Конспект занятия «Походная медицинская аптечка»
план-конспект на тему
Данный конспект разработан для проведения занятия с учащимися 11-12 лет, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Юный турист часть1», первого года обучения. Занятие по получению новых знаний и умений,учащихся по данной теме проводится в учебном кабинете, оборудованном согласно требованиям дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohodnaya_med.aptechka.docx | 931 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Конспект занятия
«Походная медицинская аптечка»»
(для учащихся 11-12лет)
Автор-составитель: Васильев Денис Сергеевич,
педагог дополнительного образования
г. Анжеро-Судженск
2017
Пояснительная записка
В туристских походах участвуют, разумеется, люди относительно здоровые (во всяком случае, без хронических заболеваний не совместимых с походными физическими нагрузками). Однако в период похода никто не застрахован от случайных травм, заболеваний, недомоганий. Рассчитывать приходится лишь на собственные силы. Поэтому, медицинская аптечка является обязательным компонентом группового снаряжения туристского похода, а в случае необходимости грамотно собранная аптечка окажет неоценимую помощь. Важной особенностью походной аптечки является то, что она комплектуется, в основном, медикаментами, рассчитанными на лечение острых заболеваний и травматических повреждений (а не хронических заболеваний). Исключением служат средства создания «комфортности» в походных условиях (согревающие мази, витаминные комплексы). Фактически походная аптечка – это аптечка скорой помощи. Все участники похода должны уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и правильно транспортировать его до места оказания квалифицированной врачебной помощи. Есть основные принципы комплектования походной аптечки лекарственными средствами и порядок их упаковки.
Данный конспект разработан для проведения занятия с учащимися 11-12 лет, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Юный турист часть1», первого года обучения. Занятие по получению новых знаний и умений,учащихся по данной теме проводится в учебном кабинете, оборудованном согласно требованиям дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности.
Данный конспект может быть использован педагогами дополнительного образования.
Тема занятия: походная медицинская аптечка
Тип занятия: получение новых знаний и умений
Вид занятия: комбинированное
Цель занятия: знакомство с требованиями к составу и упаковке походной медицинской аптечки
Задачи занятия:
Обучающая:
изучитьсостав и требования к упаковке походной медицинской аптечке;
познакомить обучающихся с составом и применением медицинской аптечки и видами лекарственных растений, для оказания мед. помощи;
Развивающая:
- развивать у детей память, внимание, мышление;
- способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности в походе
Воспитывающая:
- воспитывать чувство ответственности, усидчивость.
- формировать систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;
- воспитывать бережное, грамотное отношение к своему здоровью и жизни.
Методы и приёмы обучения: Методы словесного обучения (объяснения, вопросы, пояснения). Игровые методы и соревновательные приемы. Методы практической работы.
Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с требованиями к составу и упаковке походной медицинской аптечки
Материалы и оборудование: учебный кабинет, походная медицинская аптечка.
План занятия
1 | Вводная часть. Организационный момент Определение целей и задач | 3 мин. |
2 | Основная часть Объяснение нового материала. Практическая часть Закрепление материала. | 38 мин. |
3 | Заключительная часть Подведение итогов занятия. | 4 мин. |
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент: Приветствие. Проверка численного состава учащихся.
Определение целей и задач:Ознакомление учащихся с темой и целью занятия.
Основная часть
Объяснение нового материала.
Педагог:Мы с вами всегда ходим в походы и знаем, что мы не застрахованы от случайных травм, заболеваний, недомоганий. И нам с вами приходится рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому, туристская аптечка является обязательным компонентом группового снаряжения туристского похода. Если мы с вами правильно соберем аптечку, то она нам окажет неоценимую помощь.
Отправляясь в поход, мы должны с вами взять самые-самые необходимые
вещи, которые всегда нужно иметь с собой при любом выходе в лес. Какие?
Отправляясь в поход, мы должны с вами взять самые-самые необходимые
вещи, которые всегда нужно иметь с собой при любом выходе в лес. Какие?
Отправляясь в поход, мы должны с вами взять самые-самые необходимые
вещи, которые всегда нужно иметь с собой при любом выходе в лес. Какие?
В поездке иль в походе,
Кто может мне сказать,
Что помощь медицинскую
Поможет оказать?
Ответы учащихся: аптечка
Педагог:А, что такое аптечка?
Медицинская аптечка – это комплект средств, предназначенных для оказания первой медицинской помощи.
Получается если аптечка — это комплект средств, то и хранится, и транспортироваться они должны в какой-то упаковке, давайте с Вами подумаем какие требования должны предъявляться к упаковке походной аптечки?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Педагог:Рассмотрим требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельных медикаментов внутри нее.
- Жесткость. Аптечка должна иметь упаковку, сохраняющую форму и предохраняющую содержимое от деформации при переноске в рюкзаке и вне его. При выборе конкретного типа укладки надо обратить внимание на надежность замков и соединения ящика с крышкой.
- Герметизация. Даже при попадании в воду аптечка должна сохранять герметичность. Многие медикаменты приходят в негодность при соприкосновении с водой.
- Амортизация ударов. Рекомендуется сделать амортизирующие прокладки внутри упаковки всей аптечки и отдельных блоков лекарств. Способ проверки прост - в аптечке, сброшенной в рюкзаке на твердую поверхность с высоты нескольких метров, ничего не должно разбиться.
- Надписи на лекарствах. Для удобства использования лекарств все надписи на них в случае изоляции стекла, использовании самодельных упаковок должны быть восстановлены. Должны быть указаны название лекарства, концентрация (если это необходимо), срок годности. Например, "перекись водорода 3%, годна до Х.18."
- Список с рекомендациями. Внутри аптечки на тот случай, если ей будет пользоваться человек, не обладающий достаточными знаниями, должен быть вложен список медикаментов с показаниями к применению, дозировкой и противопоказаниями.
- Облегчение веса. Отдавайте предпочтение легким упаковкам лекарств. Самая тяжелая и неудобная упаковка - стекло. Старайтесь свести его количество к минимуму.
- Изоляция стекла. Если в аптечке все же присутствуют лекарства в стеклянной упаковке, их нужно обклеить лейкопластырем (это не относится лишь к ампулам). Это создает некоторую амортизацию, а если уж стекло разобьется, то осколки большей частью останутся на пластыре.
- Удобство переноски вне рюкзака. В ряде ситуаций может потребоваться переноска аптечки отдельно от рюкзака. На этот случай она должна быть оснащена лямкой или ручками для транспортировки. Лучше всего упаковывать ее в небольшой рюкзачок.
Мы с Вами теперь знаем какие требования предъявляются к упаковке аптечки, а что же в неё входит, у кого есть варианты?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Педагог:Групповая аптечка туриста собирается на всю группу. Укладка лекарств рассчитывается по количеству дней, запланированных на поход и его автономность. Например, если у вас поход на месяц по тайге, где до ближайшего жилья 200-300 километров, аптечку следует брать как можно расширенную.Как рассчитать количество медикаментов
Количество медикаментов для туристической аптечки высчитывается очень просто. Берите столько лекарственных средств, чтобы можно было вылечить нескольких человек. Т.е. помощь 2-ум пострадавшим и их транспортировка из самой дальней точки туристического маршрута. Если в группе заболело более 2 человек, то поход необходимо прекратить.
Педагог:Теперь поговорим о том, что содержимое походной аптечки можно разделить на две части: медицинские инструменты и перевязочные материалы, а также лекарственные средства.
Медицинские инструменты и перевязочные материалы: градусник (не ртутный), вата, ножницы, лейкопластырь, жгут, бинты стерильные, мягкая шина, пинцет индивидуальный, перевязочный пакет.
Лекарственные средства:
-препараты при проблемах с желудочно-кишечным трактом(активированный уголь,смекта,фестал и другие),
-дезинфицирующие средства (йод, перекись водорода),
-согревающие мази,
-болеутоляющие средства(анальгин),
-жаропонижающие средства (парацетамол,нурофен),
-средства от ожога(пантенол),
-антиаллергенные средства(супрастин).
Мы с вами собрали групповую аптечку. Но мы должны помнить самое главное. Во всех случаях запрещается использовать медикаменты с истекшим сроком годности, с нечитаемыми надписями на упаковке или вообще без упаковки.
Практическая часть
Учащиеся на практике знакомятся с составом походной медицинской аптечки, осматривают упаковки медикаментов, проверяют их целостность читабельность препаратов, проверяют срок годности препаратов.
Педагог: сегодня мы с Вами познакомились с походной медицинской аптечкой, а что бы лучше усвоить данную информацию предлагаю провести небольшой конкурс.
Для этого нам необходимо разделиться на две команды (педагог делит учащихся на 2 команды, учащиеся придумывают названия для своих команд, связанные с медицинской тематикой).
Задание конкурса заключается в следующем: из представленного содержимого походной медицинской аптечки команды поочерёдно выбирают по одному наименованию, при этом одна из команд выбирает только инструменты и перевязочные материалы, а вторая только лекарственные препараты (Приложение 1). Команда, которая допустит меньше ошибок объявляется победителем конкурса.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Педагог спрашивает если у учащихся какие-то вопросы по новому материалу, если есть, то отвечает. Далее педагог задает учащимся несколько вопросов по новому материалу:
- Что такое походная медицинская аптечка?
- Допускается ли применение лекарственных средств без упаковки?
- На какие две основные части делится содержимое аптечки?
- Перечислите какие требования предъявляются к упаковке аптечки.
Список литературы
1. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / М. Б. Биржаков, Н. П. Казаков. – СПб.: Герда, 2008. – 208 с.
2.Справочник первой и не отложенной медицинской помощи / сост. Н.П.Никитин. – Ростов н/Д :Феникс, 2012. – 205с.
Приложение 1
Медицинские инструменты и перевязочные материалы
Лекарственные средства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»
Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...
Конспект занятия "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания".
Описание конспекта занятия....
Лекция по теме «Медицинская аптечка»
Лекция по теме «Медицинская аптечка»...
Тема занятия: Работники медицинских учреждений.
Коррекционное занятие по СБО "Работники медицинских учреждений"...
Конспект занятия "Оказание первой медицинской помощи пострадавшему"
Цель- отработка навыка использования знаний в нестандартной ситуации; систематизация, обобщение знаний оказания первой медицинской помощи...
Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»
Оказание первой медицинской помощи...
Медицинская аптечка. Правила использования
Медицинская аптечка. Правила использования...