РФ. / Практическая работа. | Формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. | Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | |
3 | 06.09.18 г. | 1.2. Предмет и метод регулирования. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Группы общественных отношений. Правовое регулирование. Две группы правовых методов: императивные и диспозитивные. Метод экологизации. /Лекция. | 1. Работа с источниками экологического права: нормативными актами комплексного регулирования, создаваемыми на основе и в соответствии с Конституцией РФ. / Практическая работа | Развитие экологической культуры, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней. | Компьютер, проектор, экран, Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | |
4. | 08.09.18 г. | 1.3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
| Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Основные понятия и принципы в охране окружающей среды. / Лекция | 1. Работа с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». / Практическая работа | Развитие экологической культуры, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней. | Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | |
5. | 10.09.18 г. | 1.4. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и зоны экологического бедствия. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Понятие «зоны чрезвычайных экологических ситуаций» и «зоны экологического бедствия». Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. / Лекция | 1. Работа с литературными источниками: ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций. / Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней. | Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | |
6. | 13.09.18 г. | 1.5. Война – губительный для биосферы фактор. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Экологический вред, нанесенный войнами. Экологические аспекты второй мировой войны. Общепланетарный эффект воздействия ядерного оружия. / Лекция | 1.Просмотр и обсуждение презентации «Война – губительный фактор для биосферы». / Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать, природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Война – губительный фактор для биосферы», компьютер, проектор, экран | |
7. | 15.09.18 г. | 1.6. Экологическое страхование. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Объекты экологического страхования. Обязательное государственное экологическое страхование. Добровольное экологическое страхование. Страховой случай. Страховое возмещение. / Беседа. | 1. Просмотр слайдов «Механизм экологического страхования»/ Практическая работа.
| Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск со слайдами «Механизм экологического страхования», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши | |
8. | 17.09.18 г. | 1.7. Экологическая экспертиза. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Понятие «экологической экспертизы» Принципы экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы. Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы. /Лекция | 1. Просмотр презентации «Экологическая экспертиза» / Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Экологическая экспертиза», компьютер, проектор, экран | |
9 | 20.09.18 г. | 1.8. Экологический контроль. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Экологический контроль и его виды. Основные принципы контролирующей деятельности. Сущность экологического контроля. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю./ Лекция | 1. Просмотр слайдов «Экологический контроль и его виды»./ Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск со слайдами «Экологический контроль и его виды», компьютер, проектор, экран | |
10 | 22.09.18 г. | 1.9. Экологический мониторинг. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Понятие экологического мониторинга, его виды и задачи/ Лекция | 1. Просмотр презентации «Экологический мониторинг»/ Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Экологический мониторинг», компьютер, проектор, экран | |
11 | 24.09.18 г. | 1.10. Экспедиция «Экологический мониторинг почв села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –экспедиция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Почвенный мониторинг: цели и задачи. Деградация почв. Патология почвенных горизонтов и профиля почв. Эрозия и дефляция почв. Меры борьбы. / Лекция | 1. «Экологический мониторинг почв села Веселое» - определение кислотности почвы. /Экспедиция, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Дистиллированная вода, соляная кислота, перчатки, справочник-определитель почв | |
12 | 27.09.18 г. | 1.11. Экспедиция «Экологический мониторинг почв свалки села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экспедиция, занятие –практическая работа. | 2 | 1.Загрязнение как один из видов деградации почв./Беседа | 1. «Экологический мониторинг почв свалки села Веселое» - оценка степени загрязнения почв. /Экспедиция, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Определительные таблицы «Определение загрязнения почв», бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат | |
13 | 29.09.18 г. | 1.12. Экспедиция «Мониторинг состояния лесных насаждений села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –экспедиция, занятие –практическая работа. | 1. Признаки изменения состояния насаждений при загрязнении среды. Древостой – эдификатор части лесного сообщества. Методы оценки состояния древостоев. / Лекция | 1.«Мониторинг состояния лесных насаждений села Веселое» /Экспедиция, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Определительные таблицы «Оценка состояния древостоев», бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат | ||
14 | 01.10.18 г. | 1.13. Экологический десант «Чистая лесополоса» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1.Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны лесных насаждений родного края / Беседа | 1.Экологический десант «Чистая лесополоса»/ Практическая работа | воспитание бережного отношения и чувства любви к ней. | Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат | |
15 | 04.10.18 г. | 1.14. Экологический мониторинг: Водные проблемы человечества. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны и правильного использования природных ресурсов родного края. / Беседа | 1.Экологический десант «Чистые берега»/ Практическая работа | воспитание бережного отношения и чувства любви к ней. | Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат | |
16 | 06.10.18 г. | 1.15. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна» | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –экскурсия, занятие –практическая работа. | 2 | 1.Комплексное изучение экосистемы реки. Факторы воздействия. Способы преодоления негативного воздействия /Лекция | 1.«Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна» - рекогносцировочное описание. /Экскурсия, практическая работа | воспитание бережного отношения к природе родного края. | Бланки рекогносцировочного описания реки, ручки, карандаши, фотоаппарат | |
17 | 08.10.18 г. | 1.16. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна методом биоиндикации» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экскурсия, занятие –практическая работа. | 2 | 1.Методика организации мониторинговых наблюдений. Методика биоиндикации. / Беседа | 1.«Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна методом биоиндикации» - сбор водных беспозвоночных и камеральная обработка результатов. /Экскурсия, практическая работа | воспитание бережного отношения к природе родного края. | Сачок, емкость для водных беспозвоночных, пинцет, лупа, бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат | |
18 | 11.10.18 г. | 1.17. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экскурсия, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Комплексное изучение родников села Веселое: физические и химические свойства воды, описание биогеоценоза родников, благоустройство родников, оценка экологического состояния родников. | 1.«Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» /Экскурсия, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы, умения проводить мониторинг экологического состояния родника, воспитание бережного отношения к природе родного края. | Бланки рекогносцировочного описания родника, ручки, карандаши, фотоаппарат, лакмусовые бумажки, пробирки, полевые определители растений и животных. | |
19 | 13.10.18 г. | 1.18. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экскурсия, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Комплексное изучение родников села Веселое: физические и химические свойства воды, описание биогеоценоза родников, благоустройство родников, оценка экологического состояния родников. | 1.«Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» /Экскурсия, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы, умения проводить мониторинг экологического состояния родника, воспитание бережного отношения к природе родного края. | Бланки рекогносцировочного описания родника, ручки, карандаши, фотоаппарат, лакмусовые бумажки, пробирки, полевые определители растений и животных. | |
20 | 15.10.18 г. | 1.19. Экологический десант «В защиту малых рек и родников!» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны малых рек и родников./ Беседа | 1. «В защиту малых рек и родников!»/ Экологический десант, практическая работа | воспитание бережного отношения и чувства любви к ней. | Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат | |
21 | 18.10.18 г. | 1.20. Экологический мониторинг: Воздушные проблемы человечества. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | Экологический мониторинг: проблемы и решения. Методики загрязнения атмосферного воздуха. Основные критерии состояния загрязнения воздушного бассейна. /Лекция | «Загрязнение атмосферы» / Просмотр презентации | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Загрязнение атмосферы», компьютер, проектор, экран | |
22 | 20.10.18 г. | 1.21. Экспедиция «Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды» | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –экспедиция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Простейшие методы биоиндикации, позволяющие установить изменения загрязнения воздушной среды. Основные объекты биомониторинга: лишайники, мхи, хвойные растения. Методики биоиндикации./ Лекция | 1.«Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды»/ Экспедиция, практическая работа | воспитание бережного отношения к природе родного края. | Определители лишайников, мхов, высших растений, мерная лента, методики биоиндиации. | |
23 | 22.10.18 г. | 1.22. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации» | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –экскурсия, занятие –практическая работа. | 2 | 1.Лихеноиндикация – метод использования лищайников для исследований состояния воздушной среды. Методика оценки проективного покрытия. Методика линейных пересечений./ Лекция | 1. «Мониторинг экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации» /Экскурсия, практическая работа | воспитание бережного отношения к природе родного края. | Определители лишайников, мерная лента, методики лихеноиндикации. | |
24 | 25.10.18 г. | 1.23. Экологическое образование. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Определение экологического образования. Цели и задачи экологического образования. Методы. Экологические закономерности. Образование устойчивого развития. /Лекция | 1. Просмотр презентации «Экологическое образование» /Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Экологическое образование», компьютер, проектор, экран | |
25 | 27.10.18 г. | 1.24. Экологические правонарушения. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Понятие экологические правонарушения. Виды экологических правонарушений. Классификация. Состав преступления. Ответственность за экологические правонарушения. /Лекция | 1. Просмотр презентации «Экологические правонарушения» /Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Экологические правонарушения», компьютер, проектор, экран | |
26 | 29.10.18 г. | 1.25. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Перечень преступлений. Наступление административной ответственности. Экологическая экспертиза. /Беседа | 1. Просмотр презентации «Экологическая ответственность» /Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней. | Диск с презентацией «Экологическая ответственность», компьютер, проектор, экран | |
27 | 01.11.18 г. | 1.26. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения работать с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и методиками экологического мониторинга, воспитание бережного отношения к природе. | Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края, методики экологического мониторинга окружающей среды, компьютер, проектор, экран | |
Раздел 2. | |||||||||
2. Опасные промышленные отходы | 24 | 12 | 12 | ||||||
28 | 03.11.18 г. | 2.1. Правовое регулирование и государственная политика по обращению с отходами. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Принципы Государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами. Законодательные акты, а также различные меры и требования, образующие правовой механизм обращения с отходами. Требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы. Порядок сбора, транспортирования и утилизации отходов. /Лекция | 1. Работа с литературой: Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 51). / Практическая работа | Формирование экологической культуры, умения работать с литературой, законодательными актами, регулирующими обращение с отходами, воспитание бережного отношения к природе. | Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статья 51), бумага, ручки, карандаши. | |
29. | 08.11.18 г. | 2.2. Материалы, предоставляемые на государственную экологическую экспертизу (получение лицензии) | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Экологическое обоснование намечаемой деятельности, включающее результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). «Декларация (Ходатайство) о намерениях»; материалы согласований; заключения и материалы предварительного согласования условий природопользования с государственными органами федерального надзора и контроля за состоянием природной среды, определяющими их, санитарно-эпидемиологической службы и др. /Лекция. | 1. Изучение материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. / Практическая работа | Формирование экологической культуры, умения работать с литературой, материалами, предоставляемыми на экологическую экспертизу, воспитание бережного отношения к природе. | Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, бумага, ручки, карандаши | |
30 | 10.11.18 г. | 2.3. Экскурсия «Потребитель это тот, кто всюду мусор создает». | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие-экскурсия. | 2 | 1. Мусор. Виды мусора. Появление стихийных мусорных свалок в лесу, в поле, на реке. Скорость разложения в природе твердых бытовых отходов. Классификация отходов и варианты их переработки. Сортировка мусора. Экономное использование вещей и предметов. /Беседа. | 1. Экскурсия в природу с целью выявления стихийных мусорных свалок и причин появления мусора. / Экскурсия | Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать природную среду, выявлять стихийные мусорные свалки, определять причину появления мусора, воспитание бережного отношения к природе. | Фотоаппарат, бумага, карандаши | |
31 | 12.11.18 г. | 2.4. Утилизация мусора – проблема настоящего и будущего. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Что понимают под «отходами» производства и потребления? Классификация видов ТБО: пищевые, пластиковые, металлические, бумажные, стеклянные отходы. Современные способы утилизации ТБО: свалка ТБО, захоронение на полигонах, термическая утилизация ТБО, метод гидросепарации ТБО, рециклинг ТБО, компостирование. / Беседа. | 1.Просмотр слайдов по теме, сбор макулатуры. / Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы, умения вторично использовать мусор, воспитание бережного отношения к природе. | Компьютер, проектор, экран, диск со слайдами. | |
32 | 15.11.18 | 2.5. Экскурсия на свалку села Веселое. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экскурсия, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Что такое свалка отходов производства и потребления? «Свалка – несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом на площади более 200 м2 или отдельно расположенные очаговые навалы отходов более 10 м3 в необорудованных для этого местах». В чем опасность свалки? Отличие свалки от полигона для ТБО. Требования к полигонам ТБО. / Беседа | 1. Экскурсия на свалку села Веселое. Фото и видеосъемка. Паспортизация свалки села Веселое: «Какие предметы составляет большую часть мусора на свалке?» / Экскурсия, практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание бережного отношения к природе. | Фотоаппарат, бумага, карандаши | |
33 | 7.11.18 г. | 2.6. Определение вида опасного отхода и его класса опасности для окружающей среды. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа. | 2 | 1. Основные определения: «отходы производства», «отходы потребления», «опасные отходы», «размещение отходов», «хранение отходов», «захоронение отходов», «обезвреживание отходов», «паспорт опасных отходов», «вид отходов». Классификация отходов. Класс опасности отходов. Методика определения класса опасности расчетным методом. / Лекция | 1. Знакомство с методикой определения класса опасности расчетным методом. / Практическая работа | Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, определять класс опасности отходов, воспитание чувства любви к ней. | Методики определения класса опасности отходов, карандаши, бумага, ручки. | |
34 | 19.11.18 г. | 2.7. Определение вида опасного отхода и его класса опасности для окружающей среды. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Класс опасности отходов. Методика определения класса опасности расчетным методом. Нормирование загрязняющих веществ в почве. / Лекция | 1. Определение класса опасности отхода по таблице. / Практическая работа | воспитание чувства любви к ней. | Методики определения класса опасности отходов, карандаши, бумага, ручки. | |
35 | 22.11.18 г. | 2.8. Круглый стол «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов села Веселое» | Комбинированное занятие: занятие-дискуссия, занятие -круглый стол | 2 | 1. Обсуждение проблем утилизации ТБО села Веселое. Основные вопросы: Количество, скопившегося в нашем селе за прошлый год мусора; Проблема несанкционированных свалок, транспортировки и утилизации мусора Разработка долгосрочной программы по проблеме отходов. / Дискуссия. | 1. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов села Веселое». Выработка конструктивных предложений по проблеме утилизации ТБО на территории села Веселое. /Круглый стол | Развитие познавательной активности, умения вырабатывать конструктивные предложения по проблеме утилизации ТБО, воспитание бережного отношения к природе родного края. | Бумага, ручки, карандаши. | |
36 | 24.11.18 | 2.9. Работа над проектом «Село без свалок» | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие-беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Загрязнение окружающей среды бытовым мусором. Разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках, его влияние на окружающую среду. Проблема утилизации мусора на территории нашего села. / Беседа | 1 Работа над проектом по плану: 1.Социологический опрос населения «Как вы поступаете с бытовым мусором?»; 2. Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи»; 3. Предложить более эффективный путь борьбы с нарастающим количеством бытовых отходов. / Практическая работа | Развитие познавательной активности, умения проводить социологический опрос среди населения, навыков работы над проектом по плану, воспитание бережного отношения к природе родного края. | Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, ватман | |
37 | 26.11.18 | 2.10. Защита проекта «Село без свалок» | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие-беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Проблема утилизации мусора на территории нашего села. / Беседа | 1. Защита проекта «Село без свалок» по плану. / Практическая работа | воспитание бережного отношения и любви к природе. | Фотографии, слайды стихийных свалок нашего села,компьютер, проектор, экран. | |
38 | 29.11.18 | 2.11. Агитбригада «Нам в этом мире жить!» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Экологический кризис и пути выхода из него. Правила поведения в природе. /Беседа | 1. Изготовление листовок и памяток «Мусор – это очень важно!». Распространение памяток среди жителей села Веселое. Выступление агитбригады «Нам в этом мире жить!». / Практическая работа | Формирование экологической культуры, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание бережного отношения к природе. | Бумага, карандаши, цветные карандаши, скотч, ножницы. | |
39 | 01.12.18 | 2.12. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения обращаться с бытовыми отходами, воспитание бережного отношения к природе. | Фотографии, слайды свалок бытового мусора и природы родного края, методики определения класса опасности отходов, компьютер, проектор, экран | |
3. Радиация. | 42 | 21 | 21 | ||||||
40 | 03.12.18 | 3.1. Радиация и жизнь. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Ядерная энергия – источник всего существующего. Радиоактивное излучение и его воздействие на ткани живого организма. Ядерные ионизирующие излучения и их источники. К чему может привести радиация. Защита от радиации. / Беседа. | 1. Просмотр презентации «Радиация и жизнь» / Практическая работа | Формирование экологической культуры, развитие познавательной активности, умения определять источники радиоактивного излучения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск с презентацией «Радиация и жизнь», компьютер, проектор, экран | |
41 | 06.12.18 | 3.2. Естественные источники радиации. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие -практическая работа | 2 | 1. Радиационный фон Земли. Космическое излучение. Излучение от природных (естественных) и искусственных (техногенных) радионуклидов. / Лекция. | 1. Просмотр презентации «Естественные источники радиации». / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Естественные источники радиации», компьютер, проектор, экран. | |
42 | 08.12.18 | 3.3. Экскурсия «Повсюду опасность!» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие –экскурсия | 2 | 1. Естественные и искусственные источники радиации. Космическое излучение и солнечная радиация, газ радон, радиоактивные изотопы в горных породах, радионуклиды. / Беседа | 1. «Повсюду опасность!» / Экскурсия | воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши, компас. | |
43 | 10.12.18 | 3.4. Источники, созданные человеком. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Искусственные источники радиации. Медицинские процедуры и методы лечения, пользование автотранспортом, радиолюминесцентные товары, мусорные свалки, строительные материалы, телевизоры, компьютеры и другая бытовая техника, радиоактивные осадки. /Беседа. | 1. «Что вокруг нас радиоактивно?» / Практическая работа | Формирование экологических знаний об искусственных источниках радиации, умения определять искусственные источники радиации, бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши | |
44 | 13.12.18 | 3.5. Электроприборы в жизни человека. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Электромагнитные волны. Диапазон электромагнитных волн. Электромагнитное поле Земли. Влияние электромагнитных полей на человека. Электромагнитный смог. / Беседа | 1. Просмотр презентации «Электроприборы в жизни человека». / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Электроприборы в жизни человека», компьютер, проектор, экран, мобильный телефон. | |
45 | 15.12.18 | 3.6. Круглый стол «Электроприборы в жизни человека». | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Воздействие электромагнитного излучения на организм человека. Защита от электромагнитного излучения. Способы защиты от ЭМ излучения, рекомендации. / Беседа. | 1. Проведение эксперимента «Взаимодействие электромагнитных полей радиоприемника и мобильного телефона» / Практическая работа. | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Компьютер, радиоприемник, мобильный телефон. | |
46 | 17.12.18 | 3.7. Диспут «Компьютер – мой друг и враг» | Комбинированное занятие: занятие-диспут, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Диспут «Компьютер – мой друг и враг» по трем основным вопросам: «Три грани проблемы», «Кто виноват?», «Что делать?». Сказка «Страдания от кибермании». Слово родителям. Слово школьной медсестре. Слово классному руководителю. Слово учителю информатики. / Диспут | 1. Просмотр презентации «Компьютер – друг или враг?» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о пользе и вреде компьютера, умения правильно пользоваться компьютером, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Компьютер – друг или враг?», компьютер, проектор, экран. | |
47 | 20.12.18 | 3.8. Влияние магнитного излучения мобильного телефона на здоровье человека. | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Вред сотового телефона для организма человека. Излучения мобильных устройств – потенциальный канцероген группы 2 В, способный быть причиной развития раковых опухолей. / Беседа. | 1. Проведение эксперимента «Зависимость интенсивности электромагнитного излучения от расстояния до мобильного телефона». / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Мобильный телефон, компас, бумага, ручки. | |
48 | 22.12.18 | 3.9. Влияние магнитного излучения мобильного телефона на здоровье человека. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Механизм воздействия электромагнитного излучения мобильного телефона на организм человека. Способы защиты. / Лекция. | 1. Составление рекомендаций по безопасному пользованию мобильным телефоном. / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Мобильный телефон, бумага, ручки, карандаши. | |
49 | 24.12.18 г. | 3.10. Последствия техногенных катастроф для организма человека. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Определение «техногенная катастрофа». Классификация техногенных катастроф. Работы по ликвидации последствий ТК. Профилактика ТК. / Лекция. | 1. Просмотр слайдов «Авария на Чернобыльской АЭС» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск со слайдами «Авария на Чернобыльской АЭС», компьютер, проектор, экран. | |
50 | 27.12.18 г. | 3.11. Растения – индикаторы состояния среды. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Организмы - индикаторы загрязненности окружающей среды: мхи, лишайники, водоросли, папоротникообразные, дикорастущие растения. Принципы биологического мониторинга. Фитотоксическое действие атмосферных загрязнителей. Мониторинг на уровне вида растений и на уровне растительных сообществ. /Лекция. | 1. Просмотр презентации «Растения-индикаторы» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие умения определять растения-индикаторы, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск с презентацией «Растения-индикаторы»компьютер, проектор, экран, определители растений, определительные таблицы. | |
51 | 29.12.18 г. | 3.12. Экологическая оценка окружающей среды методом фитоиндикации | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Морфологические изменения растений, используемых для фитоиндикации: изменение окраски листьев (хлороз), отмирание участков тканей (некроз), опадение листвы (дефолиация), аномальная конфигурация органов растения (листьев) и др. /Лекция. | 1. Практическая работа «Изучение засушенных листьев липы на наличие повреждений листовой пластинки». / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие умения определять растения-индикаторы, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Гербарий с засушенными листьями липы, лупы, методики фитоиндикации. | |
52 | 31.12.18 г. | 3.13. Виртуальная экскурсия «Фитоиндикация смешанного леса» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Изучение видового состава растений на данном биотопе. Выявление индикаторов-растений данной среды. Определение состояния экологической среды биотопа смешанного леса по шкалам Г. Эленберга (влажность, кислотность и насыщение почвы минеральными веществами) / Беседа. | 1. Просмотр слайдов по теме «Растения смешанного леса». / Практическая работа | Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие умения проводить фитоиндикацию смешанного леса, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск со слайдами «Растения смешанного леса», компьютер, проектор, экран, таблицы со шкалами Г. Эленберга | |
53 | 10.01.19 г. | 3.14. Виртуальная экскурсия «Фитоиндикация соснового леса» | Комбинированное занятие: занятие-беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Изучение видового состава растений на данном биотопе. Выявление индикаторов-растений данной среды. Определение состояния экологической среды биотопа соснового леса по шкалам Г. Эленберга (влажность, кислотность и насыщение почвы минеральными веществами) / Беседа. | 1. Просмотр слайдов по теме «Растения соснового леса». / Практическая работа | Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие умения проводить фитоиндикацию соснового леса, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск со слайдами «Растения соснового леса», компьютер, проектор, экран, таблицы со шкалами Г. Эленберга | |
54 | 12.01.19 г. | 3.15. Изучение биоповреждений. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие -практическая работа | 2 | 1. Предмет и понятие биоповреждений. Причины возникновения и двойственная природа биоповреждений. Эколого-технологическая концепция. Основные закономерности в возникновении биоповреждений. Принцип мозаичности. /Лекция | 1. Просмотр слайдов по теме «Грибы – агенты биоповреждений». / Практическая работа | Формирование экологических знаний о биоповреждениях, развитие умения определять биоповреждения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск со слайдами «Грибы – агенты биоповреждений», компьютер, проектор, экран | |
55 | 14.01.19 г. | 3.16. Изучение биоповреждений листьев березы бородавчатой | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Береза бородавчатая или повислая – основное деревообразующее растение искусственного лесного насаждения села Веселое. Типы биоповреждений: гофрирование, галлы, изменение окраски, погрызы, минирование, скручивание. / Беседа | 1. «Изучение биоповреждений листьев березы бородавчатой» (на основе засушенных листьев) / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о биоповреждениях, развитие умения определять биоповреждения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Гербарий с засушенными листьями березы, лупы, методики по определению биоповреждений | |
56 | 17.01.19 г. | 3.17. Таинственные растения. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа о влиянии радиации на рост и развитие растений. Степень радиационного поражения растений. Стимулирующее действие радиации на растения. Мутации растений из-за радиации. / Беседа. | 1. Просмотр слайдов «Таинственные растения» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск со слайдами «Таинственные растения», компьютер, проектор, экран | |
57 | 19.01.19 г. | 3.18. Действие радиации на человека. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа о влиянии радиации на рост и развитие человека. Степень радиационного поражения человека. Последствия облучения в зависимости от дозы. / Беседа | 1. Просмотр презентации «Действие радиации на человека» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Действие радиации на человека», компьютер, проектор, экран | |
58 | 21.01.19 г. | 3.19. Действие радиации на человека. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Воздействие различных доз облучения. Результат воздействия радиации: массовая гибель клеток, развитие раковых заболеваний, развитие генетических мутаций. / Беседа. | 1. Изучение таблицы «Воздействие радиации на различные органы человека» / Практическая работа. | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Таблицы «Воздействие радиации на различные органы человека», бумага, ручки, карандаши. | |
59 | 24.01.19 г. | 3.20. Понятие приемлемого риска. | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие-лекция, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Концепция приемлемого риска. Компенсация потенциально возможного ущерба здоровью атомными технологиями. Принципы радиационной защиты. / Лекция | 1. Составление памятки «Как защититься от радиации» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о понятии приемлемого риска, развитие умения составлять памятки и защищаться от радиации, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
60 | 26.01.19 | 3.21. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения определять естественные и искусственные источники радиации, их влияние на живые организмы, методы защиты от радиации, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Фотографии, слайды свалок бытового мусора и природы родного края, методики определения класса опасности отходов, компьютер, проектор, экран | |
4. Техногенные поражения и экологическая безопасность | 16 | 8 | 8 | ||||||
61 | 28.01.19 г. | 4.1. Техногенные поражения. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие- практическая работа | 2 | 1. Техногенные поражения. Основные понятия. Классификация. Типы техногенных поражений и их территориальные проявления. / Лекция. | 1. Просмотр презентации «Техногенные поражения XX века» /Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией: «Техногенные поражения XX века», компьютер, проектор, экран | |
62 | 31.01.19 г. | 4.2. Загрязнение среды и здоровья людей. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие – практическая работа | 2 | 1. Основные экологически обусловленные заболевания человека. Дети – в группе риска. Вредное воздействие малых доз химических веществ на организм человека. Долговременные воздействия на человека. / Лекция. | 1. Просмотр слайдов «Последствия Чернобыльской катастрофы». / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о загрязнении среды и здоровья людей, развитие умения определять загрязнение среды, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск со слайдами: «Последствия Чернобыльской катастрофы», компьютер, проектор, экран | |
63 | 02.02.19 г. | 4.3. Экскурсия «Загрязнение среды и здоровья людей». | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – экскурсия, занятие – практическая работа | 2 | 1. Накопление химических веществ в почве. Загрязнение воздуха твердыми частицами и их токсичными составляющими. Загрязнение воды. Химические вещества в строительных материалах. / Беседа. | 1. «Загрязнение среды и здоровья людей» / Экскурсия. Акция «Сбор отработанных батареек» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о загрязнении среды и здоровья людей, развитие умения определять загрязнение среды, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Емкость для сбора батареек, фотоаппарат. | |
64 | 04.02.19 г. | 4.4. Пресс-конференция «Загрязнение среды и здоровье людей». | Комбинированное занятие: занятие- дискуссия, занятие – пресс-конференция | 2 | 1. Источники загрязнения окружающей среды села Веселое. Сжигание бытовых отходов. Меры по предотвращению загрязнения среды и здоровья людей. / Дискуссия | 1. «Загрязнение среды и здоровье людей» - Поиск мер по предотвращению загрязнения среды и здоровья людей села Веселое. / Пресс-конференция | воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
65 | 07.02.19 г. | 4.5. Оценка экологического риска. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Что такое экологический риск? Что такое оценка экологического риска? Как рассчитывается величина экологического риска? Процедура оценки экологического риска. Четыре главные фазы: превентивной, кризисной, посткризисной и ликвидационной (устранение последствий). / Беседа. | 1. «Оценка экологического риска» / Практическая работа | Формирование экологических знаний об экологических рисках, развитие умения определять экологический риск, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
66 | 09.02.19 | 4.6. Оценка экологического риска. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Экономические, социальные и экологические показатели оценки экологического риска. / Беседа. | 1. «Оценка экологического риска» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
67 | 11.02.19 | 4.7. Экологическая безопасность. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Понятие «экологическая безопасность». Критерии экологической безопасности. Пределы экологической безопасности. / Лекция. | 1. Просмотр презентации «Экологическая безопасность» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией: «Экологическая безопасность» , компьютер, проектор, экран | |
68 | 14.02.19 г. | 4.8. Экологическая безопасность. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Правовое обеспечение экологической безопасности. Статья № 42 Конституции РФ. Экологические службы на предприятии. /Беседа. | 1. «Составление памятки «Правила личной экологической безопасности» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Конституция РФ, бумага, ручки, карандаши. | |
69 | 16.02.19 г. | 4.9. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения определять техногенные поражения и правила личной экологической безопасности, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки. | |
5. Медико-экологические последствия катастроф. | 32 | 16 | 16 | ||||||
70 | 18.02.19 г. | 5.1. Краткий исторический очерк. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие –практическая работа. | 2 | 1. Катаклизмы планетарно-космического характера, происходившие на Земле много тысяч лет назад: ледниковые периоды, падения крупных метеоритов, извержения и взрывы вулканов. Упоминание в русских летописях последствий землетрясений и наводнений: эпидемии и гибель людей и животных. /Беседа. | 1. Просмотр презентации «Влияние человека на природу» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о катаклизмах и катастрофах в истории Земли, развитие умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Диск с презентацией «Влияние человека на природу», компьютер, проектор, экран | |
71 | 21.02.19 г. | 5.2. Распространение катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа | 2 | 1. Классификация катастроф. Частота встречаемости катастроф. Количество жертв. Основные причины медико-экологических последствий катастроф. / Лекция | 1. Просмотр презентации «Катастрофы»/ Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Катастрофы», компьютер, проектор, экран | |
72 | 28.02.19 г. | 5.3. Распространение катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Влияние катастроф на здоровье человека. Аварии и катастрофы: Железнодорожная катастрофа. Аварийная посадка самолета. Тонет корабль. Меры предосторожности. / Беседа. | 1. Составление памяток «Меры предосторожности при катастрофах» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
73 | 02.03.19 г. | 5.4. Классификация катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Классификация катастроф по ВОЗ: 1) метеорологические (тайфуны, ураганы, торнадо, циклоны, морозы, жара, засухи); 2) топологические (наводнения, лавины, сели, оползни); 3) тектонические и теллургические (землетрясения и вулканизм); 4) аварии (пожары, железнодорожные крушения и т.п.) / Лекция | 1. Просмотр слайдов «Классификация катастроф» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о классификации катастроф, развитие умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Классификация катастроф», компьютер, проектор, экран | |
74 | 04.03.19 г. | 5.5. Классификация катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа. | 2 | 1. Классификация катастроф в промышленных целях: землетрясения и извержения вулканов, наводнения и цунами, циклоны и тайфуны, промышленные и транспортные катастрофы. / Беседа. | 1. Просмотр слайдов «Классификация катастроф» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о классификации катастроф, развитие умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Классификация катастроф», компьютер, проектор, экран | |
75 | 07.03.19 г. | 5.6. Ликвидация последствий катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Основная задача формирований при ликвидациях катастроф – спасение людей и материальных ценностей. Организация и проведение разведки и учета конкретных условий обстановки. / Беседа. | 1. Просмотр презентации «Ликвидация последствий аварий» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о ликвидации катастроф, развитие умения определять последствия катастроф, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Ликвидация последствий аварий», компьютер, проектор, экран | |
76 | 11.03.19 г. | 5.7. Ликвидация последствий катастроф. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Ликвидация последствий катастроф при землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных заносах, при бурях и ураганах, при производственных авариях. / Беседа. | 1. Просмотр презентации «Ликвидация последствий аварий» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Ликвидация последствий аварий», компьютер, проектор, экран | |
77 | 14.03.19 г. | 5.8. Землетрясения. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Понятие «землетрясение». Виды землетрясений. Причины землетрясений. / Лекция.
| 1. Просмотр презентации «Землетрясения» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Землетрясения», компьютер, проектор, экран | |
78 | 16.03.19 г. | 5.9. Землетрясения. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие- практическая работа. | 2 | 1. Измерение силы и воздействий землетрясений: шкалы магнитуд, шкалы интенсивности, 12-бальная шкала Медведева-Шпонхойера-Карника. Измерительные приборы. Прогнозирование землетрясений. / Лекция. | 1. «Изучение 12-балльной шкалы Медведева-Шпонхойера-Карника». Практическая работа | Формирование экологических знаний о землетрясениях, развитие умения определять интенсивность землетрясений, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Таблицы с 12-балльной шкалой Медведева-Шпонхойера-Карника, бумага, ручки, карандаши. | |
79 | 18.03.19 г. | 5.10. Извержения вулканов. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Количество действующих вулканов в настоящее время в мире. Географическое расположение крупных вулканов. Причины извержения вулканов. / Лекция | 1. Просмотр презентации «Крупнейшие извержения вулканов» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Крупнейшие извержения вулканов», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
80 | 21.03.19 г. | 5.11. Извержения вулканов. | Комбинированное занятие: занятие –лекция, занятие – практическая работа | 2 | 1. Основные поражающие факторы при извержении вулкана: ударная волна, летящие камни, вулканический пепел и газы, тепловое излучение, потоки лавы. Причины гибели людей при извержении вулканов: травмы, ожоги и асфиксия. / Лекция. | 1. Просмотр презентации «Крупнейшие извержения вулканов» / Практическая работа | Формирование экологических знаний об извержениях вулканов, развитие умения определять основные поражающие факторы при извержении вулкана, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Крупнейшие извержения вулканов», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
81 | 23.03.19 г. | 5.12. Наводнения и цунами. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Наводнения – наиболее часто встречающиеся природные катастрофы с большим количеством человеческих потерь. 4 категории наводнений. Основные поражающие факторы при наводнениях – механические воздействия: травмы костей и мягких тканей. / Лекция | 1. Просмотр презентации «Крупнейшие наводнения и цунами» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о наводнениях и цунами, развитие умения определять основные поражающие факторы при наводнениях, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Крупнейшие наводнения и цунами», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
82 | 25.03.19 г. | 5.13. Наводнения и цунами. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Цунами – морские гравитационные волны большой длины. Скорость распространения цунами. Высота волн при цунами. Продолжительность цунами. Основные поражающие факторы при цунами. / Лекция | 1. Просмотр презентации «Крупнейшие наводнения и цунами» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о наводнениях и цунами, развитие умения определять основные поражающие факторы при цунами, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Крупнейшие наводнения и цунами», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
83 | 28.03.19 г. | 5.14. Циклоны и торнадо. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Циклоны и торнадо – опасные стихийные бедствия. Скорость ветра при циклонах и торнадо. Штормовая волна. Основные поражающие факторы. / Лекция. | 1. Просмотр слайдов «Циклоны и торнадо» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Циклоны и торнадо», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
84 | 30.03.19 г. | 5.15. Оползни, сели, лавины. | Комбинированное занятие: занятие-лекция, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Оползни, сели, лавины – частые спутники землетрясений. Оползни и деятельность человека. Высота селевой волны. Лавиноопасные и селеопасные территории России. / Лекция. | 1. Просмотр слайдов «Оползни, сели, лавины» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний об оползнях, селях, лавинах, развитие умения определять лавиноопасные и селеопасные территории России, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск со слайдами: «Оползни, сели, лавины», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира. | |
85 | 01.04.19 г. | 5.16. Круглый стол «Надо принимать меры!» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие –круглый стол, занятие - практическая работа. | 2 | 1. Беседа о мерах по предотвращению стихийных бедствий по вине хозяйственной деятельности человека. /Беседа. | 1. Изготовление памяток «Как вести себя при землетрясениях и наводнениях» / Практическая работа. | воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши, ножницы. | |
86 | 04.04.19 г. | 5.17. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения определять медико-экологические последствия катастроф, знать правила личной экологической безопасности, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки. | |
6. Химическая зависимость человека | 40 | 20 | 20 | ||||||
87 | 06.04.19 г. | 6.1. Твой образ жизни. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Здоровье человека – главная ценность в жизни! Что такое «привычка»? Какие бывают привычки? Полезные и вредные привычки. / Беседа | 1. Проведение тестирования «Каков твой образ жизни?» / Практическая работа.
| воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Карточки с тестами «Каков твой образ жизни?», ручки. | |
88 | 08.04.19 г. | 6.2. Дискуссия «Чума молодежи». | Комбинированное занятие: занятие- дискуссия, занятие - практическая работа | 2 | 1. Выступления членов творческих групп с отчетами. Совместное обсуждение проблемы распития пива молодежью. / Дискуссия | 1. Учащиеся делятся на группы: врачи, социологи, юристы, пресс-группа. Каждая группа получает особое задание: врачи – рассказать о вреде пива; социологи – провести опрос среди одноклассников и родителей; юристы – подсчитать общее количество рекламы пива за один день по телевизору; пресс-центр – составить и распространить листовку «Антипиво» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, цветные карандаши, ножницы, скотч. | |
89 | 11.04.19 г. | 6.3. Алкоголь и алкогольная зависимость. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Алкоголь – психоактивное вещество (легальный наркотик). Алкогольное опьянение – биохимический стресс в организме. Алкоголизм - опасное заболевание. Причины алкоголизма. Алкогольная зависимость на психическом и физическом уровне. Основные признаки алкоголизма./ Беседа. | 1. Просмотр презентации «Алкоголь и алкогольная зависимость». / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Алкоголь и алкогольная зависимость» , компьютер, проектор, экран | |
90 | 13.04.19 г. | 6.4. «Алкоголь и подросток» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. Алкогольное отравление и похмельный синдром. Осложнения алкоголизма. Современные принципы лечения алкоголизма. Излечимость алкоголизма. / Беседа. | 1. Просмотр слайдов «Алкоголь и подросток» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск со слайдами «Алкоголь и подросток», компьютер, проектор, экран | |
91 | 15.04.19 г. | 6.5. Табакокурение. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие - практическая работа | 2 | 1. О вреде табакокурения. Никотин – губительное для организма вещество. Вред табакокурения, оказываемый здоровью человека. / Беседа | 1. Просмотр видеофильма «Жертвы Калибра 7. 62» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с видеофильмом «Жертвы Калибра 7. 62», компьютер, проектор, экран | |
92 | 18.04.19 г. | 6.6. Диспут «Суд над сигаретой» | Занятие закрепления и обобщения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – диспут, занятие - практическая работа | 2 | 1. Беседа о том, какое большое зло приносит курение. Как важно прислушаться к голосу благоразумия. / Беседа | 1. Проведение диспута: учащиеся получают «роли»: Судья, Сигарета, Прокурор, Врач, пожарник, Дворник, Адвокат. Социолог, Никотин. / Диспут. Каждый в ходе диспута доказывает свою точку зрения. / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с видеофильмом «Жертвы Калибра 7. 62», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши. | |
93 | 20.04.19 г. | 6.7. Наркомания. | Комбинированное занятие: занятие- лекция, занятие - практическая работа | 2 | 1. Причины, стадии, виды наркомании. Симптомы, диагностика, лечение наркомании. / Лекция | 1. Просмотр презентации «Наркомания: миф или реальность?» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией «Наркомания: миф или реальность?», компьютер, проектор, экран | |
94 | 22.04.19 г. | 6.8. «Наркотики – это страшно!» | Занятие закрепления и обобщения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие - диспут, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа на тему «Наркотики – оружие самоистребления». / Беседа | 1. Проведение диспута: учащиеся получают «роли»: Врачи, Юристы, Психологи, Провокатор, Ученик с текстами выступлений для участия в диалоге. / Диспут. Каждый в ходе диспута доказывает свою точку зрения. / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
95 | 25.04.19 г. | 6.9. «Мир без наркотиков!» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. «Правда и ложь о наркотиках», «Наркотики и здоровье», «Четыре мифа о наркотиках» / Беседа | 1. Проведение психологического упражнения «Как отразить провокацию?» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
96 | 27.04.19 г. | 6.10. «Мы поколение XXI века!» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа «Человек – хозяин своей судьбы!» / Беседа | 1. Проведение инсценировки «Исповедь девушки-наркомана» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
97 | 29.04.19 | 6.11 «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». | Занятие закрепления и обобщения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | Беседа. «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». / Беседа | Проведение упражнения - незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!». Акция «Чистая книга». / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Ватман, краски, бумага, ручки, карандаши. | |
98 | 04.05.19 | 6.12. «Скажи волшебное слово «нет»! | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 1. Беседа. Виды давления. Способы отказа от предлагаемых наркотиков./ Беседа. | 1. Проведение тренинга: выполнение упражнений: «Умей сказать «нет!», «Сопротивление», «Давление» / Практическая работа | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | ||
99 | 06.05.19 | 6.13. Экологический суд над человеком. | Занятие закрепления и обобщения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – игра | 2 | 1. Беседа о конкретном представлении величины экологической проблемы, нависшей над человечеством и мерах по ее преодолению./ Беседа | 1. Проведение игры «Экологический суд над человеком». Учащиеся получают роли: Судья, Адвокат, Прокурор, Секретарь, Природа, Вода, Огонь, Земля, Воздух, Человек, Доктор с текстами. В ходе игры предстоит рассудить Природу и Человека. Человек обвиняется в бездушном, потребительском отношении к Природе. / Игра | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши. | |
100 | 13.05.19 | 6.14. Гроза здоровья человечества. | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – игра, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа. Смертельная угроза человечеству. Что должен знать школьник о ВИЧ и СПИДе. / Беседа | 1. Проведение игры «Мифы и правда». / Игра. Просмотр презентации «Смертельная угроза человечеству» / Практическая работа. | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с презентацией: «Смертельная угроза человечеству», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши. | |
101 | 16.05.19 | 6.15. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир!» | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа «Жизнь – великий дар!». Притча «Все в твоих руках!». / Беседа | 1. Проведение конкурса рисунков «Как прекрасен этот мир!». / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши, краски. | |
102 | 18.05.19 | 6.16. Игра «Жить здорово!» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – игра | 2 | 1. Беседа «Что такое «здоровый образ жизни?». Режим питания, принципы закаливания, рациональное распределение времени. / Беседа | 1. Проведение игры по станциям «Жить здорово!» / Игра | воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
103 | 20.05.19 | 6.17. «Как отдыхать и расслабляться без алкоголя?» | Комбинированное занятие: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа «Почему во время веселья люди привыкли принимать спиртное?». Самовнушение и переосмысление – главные подходы в борьбе с приемом алкоголя. Изменение собственных привычек и образа жизни. / Беседа | 1. Просмотр видеоролика «Как веселиться без алкоголя?» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Диск с видеороликом: «Как веселиться без алкоголя?», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши. | |
104 | 23.05.19 | 6.18. «Как отдыхать и расслабляться без алкоголя?» | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа «200 способов расслабиться, отвлечься и развеяться на трезвую голову» / Беседа | 1. Проведение тренинга «Мои личные способы расслабиться, отвлечься и развеяться на трезвую голову» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Бумага, ручки, карандаши. | |
105 | 25.05.19 | 6.19. Агитация «Скажи НЕТ химической зависимости» | Занятие закрепления и обобщения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа «Вред здоровью от химической зависимости». / Беседа. | 1. Проведение агитации «Скажи НЕТ химической зависимости» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши. | |
106 | 27.05.19 | 6.20. Конкурс рисунков «Мы – за здоровый образ жизни»! | Занятие применения знаний, умений, навыков: занятие- беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа. «Здоровый образ жизни - в наших руках!». Факторы, угрожающие здоровью. Пути сохранения здоровья. / Беседа | 1. Проведение конкурса «Мы за здоровый образ жизни!» / Практическая работа | Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни, умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши. | |
107 | 30.05.19 | 6.21. Обобщающее занятие-тестирование | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие – практическая работа | 2 | 1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа | 1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; умения противостоять вредным привычкам, придерживаться здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, рисунки, памятки, листовки. | |
108 | 31.05.19 г. | Итоговое занятие. | Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков; занятие контроля и оценки знаний и умений: занятие-беседа, занятие -практическая работа | 2 | 1. Анализ работы объединения за год. Подведение итогов работы объединения за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной деятельности объединения. Беседа по ранее изученным темам. / Беседа. | 1. Проведение итогового контроля в виде тестирования по ранее изученным темам./ Практическая работа. | Формирование экологической культуры, знаний экологической безопасности, развитие умения противостоять вредным привычкам, придерживаться здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью. | Слайды, иллюстрации по изученным темам, выставка рисунков «Как прекрасен этот мир!», «Мы – за здоровый образ жизни», компьютер, проектор, экран, итоговые тесты по всем изученным темам. | |
ИТОГО: | 216 | 108 | 108 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...
Программа "Экологическая безопасность"
Рабочая программа "Экологическая безопасность"...