Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Х-файл"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.
Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.
Сегодня надо дать ребятам не только необходимые знания, но и широкий набор интеллектуальных умений, позволяющих усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Ознакомление с информацией необходимо начинать как можно раньше, лучше всего в начальной школе. Именно поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразной.
Программа "Х-файл является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой технической направленности, соответствует базовому уровню сложности.
Новизна данной программы и отличие от уже существующих состоит в том, что все понятия в курсе вводятся на наглядных визуальных примерах и поэтому больше времени отводится на описание объектов окружающей действительности техническими средствами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является подготовка обучающихся, как компетентных пользователей, умеющих работать с современными компьютерными технологиями для решения пользовательских и учебных задач.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить с основными возможностями компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни;
- Научить поиску, обработке и представлению информации;
- Познакомить с принципами работы с основными прикладными программами;
- Научить использовать компьютер для выполнения различных учебных задач, в различных отраслях деятельности.
Развивающие задачи:
- Развить логическое мышление, рациональность при решении задач и самостоятельность в поиске путей реализации заданий;
- Развить познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике;
- Развить творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ).
Воспитательные задачи:
- Воспитать привычку вдумчивого и внимательного выполнения заданий, уважительного отношения к сложной и умной машине, терпение и сосредоточенность при решении задач;
- Воспитать у обучающихся понимание представления о своем месте в современном информационном обществе.
Адресат программы: возраст обучающихся с 8 лет.
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения воспитанника к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Воспитанникам, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость 12 - 15 лет, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Задания для таких детей не особенно трудоемки и объемны, а для создания больших работ используется коллективная форма организации труда, которая дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.
В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Обучение развивает воспитанников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается воспитанниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых и т. д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении. Они не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых тем, а стремятся понять их сущность. У них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Поэтому придается процессу обучения проблемный характер, в результате они учатся самими формировать проблемы и вырабатывать аналитику - синтетические умения.
Только глубокое знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного проведения образовательного процесса.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей – свободный, без предъявления особых требованиям компьютерной грамотности. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные планы освоения программы. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий: 216 ч. Учебное занятие составляет 30 минут для детей в возрасте 10 лет, 45 минут для остальных обучающихся. Между занятиями 10-митутный перерыв.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда воспитанников при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается путем предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Методы существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу обучающихся;
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1.Объяснение.
2.Показ.
3.Практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, обучающиеся постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия на кружке должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у обучающегося своего домашнего ПК.
Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же, как и успехи обучающихся уже имеющих навыки обращения с компьютером.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В основу представляемой программы кружка положены такие принципы:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей воспитанников).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта воспитанников, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Формы оценки качества и результативности.
После прохождения разделов учебной программы проводится текущий контроль успеваемости в форме итогового занятия. На итоговом занятии проводится наблюдение за работой детей.
Кроме того, программой предусмотрена промежуточная аттестация (по итогам первого и второго полугодия) в форме тестирования, направленного на оценку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Учебный план
№ | Наименование учебного модуля | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Модуль первого полугодия обучения | 104 | 40 | 64 | Зачет в форме тестирования |
2. | Модуль второго полугодия обучения | 112 | 22 | 90 | Зачет в форме тестирования |
Итого: | 216 | 62 | 154 |
Рабочая программа учебного модуля 1 полугодия
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Начальные сведения о персональных компьютерах. Программное обеспечение. | 10 | 10 | - |
1.1 | Введение. | 2 | 2 | - |
1.2 | Устройства, входящие в состав ПК. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - |
1.3 | Операционная система MS Windows. | 2 | 2 | - |
1.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 2 | - |
2. | Текстовый редактор МSWord | 20 | 8 | 12 |
2.1 | Основные операции с текстом. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Форматирование документа в текстовом редакторе. | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Оформление страницы документа. | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Вставка рисунков и символов. | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Подготовка к печати документа. | 2 | - | 2 |
2.6 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
3. | Основы подготовки презентации. | 24 | 8 | 16 |
3.1 | Выбор макета презентации. | 2 | - | 2 |
3.2 | Заполнение слайда. | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Настройка анимации. | 4 | 2 | 2 |
3.4 | Управление показом | 4 | 2 | 2 |
3.5 | Монтаж изображений в программе MovieMaker | 6 | 2 | 4 |
3.6 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
4. | Основы подготовки публикаций | 20 | 6 | 14 |
4.1 | Макеты, типы публикаций. | 6 | 2 | 4 |
4.2 | Оформление публикации. Цветовые схемы. | 6 | 2 | 4 |
4.3 | Вставка рисунка. | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
5. | Система оптического распознавания документов. | 16 | 4 | 12 |
5.1 | Сканирование. | 4 | 2 | 2 |
5.2 | Обработка сканированного документа | 4 | - | 4 |
5.3 | Передача в нужный формат. | 6 | 2 | 4 |
5.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
6. | Интернет | 14 | 4 | 10 |
6.1 | Способы поиска информации в Интернете | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Электронная почта | 4 | 2 | 2 |
6.3 | Online перевод текста | 2 | - | 2 |
6.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
7. | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 |
Итого | 104 | 40 | 64 | |
Рабочая программа учебного модуля 2 полугодия | ||||
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Редактирование изображений | 34 | 6 | 28 |
1.1 | Программы по редактированию изображений | 14 | 2 | 12 |
1.2 | Редактирование изображений в программе MS PictureManager, Corel Paint Shop Pro Photo и др. | 18 | 4 | 14 |
1.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
2. | Графические редакторы | 78 | 16 | 62 |
2.1 | Знакомство с основами | 8 | 4 | 4 |
2.2 | Слои | 10 | 2 | 8 |
2.3 | Режимы выделения | 10 | 2 | 8 |
2.4 | Преобразования | 8 | 2 | 6 |
2.5 | Текст в изображениях | 8 | 2 | 6 |
2.6 | Спецэффекты | 10 | 2 | 8 |
2.7 | Восстановление старых фотографий | 10 | 2 | 8 |
2.8 | Подготовка творческих заданий | 10 | - | 10 |
2.9 | Итоговое занятие. Текущий контроль | 2 | - | 2 |
3 | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 |
Итого | 112 | 22 | 90 |
Содержание программы 1 полугодия
1. Начальные сведения о персональных компьютерах.
Теоретический компонент. Программное обеспечение.
Устройства, входящие в состав ПК: внутренние составляющие. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, мышь, принтер, сканер. Инструктаж по технике безопасности. Операционная система MS Windows. Основные элементы окна. Меню. Создание, открытие, сохранение документов в программном приложении.
Практический компонент.
Обучить правилам работы на ПК, правилам техники безопасности при работе с ПК. Освоить состав и назначения устройств ПК.
Обучить возможностям операционной системы MS Windows, правилам работы с меню, правилам создания, открытия, сохранения документов в программном приложении. Научить запускать программы на выполнение; управлять окнами; работать с носителями информации: дисками, файлами; создавать папки, ярлыки.
2. Текстовый редактор MS Word
Теоретический компонент.
Принципы работы в текстовом редакторе. Основные операции с текстом. Перемещение, копирование, удаление фрагментов текста. Перемещение по набранному тексту. Форматирование текста. Общая схема форматирования. Панель инструментов. Границы и заливка - оформление абзацев. Создание списка перечисления. Работа со стилями. Работа с таблицами. Операции с таблицами. Оформление страницы документа. Параметры страницы. Вставка рисунков и символов. Подготовка к печати документа.
Практический компонент.
Обучить возможностям текстового редактора MS Word, порядку работы с командами меню и инструментами; способам форматирования текста; основным операциям с рисунками и таблицами; правилам вывода документа в печать.
Научить вводить текст; выделять, копировать и удалять фрагменты текста;
вставлять рисунки, символы, таблицы; создавать стили; распечатывать документ; сохранять документ.
3. Основы подготовки презентаций.
Теоретический компонет.
Общая схема работы в MS PowerPoint. Приемы создания компьютерных презентаций. Дизайн презентации. Презентация в режиме слайдов. Заполнение слайдов. Анимация слайда. Настройка анимации. Настройка звука формата WAV. Общая настройка презентации. Настройка времени. Управление показом. Макеты слайдов. Демонстрация презентации. Монтаж файлов мультимедиа на компьютере.
Практический компонент.
Обучить правилам создания, открытия, сохранения документа; порядку работы с командами меню и инструментами; основным операциям при работе над презентацией, этапам создания презентации, способам настройки анимации, звука; принципам работы в программе MovieMaker
Научить использовать конструктор и разметку слайда; применять настройку слайда; применять общую настройку презентации.создавать презентации на основе заданных шаблонов в программе PowerPoint; монтировать изображения в программе MovieMaker.
4. Основы подготовки публикаций.
Теоретический компонент.
Общие сведения о создании публикаций MS Publisher. Макеты, типы публикаций. Оформление публикации. Цветовые схемы. Вставка рисунка. Вывод в печать.
Практический компонент.
Научить правилам создания, оформления и сохранения публикации; выбирать тип публикации; изменять цветовую схему; вставлять и редактировать рисунок; выводить публикацию в печать.
5. Система оптического распознавания документов.
Теоретический компонент.
Общие сведения о применении сканера. Возможности программы FineReader. Сканирование. Передача в удобный формат.
Практический компонент.
Обучить способам работы со сканером; порядку передачи бумажного документа в удобный для редактирования формат.
Научить задавать параметры сканирования; обрабатывать изображения; производить распознавание и проверку результатов; сохранять распознанный текст.
6. Интернет.
Теоретический компонент.
Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть Интернет. Всемирная паутина. Web-страница. Web-сайт. Способы поиска и сохранения информации в Интернете. Электронная почта. Общение в реальном времени.
Практический компонент.
Обучить правилам поиска, открытия, сохранения информации; правилам работы с электронной почтой; системе компьютерного перевода текста.
Научить создавать почтовый ящик; отправлять и получать письма по электронной почте; использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текста
Содержание программы 2 полугодия
1. Редактирование изображений.
Теоретический компонент.
Понятие «редактирование изображения». Принципы работы в программах по редактированию изображений.
Практический компонент.
Научить возможностям работы в программах по редактированию фотографий; переносить фотографию в программу; настраивать изображение; использовать инструменты для улучшения изображения; применять эффекты художественного оформления; добавлять рамки; отправлять фотографию по электронной почте.
2. Графические редакторы
Теоретический компонент.
Точечные и векторные изображения. Рабочая среда и интерфейс пользователя. Линейки и направляющие. Создание, открытие и сохранение документа. Инструменты рисования и их атрибуты. Понятие слоя. Палитра «Слои», меню «Слой»: создание, удаление, перемещение слоев, скрытие и отображение слоев. Непрозрачность. Связывание и объединение слоев. Инструменты. Выделение, Лассо, Волшебная палка. Модификация выделения. Кадрирование. Выделение нескольких областей. Вырезание и копирование. Изменение размера изображения, холста, фрагмента. Вращение. Зеркальное отображение. Преобразования выделенных областей: наклон, искривление, изменение перспективы. Инструмент Текст. Отбрасывание тени. Заливка текста. Свечение, рельефность. Свечение, отражение. Фильтры спецэффектов. Текстура. Стиль. Деформация
Практический компонент.
Обучить различиям между точечным и векторным изображением; отличиям и особенностям каждого вида преобразований, различным возможностям программы при работе с текстом.
Научить создавать документы и задавать их параметры; сохранять документы в различных форматах; работать с различными инструментами рисования, работать с палитрой слоев и меню Слой; создавать, удалять слои, настраивать их параметры; работать с инструментами выделения; модифицировать выделенную область изменять размер изображения, фрагмента, холста; применять различные виды преобразований изображения; создавать обычный текст и выделение текстом; особенностям работы с текстом; применять к тексту различные преобразования; создавать эффекты свечения, отражения, тени и др.; применять все изученные ранее приемы для восстановления черно-белых и цветных фотографий.
10. Итоговое занятие.
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ ДО «Дом творчества». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- компьютер, ноутбук, сканер.
- методические пособия, дидактические материалы.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, прошедший курсовую подготовку «Пользователь персонального компьютера» и владеющий методикой обучения техническому творчеству.
Методическое обеспечение
№ п/п | Разделы | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Начальные сведения о персональных компьютерах. Программное обеспечение. | Объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический, практический | Научная и специальная литература. | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
2. | Текстовый редактор МSWord | Объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
3. | Основы подготовки презентаций. | Объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
4. | Основы подготовки публикаций | Объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
5. | Система оптического распознавания документов | Объяснение, рассказ, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, сканер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
6. | Интернет | Объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
7. | Редактирование изображений | Объяснение, показ, рассказ, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
8. | Графические редакторы | Объяснение, показ, беседа, практическое закрепление полученных знаний за компьютером | Словесный, наглядный, практический | Научная и специальная литература | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. | Упражнения, самостоятельная работа. |
Оценочный материал
Оценочный материал для проведения текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения
Критерии оценки:
Высокий уровень: учащийся соблюдает правила техники безопасности, хорошо работает с текстовыми редакторами; умеет представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.); умеет просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; быстро находит информацию в Интернете; свободно работает с графическими редакторами.
Средний уровень: учащийся соблюдает правила техники безопасности, с небольшими затруднениями работает с текстовыми редакторами; с трудом представляет числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.); с трудом умеет просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; плохо работает с графическими редакторами.
Низкий уровень: учащийся не соблюдает правила техники безопасности, не умеет работать с текстовыми редакторами; не умеет представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.); не умеет просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; не умеет работать с графическими редакторами.
Оценочный материал для проведения промежуточной аттестации
Тест 1
1. Операционная система – это:
А) прикладная программа;
Б) системная программа;
В) система программирования;
Г) текстовый редактор.
2. Драйвер – это:
А) устройство компьютера;
Б) программа для работы с устройствами компьютера;
В) прикладная программа;
Г) язык программирования.
3. Программа, работающая под управлением Windows, называется:
А) приложение;
Б) документ;
В) среда;
Г) как-то иначе.
4. PowerPoint - это ...
А) анимация, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
Б) программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
В) текстовый редактор
Г) программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков.
5.Чтобы удалить текст, рисунок со слайда, необходимо ...
А) Выделить его и нажать клавишу ESC
Б) Щелкнуть по объекту
В) Выделить его и нажать клавишу DELETE
Г) Стереть
6. Главное меню открывается:
А) щелчком по значку Мой компьютер;
Б) кнопкой Пуск;
В) контекстным меню;
Г) щелчком на Панели задач.
7. Окно – это:
А) рабочая область;
Б) основное средство общения с Windows;
В) приложение Windows;
Г) событие Windows.
8. Что необходимо сделать для сохранения изменений в файле?
А) Выполнить команду "Файл - Открыть..."
Б) Выполнить команду "Файл - Свойства..."
В) Выполнить команду "Файл - Сохранить"
Г) Нажать кнопку "Копировать" на панели инструментов
9. В презентации можно использовать:
А) оцифрованные фотографии;
Б) звуковое сопровождение;
В) документы, подготовленные в других программах;
Г) все выше перечисленное
10. Где расположена строка меню окна:
А) сверху;
Б) снизу;
В) слева;
Г) справа.
11. В окне приложения находится:
А) содержимое папки;
Б) работающая программа;
В) файловая структура;
Г) содержимое файла.
12. Диалоговое окно раскрывается:
А) по желанию пользователя или по необходимости приложением;
Б) тройным щелчком мыши на объекте;
В) при щелчке на специальном значке;
Г) только по окончании работы компьютера.
Г) разворачивания окон.
13. Комплекс системных и служебных программ называется:
А) текстовый редактор;
Б) графический редактор;
В) операционная система;
Г) драйвер.
14. Включить программу или открыть документ можно:
А) щелчком;
Б) двойным щелчком;
В) перетаскиванием;
Г) зависанием.
15. Рабочий стол – это:
А) файл;
Б) центральная часть экрана;
В) активная часть экрана;
Г) папка.
16. В главном меню стрелка справа напротив некоторых пунктов:
А) запускает приложение;
Б) сворачивает этот пункт;
В) раскрывает подменю;
Г) открывает окно.
17. Где расположен заголовок окна:
А) снизу;
Б) сверху;
В) справа;
Г) слева.
18. Диалоговое окно предназначено для:
А) просмотра содержимого папки;
Б) запроса у пользователя некоторых параметров;
В) работы приложения;
Г) работы с файлами.
19. Чтобы просмотреть содержимое окна, не поместившегося в рабочую область, нужно воспользоваться:
А) заголовком;
Б) полосой прокрутки;
В) строкой меню;
Г) кнопкой свернуть.
20. В окне папки находится:
А) содержимое папки;
Б) работающая программа;
В) наглядное изображение файловой структуры;
Г) содержимое файла.
Тест 2
1. Операционную систему с диска загружает в ОЗУ:
А) BIOS;
Б) драйвер;
В) загрузчик операционной системы;
Г) сервисная программа.
2. Свойствами Рабочего стола является:
А) оформление Рабочего стола;
Б) ярлыки, папки, файлы, расположенные на Рабочем столе;
В) дата изготовления Рабочего стола;
Г) имя пользователя, работающего с Рабочим столом.
3. Активизировать или выделить файл или папку можно:
А) двойным щелчком мыши;
Б) щелчком;
В) протаскиванием;
Г) указыванием.
4. Элементы интерфейса PowerPoint
А) заголовок, меню, строка состояния, область задач и т.д.
Б) слово, абзац, строка
В) экран монитора
Г) системный блок
5. Как выйти из режима просмотра презентации?
А) F5
Б) ESC
В) ENTER
Г) DELETE
6. Компьютерные презентации бывают:
А) линейные
Б) интерактивные
В) показательные
Г) циркульные
7. Какое расширение имеет файл презентации?
А)*.txt
Б)*.ppt, *.pptx, *.odp
В) *.doc, *.docx, *.odt
Г) *.bmp
8. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет...
А) IP-адрес
Б) Web-сервер
В) домашнюю web-страницу
Г) доменное имя
9. Гиперссылки на web - странице могут обеспечить переход...
А) только в пределах данной web - страницы
Б) только на web - страницы данного сервера
В) на любую web - страницу данного региона
Г) на любую web - страницу любого сервера Интернет
10. Задан адрес электронной почты в сети Internet: user_name@int.glasnet.ru. Каково имя владельца электронного адреса?
А) int.glasnet.ru
Б) user_name
В) glasnet.ru
Г) ru
11. Какую клавишу необходимо использовать для рисования правильных фигур
А) Shift
B) Back Space
C) Delete
D) Caps Lock
E) Ctrl
12. Укажите расширение, которое может иметь файл графического редактора Paint
А) doc
B) txt
C) bmp
D) exe
E) rtf
13. Укажите стандартный путь открытия графического редактора Paint
А) Пуск – Программы – Стандартные – Paint
B) Пуск – Программы – Служебные – Paint
C) Пуск – Настройка – Панель управления – Paint
D) Пуск – Документы – Мои документы – Paint
E) правильного ответа нет
14.Сколько раз необходимо фиксировать кривую линию
А) 10 раз
B) 3 раза
C) 2 раза
D) 1 раз
E) ни одного раза
15. Каких возможностей не предоставляет графический редактор Paint
А) изменение толщины линий
B) изменение цвета фона
C) установка прозрачного выделения
D) вставка готовых рисунков
E) устранение эффекта красных глаз
16. Каких возможностей не предоставляет графический редактор Paint
А) отмена предыдущего действия
B) заливка замкнутой области
C) изменение размеров рисунка
D) автоматическое улучшение контрастности на рисунке
E) изменение палитры
17. Какие форматы графических файлов не поддерживает Paint
А) jpeg
B) gif
C) tiff
D) png
E) нет правильного ответа
18. Компьютерные телекоммуникации - это ...
А) соединение нескольких компьютеров в единую сеть
Б) перенесение информации с одного компьютера на другой с помощью дискет
В) дистанционная передача данных с одного компьютера на другой
Г) обмен информацией между пользователями о состоянии работы компьютера
19.Браузеры (например, Microsoft Internet Explorer) являются...
А) серверами Интернет
Б) антивирусными программами
В) трансляторами языка программирования
Г) средством просмотра web-страниц
20. Завершение работы с компьютером происходит по команде:
А) Пуск\Программы\Завершение работы;
Б) Пуск\Завершение работы;
В) нажать Reset;
Г) Ctrl+Alt+Delete.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 17-20 правильных ответов
Средний уровень – 10-16 правильных ответов
Низкий уровень – 1-9 правильных ответов
Литература для педагога
- Агафонова И. Н. Учимся думать. Сб. занимательных задач, тестов и упражнений. СПб.:М и М — Экспресс, 1996.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. Перевод с англ. СПб.: Музыкальный фонд Санкт-Петербурга, 1993.
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3
- Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 6-8.
- Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3
- Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2
- Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Горячев А. В., Волкова Т. О., Горина К. И., Лобаче-ва Л. Л., Спиридонова Т. Ю., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах / Под ред. А. В. Горячева. М.: Экспресс, 1996.
- Горячев А. В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер),М.2010
- Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2.
- Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11
- Зарецкий Д. В. и др. Информационная культура. Модуль «Класс 1»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000.
- Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2
- Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981
- Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Обучение информатике: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы
- Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8
- Фридланд А. Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003.
Интернет-ресурсы.
- http://www.metod-kopilka.ru
- http://www.zankov.ru
- http://www.rusedu.ru
- http://uchinfo.com.ua
- http://art-lk.ucoz.ru
- http://pospelova.ucoz.ru
- http://osvoenie-pk.ru/word.htm
Литература для обучающихся
- Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей-СПб.,1996;
- Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1991.Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2
- Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы). СПб.: Лань, МИК, 1996.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Учебники 2-4классов. — 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). М.: Эйдос, 1995Первин Ю. А., Дуванов А. А., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьника. М., 1991.
- Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование. 2000. № 1.
- Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»
Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью
Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе рабо...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...