Программа дополнительного образования
материал по теме
Программа вокального кружка рассчитанного на 1 год ,возраст детей 10-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Вокальный" | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
кружка «Вокальный» (ФГОС)
Возраст детей 10-15 лет
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы (общеразвивающей): кружок «Хоровое пение», художественно-эстетическая направленность, вокально-исполнительская деятельность.
Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «Вокальный» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 188 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 10 до 15 лет.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек
Формы занятия: Предусматривается звеньевая форма обучения. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения ребенок будет
знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях).
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- грамотно использовать силу своего голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки.
Формы проведения итогов реализации программы:
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебно-тематический план и содержание программы
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры:
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения:
- развивать творческую активность и самостоятельность детей:
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
№ п/п | Наименование темы, ее содержание | Количество часов |
Вводное занятие. Охрана голоса Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса | 2 | |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. | 4 | |
Певческая установка Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука. | 2 | |
Звукообразование. Музыкальные штрихи Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами. | 2 | |
Формирование правильных навыков дыхания Типы дыхания. Вокальные упражнения. | 6 | |
Дикция и артикуляция Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой. | 4 | |
Унисон. Ансамбль. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла. | 12 | |
Элементы двухголосья. Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности гармонии в простом двухголосии. | 12 | |
Музыкально-исполнительская работа. Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива | 58 | |
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. | 2 | |
Сценическое движение Воспитание самовыражения через движение и слово. | 6 | |
Работа над репертуаром Соединение муз. материала с танцевальными движениями. | 68 | |
Концертная деятельность. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. | 8 | |
Итоговые занятия, творческие отчеты Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ. | 2 | |
Итого | 188 |
Результаты освоения программы
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз. штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов |
Октябрь | ||
Вводное занятие | 1 | |
Охрана голоса | 1 | |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 4 | |
Певческая установка | 2 | |
Работа над репертуаром | 10 | |
Музыкально-исполнительская работа | 4 | |
Работа над репертуаром | 2 | |
Ноябрь | ||
Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | |
Формирование правильных навыков дыхания | 2 | |
Дикция и артикуляция | 2 | |
Работа над репертуаром | 10 | |
Музыкально-исполнительская работа | 8 | |
Декабрь | ||
Унисон. | 6 | |
Дикция и артикуляция | 2 | |
Формирование правильных навыков дыхания | 2 | |
Работа над репертуаром | 6 | |
Музыкально-исполнительская работа | 6 | |
Занятие – концерт | 2 | |
Январь | ||
Формирование правильных навыков дыхания | 2 | |
Ансамбль. | 6 | |
Работа над репертуаром | 6 | |
Музыкально-исполнительская работа | 8 | |
Занятие – концерт | 2 | |
Февраль | ||
Ритм | 2 | |
Элементы двухголосья. | 10 | |
Работа над репертуаром | 2 | |
Сценическое движение | 4 | |
Музыкально-исполнительская работа | 4 | |
Занятие – концерт | 2 | |
Март | ||
Элементы двухголосья. | 2 | |
Работа над репертуаром | 10 | |
Сценическое движение | 2 | |
Музыкально-исполнительская работа | 8 | |
Работа над репертуаром | 2 | |
Апрель | ||
Работа над репертуаром | 14 | |
Музыкально-исполнительская работа | 8 | |
Занятие-концерт | 2 | |
Май | ||
Работа над репертуаром | 10 | |
Музыкально-исполнительская работа | 12 | |
Итоговый концерт | 2 | |
Итого | 188 |
Методическое обеспечение программы
1. Компьютер, ноутбук
2.Фонограммы.
3.Технические средства: микрофон.
4.Музыкальный инструмент: синтезатор
5.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.
6.Словари, справочники иллюстрированные.
7. Использование интернет источника.
Учебно-методическое обеспечение
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.
- Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
- Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999.
- Научно–методический журнал «Музыка в школе»
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru
- Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
- «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
- Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing
- Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/
- Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
- Мне нравится (1)