Авторская программа «Образовательная программа по футболу» Тренера-преподавателя Гонежук Р.А.
рабочая программа на тему

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_borbe_sambo_i_dzyudo.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Детско-юношеская спортивная школа Теучежского района

 Республики Адыгея»

 

Согласовано:                                                                             Согласовано:

Зам. директора по УВР                                        Директор МБОУ ДО «ДЮСШ

МБОУ ДО «ДЮСШ                                                Теучежского района»

Теучежского района»                                             _________ Х.М. Дзыбов

___________ А.Г. Заремук

Авторская программа «Образовательная программа по борьбе самбо и дзюдо»

Тренера-преподавателя Евтых М.М.

Борьба самбо

(наименование учебной дисциплины)

6 лет

(срок реализации программы)

От 10 до 16 лет

(возраст обучающихся)

ПОНЕЖУКАЙ

05.03.2018 г.

 

Авторская программа «Образовательная программа по борьбе самбо и дзюдо» тренера – преподавателя   Евтых М.М.

В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При по детальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций. Порой ученики увлекаются одно плановыми бросками, к примеру — бросками через спину, а выполнить подсечку и бросить противника назад не умеют. Это ограничивает их возможности. Если обратиться к образному сравнению, то представьте, что у человека, стоящего в какой-то точке, есть восемь дорог выхода из этой точки (8 направлений выведений из равновесия), а мы выкопали восемь ям на одной из них (умеем делать броски в одну сторону), то вероятность попадания в яму будет равна 1 :7. В случае, когда яма имеется на каждой из дорог (различные броски в различных направлениях), то и вероятность становится 1:1.

Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.

Примерная краткая программа обучения приводится ниже.

Из чего в основном состоит программа? Это пять групп классических действий стоя и три лежа. Приемы этих групп лежат в основе начального освоения техники дзюдо. Изучение приемов наполняется девятью группами, способствующих действий. Неклассические технические действия могут включаться в обучение только после хорошего освоения всем разделом классической техники на этапе углубленной подготовки (см. схему многолетней подготовки).

Почему лучше вести обучение приемов по группам определенным нами в предыдущем разделе? Во-первых, способ поворота, момент выведения, способ подбива, вид подбива, в каждой группе одинаков. Во-вторых, при такой последовательности становится понятно, что количество приемов в группе зависит от шагов. И в-третьих, в каждой группе приемы отличаются только способом выведения и местом подбивания, что облегчает определение различий между приемами.

Программа рассчитана на пять лет, но это не значит, что броски пятой группы будут изучаться на пятом году. Нет, все зависит от тренера. Один сделает виток по спирали, пройдя всю программу за 2 или 5 месяцев, другой за год пройдет программу 2—3 раза. Возможно на первых витках кое-кто опустит некоторые приемы и их варианты, а в дальнейшем введет их в обучение. В общем, очень многое зависит от тренера и его взгляда на дзюдо.

Авторская программа «Образовательная программа по борьбе самбо и дзюдо» тренера – преподавателя Наниз Б.И.

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(первые пять лет)

Наименование раздела

(краткое содержание)

1-я

Подготовительное действия.

контроль лежа – удержание

2-я

Сопряженные действия.

Контроль лежа – болевой.

Способствующие действия 1-го раздела

3-я

Основные действия.

Способ контроля – удушающий.

Способствующие действия 9-го раздела

4-я

1-я группа приемов стоя.

1-я группа приемов лежа.

Способ действия. 4-го раздела

5-я

2-я группа приемов стоя.

2-я группа приемов лежа.

Способ действия. 2-го и 3-го разделов

6-я

3-я группа приемов стоя.

3-я группа приемов лежа.

Способ действия. 8-го раздела

7-я

4-я группа приемов стоя.

Варианты 1-3 групп лежа в соединении с 8-м разделом способствующие действия.

Способствующие действия 6-го раздела.

8-я

5-я группа приемов стоя.

Варианты 1-3 групп лежа в соединении с 8-м разделом способствующие действия.

Способствующие действия 5 и 7 разделов

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДО

1-я часть

Задачи: 1. Освоить подготовительные действия, куда входят действия, связанные с ритуалами дзюдо, строевые приемы и упражнения, акробатические и общефизические упражнения.

2. Сформировать понятие и заложить основы выполнения классического способа контроля лежа — удержания.

3. Заинтересовать и увлечь занимающихся. Материал:

1. Спортивная форма и правила ее ношения — кимоно, обувь, бандаж, правила личной гигиены;

2. Простейшие строевые приемы и упражнения;

3. Кувырок вперед и назад в группировке;

4. Правила этикета дзюдо — приветствия, правила поведения в спортивном зале, поведение на татами, вне спортивного зала;

5. Кувырок — полет (высоту через препятствие, партнера, веревочку и т. д.);

6. Кувырок боком через левое (правое) плечо;

7. Переворот боком (колесо);

8. Стойка на голове, кистях, лопатках;

9. Мост на голове, руках;

10. Забегания на мосту, перекидка в упор лежа на голове;

11. Падение на бок, спину, грудь;

12. Падения из стойки на голове, кистях;

13. Ходьба на руках;

14. Падение через партнера (стоящего в высоком партере, через руку);

15. Подъем разгибом со стойки на лопатках;

16. Переворот вперед прогнувшись;

17. Шпагат в три стороны;

18. Выворотность стопы, коленного сустава, бедра (пять позиций классического танца без опоры);

19. Равновесие на левой и правой («ласточка», различные махи на одной, сохраняя равновесие);

20. Кувырок вперед в шпагат;

21. Рандат, рандат с поворотом на 180 градусов;

22. Общефизические упражнения для укрепления различных групп мышц (ног, живота, спины, рук, шеи, кистей рук);

23. Развитие начальных навыков единоборств по средствам простейших форм борьбы;

24. Развитие ловкости подвижными играми, эстафетами и т. д.;

25. Понятие и принципы выполнения удержаний классическими способами сбоку, верхом, со стороны головы. (Уметь выполнять).

Рекомендации:

1. При сдаче экзамена по разделу первой программы, занимающемуся выставляется оценка по каждому элементу в отдельности, и в его индивидуальном дневнике производится запись с кратким анализом его деятельности при освоении материала;

2. Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки в связи с тем, что после упражнений на силу занимающиеся трудно усваивают технику;

3. Последовательность в обучении может быть различной, это зависит от опыта и профессионального мастерства тренера;

4. В связи с тем, что в программе технической подготовки много сложных элементов, необходимо широко использовать подготовительные и подводящие упражнения;

5. В экзамен желательно включить несколько нормативов по общефизической подготовке с записью результатов в журнале тренера и дневнике спортсмена, как исходные данные:

а) прыжок в длину с места (см);

б) угол в висе на перекладине (сек.);

в) свободный вис на кистях (сек.);

г) подтягивание на перекладине без подрывов (кол-во раз);

д) бег 60 или 100 метров (сек.);

е) бег 5 минут (сек.);

6. Чередование в процессе тренировки изучаемого материала с выполнением упражнений на растяжение и гибкость позволяет быстрее осваивать материал и растянуться;

7. Возможно выполнение различных элементов в сочетаниях и комбинациях;

8. Основное требование при приеме экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.

2-я часть

Задачи: 1. Освоить необходимый объем сопряженных действий и часть основных, куда входят действия в захватах, передвижениях, действия в занятии стоек, поз, различных положений, дыхательные действия и классический способ приложения сил для контроля лежа (болевой);

2. Совершенствование объема первой программы, добиваясь четкого и точного исполнения;

3) Освоить первый раздел способствующих действий;

4. Усиление мотивации и повышение интереса к занятиям.

Материал:

1. Овладение более сложными строевыми приемами и упражнениями;

2. В дополнение к акробатическим элементам первой программы освоить — фляк, рандат — фляк с разбега;

3. Освоить действия в захватах;

4. Освоить основную стойку дзюдоиста;

5. Изучить основные положения и взаиморасположения стоя и лежа;

6. Освоить специальные позы для бросков;

7. Передвижения;

8. Повороты;

9. Освоить правильное дыхание в сочетаний с другими действиями дзюдо;

10. Стойка и передвижения в захватах;

11. Освоить передвижения в парах в ритме танго и вальса (в вальсе использовать вальсовые шаги);

12. Выполнять перегибание локтевого сустава, рычаг внутрь,

рычаг наружу;

13. Развивать навык единоборств по средствам простейших форм борьбы с выполнением удержаний с боку, со стороны головы, верхом;

14. Выполнение общефизических упражнений для дальнейшего укрепления различных групп мышц;

15. Подвижные игры и эстафеты.

Рекомендации:

1. Освоение всех действий необходимо вести с учетом требований и рекомендаций данных в разделе «Схема двигательных действий, образующих технику дзюдо и их характеристика»;

2. Объем первой программы выполняется во время разминки перед каждым тренировочным занятием;

3. Упражнения общефизического характера желательно выполнять в заключительной части тренировки;

4. При ежедневных занятиях можно вводить 1—2 дня общефизической подготовки (бег, игры, плавание и т. д.);

5. Для изучения процесса формирования правильной стойки возможно использование способствующих действий 1-го раздела.

6. Требования и порядок сдачи экзамена остаются те же;

7. Объем второй программы сдается полностью, и выборочно некоторые разделы первой программы;

8. Нормативы по ОФП принимаются и регистрируются те же, что и в первой программе;

9. Рекомендации, данные к первой программе действуют и при освоении этой и последующих программ.

3-я часть

Задачи: 1. Освоить необходимый объем основных действий,

куда входят действия для выведения из равновесия, действия в приложении сил сбрасывания и контроля лежа (удушающий);

2. Ознакомить с 9-ым разделом способствующих действий;

3. Совершенствование объема первого и второго раздела программы;

Дальнейшее усиление мотивации и повышение интереса к занятиям.

Материал:

1. Способы выведения из равновесия —

а) сгибая (раскачивая) вперед-назад;

б) сгибая (раскачивая) в стороны;

в) скручивая;

2. Освоить бросок выведением из равновесия рывком вперед, становясь на колено в передвижении, что позволит совершенствовать выведение и страховку;

3. Способы приложения сил сбрасывания. На этом этапе изучаются все способы подбивов сначала в виде имитации без партнера, а затем с партнером, используя позу для сбрасывании, но без падения УКЭ;

4. Способы контроля лежа удушающий в положении УКЭ на животе (предплечьем,предплечьем и плечом, отворотом, фалангами пальцев, двумя отворотами);

5. Развитие навыков единоборств простейшими формами борьбы с выполнением способов контроля лежа;

6. Игры эстафеты;

7. Общефизические упражнения. Рекомендации:

1. На этом этапе обучения соединение элементов техники, освоенных в объеме первой, второй и третьей программ, приобретают особое значение;

2. В процессе освоения необходимо обязательно раскрывать занимающимся основные понятия биомеханических основ образования техники дзюдо;

3. Рекомендации первой и второй программ действуют и на этом этапе;

4. Осваивая эту программу возможно проведение командных соревнований по ОФП, играм, простейшим формам единоборств и т. д.

4-я часть

Задачи: 1. Соединить двигательные действия, изученные ранее, в результате чего получим классическую технику дзюдо в передвижениях, классические приемы дзюдо первой группы (стоя и лежа);

2. Всестороннее совершенствование действий первых трех частей программы;

3. Сдать норматив на «Оранжевый пояс», что включает в себя приемы первых групп стоя и лежа;

4. Освоить способствующие действия 4-го раздела. Материал:

1. Изучить технические действия стоя первой группы в движении— подсечки;

2. Научиться выполнять всевозможные способы удержаний сбоку, верхом, со стороны головы, после бросков первой группы и падения УКЭ на спину с перехватом захватов за кимоно и части тела;

3. Имитация изучаемых действий без партнера (УТИКОМИ без партнера) в передвижениях в различные стороны;

4. Выполнение УТИКОМИ выведения из равновесия различными способами в движении в различные стороны;

5. Изучить способствующие действия выведению из равновесия, в том числе КАТА пяти принципов;

б. Освоить сальто назад с места в группировке, рандат —сальто назад в группировке с разбега.

Рекомендации:

1. При изучении приемов стоя не нужно добиваться совсем четкого их выполнения, уделяя отработке очень много времени. На этом этапе необходимо обращать внимание на правильное выведение, выполнение подбива в нужный момент, чтобы подбив совпадал с передвижением;

2. Акробатика и общефизическая подготовка выполняются в объеме предыдущих частей программы с небольшим дополнением;

3. Экзамены на «Оранжевый пояс» провести желательно, но присваивать пояс необходимо только после четкого усвоения объема технических действий первых групп стоя и лежа, что на первом круге (витке) для занимающихся очень сложно;

4. После сдачи нормативов по ОФП результаты сравниваются с предыдущими и индивидуально корректируется дальнейшая общефизическая подготовка занимающихся;

5. В тренировку вводятся РАНДОРИ с заданием и без него по применению изученных технических действий;

6. Начиная с четвертой части программы, рекомендуется начинать изучать КАТА, по одному в каждой части.

5-я часть

Задачи:

1. Изучить технические действия дзюдо, входящие во вторые группы стоя и лежа;

2. Освоить способствующие действия 2-го и 3-го разделов;

3. Совершенствовать объем действий предыдущих частей программы;

4. Сдать норматив на «Желтый пояс». Материал:

1. Освоение технических действий стоя второй группы — зацепы;

2. Выполнение болевых захватов после бросков, когда УКЭ падает на бок, с использованием перегибание локтя, выкручиваний внутрь и наружу;

- 3. Выполнение УТИКОМИ выведений из равновесия для бросков этой группы в передвижениях;

4. Имитация изучаемых действий без партнера в передвижениях;

5. Освоение способствующих действий в перемещениях и захватах;

6. Освоить связку, рандат — сальто назад, прогнувшись с разбега.

Рекомендации:

1. Необходима дальнейшая направленная коррекция индивидуальной общефизической подготовки;

2. В качестве средств совершенствования техники необходимо широкое использование различных РАНДОРИ с заданием, естественно в меру подготовленности занимающихся;

3. Сдавшим нормативы этой части программы присваивается «Желтый пояс» с учетом рекомендаций 3-го пункта четвертой части программы;

4. При выполнении технических действий, в том случае, когда УКЭ падает на бок, необходимо требовать от ТОРИ выполнения болевого, а при падении на спину — удержания.

6-я часть

Задачи:

1. Изучить технические действия стоя и лежа, входящие в третьи группы;

2. Изучить способствующие действия 8-го раздела;

3. Совершенствование изученных ранее действий,

4. Сдать норматив на «Зеленый пояс».

Материал:

1. Изучить технические действия стоя третьей группы — подножки; _ ^

2. Изучить технические действия лежа, входящие в третью группу,— удушающие, после падения УКЭ на грудь, с использованием различных частей тела и одежды;

3. Имитация изучаемых действий стоя без партнера в передвижениях;

4. УТИКОМИ выведений из равновесия для приемов этой группы, в передвижениях;

5. Освоить переходы от одного способа выведения из равновесия к другому, изменяя направление действий усилий, что лежит в основе комбинационных действий;

6. Освоить способствующие действия лежа (т. е. 8-го раздела);

7. Освоить акробатическую связку, рандат — сальто назад, согнувшись с разбега.

Рекомендации:

1. Броски всех групп обязательно выполнять в передвижениях;

2. Сдавшим весь материал шестой части программы присваивается «Зеленый пояс»;

3. Необходимо продолжать использовать РАНДОРИ с заданиями, которые будут менять условия выполнения действий, т. е. его первую операцию (УКЭ без захвата, с одним захватом, на одной ноге, передвигается в нужном направлении и т. д.);

4. Требовать от ТОРИ выполнения удушающего захвата после падения УКЭ на грудь, болевого при падении на бок и удержания

при падении па спину;

5. Изменяя задания в четвертой операции (перехват захвата,

изменения расположения, регулировании характера защиты УКЭ и т. д.) нарабатывается способность в выборе действий в изменяющейся ситуации.

7-я часть

Задачи:

1. Изучить технические действия стоя, входящие в четвертую группу;

2. Совершенствование действий стоя первых трех групп;

3. Изучить способствующие действия 6-го раздела;

4. Изучить варианты приемов всех трех групп лежа в соединении с восьмым разделом способствующих действий;

5. Сдать норматив на «Синий пояс».

Материал: .

1. Изучить действия четвертой группы стоя — подхваты;

2. Совершенствовать подсечки, зацепы, подножки в передвижениях, используя УТИКОМИ с партнером и без него;

3. Изучить варианты удержаний после переворачиваний, прорывов, переворачиваний снизу. Освоить уходы с удержаний;

4. Изучить варианты болевых захватов после выполнения способствующих действий;

5. Изучить варианты удушающих в соединении со способствующими действиями;

6. Освоить переходы от удержаний к болевым и удушающим

и наоборот;

7. Изучить способствующие действия связанные с использованием ситуации. Учиться выполнять броски первых трех групп в виде встречной, ответной и контратак;

8. Учиться комбинировать из бросков первых трех групп;

9. Освоить акробатическую связку, рандат-фляк-сальто (любым способом) с разбега.

Рекомендации:

1. Для совершенствования техники и усиления приемов необходимо использовать УТИКОМИ с резиной, силовые УТИКОМИ в тройках (УКЭ держат сзади за пояс), УТИКОМИ на тренажерах;

2. Продолжать использовать в тренировках РАНДОРИ с расширением заданий в соответствии с подготовкой учеников;

3. Сдавшим весь объем седьмой части настоящей программы присваивается «Синий пояс».

8-я часть

Задачи:

1. Изучить технические действия пятой группы стоя;

2.Совершенствование вариантов приемов лежа в соединении со способствующими действиями лежа;

3. Изучить способствующие действия 5 и 7 разделов;

4. Сдать норматив на «Коричневый пояс». Материал:

1. Изучить приемы пятой группы — подсады;

2. Совершенствовать действия лежа в соединении их со способствующими действиями освоенные в предыдущей части программы;

3. Изучить способствующие действия в комбинировании приемов;

4. Заложить основы тактической подготовки. Пройти раздел способствующих действий связанных с тактикой. Давать тактические задания на РАНДОРИ.

Рекомендации:

1. В тренировку включаются вольные схватки на результат с обязательной борьбой за захват;

2. В тренировках широко используются УТИКОМИ и РАНДОРИ с различными заданиями;

3. Сдавшим материал восьмой части программы присваивается «Коричневый пояс»;

4. На этом этапе делаются первые наметки на создание индивидуальной технической схемы борца, которая будет состоять с наиболее часто получающихся приемов в РАНДОРИ и схватках с обоюдным сопротивлением;

5. Участие в соревнованиях зависит от степени овладения техникой и индивидуальных особенностей ученика;

6. Все рекомендации предыдущих частей имеют силу на всех этапах подготовки.

На этом исчерпывается объем начальной технической подготовки. Последовательно проходя материал по частям регулярно шлифуется материал 1—3 разделов, что улучшает способность усваивать новый материал. За пять лет начальной подготовки материал 4—8 частей должен пройти по спирали несколько витков, с каждым витком увеличивается время прохождения и объем усложняющихся действий.

Необходимо помнить о том, что данная программа (особенно ее содержание) составлена как вариант, как пример и может быть творчески переработана тренером в процессе своей практической деятельности. Даже если пользоваться приведенным выше вариантом, то тренеру все равно необходимо расписывать программу более подробно, накладывая ее содержание на определенные режимы работы и отдыха, чередуя различные формы тренировок по своей направленности, с целью параллельного развития физических качеств своих учеников.

Необходимо помнить и то, что качество освоения техникой во многом зависит от формы организации процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа. Мини-футбол.

Дополнительная образовательная программадля детей 9-14 летсрок реализации 3 года...

Дополнительная образовательная программа «Мини-футбол» (возраст учащихся с 10 лет, срок реализации 2 года)

Данная Рабочая программа содержит в себе описание, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план, тесты для мониторинга детей по их физическому и технико-тактическому развитию в футбо...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ

         Футбол - самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программ...

Авторская программа «Образовательная программа по борьбе самбо и дзюдо»

Авторская программа «Образовательная программа по борьбе самбо и дзюдо»...

Методическая разработка по программе "Педагогическое мастерство тренера- преподавателя"

Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных ...

Аннотация к рабочей программе по « Волейболу» тренер – преподаватель по волейболу Виноградова Ксения Сергеевна

АннотацияК рабочей программе « Волейбол » МОУ ДО «Турунтаевская детско-юношеская спортивная школа»,Прибайкальский  район,  с. Турунтаево( тренер – преподав...