Методическая разработка занятия на тему "Двойной шах"
методическая разработка по физкультуре на тему
Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.
Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, используемые источники и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avdonin-metodicheskaya_razr._zan._dvoynoy_shah.docx | 235.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"ОРАНИЕНБАУМ"
198412. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г.ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А. Т. 422-50-88
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
«Двойной шах»
по общеобразовательной программе «Шахматёнок»
Aвтор:
Авдонин Максим Сергеевич
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
Содержание
- Введение………………………………………………………………………………….3
- Основная часть…………………………………………………………………………4
- План-конспект занятия………………………………………...............................4
- Ход занятия………………………………………………………………………….6
- Заключение…………………………....………………………………………………...8
- Используемые источники.......................……………………………………………...9
- Приложение…................................................................................................................10
- Введение
В образованиив настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи: развитие индивидуальных способностей, воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности.
Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с детьми по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Актуальность методической разработки заключается в использовании технологий и методов, направленных на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Новизна и отличительная особенность данной методической разработки заключается в методике индивидуального подхода к каждому учащемуся через подбор заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
Методическая разработка предназначена для проведения занятия по шахматам на тему: «Двойной шах» раздела «Тактика» общеобразовательной программы «Шахматёнок».
Цель работы заключается в популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности.
Возраст: дети младшего школьного возраста.
Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.
Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, Используемые источники и приложения.
2.Основная часть
2.1 План-конспект занятия
Тема занятия: «Двойной шах». Раздел программы: «Тактика».
Цель: научить учащихся решать комбинации c помощью двойного шаха.
Задачи:
Образовательные:
1. Освоить знания о комбинации на двойной шах.
2. Обучить учащихся самостоятельно рассчитывать варианты.
Развивающие:
1. Развивать логическое и аналитическое мышление, память, волевые качества личности, внимательность, усидчивость, фантазию, творческую активность.
2. Развивать навыки и умения видеть в позиции разные варианты и способность анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать самодисциплину, умение владеть собой и добиваться
цели.
2. Воспитать интерес к игре в шахматы.
Форма организации занятия: групповая с элементами индивидуализации.
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации деятельности: групповое взаимодействие (беседа, объяснение, показ, практическая работа).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, коммуникативная.
Методы и приёмы:
1. Словесный – рассказ, беседа, обсуждение.
2. Наглядный – демонстрация на магнитной шахматной доске комбинаций на двойной шах
3. Практический – выполнение практических заданий с использованием раздаточного материала (карточек).
Методическое обеспечение занятия:
Для педагога:
1. Общеобразовательная программа.
2. Конспект занятия.
Для учащихся:
1. Раздаточный материал (карточки).
Материально - техническое оснащение: указка, демонстрационная доска, секундомер, набор шахматных фигур и клеёнка (по количеству учащихся).
Этапы занятия
Содержание | Предполагаемое время |
I этап. Организационный момент. П.: Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, пояснение порядка работы на занятии. Д.: Распределение по рабочим местам. | 3 мин. |
II этап. Введение в тему занятия. П.: Повторение материала прошлого занятия. Сообщение новой темы. Д.: Беседа с педагогом. Анализ информации. Ответы на поставленные педагогом вопросы по пройденным темам. | 3 мин. |
III этап. Объяснение темы занятия. П.: Объяснение нового материала с использованием демонстрационной доски. Д.: Самостоятельный анализ технологии (знакомство с новым материалом, использование опыта предыдущих занятий для восстановления алгоритма действий). | 10 мин. |
IV этап. Практическая работа. П.: Инструктаж по ТБ. Д.: Ответы на вопросы по технике безопасности. П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания. Д.: Практическая деятельность обучающихся с использованием раздаточного материала (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на двойной шах). | 10 мин. |
V этап. Физкультминутка. П.: Объяснение и показ упражнений. Выполнение физических упражнений. Д.: Выполнение упражнений. | 3 мин. |
VI этап. Практическая работа. П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания. Д.: Практическая деятельность обучающихся (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на двойной шах). | 10 мин. |
VII этап. Подведение итогов. Результат занятия. П.: Краткая беседа с обучающимися. Д.: Обмен мнениями (что запомнили, чему научились, что понравилось?). | 3 мин. |
VIII этап. Организационный конец занятия. Рефлексия. П.: Краткая беседа с учащимися. Анализ успешности выполнения работы, поощрение. Д.: Краткий самоанализ учащихся. | 3 мин. |
Итого: | 45 мин. |
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание этапов (деятельность педагога и детей) | Формы и методы реализации | Формы и методы контроля |
I | Организационный момент П.: Добрый день, ребята. Проходите на свои места. Сегодня мы с вами будем работать по плану: повторим пройденный материал прошлого занятия, пройдём новую тему и выполним интересные задания. Цель нашего занятия – научить учащихся решать комбинации c помощью двойного шаха. Д: Учащиеся рассаживаются по местам. | Беседа | Наблюдение |
II | Введение в тему занятия П.: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии? Д.: Учащиеся отвечают на вопросы. П.: Всё правильно, на прошлом занятии у нас был турнир. Теперь мы её повторим. По какой системе он проходил? Назовите номер тура? Кто победил в данных партиях? Д.: Дети отвечают на вопросы. П.: Тема занятия - «Двойной шах». Сейчас я покажу вам на демонстрационной доске данный тактический прием. Затем каждый получит задание на карточках – двенадцать задач, которые надо решить и решение записать. Каждый, кто правильно решит все задачи, будет поощрен. | Беседа, анализ | Наблюдение |
III | Объяснение темы занятия П.: Объяснение учащимся - что такое комбинация? Объяснение и показ на демонстрационной доске тактического удара: двойной шах. Изучается единственная возможность избежать двойной шах. Д.: Ответы детей. | Рассказ, анализ | Наблюдение |
IV | Практическая работа П.: Теперь мы приступаем к работе. Давайте вспомним основные правила поведения на занятии. Д: Дети отвечают на вопросы по правилам поведения во время занятия. П.: Теперь каждому из вас будет выдана одна карточка, состоящая из шести заданий на двойной шах. Ваша задача выполнить задания. П.: Осуществляет контроль за деятельностью учащихся и оказывает помощь в выполнении заданий. Д.: Учащиеся выполняют задания. П.: Проверка и обсуждение выполненных заданий. | Карточки, беседа | Наблюдение |
V | Физ. Минутка П: Давайте сделаем небольшой перерыв в работе. Нам нужно немного подвигаться, расправить спину, размять руки и пальцы. Повторяйте движения за мной. Д.: Дети выполняют упражнения - каждым пальцем по очереди щелчок по воздуху, вначале одной рукой, потом другой, и в конце двумя руками. Повторяют за педагогом движения на активизацию двигательных функций рук и ног, расслабления позвоночника и грудной клетки. | Показ | Наблюдение |
VI | Практическая работа Д.: Дети решают комбинации на двойной шах. | Шахматная доска | Наблюдение |
VII | Подведение итогов. П.: Сегодня вы решали шахматные комбинации на двойной шах. Какие тактические приемы вы запомнили? Какие из них показались вам более сложными? Д.: Дети отвечают на вопросы. П.: Цель нашего занятия достигнута. | Беседа, опрос | Наблюдение |
VIII | Рефлексия. Организационный конец. П.: Понравилось ли занятие? Что для вас было сложным в выполнении практического задания? Всё ли было понятно? Д: Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу. Делятся впечатлениями о занятии. П.: Занятие закончено. Всем спасибо за работу. До свидания. Д.: Учащиеся организованно выходят из кабинета. | Анализ |
3. Заключение
Проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Проведение занятий с использованием раздаточного материала позволяет обучающимся:
- применять их на практике, что в благоприятной мере сказывается на результате игры;
- реализовать потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности;
- организовать досуг по формированию здорового образа жизни.
Данная методическая разработка создана для популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности, может быть использована в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.
Занятие рассчитано для учреждения дополнительного образования детей, реализующего общеобразовательные программы.
4. Используемые источники
- Блох М. В. Комбинационное искусство. - М.: Инженер, 1993. - 176 с.
- Бондаревский И. З. Атака на короля. - М.: Физкультура и спорт,1962.–114с.
- Бондаревский И. З. Комбинации в миттельшпиле. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.
- Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
- Лисицын Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. - Лениздат, 1952. – 558 с.
- http://chess555.narod.ru.
- http://readr.ru
Приложение
Ответы:
414 - 1. С с6 – Кр f8. 2. Л е8.
415 – 1. С f6 – Кр с8. 2. Ф d8.
416 – 1. C e6 – Кр н8. 2. Л g8.
417 – 1. Л н6 – Кр g8. 2. Л н8.
418 – 1. К g6 – Кр g8. 2. Л н8.
419 – 1. C d5 – Кр с8. 2. Ф b8.
420 – 1. Л е8 – Кр н7. 2. Ф н8.
421 – 1. С f5 – Кр н8. 2. Л н7.
422 – 1. Л с8 – Кр н7. 2. Л н8.
423 – 1. Л g6 – Кр н8. 2. Фg8.
424 – 1. К f6 – Кр g8. 2. Фн7.
425 – 1. Л н6 –Кр g8. 2. Л н8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...