Развитие у детей заинтересованности к постижению шахматного искусства на начальном этапе обучения
статья на тему
В данной статье рассказываеться о пользе шахмат для учащихся начальных классов.
Шахматы это логическая игра требующая от игрока большой концентрации и самоотдачи.
Как правильно подать эту интересную и сложную игру.
В чем могут быть сложности для педагога и как их преодолеть.
Автор раскрывает это на примере своего личного опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие у детей заинтересованности к постижению
шахматного искусства на начальном этапе обучения»
Шахматы это «умная» игра, которая помогает развиваться человеку. Детям полезно учиться играть в шахматы. Благодаря шахматам в детях развиваются усидчивость, внимание, интуиция, способность мыслить логически и принимать правильные решения в разных ситуациях. «Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же как и в жизни», А.А. Алехин, 4 чемпион мира по шахматам.
Занятия шахматами помогают детям быть более внимательными и сосредоточенными, что, в свою очередь, помогает им быть успешнее в школе. Дети, занимающиеся шахматами, быстрее понимают трудный материал по математике и другим предметам, могут проявлять больше терпения для достижения положительного результата на учебе и других видах спорта.
Игра в шахматы помогает ребенку активно развивать его умственные способности. Освоение шахмат позволяет развить у детей воображение, фантазию, зрительную память, мышление, восприятие нового предмета, тонкий вкус и сознательный контроль над своими чувствами. Игру в шахматы можно представить в виде идеальной модели для всестороннего развития личности ребенка. Благодаря занятиям шахматам у ребенка формируется трудолюбие и усердие.
Занятия шахматами для детей младшего школьного возраста полезны и целесообразны, так как в этом возрасте ребята с большим удовольствием и с энтузиазмом занимаются искусством, спортом, техническим творчеством. Повышенная склонность к умственной деятельности детей этого возраста проявляется буквально во всем: от способности легко, как бы играя, запоминать огромное количество информации до поиска и открытия оригинальных решений в конструировании и моделировании.
Шахматы являются одним из тех важных занятий, которое учит ребенка думать, философствовать, самостоятельно принимать решения, искать выходы из самых различных ситуаций и не только на шахматной доске.
Занимаясь шахматами, дети открывают для себя целый мир новых возможностей. Они получают возможность раскрыть себя за шахматной доской. Шахматы дисциплинируют обучающихся, помогают развивать зрительную память, умение заниматься расчетом. Через любовь к шахматам у детей формируется тяга к знаниям, желание узнавать что-то новое и интересное для себя.
Занятия шахматами благотворно сказываются на общем развитии ребят, способствуют усилению психологической устойчивости, воспитанию волевых качеств, устанавливает дух товарищеской взаимовыручки, объединяя коллектив, что в конечном итоге закладывает фундамент дальнейшего жизненного и спортивного самосовершенствования. Шахматы занимают важное место среди развивающих игр для младших школьников.
Занятия шахматами способствует более быстрому развитию личности ребенку, тренируя его память, усиливая счетные способности, уча выдержке и находчивости в трудных положениях. Вместе с тем учат не зазнаваться при отдельных успехах и не предаваться панике и унынию при возможных неудачах.
Шахматы – игра не только очень интересная и увлекательная, но и полезная, так как формирует у детей целый комплекс практических навыков, а также помогает школьникам в освоении учебной программы.
Важно определить какие познания есть у детей на начальном этапе. Так как от этого будет зависеть дальнейшее построение всех занятий. Так как если средний уровень класса высокий это упростит задачу преподавателя, и он сможет быстрее перейти к более сложным и интересным занятиям и меньше внимания уделять на азы. При знакомстве детей с шахматами могут возникнуть некоторые сложности в освоении ими ходов фигур и запоминании ими особенностей той или иной фигуры.
Самым эффективным способом скорейшего обучения детей азам игры в шахматы является обучение их в форме игры. Для начала дети знакомятся с шахматами через обучающие мультфильмы, первые несколько вводных занятий проходят именно так. В результате дети быстро запоминают фигуры, которые есть в игре и какие-то их особенности. Следующее занятие обычно посвящено обратной связи, в форме диалога происходит беседа с учащимися и проверка того, как они запомнили просмотренный материал, что не смогли понять, и объясняет просмотренный материал подробнее. Данное занятие проходит с демонстрационной доской, на которой дети видят уже реальные фигуры, могут их потрогать, подвигать по шахматной доске.
Обычно далее занятия строятся следующим образом: каждое теоретическое занятие посвящено одной фигуре. По следующей схеме: Пешка - Конь - Слон - Ладья - Ферзь - Король. В форме игровой теории ученики путешествуют с фигурами по доске. Обычно это очень нравиться им, так как они оказываются включенными в занятие. В практической части занятия учащиеся разыгрывают друг с другом игровые позиции на пройденный материал.
В итоге этого комплекса занятий начинающий шахматист запоминает ходы всех фигур участвующих в игре, знает, какими особенностями обладают данные фигуры на шахматной доске. Данный этап помогает оптимально быстро подготовить ученика к игре со всеми фигурами, не путаться во время игры. Если в процессе занятий возникают сложности с освоением материала, то на занятии, посвященном повторению материала разбираются все непонятные моменты. Практика показывает, что учащиеся остаются очень довольны этим вводным курсом и с радостью продолжают постигать удивительный мир шахмат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VIвида...
«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».
в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....
Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"
В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...
Презентация "Музыка как средство развития интереса детей на начальном этапе обучения счету"
Основные методики применения музыки для формирования первоначального интереса к обучению счету....
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Особенности обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения
В презентации рассмотрено выявление эффективных приёмов обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения....
Развитие грамматической компетенции на основе использования грамматических игр на начальном этапе обучения немецкому языку
Актуальность работы заключается в том, что развитие грамматической компетентности может проходить продуктивней и успешней, если используются грамматические игры при обучении иностранному языку....