УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТИ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
материал на тему

Зубарева Юлия Анатольевна

Анализ поведенческих характеристик и формирующихся жизненных ценностей современных детей и подростков в свете Теории поколений, авторами которой являются американцы Н. Хоув и В. Штраус (адаптация  Е. Шамис и А. Антипова). Теория и практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поколение Z28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Методическое совещание

                                                             ноябрь 2018

                                                             Подготовила и провела                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Зубарева Юлия Анатольевна

УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТИ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ            СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О Теории поколений.                                                                                                                                                         В 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была опубликована «Теория поколений». В 2004 году Евгения Шамис (психолингвист) и Алексей Антипов (психолог) адаптировали данную теорию для России.                                                                                                                            В основе теории – различие систем ценностей у людей, родившихся и выросших в различные исторические периоды.                                                                 Зачем нужно понимать Теорию поколений, кому и как она может пригодиться?  Несмотря на то, что подход носит название Теория поколений, это в первую очередь не теория, а инструмент, который удобно переносить в жизнь и работу. Он применяется в управлении, в образовании, в маркетинге.  Педагогам и учителям Теория поколений дает понимание целого ряда вопросов: например, какие новые предметы нужно вводить, как работать с детьми определенного поколения, с их запросами и привычками воспринимать информацию, с пониманием акцентов - что им интересно, а что нет. Теория поколений помогает понять, какие когнитивные, визуальные, слуховые и поведенческие аспекты стоит затронуть в процессе обучения, подсказывает, как сделать, чтобы дети и молодежь на это среагировали. Поколенческий подход также дает возможность прогнозировать, какие новые темы обучения появятся, какие акценты расставлять в будущем, куда двигаться и как развиваться. Родителям Теория поколений дает понимание себя, она позволяет ответить на вопрос, почему я действую именно так, а не иначе, почему я, как родитель, считаю, что именно такой метод воспитания моего ребенка будет правильным. Когда мы как родители понимаем мотивы своих поступков, мы начинаем по-другому взаимодействовать и общаться с нашими детьми. Теория поколений снижает количество конфликтов, т.к. дает возможность лучше понять своего ребенка, лучше ему объяснять какие-то вещи, договариваться. Целый ряд семейных проблем вызван именно поколенческими особенностями родителей и детей. Один из главных вопросов, который решает Теория Поколений - развитие умений разговаривать с другими поколениями так, чтобы они лучше слышали и понимали нас. Например, как лучше понять детей, представляющих  другие поколения, как им помочь лучше понять нас как родителей, как лучше взаимодействовать нам вместе, чтобы быстрее и эффективнее решать самые разные вопросы.                                                                                                       Поколение Z . Характеристики.                                                                                                                 Формирование ценностей, согласно данной теории, происходит до 12-14 лет и основной массой  в современной школе является поколение  Z –  ученики 1-8 классов.                                                                                                                                             Остановлюсь подробнее именно на этой возрастной группе, так как в процессе педагогической деятельности в Доме творчества, работаю именно с этими детьми. И так, нынешних подростков называют поколением Z  или центениалами.                                                                                                                             1. Хотя поколение Z (2000-2024г.г.) правильнее называть «домоседами».  Эти дети всегда под присмотром. Их практически никуда не отпускают одних. Их ещё называют «поколением национальной безопасности», потому что  именно ей уделяют пристальное внимание в детских образовательных учреждениях и дома.                                                                                                                    2. Это первое поколение, рождённое в век бурного развития информационных технологий,  мультимедийных технологий, цифровой среды. Зачатое и рождённое с гаджетами, клавиатурой и сенсорным управлением. Большую часть информации они черпают из Сети, умеют с ней отлично работать и в ней общаться. Они на подсознательном уровне владеют той информацией, ради которой предыдущие поколения учатся и набираются опыта.                                                                                                                         3. Они нетерпеливы, а сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях. Долгосрочных планов не строят. Прогматичны и  ориентированы на быстрый результат. Живут этой минутой, максимум -  этим днём.                                                                                                           4. Они ориентированы на потребление, но разумное потребление без особых излишеств.  Индивидуалистичны.                                                                                                                             5. Ценят честность и откровенность.                                                                                        6. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.                               7. Обладают феноменом  многозадачности. Сидя за компьютером одновременно общаются в чатах, слушают музыку из плейера, пытаются делать уроки, пить и жевать. Такова жизнь, её бешенный темп и надо успеть многое увидеть, сделать…                                                                                                                  8. Главная мотивация – интерес. С первой секунды погружаются в новый мир и также быстро выныривают, если интерес теряется. Поэтому они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно и игнорируют то, что в чём не заинтересованы.                                                                                                                               9.Их память имеет особенность хранить не информацию, а  способ - как её найти. Они отличаются не только «неглубокой», но и «короткой» памятью. 10. Концентрация внимания имеет кратковременный характер, 10-15 минут максимально.                                                                                                                         11. «Чистые» визуалы, что называется «лучше один раз увидеть…» Переработка и усвоение информации у представителей поколения Z  осуществляется очень быстро, если она подаётся короткими порциями (так называемое «клиповое мышление»). Поэтому они предпочитают комиксы и короткие тексты в интернете, картинки, а не длинные тексты.                                                                                                12. Они гиперактивны, им трудно долго быть сосредоточенными на чём-то одном, они непоседливы и расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости. Хотя при этом они могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. 13. Они склонны к  «погружению» в себя. Это не аутизм в виде расстройства (хотя детей - аутистов становится всё больше), а аутизация как способ защиты от проблем современного мира.                                                                                         14. Они уже слышали про кризис и знают, что надо экономить. Они уже знают, что есть люди, у которых ничего нет или кому сложно, и им нужно помогать. Знают, что можно купить что-то «бэушное», обменяться вещами, и это нормально. Сами они иногда просят денег в долг у родителей. Но просят без процентов. А вот дают родителям с процентами. Но не из меркантильных соображений. Просто это установка современного общества с рекламных постеров – при пользовании кредитом плати процент. Однозначно отношения с деньгами у них будут лучше, чем у предыдущего поколения. Они покупают музыку, видео, игры, но предпочитают бесплатные «скачивания». Это поколение опирается на выбор близких по духу людей.  Они следят за модой, но в рамках своего окружения, своих кумиров в соцсетях.  Они также влияют на выбор приобретений в семье. Многие родители признаются, что именно мнение их детей-подростков определило выбор нового телефона,  телевизора или даже авто.                                                                                                    15. У них достаточно высокие семейные ценности, в классическом понимании – одна семья на всю жизнь.                                                                              16.На первый план выходят нематериальные ценности. Они не ставят амбициозных целей. Карьерный успех для них в общем и целом неважен, им важнее простые удовольствия и счастье.  Они будут выбирать работу по душе.                                                                                                                                          17. Гендерные роли чётко обозначены, разделение жёсткое: женственные девочки и мужественные мальчики. Мальчики Z видят себя добытчиками и защитниками,  девочки – мамами и хозяйками.

18.Любят родителей, выстраивают близкие отношения, мечтают о собственной семье и детях.                                                                                                                                               19. Очень переживают, когда их ругают родители, хотя переживания чаще нося «внутренний характер». Единственный страх, который ими движет, - не оправдать надежд своих родителей. Только не ставьте своей целью воспитание подрастающего поколения Z по принципу «своего опыта», лучше попробуйте научиться у них получать удовольствие от каждой секунды и жить настоящим моментом.  Для детей-центениалов самое большое счастье, когда они подключены к вашим делам и уважаемы вами.  Девиз зета: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня».                                                   20. Много читают (редко книги со страницами), изучают языки, увлекаются хобби. Хотят быть развитыми во всех сферах. По их мнению, быть умным – модно.                                                                                                                                        Ценности.                                                                                                                                         Как формируются ценности? Теория Поколений говорит, что у каждого из нас есть свои поколенческие ценности, которые формируются в детстве. Поскольку ценности формируются под примерно похожим воздействием того, как нас воспитывают, какие события происходят, о чем говорит окружающий мир, мы, как представители поколения, реагируем на события и жизнь примерно похоже. Сформированные до 10-12 лет ценности, позже начинают действовать на нас в течение всей жизни. Ценности - это то, что сформировалось до 10-12 лет, до того, как начало формироваться мировоззрение. Поколенческие ценности - это неосознанные ценности, они сформировались и ушли на подсознательный уровень, оттуда они продолжают влиять на нас в течение всей жизни. И если эти ценности удовлетворяются по жизни - нам хорошо. Если не удовлетворяются - мы ищем способ их удовлетворения. Ценности формируются под влиянием места, где ты живешь, событий, которые происходят, того, как воспитывают в семье, и под каким влиянием окружающей среды, технологий, это происходит. Поколение Z с маленького возраста осваивает новые технологии, в два года оперируют устройствами как профессионалы.  Интернет и умение работать с технологиями являются естественной средой жизни, которые формируют это поколение.                                                                            В формировании ребенка большая роль принадлежит внешнему миру. Вы уберете компьютер, но никуда не исчезнет реклама, информация по радио, телевидению - ребенок ее будет видеть и воспринимать.                                         Также важно помнить, что у каждого поколения есть своя неконтролируемая другими поколениями область свободы. Там, где другие не понимают и не смогут все проверить, проконтролировать. Например, сейчас часто дети учат родителей работе с интернетом, с современными устройствами. И мы как родители осознаем, что мы не можем контролировать всю активность ребенка в этой сфере. В этом непонимании нет ничего страшного: такая ситуация была и есть у всех поколений – она касается того, что кажется странным и неизведанным для других поколений. Например, для нынешних родителей Иксов (1963 – 1984) такой областью свободы была рок-музыка – то, что родители Беби-Бумеры (1943 – 1963) не могли контролировать, не понимали, так как не «чувствовали» ее до конца.                                                                                                            Очень важно понять не только своего ребенка, а себя самого. Почему я именно таким образом действую? Например, почему я считаю, как родитель из поколения Икс, что мой ребенок должен выкарабкиваться из сложных ситуаций сам, по принципу "бросили в воду – сам выплывай"? Объяснение простое: Иксы так действуют, потому что им самим эта модель помогла стать успешными в жизни. И, разумеется, родители-Иксы хотят, чтобы их дети тоже так делали, и в результате тоже стали успешными! Но поколение Z так делать совсем не хотят. Почему? Потому что сейчас с новыми поколениями работают другие ценности.                                                                                 Например, образование, которое раньше давало хорошие результаты, перестало работать, его недостаточно для успешной жизни и развития в современном мире. Нет и ясности - как у нынешних детей формировать отношение к компьютеру, грамотности, публичности, этике и многому другому. Ведь даже взрослые не разобрались в новых правилах и законах взаимодействия. Сейчас образование заново выкристаллизовывается во всем мире в условиях, в которые мы попали в связи и с цифровой революцией, новым витком развития наук, технологий. Остро стоит вопрос - как сегодняшних детей готовить к наукам и сферам деятельности, по которым в России нет ни методик, ни учебников, ни преподавателей.                Всё, что происходит сейчас, закладывает ценности «зетов».                                                                Для меня, как педагога, этот вопрос очень актуален. Не первый год интересуюсь проблемой ценностных ориентаций обучающихся творческих объединений «Магия дома» и «Маленькая модница», которыми руковожу. Ежегодно провожу анкетирование подростков 12-14 лет из этих групп. Данные анкет реально показывают «лестницу» ценностных ориентаций подростков данной группы. Из пяти предложенных ценностных ориентиров – хорошие друзья, красивая одежда, компьютер, любимая работа, здоровье – подростками выстроена следующая иерархия ценностей:  

1 место – здоровье - 80% опрошенных – оценка 5 баллов                                                               2 место – хорошие друзья – 60% опрошенных – оценка 4 балла                                                       3 место – любимая работа (занятие) – 50% опрошенных – оценка 3 балла                           4 место – компьютер – 90% опрошенных – оценка 2 балла                                                        5 место – красивая одежда – 60% опрошенных – оценка 1 балл

Данное анкетирование не претендует на серьёзный социальный опрос, но даёт представление о расстановке акцентов в отношении формирования жизненных ценностей в данной группе.                                                                                             О поколении Z вся информация является предварительной, поскольку точно определить ценности поколения можно, лишь когда его представителям исполнится 18 лет.                                                                                                                                                  Но уже сейчас можно отметить, что материальные ценности для них не главное.                                                                                                                                      Понятно, что это будет поколение, которое будет следить за своим здоровьем. Они получают много информации о питании, спорте, здоровом образе жизни. Когда поколение об этом столько слышит, это станет ценностью на всю жизнь.                                                                                                                   Это поколение, которое будет обращать внимание на деньги. Экономия, проценты, кредиты – эти информационные сообщения они слышат постоянно.                                                                                                                                                      Семья и удовольствия (без алкоголя и табака!) ставятся центениалами во главу угла. Путешествия, семейный отдых…эдакое «бюргеровское» счастье . Всё, что происходит сейчас, закладывает ценности «зетов».                                                    

И ещё важное наблюдение: «Зеты» – поколение «лайков». Находите поводы их регулярно хвалить. Представители этого поколения с детства привыкли к поощрениям. Найдите поводы для похвалы!

 

 Источники:

-http://mihailovka8.ucoz.ru/News/teorija_pokolenija.pdf

- http://www.psychologies.ru/standpoint/da-chto-vyi-hotite-ot-etogo-pokoleniya-kak-nam-ujitsya-drug-s-drugom/

- https://inde.io/article/16113-ekspert-po-teorii-pokoleniy-evgeniya-shamis-zavesti-smartfon-putinu-vse-zhe-nuzhno

https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено про...

Доклад "Поведенческие нарушения у детей и подростков"

В докладе рассматриваются понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения, критерии отнесения к нарушениям поведения, виды и формы нарушений поведения, а также причины и механизм...

Презентация на тему«ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность дестру...

«ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность дестру...

Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков

quot;Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где...

«Создание условий для формирования у детей и подростков осознанного принятия национальных и гуманистических ценностей»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...